У каждого есть свои ресурсы


У каждого есть свои ресурсы
Мы все с вами желаем время от времени взбодриться и почувствовать себя более свежими. Но ведь подчас, мы не знаем как это сделать, хотя у нас есть психологические ресурсы и функциональные резервы, которые мы можем задействовать.
Что же такое ресурс и функциональные резервы нашего организма?
Ресурсы – (от франц.ressource – вспомогательное средство), запасы, возможности, источники средств [Советский энциклопедический словарь, М.: «Советская энциклопедия», 1987.c. 1122].
Под функциональными резервами (резервные возможности организма) по М.П. Брескину, понимают приобретенную в ходе эволюции способность организма или отдельных органов и систем выполнять повышенную по сравнению с состоянием покоя нагрузку (Айдаралиев А.А., 1988) [Психология профессионального здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова, СПб.: «Речь» 2006, c.78].

М.Н.Гордеев в своей книге "Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу" пишет: "Ресурс - это психологическое состояние, или набор качеств, или отдельное психологическое качество, которое является необходимым для человека ив данный момент. Ресурс - прежде всего энергетический конструкт, который опирается на психологическую энергию. Как правило, ресурс сопровождается положительными эмоциями, и его поучение положительно воздействует на психоэмоциональное состояние клиента. Ресурс можно сравнить с горючим, которое необходимо автомобилю, чтобы тронуться с места и проделать определенный путь. Психологический ресурс обладает таким же смыслом - он нужен для того, чтобы сдвинуть клиента с мертвой точки и дать возможность ему проделать определенную трансформационную работу.
Обычно клиент приходит к нам в низком ресурсном состоянии то есть тех сил, которые есть у него на данный момент, совершенно недостаточно для изменения ситуации. Его ресурсы истощены, и это не дает возможность его бессознательному проделать полезную работу. Безусловно, бессознательному помимо ресурсов ещё нудна цель, к которой идти, но ресурс является обязательным условием, даже если человек такую цель имеет" (с.165-166).
В повседневной жизни мы не всегда имеем доступ к своим ресурсам и функциональным резервам и у нас часто царит убеждение, что никакие силы, функциональные резервы и ресурсы нам недоступны. Поэтому достижение и использования ресурсов возможно при помощи психолога. Он способен снять ограничивающие убеждения или по крайней мере начать в них сомневаться и искать исключения. Психотерапевт способен обнаружить зыбкие грани реальности, человеческих представлений о себе и окружающем его мире. Человек на консультации у психолога достигает ресурса путем диссоциации и он может позволить себе внутреннюю реструктуризацию.
Диссоциация — это защитный механизм психики, «отделение» себя от своих неприятных переживаний и она способствует возможности достижения ресурсов. Диссоциация в норме - это как правило реакция на стресс, сильные неприятные переживания.
Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза).
Диссоциация может происходить во времени. пространстве, в частях личности, приводя нас к ресурсам. При пространственной диссоциации психотерапевт может повести человека в виртуальное путешествие в ресурсное место. которое было в его истории или которое придумывается им, а лучше его бессознательным.
Временная диссоциация способна повести человека в прошлое, в приятные воспоминания, ресурсные события, в которых он испытывал и демонстрировал те или иные состояния, необходимые ему сейчас, то есть произвести возрастную регрессию в ресурсные события. Кроме того, психолог может использовать возрастную прогрессию, направить человека в ресурсное будущее. как правило, это будущее, в котором он уже решил свою проблему, и которое выгодно отличается от сегодняшнего дня.
Диссоциация во внутреннюю структуру личности способна раскрывать внутренний потенциал, снимать блоки, которые стоят на пути к ресурсам, освобождать внутреннюю энергию, зажатую и сдерживаемую в этих блоках.
[Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела].
Собственные силы человека часто растрачиваются на внутренний конфликт, когда внутренние силы борются друг с другом, и человек теряет ресурсы в двойне.
М.И Гордеев пишет, что для путешествия в ресурсное место есть определенный алгоритм, который соответствует логике вида путешествия, который человек сам себе выбирает.
Необходимо: определить необходимые ресурсы, ресурсное место. ощутить себя в ресурсном месте, определить для себя скрытый смыл ресурсного места и получить те качества, те состояния, которые могут быть для него полезны, сохранить принимаемые ресурсы как положительные и значимые в настоящее время.
...В обычной ситуации психолог в выясняет необходимые ресурсы в ходе беседы. Особенно когда клиент говорит: " Вот когда я отдыхал в прошлом году в горах у меня было такое состояние, которого не хватает сейчас..Психолог задает клиенту вопрос: "А хотели бы вы оказаться там сейчас?" И полученный ответ "да" - это даже не ответ выбора, а просто сигнал для начала путешествия в это место. Психологу необходимо помнить и предполагать, что данное ресурсное место может быть связано с проблемой, с негативным воспоминанием и придумать какой-либо другое ресурсное место, которое является значимым, ценным, обладающим внутренней энергетикой.

М.Евлампиева, О.Кардашина в брошюре "Перекрестки возможностей(Библиотечка "Первого сентября", серия "Школьный психолог". Вып.35. М.:Чистые пруды, 2010,32 с.) предлагает искать у себя личностные ресурсы для снижения ситуативной и личностной тревожности путём формирования мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей («Я и мои особенности», «Я и другие», «Я и Мир»).
Цель: Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов и функциональных резервов, необходимых для адаптации в социуме.
Ресурсы бывают: внешние и внутренние; актуальные в прошлом, настоящем и в ближайшем будущем: свои и чужие; взрослые и детские.
Очень трудно найти в себе новые силы и вдохновение. Для того, чтобы найти и обнаружить скрытые ресурсы и мобилизовать дремлющие внутри них силы необходимо активизировать фантазию, чтобы открыть в себе нечто неожиданное, нечто ценное.
Таблица ресурсов.
Внутренние ресурсы: Физические (ресурсы тела); психологические (характерные особенности); знания, умения, навыки.
Физические (ресурсы тела): тихий, громкий голос; подвижная мимика; обильная жестикуляция, зрение; слух; здоровье; высокий интеллект; тонкое, крупное тело; сила, слабость.
Психологические (характерные особенности): устойчивость к обидам; спокойствие, равновесие; улыбчивость; веселый нрав; яркость; энергичность; изобретательность; дружелюбие; чуткость; скромность; смелость; самостоятельность; честность; заботливость; осторожность.
Знания, умения, навыки: умение рассуждать; умение интересно рассказывать, умение играть какую-то роль; умение писать о себе, о людях, о мире; умение считать; умение читать; умение быстро бегать; знание иностранных языков; умение видеть, чувствовать состояние другого человека; умение поддерживать; умение слушать.
Внешние ресурсы: события; природа; люди; занятия, увлечения; пространство и время.
События: возможность побыть в одиночестве; один на отдыхе; в центре внимания; отдых с друзьями; один дома; на публике; вечеринки, дискотеки; праздники, каникулы.
Природа: яркое солнце; свежий воздух; белые облака; дождь, ливень; море; прибой; небо; высокие горы; колючий мороз; зелёный лес,джунгли; ветер; костер; поле цветов; мягкий снег.
Люди: близкие люди; друзья; известные люди; особенные люди; герои; певцы; мыслители, спортсмены; актеры, киноактёры.
Занятия, увлечения: игра в мяч; занятия историей; пение; игра на музыкальных инструментах; путешествия; спорт; отдых на природе; фильмы, интернет, компьютерные игры; корабли; самолёты; общение с друзьями; танец; движение.
Пространство и время: свободное время; школа; дом; крыша; природа; двор; другие страны; комната; кухня; ванная.
Есть несколько способов реализовать свои ресурсы и функциональные резервы и это видно из таблицы ресурсов. Она является подсказкой, говорящей о том, где находятся ваши ресурсы и резервы.
Главное найти свой оазис, своё собственное святилище, "уголок для тревог". Постарайтесь выбрать такое место, где вам бы хотелось находиться и где бы вы отдыхали душой. Пусть это будет немного неудобное место, чтобы вам не хотелось проводить там много времени. Это может быть площадка лестничного проема, невзрачный угол и поставьте там табурет. Вот вам и место для тревог. Если вы заметите, что начинаете тревожиться где-то в другом месте, мягко напомните себе, что в данный момент волнения не ко времени и ни к месту. Обратитесь к себе за советом, то есть запишитесь к себе на приём.
Аллен Элкин в своей книге "Стресс для чайников" советует внутренний монолог для избавления от тревожности и предлагает несколько примеров самоубеждений:
* Не стоит думать о том, что случится самое худшее.
* Закон Мерфи не верен. Закон: "Если что-то плохое может случиться,оно случится обязательно"? На самом деле не всё, что вы ожидаете, действительно произойдёт. Мы легко запоминает то, что у нас не получилось, но совершенно не помним того, что прошло без сучка и без задоринки.
* Я вполне могу с этим справиться.
* Сделай глубокий вдох. Задержи дыхание. А теперь медленно выдохни.
* Не превращай это во что-то большее, чем оно есть на самом деле.
* Я нытик! Что я всегда таким буду?
* Неужели это самое худшее, что могло случится?
* Переживания хоть как-то мне помогут?
* Чем я могу отвлечь себя от тревожных мыслей?
* Я смогу найти решение проблемы.
* Прекрати думать "а что, если..."
* Если взять 10 -бальную шкалу: на сколько баллов по важности тянет эта ситуация?
[Аллен Элкин. Стресс для "чайников".М.: "Диалектика", 2006, c.215]
М.Евлампиева, О.Кардашина в брошюре "Перекрестки возможностей"("М.:Чистые пруды, 2010) предлагает искать у себя личностные ресурсы для снижения ситуативной и личностной тревожности путём формирования мотивации на исследование своих ресурсных возможностей.
Моё ресурсное место
Найдите удобное место. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Сейчас перенеситесь в «Место Силы». Это такое место, которое придает вам силу , уверенность и бодрость. Может быть, это какое-то реальное место, а может быть, оно будет воображаемое (сказочное, виртуальное). Теперь представьте себе, что вы перенеслись в свое «Место Силы». Оглянитесь вокруг. Посмотрите по сторонам. Что это за место? Это город? Улица дом, комната, стадион? Или это природное место: лес, река, сад, море, пустыня, поле, гора, дорога? Посмотрите, есть ли кто-то рядом с вами? Прислушайтесь, что вы слышите? Постарайтесь уловить всё до мельчайших деталей. Найдите источник, который придает вам сил. Что это? Свет вода, огонь земля, камень, какое-то существо, может быть, особая атмосфера места? Рассмотрите свой источник силы внимательно. Теперь получите силу от этого источника. Почувствуйте, как сила наполняет ваше тело. Что изменилось в вас после того, как вы наполнились силой? Как теперь чувствует себя ваше тело? Побудьте там ещё немного. Хорошенько наполнитесь силой, уверенностью, здоровьем, бодростью. Скажите спасибо своему источнику. Когда вам необходима будет сила и энергия, вы всегда можете посетить это место и взять их там.
А теперь вспомните что-нибудь приятное, веселое из вашей реальной жизни – недавнее событие или случай из вашего детства. Может быть, это какая-то ситуация, в которой проявились ваши сильные стороны, или человека, с которым вам было комфортно находиться, а может быть, это радостные впечатления от какого-то события, которое произошло с вами? Ведь воспоминание о чём-то приятном, удавшемся, весёлом придает много силы. И когда жизнь кажется трудной и несправедливой, вы всегда можете вспомнить о чём-то приятном. О том времени, когда вам было хорошо и уютно. Это поможет вам справиться с трудной ситуацией.
А теперь пора возвращаться в реальность. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, медленно откройте глаза, потянитесь и приступайте к выполнению трудного задания.



Рубрика произведения: Проза ~ Психология
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 71
Опубликовано: 02.01.2017 в 12:41
© Copyright: Гадаев Алексей Вениаминович
Просмотреть профиль автора










1