Славяне (Мой бог – «Иван Иваныч»!)



Есть у меня один старинный приятель, Иван Т., главным увлечением которого в жизни является изучение русской истории. У Ивана достаточно оригинальный и нетрадиционный взгляд на многие процессы, происходящие в России, на её историческое развитие и пр. Да и сам он тот ещё оригинал, какой-то ходячий анахронизм совершенно не из нашего времени – в доме у моего приятеля нет ни телевизора, ни компьютера, ни даже мобильного телефона. Только книги – «в восемь рядов... сторожат вековые истомы».
Недавно Иван показал мне свои записи, которые он, оказывается, ведёт уже много лет. Сколько там всего, каких только «истом» нет! С огромным интересом прочитав несколько страниц, я тут же стал уговаривать его опубликовать хоть что-нибудь в Интернете, ведь не пропадать же такому добру! Иван стойко держался, но надо знать силу моего убеждения...
В общем, вот один из текстов из записной книжки Ивана (в моей литературной обработке).

Мой бог – «Иван Иваныч»!

Я по образованию историк. И, естественно, хорошо знаком с содержанием одного из величайших памятников древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». Как-то подумалось: сколько раз я прочитал его – по необходимости ли, по порыву ли души – за свою жизнь? Двадцать, тридцать? Может, пятьдесят? Но, наслаждаясь особой поэтикой этого произведения, вдохновляясь его героическим духом и патриотизмом, я почему-то прежде не уделял достаточно внимания одной немаловажной детали.
Удивительно, но герои «Слова...», князья Великой Руси, около двухсот лет назад принявшей христианство, в своих размышлениях и переживаниях, в разговорах и обращениях к товарищам почему-то совсем не упоминают имя нового бога, не молятся ему, не крестятся, не считают себя его рабами. Наши благородные предки в этом великом древнерусском эпосе именуются внуками Даждьбожьими, Велесовыми, Стрибожьими, а своих богов ласково и любовно называют «дедами». Безымянный автор «Слова...», используя удивительные поэтические образы, рассказывает, как при смутьяне Олеге Гориславиче «засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожа внука» (русского народа), как после поражения князя Игоря «встала обида в войсках Дажьдьбожа внука, вступила девою на землю Трояню» (землю Русскую), а по погибшему полку Игореву «кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле»; также он вкладывает в уста киевского великого князя Святослава слова о том, что виновники бесконечных усобиц «Великому Хорсу волком путь перерыскивают». И нигде ни слова о Христе!
Даже в знаменитом «плаче Ярославны» жена князя Игоря Ефросиния, переживая о военных неудачах и пленении своего «лады», поминает стихии («О ветер, ветрило!..»), великие русские реки («О Днепр Словутич!..»), солнце («Солнце и трижды светлое солнце!..»), но и не думает обращаться за помощью к Богородице-заступнице! И только в самом конце великой поэмы, словно опомнившись, её гениальный автор вскользь упоминает, что он христианин: «Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых!» Да и то, вероятнее всего, это поздняя вставка переписчиков.
(Для особенно внимательных и придирчивых читателей скажу, что в тексте «Слова...» действительно есть несколько упоминаний о киевских христианских храмах, но это была своего рода формальность, дань традиции, заведённой киевскими великими князьями-христианами для подтверждения лояльности «младших» князей и их приверженности новой вере: любой русский князь, въезжая в стольный град Киев, должен был поклониться кафедральному собору святой Софии (заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром), а покидая столицу – посетить Успенскую Пирогощую церковь. Показательным примером того, что не все представители высшей знати могли разделять новомодные религиозные «увлечения» киевских правителей, служит история крестившейся в Царьграде княгини Ольги и её сына – князя-воителя Святослава, наотрез отказавшегося принять христианство).
Как же так случилось, что спустя две сотни лет после крещения Руси князем Владимиром, безжалостно растоптавшим старую (ещё совсем недавно свою собственную!) веру русов и вытравившим из народной памяти жестокими репрессиями, «огнём и мечом», имена древних богов, в этой великой русской повести сохранилось столько достоинства и преданной любви к тем самым «языческим», истинно русским богам? Одними «пережитками» это объяснить трудно, ведь в таком случае в «Слове...» было бы всё наоборот: среди славословий Христу лишь несколько упоминаний о Трояне или Хорсе... У вас не возникает ощущения, что нам с самого детства постоянно лгут, от нас скрывают что-то очень важное, может быть, самое главное? Как-то не сообразуются эти факты с официальной, «процерковной» историей государства!
Почему, когда мы утратили эту заветную связь? Как из внуков своих богов-«дедов», из членов одной с ними семьи мы превратились в рабов чужого бога? Почему победила унижающая человеческое достоинство христианская формула «Рабы да повинуются господам своим», выгодная одним только князьям, державшим в беспрекословном подчинении своих соплеменников?
И не это ли великое предательство стало причиной гибели Киевской Руси? Ведь говорил автор «Слова...»: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» – не так ли и земле Русской стало тяжко без твёрдой почвы под ногами, без её древних, надёжно охраняющих наших предков от бед и напастей богов? И уж не потому ли вскоре русский народ «изронил жемчужную душу из храброго тела через златое ожерелье» и «пересел из седла золотого в седло рабское» – оказался под многовековым татаро-монгольским игом?
Именно с тех пор как «пал позор на славу, ударило насилие на свободу, бросился див на землю», на нашей Родине и «поникла трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». С внезапной, ничем не обоснованной переменой веры произошло подавление национального «иммунитета» и у русских появилась рабская психология христианства, когда своих сильных, умных и добрых богов-«дедов» заменил чужой богочеловек непонятного происхождения, с заповедями, по которым приличные люди должны жить и без указки свыше (что наши предки и делали!), с труднопроизносимым, чуждым русскому уху именем (это сейчас, спустя тысячелетие, мы привыкли к нему, но как далеко оно от наших Алёнушек и Иванушек!).
Конечно, нельзя жить без Бога. Но я и не призываю к безбожию, я всего лишь говорю: моим богом должен быть «Иван Иваныч»! Мой бог – русский! Мой бог – старший член моей семьи, «дед», наставник, а не чужеземный надсмотрщик, лишающий меня надежды за любую провинность, но тут же другой рукой продающий за деньги талоны на вечную жизнь любому убийце невинных...
Истинный бог всё видит и всякому путь указывает. И автор «Слова...» предупреждает нас: «Вещий Боян давно припевку, разумный, сказал: «Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать!»




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество рецензий: 5
Количество просмотров: 472
Опубликовано: 04.12.2014 в 21:25
© Copyright: Алексей Сажин
Просмотреть профиль автора

Мой Ведический Север     (19.11.2015 в 13:31)
Здравия!
Шило в мешке не утаишь и люди, те кто ищут для себя своё родное, конечно же видят многочисленные нестыковки в религии. Ваш друг один из них, как похоже и Вы тоже, что прекрасно само по себе.
Славяне всегда были вольнолюбивы и ходить в рабах не в наших принципах и более того, этого нет в наших генах. В рабстве (любом) русич постепенно деградирует и наш этнос угасает, это очевидно.
Христос приходил для евреев и сам говорил, чтобы его ученики не ходили к северным народам ибо такой Веры как у самарян, то есть арийцев, он нигде не нашёл. А его учение извратили и принесли к нам, потеснив Веру наших Предков и не так просто, а уничтожая народ огнём и мечом. Конечно, если сильных мужчин истребили под корень, а остались немощные, дети да девушки, то навязать религию рабов раз плюнуть.
Печальная картина.

Алексей Сажин     (22.11.2015 в 22:32)
Абсолютно верно, Лёша!

Григорий Варшавский     (14.12.2014 в 10:42)
Алексей. Поднятый вами на Литпричале вопрос очень интересен, но во-первых, он не для нашего сайта, поскольку практически все литературоведы и историки с него ушли или их ушли. И во-вторых, то что вы сообщаете, давным давно известно по целому ряду работ русских советских и зарубежных историков и литературоведов. Более того, в знаменитом фильме Андрея Тарковского "Страсти по Андрею" этой теме, а именно связи христианской Руси с язычеством в 15-ом веке, то есть через почти 500 лет после Крещения Руси, посвящена почти целая глава, включая знаменитую сцену купания обнажённых мужчин и женщин в канун христианского праздника. Многие православные праздники-Масленица, Ивана Купалы и др. безусловно пришли из язычества. Для православной культуры, и в первую очередь для русской православной церкви связь с язычеством очень характерна и прослеживается до настоящего времени. А вы удивляетесь событию проходившему всего-то через 200 лет

Алексей Сажин     (14.12.2014 в 14:18)
Григорий, рад видеть Вас в добром здравии и в отличной "полемической" форме!
Поскольку я по-прежнему на почётном месте в Вашем Чёрном списке (чем чрезвычайно горжусь!), не имею возможности вставить несколько язвительных, но уважительных слов в ремарках на Ваши произведения. Так что заходите хоть Вы ко мне!))
Во-первых, хотелось бы уточнить, почему "практически все литературоведы и историки с него (с сайта) ушли или их ушли". Что же случилось на Литпричале? Гонения, преследования литературоведов? Может быть, вымерли, как мамонты?
Во-вторых, спасибо уже за то, что не отправляете моего Ваньку на Соловки, как это сделала уважаемая С. Сикорски.
Третье. Вы пишете: "этой теме посвящено..." Этой - это какой? Я не считаю древнюю исконную веру русов язычеством. Я вообще не понимаю, что такое язычество. Например, христианство - язычество? Или нет? Почему нет? Кто это определил? Да будет Вам известно, что историческая область в Палестине, родом из которой были все апостолы и сам И. Христос, - Галилея - в Иудее называлась "Страной язычников"! А кучка ранних христиан - сектой. Теперь христианство, как ведущая вера, называет сектантами апологетов "маленьких" верований, неподвластных и неподотчётных Церкви и так же раздражающих её самим фактом своего существования (даже если они совершенно безобидны), как когда-то сами христиане раздражали саддукеев и фарисеев.
В фильме "Андрей Рублёв" всё пропитано христианством. А описанный Вами эпизод подан всего лишь как междустрочие. Я же настаиваю на том, что в "Слове..." практически нет славословий Христу, а есть только поклонение древним богам-"дедам". Понимаете разницу? Именно поэтому я и предполагаю, что нас обманывают. Нам со школьной скамьи вбивают в голову, что всё, что было до принятия Русью христианства, - "язычество".

С уважением, А. С.

Григорий Варшавский     (14.12.2014 в 16:08)
Язычество имеет несколько понятий. В одном случае это религия в основе которой многобожие. С этой точки зрения древние римляне, греки- язычники. Но иудеи, верящие в единого бога ещё в дохристианскую эпоху-уже не язычники. Христиане -тоже. Но есть в религии и более низкая ступень язычества- это вера в идолов. Идолопоклонники-язычники. Теперь по поводу "Слова". Я не совсем владею материалом. Но мне кажется, что ранние древнерусские произведения не были пропитаны духом христианства. Не помню я этот дух в "Былинах". Не помню в летописях Пимена. а ведь прошло уже довольно много времени после крещения Руси. Я думаю, что вот в чём дело. Всё-таки православная христианская религия пришла на Русь из Византии, в то время, как свои боги(Ярила и др.) были местными, почитаемыми. И точно также, как язычество древнего Рима сопротивлялось и не принимало христианство, язычество славян не принимало христианства. Очень долгое время язычество и христианство на Руси развивались параллельно: язычество в более бедных слоях общества, ну а христианство в княжеской дружине. И продолжалось это не одну сотню лет. Также необходимо отметить, что в первые века христианства на Руси все высшие церковные посты занимали греки, а церковные книги были написаны на греческом языке, что также не способствовало активному развитию христианства. Поэтому, я думаю, что то Слово,которое мы имеем- подлинное.

Елена Соловьева-Бардосова     (09.12.2014 в 04:36)
Абсолютно согласна и с вами, и с вашим "учёным Иваном".
Сама хотела давно написать на эту тему, да всё руки не доходили.

Великолепная аргументация, построенная на примерах из "Слова". Между прочим, эту особенность "Слова" заметили ещё в 19 веке. Что и послужило причиной клеветнического утверждения, что текст "Слова" - не список с подлинника, а позднейшая имитация.
Что касается основной идеи вашей работы, позволю к ней вернуться позднее. Разговор, затеянный вами, актуален до крайней остроты, особенно на фоне "украинского кризиса". И без осмысления поднятых вами вопросов не разрешится.

С уважением,

Алексей Сажин     (09.12.2014 в 22:32)
Такая рецензия дорогого стоит! Вот именно этого я и ждал - серьёзного заинтересованного обсуждения, попытки вместе осмыслить эти ой какие непростые вопросы! Спасибо Вам!
По поводу подлинности "Слова..." на одном из сайтов после публикации этого эссе развернулась целая дискуссия (перешедшая потом на Форум). Позволю себе процитировать фрагмент из одной своей ремарки:

"К сожалению, пока никто так и не докопался, кем был этот великий русский гений - автор "Слова о полку Игореве". Но по высочайшему публицистическому и - что особенно актуально для нас сейчас - поэтическому уровню произведения можно понять, какую Русь мы потеряли! Какие Поэты остались безвестными!
Пушкин, знавший "Слово..." наизусть, писал, что известные ему русские поэты "не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства".

Здесь добавлю - не являются ли эти слова великого русского поэта лучшим доказательством подлинности текста "Слова..."? Кто бы из поэтов 19 века мог ТАК ГЕНИАЛЬНО подделать это великое произведение?

Елена Соловьева-Бардосова     (10.12.2014 в 05:38)
Дело в том, что, как вы знаете, подлинного экземпляра "Слова" не сохранилось. Считается, что он погиб в библиотеке Мусина-Пушкина во время московского пожара 1812 года. Для этнографов и медиевистов это существенно. Т.е. подлинность имеющихся сейчас копий научно доказать невозможно.
Если даже "Велесову Книгу" считают подделкой...
Мы-то с вами понимаем, в чём дело. Но для учёных ценность наших аргументов находится на уровне разговоров на кухне. Увы!
А поговорить стОит.

Алексей Сажин     (14.12.2014 в 14:42)
Учёные, Елена, слава Богу, тоже есть разные.)) Существуют очень интересные исследования "Влесовой книги", думаю, Вам они хорошо знакомы. В наше время ортодоксальной официальной науке всё труднее удерживать свои позиции - часто она просто беспомощна на фоне исследований "новой", скажем так, науки. Это касается не только истории, но и изучения Вселенной, происхождения жизни на Земле и пр. И хоть старая парадигма изо всех сил цепляется за прежние представления, знания и выводы, пытаясь сохранить себя, законы эволюции непреложны - новое всё равно победит.
Мне кажется, мы сейчас как раз живём в такое время - на сломе парадигм.

Сикорски     (07.12.2014 в 18:51)
У Вас, Алексей, право слово, дар какой-то, писать на грани фола! Восхищаюсь:)
Ивана, конечно, хочется запереть в Соловки, лет на десять, ну чтоб маленько поостыл и опомнился на фоне красот русского севера. Глядишь, он о судьбах народа рассуждать перестанет.

Алексей Сажин     (07.12.2014 в 21:07)
По Вашему мнению, я пока удерживаюсь на этой грани?))
Самые жёсткие не публикую, потому что не вижу даже намёка на толерантность у местной публики. Вот и Вы... А разве пытаться рассуждать о судьбах собственного народа плохо? Кто же это будет делать, как не мы с Иваном - часть этого народа?
А Иван и так живёт на Соловках, недавно сам уехал туда, не дожидаясь "помощи" извне...

Сикорски     (08.12.2014 в 20:35)
Знаете, Алексей, сколько бы не рассуждали о судьбах русского народа, этому народу от этого ни холодно, ни жарко. В любом случае мне интереснее конкретные люди, которые пытаются отыскать что-то (Бога ли, смысл собственного существования), не прибегая к помощи какой-то общности типа народа. И русофильство в наше время кажется мне чем-то наивным. А уж разговоры об утраченной вере предков... Есть закономерности исторического развития и смена язычества на единобожие результат именно развития.

Алексей Сажин     (08.12.2014 в 21:25)
Вы ничего не поняли. Это и есть поиск конкретного человека. А что такое "общность типа народа"?
Уверен, в Вас нет ни капли русской крови (без обид и без каких-либо намёков!), вот Вам и неинтересен этот поиск. Мне тоже неинтересно, когда евреи всё ищут себя по пустыням. Я не против, пусть ищут. У каждого своя культура, своя история, близкая благодаря зову крови только конкретному представителю конкретного народа. Этому в институтах не научат, это надо чувствовать душой и сердцем.
У Вас проскальзывают русофобские нотки, я это заметил ещё по одному из Ваших прошлых отзывов, который позже Вы удалили. Подозреваю, что Вы подписались бы под письмом Макаревича, верно? Так вот, ставлю своё "наивное" русофильство против Вашего русофобства.
Я люблю свой великий народ, его историю и культуру, считаю это особенно важным в наше тяжёлое и подленькое время, когда даже близкий по крови и духу брат-славянин норовит ударить в спину своего сородича. Вот Вам и все закономерности.
И ещё скажу: мой народ потому и великий, что ему никогда не было "ни холодно, ни жарко".

Сикорски     (09.12.2014 в 18:56)
Ну и кто тут говорил о толерантности?:)))) Насмешили, право слово. К чему переход на личности, а? К чему предположения о моих политических пристрастиях и национальности? Это не вопрос, если что. За сим прощаюсь.

Алексей Сажин     (09.12.2014 в 22:29)
Да где же переход на личности, Бог с Вами! Я просто хотел понять, в чём Ваш поиск, в каком направлении идёте Вы. Вот к тому и "предположения о политических пристрастиях и национальности". И почему Вы вместо слова "мой народ" употребляете это жуткое "общность типа народа".
Ну да ладно, рассмешил - и то хорошо!

Vik Starr     (05.12.2014 в 12:25)
Передавайте большой и тёплый привет вашему другу!
Хочу сразу предупредить, чтобы не было недоразумений: не являюсь поборником возрождения славянских или других каких богов, но с чуждостью религии, навязанной нам извне, согласен полностью.
Я не историк и не религиовед - все мои знания по этому вопросу почёрпнуты из школьной программы и толики прочитанных книг, а потому, не претендуя на верность моих взглядов, всё-таки подозреваю, что попытка собрать и усилить славянские земли под именем и знаменем единого бога, потому и не оказалась такой уж плодотворной, что бог этот как был для народа чужим, так им и остался.

Алексей Сажин     (06.12.2014 в 14:28)
Чтобы не случилось недоразумений, тоже скажу: ко всяким там родноверам ни я, ни Иван никак не относимся, почти ничего о них не знаем и бегать по городским улицам с пеньком не собираемся!)
Думаю, Иван хотел написать скорее культурологическую статью - о проблемах духовного развития русского народа, о том, что мы потеряли, и, увы, вернуть больше не сможем...
Большой и тёплый привет обязательно передам!))






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1