Вариации на тему.


Бальзаковский Гобсек, горбун пейсатый,
Не бей себя ты в немощную грудь!
Я знаю точно - ты агент МОССАДА,
А не простой еврей какой-нибудь!

Твой чёрный глаз - как ржавый гвоздь в запястье,
Твой длинный нос - как ключ в чужом замке,
Бревном в глазу тебе чужое счастье,
Пульсирующей жилкой на виске.

Ты присосался к этой жилке прочно,
И жадно пьёшь, занюхавши мацой,
Младенцев кровь...Палач ближневосточный...
Всё это шутка, крепкое словцо!:)))



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Подражания и пародии
Количество рецензий: 11
Количество просмотров: 256
Опубликовано: 24.05.2014 в 16:37
© Copyright: Белла Минцева
Просмотреть профиль автора

Вениамин     (06.10.2014 в 12:51)
Да, Минцева, пора в палату
Свободные места в дурдоме есть,
Коль у тебя Гобсек уже пейсатый
А Растиньяк сотрудник из МИ6

Белла Минцева     (29.09.2016 в 21:11)
Профессор Грета Ионкис, Кёльн




"Еврейский след" в "Человеческой Комедии" Бальзака


Прочитав название, читатель, вскормленный детективами, ахнет:"Неужто и здесь Моссад?!" Вынуждена разочаровать: Бальзак не имел чести знать "господина" Мосада. Речь идет лишь о присутствии еврейской темы и персонажей-евреев в громадном бальзаковском цикле. Работая десять лет назад над книгой о Бальзаке, как-то не задумывалась о еврействе ростовщика Гобсека, банкира Нусингена, писателя Натана, прекрасной куртизанки Эстер. Оказавшись в сердце Европы, поближе познакомившись с историей европейского еврейства, я подумала, что евреи не могли не попасть в "Человеческую комедию". Ведь Бальзак создал целый мир (Оскар Уайльд уверял, что весь Х1Х век придуман Бальзаком), изобразил все слои, все профессии современного ему французского общества, придворным историком которого он себя числил. А евреи, начиная с наполеоновских времен, во Франции и - шире- к западу от Вислы уже были достаточно эмансипированы и, стало быть, определенную роль в обществе играли.
Бальзак оказался одним из немногих, кто принял евреев такими, какими они стали, когда рухнули стены гетто. Он сумел отбросить прежние предрассудки. Герой "Утраченных иллюзий" не соглашается с расхожим мнением о евреях как о низких существах: "Евреи накопили много золота, они написали "Робера-Дьявола"( автор оперы композитор Мейербер - Г.И.), играют "Федру" (речь идет о великой актрисе Рашели - Г.И.), поют "Вильгельма Телля", заказывают картины, строят дворцы, пишут путевые очерки и замечательные стихи (подразумевается Генрих Гейне, с которым Бальзак был близко знаком - Г.И.), они могущественны как никогда, их религия разрешена, наконец, они кредитуют папу". Тем не менее предубеждения против евреев живучи, особенно в провинции, и Бальзак в "Луи Ламбере" отмечает жестокость провинциального остракизма.
В мои планы не входит представить всех бальзаковских персонажей еврейского происхождения. Могу лишь отметить, что из 2000 героев "Человеческой комедии" их набирается 30. Имена самых значительных вынесены в название произведений: "Гобсек", "Банкирский дом Нусинген". О них и поговорим. По-своему величественный образ Гобсека складывался постепенно. Поначалу тридцатидвухлетний писатель создал бытовой "физиологический очерк" "Ростовщик". Спустя два года имя ростовщика Гобсека всплывает в повести с назидательным названием "Опасности беспутства", и лишь десять лет спустя появится маленький шедевр "Гобсек".
Ростовщик - заметная фигура в Х1Х веке. Ростовщики фигурируют не только в произведениях Бальзака, но и Пушкина, Диккенса, Достоевского. В глазах европейцев ростовщичество, считающееся занятием позорным, на протяжении многих веков ассоциировалось с евреями и вменялось им в вину: шахер-махеры, мошенники, обиралы, кровопийцы... Между тем, гонители евреев сами лишили их права заниматься производительным трудом, введя запрет на профессии.
Бальзак создал Гобсека как большое обобщение, при этом он налегал не столько на национальные черты, сколько на граничащее с демоническим чутье реальности этого старого ростовщика. Бальзак воплотил в нем саму философию денег: "Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это ... золото. В золоте соредоточены все силы человечества". И поскольку он развязывает и затягивает мешок с золотом, он и ощущает себя властелином. Не меньшее могущество, чем золото, придает ему знание "железных законов реального мира" . И когда он сидит в глубоком кресле, едва освещенный пламенем камина, погрузившись то ли в расчеты, то ли в свои мысли, он напоминает гудоновского Вольтера. Сравнение лестное, подчеркивающее философский смысл этого образа. Гобсек испытывает глубокую радость не столько от сознания своего тайного могущества, сколько от своего искусства читать в мыслях и душах своих клиентов. Он готов соперничать с самим Богом в искусстве всеведения. Бальзак окутал его происхождение, его прошлое мрачной тайной, туманом загадочности. Но когда я бродила по еврейским кварталам Антверпена и Амстердама и наблюдала старых евреев-ювелиров и оценщиков, знающих толк в золоте и алмазах, я узнавала в них Гобсека. Наверное, неспроста сестру Гобсека, занимавшейся древнейшей профессией, называли Прекрасной Голландкой.
Современники Бальзака не сомневались, что банкир Нусинген "списан" с реального лица. Его прототипом был барон Джеймс-Майер Ротшильд, отца которого называли "королем кредиторов и кредитором королей". Бальзак придал своей повести о Нусингене форму подслушанной беседы трех прожженных журналистов.
http://www.berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer1/Ionkis1.htm

Читай и просвещайся, неуч.

Вениамин     (01.10.2016 в 14:23)
Спасибо за неуча. На мой взгляд, это ошибочный вывод. Нигде нет прямого указания на то, что Гобсек иудей. Единственное на что ссылается учёная тёинька из Кёльна, это его профессия - ростовщик. По-голландски Гобсек- Живоглот. И сестру Гобсека, проститутку, называли "Прекрасная голландка". Так почему же он еврей? Грета, возможно, как и ты, просто помешалась на еврейской теме. Мне кажется, приведённые ею доводы, это не доказательства.
Как, Белла, протёз не жмёт? Если всё в порядке, рад за тебя.

Белла Минцева     (01.10.2016 в 17:30)
С протезом всё нормально, скоро костыли отброшу.)))

Вениамин     (01.10.2016 в 18:30)
Вот она пишет Нусинген прообраз Ротщильда. Это не верно. Прообразов 2: Некер швецарец немецкого происхождения и еврей Самуил Бернар. Банкирский дом Некер просуществовал со времён Людовика 14 до царствования Наполеона 3 и лишь при нём влился в империю Ротшильда. Авторитетная профессорша из Кёльна должна бы такие вещи знать. Так почему про Гобсека ей нужно верить? Это уж очень прямолинейно. Впрочем в Моссаде он как и Растиньяк в Ми-6 не состоял.

Белла Минцева     (01.10.2016 в 18:38)
Веня, я не ей верю, а себе.
Когда читала, создалось такое впечатление.
Её откопала и взяла в свидетели, только и всего.

А этот стишок адресный, я его на Избе одному еврею на форуме написала, такшта не принимай близко к сердцу.
По-моему, Лео из Маале.

Вениамин     (01.10.2016 в 18:52)
Да я спокоен. Может быть Веллера не читала ещё по теме http://a.kras.cc/2016/09/blog-post_529.html

Белла Минцева     (01.10.2016 в 19:04)
Ну, глянула я там по ссылке... А что ты нового-то мне сказать хотел?

Вениамин     (01.10.2016 в 21:31)
У-у-у чо-то хотел, а чо не помню.

Белла Минцева     (01.10.2016 в 18:55)
Если всех читать - переломится кровать.))
Веллера я не люблю, умная, но сволочь.
Я читаю произведение - и делаю СВОИ выводы, а не руководствуюсь услугами аналитиков.

Белла Минцева     (01.10.2016 в 17:28)
Ну конечно... у нас ведь ростовщиками все имели право быть!
Не смеши, когда заработаешь такой же авторитет, как у неё, тогда посмотрим.
Если бы Бальзак прямо указал - его произведения не дожили бы до наших дней.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1