Салават. Наследник тети Ути и дешевые шторы



Приезжие, проходя по центру Одессы, наверное, удивляются странному названию музея восковых фигур – «У бабы Ути». А название это историческое. Так называлась в народе шашлычная, расположенная именно в этом месте, в подвале рядом с Оперным театром, на углу Дерибасовской и Ришельевской.

Шашлычная эта еще называлась и «У тети Ути», суть не в этом. Посетителей там хватало. Цены были демократичные, водку продавать запрещалось, но коньяк с небольшим количеством звездочек там можно было заказать. Может быть, только из-за коричневого цвета,чтобы не бросался в глаза, я не интересовался.

В меню были шашлыки, цыплята-табака, купаты, и небольшой набор закусок и салатов. Заведение было популярным из-за вкусной и недорогой пищи и удачного расположения. А нам, курсантам ОВИМУ шестидесятых, «Тетя Утя» вообще была родным домом, потому, что там трудилась кассиром-буфетчицей мать Толика Аксенова, нашего однокурсника. Её мы между собой иногда называли тем же именем.

Именно Толик Аксенов, по прозвищу Аксентий, «наследник тети Ути», и был направлен на теплоход «Салават» ремонтным механиком. Я же передвигался на должность четвертого, несущего вахту. Одновременно происходила замена старших механиков. На судно был назначен молодой и обаятельный Василий Иванович Маляр, впервые старшим механиком. Впоследствии, при прохождении шлюзов канадского морского пути он мне доверял на маневрах полностью, что окрыляло, честно говоря.

Аксентий, парень компанейский, сразу же влился в компанию, тусующуюся в моей каюте, подружился с Борисом Бондаревым. Виталия-боцмана он знал по совместной работе на "Мукачево".

Рейс у нас был интереснейший. Второй раз я направлялся по линии Средиземное море – Канада, Канада – Средиземное море. Порты погрузки следовали один за другим, как у круизного судна. Мы были молоды и жадны до впечатлений, рвались на берег, как собаки утром во двор. Не успевало судно привязаться к берегу, как мы атаковали помполита с требованием выдать паспорта моряков и выпустить нас на волю.

Ну, все средиземноморские порты описаны сотни раз и без меня, да и что мы там могли увидеть за три-четыре часа? Я лучше попытаюсь вспомнить подробности нашего рейса. Точнее, сосредоточусь пока на Монреале. Монреаль находится на реке святого Лаврентия, в провинции Квебек, там говорят , в основном, по-французски.

В то время он был крупнейшим городом Канады – около полутора миллионов жителей. Но исторический центр Монреаля не так и велик, около квадратного километра. Припортовый район, широкую улицу Святого Лаврентия и пересекающую ее улицу святой Екатерины я немного помнил по зимнему заходу на «Солнечногорске».

В 1967 году в Монреале состоялась международная выставка ЭКСПО-67, очень красивый советский павильон с вогнутой крышей, напоминающей траекторию взлетающего ТУ, был к тому времени уже демонтирован и отправлен в Москву на ВДНХ, а другие страны свои павильоны оставили, и территория выставки активно использовалась ежегодно много лет. Я слышал, что с конца девяностых там было устроено «Казино де Монреаль».

Ну, а тогда нам достались четыре бесплатных билета на выставку. Я ее не очень хорошо запомнил по причине плохого настроения. А плохое оно было вот почему. Возле каждого национального павильона существовали национальные же кафе. И дернул нас черт заказать пиво в немецком павильоне! Еще и подтвердили заказ:-«Да, немецкое! Да, большие бутылки».

Пиво оказалось дороже шести долларов бутылка. И хоть бы вкусное, так нет! Я, может быть и смог бы расслабиться и получить удовольствие, но мешали злобные взгляды товарищей с еще меньшей, чем у меня зарплатой. Кружка пива в припортовых забегаловках стоила всего тридцать центов.

Другая история. Был у нас в экипаже моторист по имени Петр. Высокий, крупный, из горлопанов. Обожал выступать на общесудовых собраниях, критиковал всех и вся. Помню, рейс проходил без приключений. В коллективе отношения великолепные. Кормят отлично, снабжение хорошее. На собрании Пете не за что зацепиться. Взял слово и не знает, что же сказать. Наконец, вспомнил он грязное полотенце возле умывальника в машинном отделении. И задвинул пятиминутную речь о гигиене и невнимании к ней профсоюзной организации и начальства.

И вот этот Петр зашел ко мне в каюту, и обратился с просьбой. В Монреале у него жила с мужем-поляком односельчанка. У него был их адрес и он хотел навестить женщину. Нужно было организовать визит, в тайне, конечно. Это сейчас я пишу открыто, 45 лет прошло! Все удалось и прошло гладко.

Мы с друзьями взяли Петю к себе в группу ( сам удивляюсь, как легко комиссар пошел нам навстречу), и в выходной день отправились в гости. Стол был отменный. Хозяин оказался пенсионером по инвалидности из-за несчастного случая на производстве. Сама односельчанка еще работала, ее подруга, тоже украинка, была хозяйкой парикмахерской. Познакомились они в немецком концлагере и не захотели разлучаться после освобождения. Хорошие люди.

Выйдя из-за стола, отправились в центр города на их машине. Петиной знакомой хотелось сделать подарок земляку. Ну, а мы попросили показать центр и помочь выбрать недорогие сувениры. Купили, по моему, женские шерстяные платки на голову. Зато Петя отоварился отменно, платил-то не он. Ему в подарок купили занавески по три или четыре доллара за метр. Очень красивые, белые с набивными цветами.

Вечером Петр хвастался покупками. Занавесь нравилась всем без исключения. Подходила и цена – по доллару за метр. Дороже он цену сказать не мог, сами понимаете. Наши руководители, тот же комиссар, стармех, старпом, назавтра ринулись в город. Вооруженные планом, нарисованным коварной рукой Аксентия, объект они нашли, но по тройной цене.

На пароход они вернулись недовольные. А тут еще перешвартовка на край города, к элеватору. До центра – автобусом, потом на метро, и опять автобусом. Но все же сделали наши еще одну попытку. Хотели меня Сусаниным назначить, еле отбился, сославшись на скверную зрительную память. Результат поездки несложно было предугадать. Мне было их жаль, но обстоятельства дела требовали абсолютного молчания. И вот только сейчас я могу попросить у них прощения за невольный обман.



Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 33
Опубликовано: 09.01.2017 в 09:09
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора










1