Нету жизни нам без моря, нету счастья без земли


"За кормой парохода белый месяц земли,
Мы живем уже полгода без семьи и без земли.
На душе тоски излишек, а в каюте вдоль стены
Фотографии детишек, фотография жены.
Если к ним протянешь руку, чтоб погладить невзначай,
По груди хлестнёт разлука, и польётся через край.
Вот тогда в минуты эти, внемля зову ждущих глаз,
Мы клянемся всем на свете, что плывём в последний раз.
Только стоит нам забыться, окунуться в тишину,
Начинает сердце биться о зелёную волну.
Вот такое наше горе, всё вода, да корабли,
Нету жизни нам без моря, нету счастья без земли".

Вячеслав Качурин, поэт, бард, преподаватель физики и математики, рыбак, китобой.

Прощаясь с морем два года назад, осенью 2014 года, я нисколько не лукавил. Четвёртый подряд контракт на балкере «Дерибас» выдался очень тяжёлым. К хроническим заболеваниям судна добавились старческие, бороться с которыми мне уже не хотелось. Судно в нашей маленькой компании к тому времени оставалось единственным, а в другие мне не было хода уже давно – по возрасту.

Обосновавшись на берегу, первое время я себя чувствовал превосходно. К длинным отпускам за свою жизнь я привык. Материально, по сравнению с соотечественниками, я был обеспечен, с женой мы жили дружно, дети выросли, чего ещё желать? Ежедневно я старался хотя бы по часу проводить на воздухе, двигаться. Парков, правда, в нашем районе нет. В изобилии только новостройки, рынки и супермаркеты.

Газеты покупать я перестал. Все новости читал в интернете. Много времени проводил в «Одноклассниках», надоедая старым своим друзьям и знакомым. Вступал на сайте в различные группы, и как-то , уже в феврале, увидел в одной из них групповую фотографию капитанов-директоров промысловых судов объединения «Антарктика», датированную концом прошлого века. Я рассматривал знакомые лица и вспоминал суда, на которых мы вместе работали на протяжении семнадцати лет.

Наутро я перебрал свои старые фотографии. Черно-белые, разного качества и формата, они были собраны в большом и пухлом целлофановом пакете. Сам я фотографией не занимался, но с удовольствием и благодарностью принимал фото в подарок, когда предлагали. Сейчас, в век цифровых технологий, мне не составило труда сканировать часть из них и разместить на сайте. Меня поблагодарили, попросили назвать некоторых «персонажей». Я ответил, уточнил фамилии, даты и ощутил определённый интерес участников группы к теме, даже к моим скромным фото.

Так и пришло желание записать свои воспоминания, вспомнить грустное и смешное, тяжелое и радостное, старых друзей и приятелей, время, в которое мы жили. На сайте «проза.ру» я бывал и раньше. Впервые зашёл по рекомендации старой знакомой, потом уже зарегистрировался, стал чаще и больше читать, писать комментарии.

В это же время я узнал, что годом раньше умер мой друг, греческий капитан, с которым я проработал три долгих контракта, замечательный человек, которому я многим обязан. Так родился первый мой рассказ "Мой любимый капитан".

Афанасий был человеком неординарным, щедрым, душевным, многогранным. Среднего роста, коренастый, обыкновенной наружности, он буквально притягивал к себе всех моряков, работающих с ним. Спустя годы, изредка встречаясь, мы с друзьями часто его вспоминали, даже и механики тех судов, где работал я позже, наслышаны о нём. Баек о моих морских приключениях мои подчинённые слышали много, часть из них о моём капитане.

Появившееся свободное время и остаток жизненной энергии требовали выхода, и я создал целый цикл историй под общим названием "Мой любимый капитан".

Одновременно вспоминались другие люди, хорошие и плохие, разные рейсы, различные суда. Буквально сразу же я и публиковал написанное. Писать "в стол" я бы никогда не смог. Не тот характер. А сайт так устроен, что даже, если комментировать твои опусы никто не спешит, реальные читатели видны ежедневно. А раз люди читают, пусть хоть половина из тех, кто рассказ открыл, значит, писал я не зря.

Постепенно безликие для меня сначала читатели обрели свои лица. Меня безмолвно приняли в ряды пишущих морскую прозу авторов. Мы с интересом читали друг друга и постепенно стали с некоторыми виртуальными друзьями.

Через месяц я уже написал и опубликовал около сорока миниатюр и осмелел настолько, что взялся за воспоминания о моём старшем брате, рано ушедшем из жизни. Конечно, я писал только о том времени его жизни, которое я знал. Но оставленные им стихи помогли понять и незнакомую мне часть его жизни.

Время шло, сюжеты уже приходилось выцарапывать из памяти. И я решил попробовать написать художественное произведение. В качестве прототипа героя был выбран мой старый знакомый, который, уйдя впервые работать на частное рыболовецкое судно, пропал без вести. Долгих три года его разыскивала жена, и, наконец, разыскала. Через международный Красный крест.

Его трёхлетние странствия должны были стать основой повести, но встретиться с ним никак не удавалось. Это исторический центр Одессы маленький, а мы с ним живём в разных концах города. Не оставляя всё же надежды на скорую встречу, я решил первую часть повествования написать без него, за десять лет до событий в основной части повествования. Сменив ему специальность и имя, я решил назвать его Одиссеем с прицелом именно на трехлетние странствия.

Но увидеться с ним и выспросить детали дальневосточных сначала, а потом южноамериканских приключений, мне так и не удалось. Рождённый же мной Одиссей успел влюбиться, жениться, встретить близкого по духу человека и подружиться с ним. И я решил обойтись собственными впечатлениями. Перемешав правду с выдумкой, я написал и опубликовал три части "Одиссея", который и стал единственной моей придуманной историей. Мне кажется, что она у меня получилась. По крайней мере, сам я полюбил всех героев и героинь повести. Мне жаль, что её прочло не так много читателей.

Между тем денежный запас потихоньку таял, а мой живот и недовольство собой росли. Родные говорили, что я стал вспыльчивым, раздражительным, и я этому верю. Не привык я по году быть на берегу. Ну, хоть бы море было рядом, или лес, да хотя бы парк. Я начал задыхаться в четырёх стенах.

Именно в это время я получил предложение вернуться в море, но не на "Дерибас", а на другое судно - "Адастра". Незадолго до этого компания купила второй балкер, тоже японской постройки, но в два раза моложе. Несмотря на хорошее техсостояние, на судне возникли кое какие проблемы, и хозяева вспомнили про меня. Уговаривать меня долго не пришлось.

Выторговав себе толковых электромеханика и сварщика, я легко согласился. Документы мои морские были ещё не просрочены, здоровье было, желание – тоже. Я успел соскучиться по свежей волне, по дальним странам, по старым друзьям и большим заработкам. Всё таки год дома, без привычки – испытание и для меня, и для жены.

С трудом пройдя медкомиссию, я заявил о полной своей готовности, но в Китай, где судно стояло в ремонте, я опоздал, и меня решили направить в следующий порт, в Индию. Образовалась свободная неделя, и я решил употребить её на то, что я хотел сделать долгие годы, но в отсутствие интернета, не мог. Я собрался опубликовать стихи моего брата на своей странице сайта. Спасибо Натали Бизанс, которая невольно навела меня на эту мысль, напечатав стихи своей матери.

Ещё через неделю я закончил публикацию стихов и даже договорился с сыном, что он поможет мне с их изданием. Наконец-то я сделал что-то стоящее. Я был доволен собой. А впереди было семь месяцев контракта, за время которого я планировал не только хорошо заработать, но и набраться здоровья и скинуть пару килограмм.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 106
Опубликовано: 05.12.2016 в 11:19
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1