12. Бесконечность


12. БЕСКОНЕЧНОСТЬ

1.
Всё вернётся: улыбка младенца – в слезу,
и бутылка вина – в молодую лозу,
птица – в землю и бабочка – в кокон,
станет облако горным потоком.

Вот и мы превращаемся в пепел и пыль,
возвращаемся в землю, в зелёный ковыль.
Как ветра нас, беспечных, качали!
Было так оно в самом начале.

Было так до того, как пришли мы сюда,
до того, как «водой» называлась вода,
камень – «камнем» и «другом» – собака.
Даже то, что нам светит из мрака,
мы ещё не назвали «звезда»!

2.
Посидеть на лугу возле чёрного дуба,
рядом с розовой пеной кипрея, пока
нежный лёд сновидений твоих – облака –
в бирюзовой реке. И привычное чудо:
видишь, ветер, играючи, крону листает,
видишь, бедный кузнечик о счастье поёт,
и корова задумчиво мятлик жуёт,
и мгновенная ласточка сверху летает.

Всё, чему предначертано быть, совершится:
отсвистит мухоловка, умрёт муравей,
крови выпьет комар у меня меж бровей,
дикий хмель отцветёт и трава-медуница.
Будет море шуметь, где до слёз наглупили
мы с тобой на мучительной этой земле,
ели хлеб на дощатом сосновом столе,
жгли свечу и друг друга ночами любили.

3.
Тонконогие, лёгкие, словно косули,
у болота берёзы стоят на ветру.
Скоро я человеком счастливым умру,
чтобы звонкой синицей проснуться в июле.

Превращусь в этот лес, в этот шелест муравный,
в духовитую мяту, в ползучий тимьян,
в клочковатый, густой над низиной туман.
Боже мой, я пишу Тебя с буквы заглавной,

потому что речная вода говорлива,
потому что ночная звезда высока,
и светла серебристая прядь у виска,
и глаза мои смотрят на небо пытливо.

4.
Ночные тени девственных растений
о чём-то шепчут – дикий разговор.
Трухлявую валежину в костёр
кладу без угрызений и сомнений.

И муравьи бегут по ней от жара,
детей спасают, падают в огонь.
Ловлю тепло я, вытянув ладонь:
я – глиняный божок земного шара!

Я – чей-то рок! Испуганные сосны
волнуются о чём-то в темноте.
Что если там, на страшной высоте,
костёр зажёг Миросоздатель грозный?

Пылает небо – мучаемся, любим
и мечемся, сгорая, мы, когда
летит на нас огромная звезда
из космоса непредставимой глуби…

Разворошив костра Освенцим дымный,
я оттолкнул валежник муравьиный.

5.
Заскрипел коростель, и качается тихо куга.
Пучеглазая жаба колышет коричневым зобом.
Человеческий род на Земле – голубая кругла –
как зверушка,
из глины на краткое пиршество создан.

Для чего в этот мир
я был женщиной в муках рождён?
Почему я не зверь, не цветок, не весёлая птица?
О, всесильная жизнь
прошумела коротким дождём,
на поляне росу отряхнула с листа чемерица.

Муравей-пилигрим в серебристую каплю одну
окунул рыжеватые усики – в чистую влагу –
я возьму его нежно, до самых вершин подниму
и домой отнесу потерявшего путь бедолагу.

6.
Проплывают
сосны – чудо-корабли –
возле голубого глаза-озерца,
облаков обрывки в небе подмели.
Выкатился лунный ломтик из ларца.

Тихо-тихо – слышно, как растут грибы,
приподняв на шляпках палую листву.
Насыпаю сахар – сложностью судьбы
муравьиной тронут – накормить братву.

Вот о зимних вьюгах чтобы погадать,
чутко ёжик Ромка в травах прошуршал.
Господи, какая нежность – благодать!
Отчего же плачет и болит душа?

То ли всё былое обратилось в дым?..
То ли скоро стану дряхлым стариком?..
Полежу под ёлкой – подышу сырым
сумраком, туманом, хвойным холодком.

7.
Нестройный лес,
колючий,
дровяной,
цветными сыроежками усеян.
На ветках бородатая уснея
пропитана полночной тишиной.

Долга нодья из двух сосновых брёвен,
и огненный качается цветок.
Посмотришь в небо прямо на восток –
руно своё зажёг небесный Овен.

И кажется: звезде протянешь руку –
пожмёшь сухой, мозолистый плавник.
Заметишь: Бог к отверстию приник
и смотрит на любовь твою и муку,
на то, как ты согрет огнём и хлебом,
и прутиком рисуешь на воде
великое Ничто или Нигде
там – за гигантом тающим Денебом.

8.
Клубился туман в комарином густом
подлеске и прятался на ночь в болотину.
Приправив цейлонский брусничным листом,
я сел у костра на широкой колодине.

Темнело. Земля отдыхала в репьях.
А сосны горели, как хвойные факелы,
в закатного солнца прохладных лучах,
и тучи летели, как чёрные ангелы.

Я думал: «Во мне мириады миров,
а в них континенты, и горы с вулканами,
и люди, и, может быть, чья-то любовь,
но сам я – песчинка под звёздами ранними».

А лес потемневший шумел надо мной,
и пахло багульником, сыростью, плесенью,
и всей этой жизнью подспудной, грибной,
и дымом, и вновь наступающей осенью.

Я крикнул: – Когда-нибудь где-то в другом
углу мироздания заново всё это
начнётся!.. И лес мне «ого-го-го-го»
ответил, роняя печальное золото.

9.
Сквозь колонны ельника шагаю,
по дороге щёки на ходу
растираю, небо постигаю –
никакого смысла не найду.

Что же есть у нас? В ночи морозной,
всей моей тоски и жизни всей
больше, – Треугольник многозвёздный,
золотые Рыбы и Персей.

Что за дело космосу до мелких
горестей, затерянной среди
огненных миров, Земли, безделки,
жёлтой угасающей звезды?

Но и всё же елей пирамиды,
снеговой искрящийся подбой –
кто-то же придумал, дальновидный,
и прекрасен шарик голубой.





Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Поэмы и циклы стихов
Количество рецензий: 3
Количество просмотров: 416
Опубликовано: 24.02.2014 в 00:12
© Copyright: Сергей Аствацатуров
Просмотреть профиль автора

Геннадий Агафонов     (28.03.2015 в 15:26)
Золотые стрекозы снуют над водой,
тяжесть яблока в женской руке.
Человек умирает – приходит другой,
и светила плывут по реке.
----
Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.
Медуницы и осы тяжелую розу сосут.
Человек умирает. Песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на черных носилках несут.

Сергей Аствацатуров     (28.03.2015 в 21:52)
У Мандельштама, конечно, лучше. Согласен.

Геннадий Агафонов     (29.03.2015 в 06:53)
---
Посмотришь в небо прямо на восток –
руно своё зажёг небесный Овен.

И кажется: к нему протянешь руку –
звезду захватишь крепко за плавник.
---

Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

======================
В оригинале плавники у звезды плавающей в воде, а у вас плавники явно не к местe.

Сергей Аствацатуров     (29.03.2015 в 08:37)
Спокойна, Геннадий, так надо. У звезды и хвост с чешуёй может быть.
И можно даже с ней поговорить о быте, например.

Геннадий Агафонов     (29.03.2015 в 08:45)
Упрощая ситуацию скажу, образ содран у Мандельштама и тупо воткнут в свой текст.
Настораживает что случай не один.

Сергей Аствацатуров     (29.03.2015 в 09:34)
Пусть вас настораживает. Вот только хотелось бы прочитать
хотя бы одно ваше выдающееся стихотворение :)

Геннадий Агафонов     (29.03.2015 в 09:46)
Хотелось бы обнаружить таковое и у вас.
Перевод стрелок понятен, однако, в отличии от, я себя поэтом, даже в шутку, не называю.

Сергей Аствацатуров     (29.03.2015 в 09:56)
Вот это правильно, что не называете. Похоже, что в стихах
вы совсем не рубите.

Геннадий Агафонов     (29.03.2015 в 10:35)
Похоже, что в стихах вы совсем не рубите.

---Не рублю и к себе не тащу, я строку что срубил у кого-то,
Это все мишура, позолота...от чужого я благ не ищу.

Сергей Аствацатуров     (29.03.2015 в 10:46)
Геннадий, ну как же вы не понимаете, что хорошие стихи - это
новизна плюс традиция. Без традиции нет стихов. Мандельштам не
первый придумал про плавники у звезды - он это тоже утащил
и правильно сделал. А уж Пушкин умудрился утащить всю французскую
литературу на русскую почву.

Геннадий Агафонов     (29.03.2015 в 11:14)
Мандельштам не первый придумал про плавники у звезды - он это тоже утащил
---У кого?

Сергей Аствацатуров     (29.03.2015 в 11:31)
Геннадий, человечество пишет стихи уже 4000 лет. Неужели вы думаете,
что за это время никто не заметил, что отражённая в воде звезда похожа
на морскую звезду с её плавниками? Если бы вы лучше знали литературу,
то вы могли бы заметить, что я тащу не только у Мандельштама, но и у
Данте, Гомера, Вергилия, Овидия, Пушкина, Бродского, Кушнера, Бориса Рыжего,
Пастернака и других. И между прочим, несмотря на вашу сознательную и, извините,
глупую установку ни у кого ничего не брать, напрасно вы думаете, что вы ничего
не тащите. Ещё как тащите! А иначе бы ваши стихи были похожи на песни первобытных
людей - т. е. вы бы должны были вернуться к самому началу, к долитературному творчеству.

Геннадий Агафонов     (29.03.2015 в 16:17)
что я тащу не только у Мандельштама, но и у
Данте, Гомера, Вергилия, Овидия, Пушкина, Бродского, Кушнера, Бориса Рыжего,
Пастернака и других.
---Нашли чем гордиться.
Правда в том, что как сказал один неупомянутый вами поэт, - поэзия, вся, езда в незнаемое.
"Заимствание" чужих находок невозможно оправдать ничем.

И между прочим, несмотря на вашу сознательную и, извините,
глупую установку ни у кого ничего не брать, напрасно вы думаете, что вы ничего
не тащите. Ещё как тащите!
---Только вор видит в окружающих воров. Одно дело использовать буквы придуманный Кириллом,
а совсем другое поэтические образы придуманные другими авторами.
Если вам это не понятно - мне вас очень жаль.

Сергей Аствацатуров     (29.03.2015 в 20:28)
Это мне вас жаль. А меня-то что жалеть? Я публикующийся автор,
вполне признанный. А ваши писания хоть один толстый журнал опубликовал?
Вот то-то и оно. Не тянут они на толстый журнал - одни банальности. А
иначе и не бывает с изобретателями велосипедов. Потому что, хотя вы и тащите
кое-то, как и все тащат, но тащите вы именно то, что уже стало поэтическими
штампами и потому никто не помнит, откуда эти образы взялись. Ну и тащите дальше.
Удачи!

Геннадий Агафонов     (31.03.2015 в 16:42)
Я публикующийся автор, вполне признанный.
---Такому и воровать не грех?
Насмешили.А вообще, пиписьками мерятся последнее дело, потому как 99.99999% читателей в России
не подозревает о существовании такого, с позволения сказать, поэта.
Выйдите к людям, спросите сто человек, кто о вас слышал?

Не тянут они на толстый журнал - одни банальности.
---Чья бы ворона квакала. Вы попробуйте, найдите у меня кровь-любовь, даль-печаль.)))

Сергей Аствацатуров     (31.03.2015 в 23:24)
Если вы выйдете на улицу в Рязани и спросите, кто такой Кушнер,
то никто вам не ответит на этот вопрос. Однако, Кушнеру это не
мешает быть большим поэтом. Вот и мне это не мешает работать.
Меня знают там, где надо это знать. А вы, если читаете толстые
журналы, тоже меня знаете - только там я под другой фамилией :)

Сергей Аствацатуров     (31.03.2015 в 23:19)
Геннадий, могу я вам чем-нибудь помочь? Может, у вас какие-то проблемы есть,
которые я могу решить?

Сергей Аствацатуров     (31.03.2015 в 21:15)
Бедный вы бедный!

Елена Солод     (28.03.2015 в 12:57)
Ну... Такие стихи должны украшать главную.
Иногда я искренне рада редакторской кнопке)
)) даже вопреки))

Сергей Галкин     (11.11.2014 в 07:50)
Я вот следовал за Вашей мыслью, следовал и вдруг наткнулся на некоторые словосочетания по-моему составленные не в контексте, а так, случайно. Не поясните, в чем я не прав?
Мне показались не к месту:
зелёный ковыль
синий свет падающих звёзд (почему синий?)
сырые грозди
Кто же ответит такому (какому такому?)

Сергей Аствацатуров     (11.11.2014 в 23:45)
Зелёный ковыль, синий свет - это работает на настроение, а не
на смысл, который эти эпитеты не затрагивают. Какому такому -
это становится ясно из контекста всей книги.

Сергей Галкин     (12.11.2014 в 18:49)
Спасибо за ответ, Сергей. Я постараюсь прочитать больше из Вашей книги, чтобы понять контекст.
Но про зеленый ковыль и особенно сырые грозди хотелось бы подробнее. Мне непонятно, на какое настроение они работают.
Наверняка у Вас были причины написать так, признаюсь, что я читатель поверхностный и торопливый. И вот представьте: пробегаю я по Вашему произведению (находящемуся на тот момент в верхней строчке авторских анонсов) и натыкаюсь на необычный для меня зеленый ковыль. Поймите, на зеленый клевер я бы не отреагировал. Потом падающая звезда. Если освещает землю, значит не просто чиркнула по краю стратосферы, а сгорела в более плотных слоях, и синий цвет пламени в таких случаях не характерен, насколько я это дело представляю себе... И сырые грозди красной рябины... Ну где Вы, Сергей, видели у красной рябины вареные грозди? Или жареные? В общем, я надеюсь, что Вы меня понимаете)) Я ни в коем случае не хотел Вас обидеть, но мне показалось, что в Ваших весьма грамотных стихах по недосмотру допущены некоторые шероховатости.

Сергей Аствацатуров     (12.11.2014 в 21:02)
Сергей, это стихи - все слова здесь означают не совсем то, что они означают в прозаической речи.
В стихах важна совсем другая точность - особенная, поэтическая. Уверен, что ковыль может быть и зелёным - во всяком случае, молодой. Звезды падающие не потому, что они падают, а в каком-то более
глубоком философском смысле. А грозди рябин сырые потому, что прошёл дождь или выпала роса. Но все эти объяснения почти несущественны. Важна фонетическая точность - зачастую она важнее фактической. Лично меня, в большинстве стихов самодеятельных поэтов смущает не то, что они вольно обращаются со словами, а то, что между словами нарушены связи нормальные для русского языка, а на фонетику вообще никто не обращает внимания. В результате стихи эти "не звучат" - это не музыка, а должна быть музыка...






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1