Писатели. Не сумасшедшие и несчастные… "Рассуждизмы и пароксизмы".90.


Писатели. Не сумасшедшие и несчастные… "Рассуждизмы и пароксизмы".90.
 


«Рассуждизмы и пароксизмы», состоящие из эпиграфов и замечаний.

1. ЭПИГРАФЫ.

1.1.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
                          (В.В.Маяковский. «Во весь голос»).

1.2.
В 1922 году, выступая с речью на съезде металлистов, Ленин сказал своей аудитории (о Маяковском): - Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно.
                                                                                                  (Э.Триале. «Маяковский, русский поэт»).
1.3.
Женщины – мяса и тряпок вязанки.
                                           (В.В.Маяковский. «Про это»).
1.4.
Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви.
                                                        (Я.Вишневский. «Одиночество в сети»).
1.5.
Не вовремя может быть только икота, менструация, смерть или соседка. Но не любовь.
                                                                                                                             (Я.Вишневский. «Менопауза»).
1.6.
Бабы- бичь божий.
                              (А.П.Чехов. «Чёрный монах»).
1.7.
Друзья?.. У меня нет друзей. А иногда такая тоска - хоть женись!
                                                                                             (А.А.Михайлов. «Маяковский»).
1.8.
Он любил всех женщин на свете или, по крайней мере, жалел, что они, все до единой, не принадлежат ему, — черта, характерная для людей холодных и страстных.
                                                                    (В.А.Каверин. «Эпилог»).
1.9.
…Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже страны обетованной.
                                            (А.А.Фет. «Когда мои мечты за гранью прошлых дней»).
1.10.
Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское.
Мария, дай.
                    (В.В.Маяковский. «Облако в штанах»).
1.11.
Женщины существуют единственно только для распространения человеческого рода и этим исчерпывается их назначение.
Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции.
                                                                             (А.Шопенгауэр. «Максимы. О женщинах»).
1.12.
Ты идешь к женщине? Не забудь взять с собой плеть!
                                                                        (Ф.Ницше. «Так говорил Заратустра»).
1.13.
Я намотал на мысль о тебе всю свою жизнь.
                                                               (В.Б.Шкловский. «Zoo…»).
1.14.
Но сквозь буйные дороги,
Сквозь ночную тишину
Я на дне стаканов многих
Видел женщину одну.
                                  (Н.С.Тихонов. «Цинандали»).
1.15.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
                                        (А.А.Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...»).
1.16.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
                                     (С.А.Есенин. «До свиданья, друг мой, до свиданья...»).
1.17.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.
                                 (В.В.Маяковский. «Сергею Есенину»).
1.18.
(Лев Кассиль вспоминал, как на какой-то встрече один развязный парень подошел к Маяковскому и сказал: «Маяковский, из истории известно, что все хорошие поэты скверно кончали: или их убивали, или они сами... Когда же вы застрелитесь?» Маяковский, вздрогнув, с отвращением ответил: «Если дураки будут часто спрашивать об этом, лучше уж застрелиться»).

1.19.
Я свое, земное, не дожил,
на земле
свое не долюбил.
                         (В.В.Маяковский. «Про это»).

1.20.
Хочется, хочется - синих, синих волн,
Хочется, хочется - плыть по ним подальше.
Рано или поздно не будет в мире войн,
Но лучше, все-таки, если бы пораньше…

Хочется, хочется - малость поумнеть,
Хочется, хочется - сделать бы побольше.
Рано или поздно придется помереть,
Но лучше, все-таки, если бы попозже…
                                            (Е.А.Евтушенко. «Три дня в Москве»).

2. ЗАМЕЧАНИЯ.

Ницше («Так говорил Заратустра»), Рембо («Сезон в аду»), Пушкин («Евгений Онегин»), Лермонтов («Княжна Мэри»), Маяковский («Облако в штанах»), Экзюпери («Цитадель»), Шкловский («Zoo, или письма не о любви…»), Вишневский (триптих «Одиночество в сети»), Достоевский («Бедные люди»), Чехов («Чёрный монах»), Шопенгауэр («Максимы») …

Впрочем, о Ницше говорили, что он сумасшедший…
Но если сравнить его «Так говорил Заратустра» с «Цитаделью», «Сезоном в аду» и «Zoo…», авторов которых таковыми не называют, но их произведения – почти аналог того, что у Ницше, тогда: «одно из двух…», как говаривал Швейк, либо эти авторы тоже сумасшедшие, либо нормальны вместе с Ницше.

Замечание 1.
Рассказывают случай, когда Ницше, увидев как возница бьёт хлыстом лошадь, вышел из экипажа, вырвал хлыст у возницы, обнял голову лошади и заплакал…

Замечание 2.
У Маяковского есть замечательное стихотворение: «Хорошее отношение к лошадям», которое завершается парадоксальным и сакраментальным выводом: «Все мы немного лошади»…

Замечание 3.
Конечно, «Что такое счастье – это каждый понимал по своему…»(Прим.1) (как и любовь) и, в тоже время, оно, счастье не может длиться вечно, что определено уже самим понятием: «сЧАСтье», и, если подумать, надо согласиться, что другое невозможно, т.к. иначе не с чем будет сравнивать.

Замечание 4.
Ги де Мопассан как-то пошутил, что, мол, женщины и мужчины в общем одинаковы, но в женщинах есть маленькое отличие, которое так привлекает мужчин…

Замечание 5.
Печальное вступление.
Маяковский умер ночью 14 апреля 1930 года, выстрелив себе в сердце. Смерть, возможно, была мгновенной. Рассказывают, что рядом с его телом нашли записку, которая датирована поэтом 12.04.30 (за два дня до самоубийства):

«Всем.
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого
ужасно не любил.
Мама, сёстры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля(2) — люби меня.
Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская(3).
Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят —“инцидент исперчен”, любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете,
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
12/IV-30 г.
Товарищи Вапповцы(4), не считайте меня малодушным. Сериозно — ничего не поделаешь.
Привет.
Ермилову(5) скажите, что жаль — снял лозунг, надо бы доругаться.
В. М.
В столе у меня 2000 руб.(6) — внесите в налог.
Остальное получите с Гиза.
В.М.» .

Собственно Замечание 5.
Мадмуазель заявила по поводу своих сексуальных отношений, что это бывает «физический процесс, любопытство, желание доставить удовольствие мужчине, но никогда – себе»…
Исследователи отмечали подобные же отклонения в интиме у сестёр Каган, основываясь на их переписке: Лили Уриевны Брик (о которой Сталин, когда очередной муж Лили - Виталий Маркович Примаков был арестован и расстрелян, написал Ежову: «Не будем трогать жену Маяковского») и Эльзы Уриевны Триоле – жены Луи Арагона.
Удел ли это неглупых представительниц женского персонала? Ницше был убеждён, что: «если женщина обладает развитым интеллектом, то у нее не все в порядке с сексуальностью». Клеопатра в одноимённом романе Хаггарта роняет: «…учёность не уживается с красотой». А Доде написал – кажется о героине своего романа «Набоб»: «Отвращение к любви, которое она всю жизнь не может преодолеть, и с тех пор всё представляется ей в самых мрачных тонах».
Что характерно, по преимуществу эти женщины темноволосы и возможно «синие чулки».
Резюмируется ли это подсознательным влечением многих мужчин к блондинкам – как в прямом, так и в переносном смысле?..

Не лирическое и субъективное отступление.
Лили Брик крайне не симпатична, как внешне, так и морально – не своей любвеобильностью (которая у неё невозможна), а меркантильностью этой «любвеобильности». Сублимация Лили Уриевны Брик (как и многих представительниц женского персонала – если не всех) выражалась паразитизмом ко всем её мужчинам, которые, кстати, были, по меньшей мере, не бедными (и Маяковский, и многие другие).
Жизнь свою закончила смертельной дозой люминала, и завещала развеять свой прах, побоявшись, что её могилу могут обидеть…

В спектакле Орловского муниципального театра «Русский стиль» об Иване Грозном: «Иван Грозный. Хроники», о чём писал еженедельник «Красная строка» 18.11.16: «...счастливый и молодой царь упивается своим счастьем с Анастасией, своей первой женой. Ее образ раскрывается в русской песне, которую поет сама Настя. Это образ кротости, нежности, преданности — до недавнего времени неотъемлемых черт русской женской подлинности».

Замечание 6.
А.С.Пушкин своё поэтическое «Я помню чудное мгновенье…» написал до того, как прозой объяснил свершившееся в стогу… Об этом он сообщил через несколько дней в письме другу Сергею Соболевскому:
«Безалаберный!
Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощию божией я на днях у…».
В 1836 году Анна Керн очередной раз (ей тогда было 36 лет) влюбилась. Её жертвой стал 16-летний кадет, её же троюродный брат Саша Марков-Виноградский. В своё время у них родился сын – Саша…
Когда Пушкин уже был женат на Наталье Гончаровой, Анна Петровна обратилась к нему за помощью - пристроить её перевод Жорж Санд издателю Смирдину. Поэт написал жене:

- Ты мне переслала записку от M-me Kern; дура вздумала переводить Занда, и просит, чтоб я сосводничал её со Смирдиным. Чёрт побери их обоих! Я поручил Анне Николаевне отвечать ей за меня, что если перевод её будет так же верен, как она сама верный список с M-me Sand, то успех её несомнителен…

Полагаю оба признания Пушкина искренними, но второе – более соответствующим состоянию вещей…
Возможно, поэт внял рекомендации Сократа о лекарстве влюблённости с первого взгляда и внимательно посмотрел на Анну Керн второй раз.
Но «человек – животное пАрное». Поэтому «мировой разум» подсовывал, продолжает и будет подсовывать человеку: Еву, Лили Брик, Натали и т.п. и т.д.
Пожалуй, единственное создание – да и то литературное, которое привлекает женственностью, жертвенностью, являя образ любви – не только в 19-м веке, но возможно и теперь кому-то - это Вера в «Княжне Мэри» Лермонтова.

Печальное отступление.
Как символ невероятности и недостижимости, невозможности потерянного счастья, Печорин в «Герое нашего времени» насмерть загоняет своего коня: по происку судьбы сил скакуна не хватило «…на десять минут!» - в погоне за уехавшей Верой (и верой). В степи у мёртвого коня Печорин «…упал на мокрую траву и как ребенок заплакал». Заплакал искренне, от безысходности – ибо «гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно».
Заплакал как Ницше - с жалостью к бессловесному животному, как «бледный с дрожащей нижней губой» Вронский, дёргающий в прострации за уздечку Фру-Фру, сломавшей на скачках спину по его вине.

Что тут лукавить -  «все мы немного лошади»…
Парой Пушкину явилась «друг человека» (как сказал товарищ Саахов) Наталья Николаевна Гончарова.
Посмотреть на Наташу «второй раз» Пушкин не успел… Результат известен. Но фатальность здесь не в том, а в женском персонале вообще.
Шопенгауэр прав?
Возвращаясь к А.П.Керн, надо признать, что в последнем своём замужестве она не была меркантильна к мужу (может быть потому, что возможности не было) и противоположно отличалась от Л.У.Брик (сестра Лили Брик в первое время своего замужества также жила почти в нужде: она делала бусы из всякого металлического хлама на продажу, но благодаря её чувству вкуса, бусы пользовались популярностью у парижской богемы).
Следует отметить, кстати, и известную последовательность Дантеса: он женился на сестре Натальи Николаевны – Екатерине (хотя Пушкин и там уже побывал…), в браке с которой родились дети: три девочки и мальчик.

Замечание 7.
Возраст гибели или смерти:

Ницше - 46,
Байрон - 36 лет,
Маяковский - 36 лет,
Пушкин - 37 лет,
Лермонтов - 26 лет,
Рембо - 37 лет,
Есенин - 30 лет,
Уайльд - 46 лет,
Лондон - 40 лет,
Н.Гумилёв - 33 года,
Мандельштам - 47 лет,
Высоцкий - 42 года,
Блок - 40 лет,
Христос - 33 года.
...
Примечания.

1. А.П.Гайдар. «Чук и Гек».
2. По рождению – Лили.
3. Полонская – театральная актриса, жена актёра М.М.Яншина, обещавшая уйти от него к поэту, последняя женщина, которую, «как жену чужую обнимал» Маяковский, дав ей 20 рублей на такси перед своим самоубийством.
4. В 1928г. после создания Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), ВАПП была переименована в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), в которую был вынужден вступить Маяковский.
5. Ермилов – один из руководителей РАПП (о нём пишет, например, Кожевников в «Эпилоге»).
6. В.А.Каверинв своей книге «Эпилог» отметил:
«Верно поняли письмо Маяковского только беспризорники. Они-то и угадали в нем трагическую самоиронию. В траурные дни на улицах Москвы и Ленинграда они распевали:

Товарищи правительство, пожалей мою маму,
Береги мою лилию сестру.
В столе лежат две тыщи —
Пусть фининспектор взыщет,
А я себе тихонечко умру».

Замечание 8.
Жаль вас, ребята…
Всех. Умерших и погибших. И мужское население, и даже - женский персонал. Уже ушедших, которых теперь и не помнит-то никто. И ещё живых – потому что тоже умрём, все. Жаль пишущих здесь и читающих, жаль авторов бумажных книг, жаль писателей и читателей, жаль и не пишущих и не читающих.
Смерть неправильна, несправедлива… Это, как камень, который кто-то положил в руку, просящего подаяния, нищего…
Закон Маркса об отрицании отрицания обратной силы не имеет.
«Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» - сказал обречённо, трагически умирающий Базаров в «Отцах и детях» Тургенева.

Рано или поздно придется помереть…

Неправильно это. Несправедливо. При всей традиционности и предначертании Библии. Так ведь люди и отведённого Библией срока-то не доживают. Нет слова необходимого и достаточного, определяющего понятие несправедливости смерти и отвращающего её, при том, что «в начале было слово».

Хочется, хочется - малость поумнеть…

Кажется – вот, если бы оно было, это слово, то смерти бы не стало. Не должен человек умирать.
Но не придумал пока, не поумнел…

Рано или поздно придется помереть…

В причине смерти каждого писателя – непосредственно, опосредованно или недалеко – присутствует образ женщины (легко любящие, как принято считать, французы говорят: dans la raison de chaque mort, cherchez la femme = dans chaque crime, cherchez la femme или короче: ищите женщину). Да, Байрон погиб, сражаясь за национальную независимость Греции, но независимость и Греция – тоже женского рода.
У других людей (не писателей) – так же. Но писатели ассоциативно, острее, болезненнее, чувствительнее, смертельно воспринимают жизнь, пишут, переживая сами почти буквально, ими написанное, потому умирают раньше возможного срока, который могли бы жить, или погибают. Не дожили, не долюбили…
Все писатели, так или иначе, думали о смерти, обязательно, и о женщинах, и писали о смерти, и о женщинах…

Приложение.

Шопенгауэр: Как сильно должна была любовь отуманить разум мужчины, чтобы он назвал «прекрасным» этот пол, малорослый, с узкими плечами, широкими бёдрами и кривыми ногами. В действительности вся красота заключается в любовном инстинкте. Вместо того, чтобы называть этот пол «прекрасным», следовало бы назвать его «неэстетичным». Женщины не чувствуют и не понимают ни музыки, ни поэзии, ни изобразительных искусств, всё это у них – одно обезьянничанье, предлог, притворство, вызванное желанием нравиться.

(Можно добавить, и это не будет лишним: женщины нелогичны, меркантильны, непоследовательны и необязательны).

Женщина — своего рода промежуточное состояние между ребенком и мужчиной; женщина остается большим ребенком в течение всей ее жизни, она диспропорциональна: узкие плечи, широкие бедра и короткие конечности. Кроме того, она не обладает знанием ни о чем, и ей не присущ гений, она ограниченна, она может быть учительницей у детей, потому что сама ребенок, фривольный и близорукий.

Руссо: Женщины в общем не любят ни одно из искусств, ничего не понимают ни в одном из них и абсолютно бездарны.

Байрон: Их следует хорошо кормить и хорошо одевать, но отнюдь не допускать в общество. Они должны получать религиозное воспитание, но не знакомиться ни с поэзией, ни с политикой, а читать только духовные и поваренные книги.

Конфуций: … на свете нет ничего, что более портит других и само подвергается порче, чем женщина.

Эврипид: Страшна сила волн, пожирающего пламени, ужасна нищета, но страшнее всего женщина.

(Маргарита Наваррская носила за поясом высушенные сердца своих убитых любовников).

Монтень: Женской злобности и сварливости нипочем даже брачное ложе, и они попирают все, что угодно, вплоть до радостей и услад Венеры.
И нет такой глупой бабенки, которая не готова была бы высказать свое твердое мнение по любому поводу.

Р.Диксон: …у многих женщин есть в натуре что-то эксгибиционистское (посчитайте только количество бикини или прорезей в платьях, либо бюстгальтеров без верхней половины, если не верите мне).

… самый неприятный тип женщин - флиртующая кокетка… Она пользуется своим телом как приманкой, а потом беззастенчиво использует мужчин, которые попались на ее удочку. Она созрела для насилия. Если ее, в конце концов, изнасилуют, это будет вполне заслуженно.

Аполлоний Родосский:
Всякая женщина - зло,
Но дважды бывает хорошей:
Или на ложе любви,
Или на смертном одре.

(У Рафаэля прообразом "Сикстинской Мадонны" была Маргарита Лути, дочь булочника, куртизанка, существо сладострастное, жадное и лживое. Общаясь с Рафаэлем, она продолжала связь со своим отставным женихом - пастухом, которого впоследствии, чтобы стать содержанкой богатого банкира, руками этого банкира отправила в тюрьму).

Я.Вишневский («Повторение судьбы»): Предчувствуя скорую смерть, он в последние свои дни сочинял «Реквием» самому себе, бывший формой медитации и подведением итогов уходящей жизни.
Закончить его Моцарт не успел. Он умер в своем доме в Вене в полном одиночестве 5 декабря 1791 года. Жена Констанция была в это время на водах и даже не приехала на похороны. Тело Моцарта, завернутое в дерюгу, могильщик отвез на кладбище за чертой города и бросил в общую могилу. Ни один человек не шел за телегой с телом.

В.А.Каверин («Перед зеркалом»): На женску красу не зри, ибо та краса сладит сперва, а после бывает полыни горше. Не возводи на нее очей своих, да не погибнешь. Беги от красоты женской, как Ной от потопа, как Лот от Содома. Ибо кто есть жена? Сеть, сотворенная бесом, сатанинский праздник, покоище змеиное, болезнь безысцеленная, коза неистовая, ветер северный, день ненастный. Лучше лихорадкой болеть, нежели женой обладаему быть: лихорадка потрясет да отпустит, а жена до смерти иссушит. Кротима — высится, биема — бесится. Всякого зла злее жена.

Н.А.Вертинский
(«Аравийская песня»):
… и так настойчиво и нежно …
от жизни нас уводит навсегда.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Ключевые слова: Не сумасшедшие, несчастные.,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 142
Опубликовано: 07.12.2016 в 05:40
© Copyright: Саша Стогов
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1