Добро - это наивно?


И в чём только не обвиняют добро! Оно, видите ли, и скучно, и уныло, и однообразно, и неинтересно, и беспомощно. И ещё много столь же нелепых и бессмысленных нападок. На самом же деле, добро прекрасно, интересно, самодостаточно, разнообразно, но подробно об этом — в других статьях.

Сейчас же мы остановимся на самом, наверное, распространённом обвинении добра. Оказывается, добро, ещё и наивно. То есть имеется в виду, что те люди, которые стремятся к добру, выбирают путь добра, считают добро нормой и идеалом, на самом деле по-детски примитивны, совсем не понимают мира, не доросли ещё до понимания истины. А вот когда поумнеют, когда мозги их созреют и окрепнут, когда жизнь их обломает, тогда-то они поймут, как жестоко ошибались.

Ну, хорошо, допустим, что обвинители добра правы, что добро действительно наивно. Давайте в таком случае попробуем найти самых-самых наивных, так сказать, образец наивности, наивность в чистом виде. Тогда-то, глядя на них, все сразу поймут, на кого не надо быть похожим, кого надо сторониться и высмеивать, чтобы не прослыть столь же наивным.

Итак, как известно из всех светлых религий, источником добра, главным защитником добра, главным проповедником добра является Бог, Творец вселенной. Видимо, именно он и есть предельно наивный. Куда уж больше? По наивности создал вселенную, жизнь, людей. По наивности призвал нас служить добру и отказываться от зла. По наивности дал нам возможность в свободном развитии приблизиться к своему уровню. И совершенно зря его объявляют самым мудрым, всеведущим и всемогущим.

Ладно, Бога нам понять очень сложно или даже невозможно. Что мы будем его обсуждать? Спустимся на Землю и поищем образцы наивности поближе к нам. Какие там люди были главными проповедниками добра, кто призывал всех отказаться от зла и жить по совести? Заратуштра, Будда, Иисус Христос. Вот ведь какие наивные! И почему только люди тысячелетиями считают их величайшими мудрецами, главными учителями человечества?

И ведь находились у них наивные последователи и единомышленники, которые верили в добро, считали добро высшей ценностью, учили людей добру: Сократ, Аристотель, Цицерон, Низами, Дидро, Монтень, Л. Толстой... Почему же люди их до сих пор не раскусили? Почему считают великими умами?

Хорошо. Это всё персонажи из давней истории. Совсем не удивительно, что они были такими наивными. Да и все религии, как нам объяснили ещё в школе, создавались наивными древними людьми из наивного страха перед природой. Но теперь-то у нас прогресс! Теперь-то уже понятно, что все религии и этические учения безнадёжно устарели. И наука убедительно доказала, что Бога нет. А настоящие ученые даже в самые давние времена это прекрасно понимали. Ведь ясно же, что религия не совместима с серьёзной наукой.

Вот возьмём для примера таких всем известных отцов нынешнего прогресса, как Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Гаусс, Коши, Декарт, Ломоносов, Кельвин, Пастер,... Наверняка они были атеистами и не забивали себе голову наивными проблемами добра. Так нет же, и эти столпы науки всенародно признавались в своей наивности, в вере в Бога, в преданности добру.

Хотя, как же мы забыли? Им наверняка приходилось скрывать свой атеизм, так как он был под запретом, ведь всем верховодила религия. Инквизиция там всякая... Вот Джордано Бруно сожгли же на костре. За атеизм, наверное, и за науку. Да нет же, и он, оказывается, верил в Бога, даже был доминиканским монахом. Просто допускал некоторые еретические мысли, что и возмутило его коллег по доминиканскому ордену. Кстати, и Коперник, чья идея о вращении Земли вокруг Солнца так понравилась Джордано Бруно, тоже верил в Бога.

Ладно, не будем ворошить прошлое. Могли же все эти ученые иметь свои слабости, быть в чём-то наивными. Ведь наука тогда многого не знала. Но сейчас-то, в 21 веке, уже всем учёным, наверное, понятно, что религия ; это пережиток прошлого. Особенно тем, которые занимаются физикой, химией, биологией, то есть науками о природе. Нет никаких сомнений в том, что они-то в подавляющем большинстве атеисты.

Так нет же. В 2015 году было завершено четырехлетнее исследование нескольких тысяч именно таких ученых в восьми развитых странах. И оказалось, что верит в Бога более половины из них. Цитата: «более половины ученых из Гонконга (54 процентов), Италии (57 процентов), Тайваня (74 процентов), Индии (79 процентов) и Турции (85 процентов) считают себя религиозными. Атеисты составляют большинство среди ученых только во Франции (51 процент). В США и Великобритании число верующих и атеистов среди ученых примерно равны». Для особо интересующихся - ссылка: http://www.interfax.ru/world/483675.

Ну, никак не желают люди выходить из своего наивного состояния. Никак не хотят поумнеть и понять, что Бога нет, а потому любые рассуждения о добре как высшей ценности лишены смысла. Что главная мудрость состоит с том, чтобы считать добро и зло выдумкой, отвергать этические заповеди всех религий, смело нарушать все запреты и жить так, как нам хочется, без всякой оглядки на добро. А может быть, эти «наивные» люди всё-таки правы в своём упорстве?

Напоследок - серьёзно.

Добро, если его, конечно, правильно понимать, это гармония мира и его гармоничное развитие. То есть это глобальная, системная, вселенская категория. Поэтому пытаться опровергать или отвергать добро бессмысленно не только с точки зрения житейского опыта, но и с точки зрения любой науки. То есть люди могут, конечно, договориться и объявить добро выдумкой, вредной и наивной детской сказкой. Могут предложить вместо добра что-то другое: деньги, прогресс, славу, вседозволенность и т.д. Но на истинное добро всё это никак не повлияет. Оно всегда останется главным мировым принципом, заложенным Творцом. И лучшие умы человечества понимали это всегда и понимают сейчас.

В заключение же надо отметить следующее.

Наивные представления о добре всё-таки возможны. Более того, они довольно широко распространены. Например, что добро везде и всегда побеждает зло. Что надо быть добрым по отношению к злу. Что добро автоматически и быстро вернётся к сделавшему его. Что добро бывает ненастоящим. Что добро должно быть в равновесии со злом. И ещё много подобных глупостей. Но это всего лишь наши наивные заблуждения о добре. А настоящее добро, стремление к добру, делание добра, служение добру никогда и ни при каких условиях наивными быть не могут. Это высшая мудрость, а вовсе не наивность.



Рубрика произведения: Разное ~ Публицистика
Ключевые слова: добро и зло, Юрий Новиков, статья, наивность,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 81
Опубликовано: 08.06.2016 в 23:11
© Copyright: Юрий Новиков
Просмотреть профиль автора










1