СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ЛИРИКУ


  • Этот текст я писал для своей подруги, которая решила научиться писать стихи. Если кто-то с чем-то не согласен, то он вполне может оставить своё мнение при себе или разместить на своей странице собственный текст такого рода.
  • Когда стихи править берётся человек, который не понимает, что должно получиться, не имеет такого навыка, то после правки они становятся хуже. Особенно хуже в звуковом отношении. Но пройти через это – единственный способ научиться писать настоящие стихи. И не ждите, что результат будет быстрым. Это задача не на один месяц. Лично я правил некоторые свои тексты до 200 раз каждый. Сочинение стихов – это труд, и не самый лёгкий.
  • Правила рифмовки очень тонкая вещь. С одной стороны, они – дело вкуса. С другой стороны, всё же существуют строгие законы, по которым этот вкус действует.
  • 1.Чем более далёкие по смыслу слова ты рифмуешь, тем более интересный выходит смысл текста, тем интереснее эти строчки. Например: слон – автосалон
  • 2.Глагольная рифма – это не очень хорошо, но и не плохо. Некоторые сумасшедшие графоманы думают даже, что её совсем нельзя употреблять – это чепуха. Одна-две глагольные рифмы на стихотворение – это нормально, но такие рифмы надо употреблять лишь тогда, когда они дают какой-то очень интересный смысл, когда нельзя сказать никак иначе. Кроме того, эти рифмы допустимы, когда идёт перечисление каких-то действий.
  • 3.Существуют банальные рифмы. Некоторые настолько банальны, что употреблять их крайне нежелательно: кровь-любовь, стихи-грехи. Во-первых, такие рифмы дают банальный смысл. Во-вторых, это просто не эстетично. Но если такая рифма всё же даёт какую-то свежую строчку, то употребить её можно. Но это большая редкость.
  • 4.Совпадения только гласных и только согласных звуков в корне и суффиксе слов не являются рифмой. Это называется иначе. В таком случае всё стихотворение должно быть построено на такого типа созвучиях. Если в стихотворение точные рифмы, то они должны быть все точными. Если неточные – все неточные. Можно рифмовать быт-позабыт, но нельзя позабыт-кобыл – на конце разные согласные, а слова не состоят из одного слога. Скорее, это будет неточная рифма, но тогда совсем другой коленкор.
  • 5.Любые правила в стихах могут быть нарушены в случае красивого звучания строки и интересного её смысла. Короче – эстетика превыше правил.
  • 6.Источником свежих рифм являются имена собственные и различные названия. Надо активно включать в стихи названия городов, рек, гор, растений, животных, имена литературных и исторических персонажей, специальные термины из разных областей знаний, названия предметов относящиеся к различным профессиям, словечки из рекламы, разговорную современную лексику и устаревшие слова из словаря Даля. Короче говоря, чем разнообразнее лексика поэта, тем лучше. И ещё почти всегда лучше конкретное, чем общее. Так можно сказать дерево, но лучше сказать ясень. Можно сказать трава, но лучше сказать донник. Можно сказать: герои, но лучше перечислить конкретных героев по именам. Хотя бывает, что и обобщающее слово хорошо играет. Кроме того источником свежих рифм являются составные рифмы: вокзала – сказал я. Кроме того существуют рифмы, где после ударного слога следует два и более безударных слогов – стихи на таких рифмах особенно интересны, поскольку таких рифм мало и они трудны: Мавритания – страдания.
  • 7.Всё это не означает, что стихи должны состоять из одних свежих рифм. Рифма – не самоцель. Главным в любом случае остаётся смысл, а всё остальное вспомогательным, хотя и тоже необходимым. Поэтому какая-то часть рифм в хорошем стихотворении всё равно будет оставаться банальной, но в этом нет беды – лишь бы они красиво звучали в звуковом отношении.
  • О лексике, передающей эмоции, прямой речи и размерах.
  • Есть слова, которые выражают авторское отношение к описываемым вещам. Это наречия, причастия, прилагательные. Существительное с глаголом тоже может выражать это отношение, но реже. Хорошая вещь для этого – междометия. Когда в тексте нет слов выражающих авторское отношение, стихотворение становится плоским и неинтересным. Поэтому хорошо, употребив существительное, тут же снабдить его перечислением определений. Можно просто сказать: облака, но этого мало. Надо сказать: облака перистые, серые, многодумные. Так не говорят в разговорной речи, но для стихов это очень хорошо. Хороши для лирики восклицания: Как хороши, как свежи были розы! Ах, зачем полюбил я испанские песни! Часто очень соблазнительно вставить в стихотворение речь автора или речь героя. Увы, прямая речь часто ослабляет лирическое напряжение. Поэтому вставлять прямую речь надо лишь при большой необходимости. Если всё же ты решился вставить речь героя, то надовыполнить два условия: 1. Это должны быть какие-то очень важные, яркие слова, а не просто слова для заполнения стихового пространства. 2. Слова должны быть разговорными, отражать характер героя и ситуацию. Например: слова подростка: – Я не могу поверить вашей песне… Так нельзя, так подросток не скажет. Он скажет: – Да ни хрена не верю я в это верещание… В этом случае лучше нарушить размер и ритм, но вставить убедительную прямую речь, чем придерживаться размера, но вставлять ненатуральные, безликие слова. Теперь по поводу нарушения размера. Вопрос очень непростой. Нарушать размер можно, но надо это делать органично – это дело тонкого вкуса. Пока тебе не стоит этого делать, но стоит присмотреться, как это делают классики. Существует пять-шесть основных стихотворных размеров. Но если бы поэты ограничивались только этими размерами, то это была бы скучища. Множество различных отклонений от основных размеров порождает многообразие стиховой интонации. Так распространённое нарушение размера – чередование двусложных и трёхсложных стоп в строго определённом порядке. В каждой строке этот порядок сохраняется и остаётся неизменным – получается прихотливое разнообразие интонационных возможностей. Есть стихи, где чередование двусложных и трёхсложных стоп происходит в произвольном порядке и просто следует за интонацией стихотворной речи – такие стихи называются акцентными, в современной поэзии они очень распространены, поскольку дают большую свободу для выражения мысли.
  • Несколько слов о стиховой интонации и ритме.
  • Ритм – это не то же самое, что размер. Ритм, скорее, включает в себя размер. Ритм задан чередованием ударений и пауз. Размер задан только чередованием ударений. Ещё более сложная вещь – интонация: она задана чередованием ударений, пропусков ударений, сверхсхемных ударений и пауз. Поскольку стихотворный текст мы разбиваем на строчки, в конце строки всегда возникает особенно глубокая пауза. Разбив стихотворение на строчки, мы задаём единственно возможную интонацию, с которой можно произнести текст. Это свойство стихов чрезвычайно важно для нас. Ведь интонация передаёт наше эмоциональное состояние более, чем сами слова. Несоответствие интонации содержанию текста – это серьёзная ошибка, которую допускают начинающие. По этой же причине при правке стихотворение становится хуже. Пока ты на одном дыхании набрасываешь первичный текст стихотворения, ты, чаще всего, интуитивно соблюдаешь интонацию. Но когда начинается правка, интуиция перестаёт работать и требуется уже понимание вопроса. Однако это не означает, что стихи не надо править. Если ты не научишься править с соблюдением необходимой интонации, твои стихи навсегда останутся черновиками. А черновики, как мы знаем, интересны только тем, что их написал великий поэт, у которого есть настоящие, безупречные в техническом отношении стихи.
  • Полезный совет:
  • Далеко не всегда знаки препинания, которые ты ставишь в стихотворении, слышны при произнесении текста вслух. Об этом надо помнить. Строчка, которую ты разбиваешь запятыми или тире, может при произнесении прозвучать как одно целое и в результате превратиться в абракадабру.
  • О переносах.
  • Наша разговорная речь не делится на отрезки равной длины. А стихи – это и есть нормальная человеческая речь. Речь течёт свободно, и фраза может перетекать с одной строки на следующую или даже с конца одной строфы на начало следующей. Поэтому переносы – важный элемент стихов. Переносы позволяют передать естественное течение речи. Но поскольку в конце строки всегда возникает глубокая пауза, использование переносов становится не очень простым делом. Советую внимательно разобрать на примерах из классиков, как устроен перенос. Конечно, не следует и злоупотреблять переносами – вставлять их где попало. Пауза в конце строки может так разбить переносимую фразу, что изменится интонация самым неожиданным образом. Следует помнить, что конец переносимой фразы может слиться с началом следующей фразы где-нибудь в середине строки и тогда получится абракадабра. Даже поставленный знак препинания тебя от этой беды не спасёт. Спасёт только сама логика создаваемых строчек.
  • О метафорах и прочих фигурах речи.
  • Начинающие поэты часто думают, что можно сравнить что угодно с чем угодно – лишь бы это было как-то пооригинальнее. Увы, метафора (и другие фигуры речи) передаёт свойства одного предмета через свойства другого, и будет очень странно, если у этих предметов общих свойств нет. Бессмысленная метафора в тексте так же уродлива, как огромный шрам на лице красавицы. Помни об этом, сравнивая дыню с тепловозом.
  • О ребусах
  • В современной поэзии очень распространено создание текстов, смысл которых не прочитывается ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза. Очевидно, авторы думают, что бедный читатель будет часами сидеть и разгадывать такой текст. Допустим, в таком тексте на самом деле содержится глубокий смысл, некие важные для человечества откровения. А теперь представьте себе: пройдёт 50 лет, жизнь на нашей планете сильно изменится. Изменятся законы, представления о семье и роли женщины в обществе, изменится техника и вместо компьютеров будут уже совсем другие устройства, изменится даже климат. И вот стихи, которые сегодня кажутся простыми и с очевидным смыслом, для наших потомков станут казаться несколько непонятными и загадочными, и от этого особенно привлекательными. Чтобы их прочитать, потомкам придётся лезть в электронную энциклопедию. А что станет со стихами-ребусами? Скорее всего, уже ни один человек не сможет их расшифровать. Да и не захочет, увы. Вообще же, ещё древние греки объяснили, что цель искусства – катарсис. Сомнительно, чтобы ребус мог вызвать катарсис – ну, хотя бы по причине протяжённости во времени процесса его разгадывания…
  • Лирик! Помни:
  • чтобы читатель чуть-чуть заплакал или улыбнулся над твоим текстом, ты, когда станешь его писать, должен рыдать от горя или пребывать в блаженстве высочайшего накала. Потому что слова о жизни нас трогают всегда меньше, чем сама жизнь. Не веришь? Читай: «Я ударю тебя молотком по пальцу». А теперь дай мне молоток и я от души врежу тебе по пальцу – в каком случае ты заплакал?



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Поэтические манифесты
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 226
Опубликовано: 24.03.2016 в 04:03
© Copyright: Сергей Аствацатуров
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1