Загадки романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" (главы 1 - 2)


Ю. И. Рожинский
ЗАГАДКИ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
АННОТАЦИЯ
В представленной книге – литературно-критической статье – предложена новая трактовка образов главных героев романа "Евгений Онегин", показана ошибочность ряда положений критических статей В.Г.Белинского и Д.И.Писарева, посвященных анализу романа, высказана новая гипотеза о причинах сожжения Пушкиным десятой главы романа, подчеркнута современность и актуальность этого неувядающего пушкинского творения.
Книга адресована школьникам, студентам и преподавателям, а также широкому кругу читателей.
УДК 821.161.1
ББК 83.3 (2 Рос=Рус)1

ISBN 978-966-8766-80-0
                                                ************************************************

                                                                                                               Противоречий очень много.

                                                                                                                                         А.С. Пушкин

                                                                                            1

Золотой фонд мировой литературы немыслим без романа «Евгений Онегин». Почти два века сотни миллионов читателей, ученых, студентов и школьников разных стран изучают это произведение. Деятели многих видов искусства: кино, оперы, балета, театра, живописи, скульптуры – также не обходят его своим вниманием.

«Евгений Онегин» – роман-загадка. Пушкин щедро разбрасывает по его тексту «заманчивые загадки», чтобы читатель «голову ломал». Великие писатели, знаменитые критики, крупные ученые-пушкинисты нередко высказывают противоположные, часто противоречивые оценки событий или характеров героев.
Загадочность романа подтвердил сам Пушкин, отдавая «плоды трудов» своих «журналистам на съеденье»:

Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.                 (глава 1, строфа LX)

«Журналисты» и критики сразу бросились искать «противоречия», но их улов за многие десятилетия поисков был весьма скуден. Так, они обнаружили (правда, не в первой главе романа) неопределенность места хранения письма Татьяны к Онегину. Этот эталонный пример «противоречия», кочующий из одной книги в другую, будет рассмотрен ниже.
Знаменитые литературные критики В.Г.Белинский и Д.И.Писарев при анализе романа «Евгений Онегин» не смогли, по нашему мнению, избежать противоречивости своих же заключений и суждений по ряду вопросов.
Так, не должен видный критик выдавать Татьяну Ларину за эталон русской женщины и одновременно называть ее «нравственным эмбрионом» со «спящим умом», «безнравственным» существом, пошлой «идеальной девой».

Противоречие, в общепринятом смысле, – это два высказывания, из которых одно является отрицанием другого, одно с другим несовместимо, одно опровергает другое, нарушая логику или правду.

Интрига налицо: или Пушкин, великий мастер яркого и точного слова, умышленно не захотел внести полную ясность в текст романа, поскольку понадеялся на мыслящего, внимательного читателя, либо некоторым читателям только кажется, что автор сознательно оставляет в тексте несогласованность в мыслях, высказываниях и поступках, нарушающих логику и правду.

В данной работе предложены новые версии ответов на ряд загадок романа. Аргументировано, строго опираясь на текст романа, показана несостоятельность многих критических замечаний по адресу автора и необоснованность ряда трактовок образов героев, высказана новая гипотеза о причинах сожжения Пушкиным десятой главы романа.

                                                                                           2

Назовем несколько основных загадок романа.
1. Что имел в виду Пушкин, сообщая читателю уже в первой главе, что в романе
«противоречий очень много»?
2. Оставил ли Пушкин роман «Евгений Онегин» незавершенным?
3. Какое «горе, не отразимое ничем, » обрушилось на Прасковью Ларину в деревне?
4. С какой целью Татьяну-ребенка возили в Москву?
5. Любила ли Татьяна Евгения Онегина?
6. Ошибочные оценки образов главных героев романа В.Г.Белинским и Д.И.Писаревым.
7. Тайна уничтоженной Пушкиным десятой главы романа.

При рассмотрении указанных загадок будем опираться на 4 принципа, широко используемых Пушкиным при создании романа: «противоречивость», фигуру умолчания, реализм и «веселость».
Какой же смысл вложил Пушкин в термин «противоречие»? Допускает ли он в тексте логические противоречия? Обнаруженная «журналистами» улика – «противоречивость» в таком второстепенном в вопросе, где хранится письмо Татьяны к Онегину, – несостоятельна, потому что авторские слова:

Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу                               (3, ХХХI)

и размышления Онегина:

Ужель та самая Татьяна,
………………………….
Та, от которой он хранит
Письмо………………....                                (8, ХХ)

не отрицают друг друга.Это кажущееся противоречие.
Во-первых, словами «свято берегу» Пушкин явно подчеркивает ценность только что написанного Татьяной письма, которым он «не может начитаться». Нет оснований думать, что он забрал себе это письмо для хранения: ведь утром Татьяна передала его няне для вручения Онегину. Во-вторых, для сомневающихся, добавим, что писем Татьяны к Онегину было два: на французском и на русском языках (в пушкинском «переводе»).
Тем не менее, Пушкин признает принцип противоречивости, реально существующий в природе:

Так нас природа сотворила,
К противоречию склонна.                             (5, VII)

Можно сказать, что Пушкин широко использует принцип литературно-художественного противоречия, выступая в романе сразу в трех лицах: как рассказчик, как автор романа, который постоянно делится с читателем своими мыслями, оценками и воспоминаниями, нередко прерывая рассказчика, и как своеобразный лирический герой романа.
Пушкин, как автор, сочинил «необдуманное письмо» Татьяны к Онегину, потом, как рассказчик, восхищается и «не может им начитаться», а затем, как лирический герой, спрашивает: «Татьяна! для кого ж оно?».

Как лирический герой, Пушкин общается со своим «добрым приятелем» Онегиным:

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору.                        (1,XLVI)

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.                              (1,LI)

Разумеется, сложность образов героев, их динамичность может приводить к изменению их взглядов и поведения со временем или в новых обстоятельствах, что не может рассматриваться как их противоречивость.

Принцип фигуры умолчания (прерывание повествования) широко используется Пушкиным для активизации мышления и воображения читателя, для сотворчества. Так, зарождение чувства симпатии, любви, первая встреча молодых, развитие их отношений всегда волнуют читателя. Но Пушкин дает очень скудную информацию и о первой встрече Татьяны с Онегиным, и о знакомстве Татьяны с генералом N.

Сам Пушкин признал справедливость замечания «тонкого критика и опытного художника» Катенина о том, что «переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, » является «слишком неожиданным и необъясненным». Признал, но на замечание не ответил.
«Неоконченность романа» стала одной из главных мишеней для многих критиков,утверждающих,что Пушкин оставил роман незавершенным, не дав развязки любовного треугольника. Даже Белинский пришел к выводу, что «Евгений Онегин» – «роман без конца».
На основе анализа текста этого произведения, характеров героев в развитии ниже будет обоснованно показано, что Пушкин не оставил роман без достойного художественного завершения.
Общепризнанна реалистичность романа. Поэтому при наличии альтернативных оценок характеров и поступков героев читателю следует выбирать из них наиболее близкие к реальной жизни.
На четвертый принцип – «веселость» – Пушкин обращает внимание читателя уже во введении:

Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных...

Печальных событий и известий в романе читатель без труда найдет немало:
разорение отца Онегина и его смерть, болезнь и смерть дяди, смерть отца Татьяны, ранняя смерть родителей Ленского, убийство на дуэли Ленского.
Евгением, «в цвете лучших лет», овладела «русская хандра», Прасковья Ларина, попав в деревню, «рвалась и плакала», «с супругом чуть не развелась», Ольга потеряла жениха накануне свадьбы, княжна Алина четвертый год больна чахоткой, Татьяне после именин гибель от Онегина кажется «любезной», Онегин в восьмой главе – «на мертвеца похожий».
Тем не менее, по словам Пушкина, «главы романа несут на себе отпечаток веселости». Действительно, ниже будет неоднократно показана правота этих пушкинских слов.




Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество рецензий: 2
Количество просмотров: 3128
Опубликовано: 17.03.2014 в 18:58
© Copyright: Юрий Игоревич Рожинский
Просмотреть профиль автора

Ярославна     (17.02.2019 в 04:38)
Лет десять тому назад мне попалась книга стихов дяди А.С.Пушкина - и вот, что мне показалось, что не все и всё писал сам А.С Пушкин... Даже статью начала готовить. А потом отложила этот вопрос совсем, помятуя то, что ничего уже доказать нельзя! Удивляет то, что как этот мальчик мог написать такие, согласно возрасту, очень зрелые стихи и другие произведения. Думаю, он ещё до конца не изучен... Во всём вопрос спорный...

Нина Полянских     (30.11.2014 в 20:13)
Позвольте Вас спросить: кто решил, что Белинский и Писарев ошибались в трактовке образа Татьяны? Вы?

Юрий Игоревич Рожинский     (03.12.2014 в 19:11)
Позвольте Вам ответить: при внимательном чтении моей книги Вы, конечно же, обратили внимание на трактовку знаменитыми критиками Белинским и Писаревым образа Татьяны Лариной. Белинский назвал Татьяну "нравственным эмбрионом" и "безнравственным существом" со "спящим умом", а Писарев дал более отрицательную оценку ее умственным способностям: "незначительное количество мозга в ее голове находилось в самом плачевном состоянии" и "Онегин стоит на одном уровне умственного развития с самим Пушкиным и с Татьяной". ОЧЕВИДНО, что не все положения и выводы статей Белинского и Писарева БЕЗОШИБОЧНЫ и не подлежат критике. С уважением. Юрий Игоревич.

Нина Полянских     (03.12.2014 в 22:35)
Уважаемый Юрий Игоревич! Не стоит вместе "рассматривать" демократически ориентированного Белинского и разночинца Писарева(которому тургеневский Базаров уж точно был ближе и дороже пушкинской Татьяны). Извините, но Вы судите о Татьяне с позиции нашего времени. Не спорю: эстетическая ценность художественного образа определяется и временем, но Вы вырываете из контекста критиков фразы и смакуете их, превращая Татьяну в какую-то ученицу коррекционного класса. Лично я больше доверяю самому Пушкину:"Я так люблю Татьяну милую мою"...

Юрий Игоревич Рожинский     (06.12.2014 в 19:36)
Уважаемая Нина Полянских! Без четкого определения предмета разговора он становится похожим на беседу слепого с глухим. Так, Вы доверяете Пушкину: "Я так люблю Татьяну милую мою". А кто спорит? В 20-ой главе "Загадок ..." написано:"... в нашей работе мы старались защитить милую героиню Пушкина Татьяну и других героев романа от несправедливых обвинений знаменитых критиков Белинского и Писарева". И здесь абсолютно неважно, кто нападает: демократ, разночинец или современный литератор. Вы совершенно правы, заметив, что именно "с позиций нашего времени" мы дали ответы на загадки романа "Евгений Онегин" и подчеркнули "современность и актуальность этого неувядающего пушкинского творения" в отличие от пушкинистов, считающих этот роман только "литературным памятником или памятником культуры России начала ХIХ века". Успехов Вам! Ю.И.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1