Битва при Молодях или "Слава русским героям".



Битва при Молодях или "Слава русским героям".


http://pravoslav-voin.info/voin/1582-bitva-pri-molodyax.html

ttp://ucmopuockon.livejournal.com/419000.html
http://tularus.org/history/179-history-28-06-12
http://wikimapia.org/1370625/ru/Молодинское-поле-Битва-при-Молодях-1572-г
http://www.bibliotekar.ru/polk-10/27.htm
http://proza.ru/2012/10/16/1405Ерчак В. М. Слово и Дело Ивана Грозного гл 37.
http://radota-indrin.livejournal.com/85056.html
http://tarusa-master.com/bez-rubriki/dlya-slavyan/zabyitaya-istoriya-bitva-pri-molodyah-ili-slava-russkim-geroyam

Битва при Молодях или "Слава русским героям".



"Сей день принадлежит к числу великих дней нашей воинской славы."

Н.М. Карамзин


Бывали на Руси не раз тяжелые денёчки:
мутился ум, мутился глаз , вставали …На клочочки
вражину рвали, гнали прочь. Победа за народом,
могли тогда всех превозмочь,- крепка была порода.

В разы их меньше, чем врагов, - смекалка выручала,
хватало веры и мозгов, - они же Божьи чада.
Любовь к Отечеству сильна: она их честь и совесть,-
на всех одна, одна страна; об этом наша повесть.

При Молодях - Великий бой: России быть иль нЕ быть,
случился близко - под Москвой… Навеки канул в нЕбыль!
Враги хотели позабыть Великий подвиг рати,
Смогли-таки надолго скрыть, рассказывая враки,

про то, как мерзок Царь Иван, психически надломан,
а Царство - просто балаган, народ разочарован.
Так, исказив, на пять веков историю России,
повыбив русских мужиков, Русь бесы сокрушили.

А мы поклонимся Царю, достойной, храброй рати,
Великому Государю, - грешно нам забывати
Святые подвиги Царя: как мыслью, словом, делом
неукротимо он горя, управился умело:

берёг он Матушку зело, народ любил Ивана.
Но пожинал от многих зло: от пана – до султана.
А с ним страдал народ честной, страдала Русь Святая,
сам Царь не раз ходил в поход, не опозорив знамя!

И вот настал тот час Руси, труднейший час Отчизны…
Молился Царь: “О Бог , спаси, враги справляют тризну
по Матушке - моей Руси, спешат разрезать тело.
Молился долго Иоанн, за Русь душа болела.

С Ливонией война, чума, неурожай и голод,
беда, и горе, и сума - хлебнули люди вдоволь…
Предательство, измена, ложь , Девлет-Гирей с войсками.
Где он прошёл, там смерть, пустошь, и пики с головами“.

Измотанная Русь на бой, на бой встаёт неравный:
там каждый русич - брат, герой, он бравый, православный!
Почти две сотни тысяч войск, у нас - нет половины.
Кровь пролилась со всех сторон, - печальные годины.

Спасло нас чудо - Рать с Небес, мы битву отстояли
и русский важный интерес, хоть тыщи погибали.
А мудрость наших воевод, безудержная храбрость
ускорили врага уход, - в веках потомкам радость!

Великий день на все века: непокорённый род наш!
Победа рати велика: рус бьёт всегда наотмашь!
«Ура»!- кричат потомки вам, Великая дружина!
Царю - похвальные слова, по нём у нас – кручина!

Святой Великий Царь Иван, тебя мы почитаем,
тебя боится басурман, гроза ты всем лентяям.
Ты сохранил Святую Русь, Ты - Государь Великий!
Ты удержал Отчизны руль, народ наш возвеличив!

*
БИТВА ПРИ МОЛОДЯХ - 29 июля - 2 августа 1572 года русские войска, общей численностью не более 50 тыс. человек, под руководством князя воеводы Михаила Ивановича Воротынского (1510-1573 гг.) наголову разгромили армию крымского хана Девлета I Гирея (1512-1577 гг.), поддерживаемую Османской империей.
Основную роль в битве сыграл пятитысячный отряд опричников под руководством князя воеводы Дмитрия Ивановича Хворостинина (?-1591).
Защитники Москвы полностью вырезали всех янычар и османских мурз.
Русские воины навсегда устранили исходившую из Крыма опасность.
Но сами опричники под Молодями почти все полегли. Осенью 1572 года опричнина была официально отменена - на самом деле потому, что опричников не осталось.
Из 120 тысяч крымских всадников и 20 тысяч янычар уцелело около 10 тысяч человек.
Это была последняя крупная битва Руси со Степью.

В 1572 году огромное многотысячное татарское войско вновь двинулось на Москву. Цель – полное уничтожение государства. Настал самый критический момент в истории Московского Царства. Чудом Божиим спаслась тогда Святая Русь. В многодневном сражении при Молодях воины опричного Царя Ивана Грозного, воевод Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина одержали сокрушительную победу. Именно опричное войско сыграло решающую роль в победе над противником.. По данным одного из летописцев, в распоряжении Крымского хана находилось более 170 тысяч человек, а у князя – 73 тысячи воинов. 27 июля Крымский хан подошел к Оке. Решительная битва произошла 30 июля «на Молодех у Воскресенья» в 45 км. от Москвы. (Тогда в 1572 году на южной границе Государь сосредоточил 6 тыс. Опричной гвардии, 12 тыс. дворян, 2035 стрельцов, 3800 казаков, около 50 тыс. ополченцев. Больше на Руси сил не было. Уповали на Бога, но и сами не плошали. Русские войска расположились у Гуляй-города, в котором находился Большой полк. В ожесточенном столкновении ногайцы и татары Девлет-Гирея потерпели сокрушительное поражение. Мурза Теребердей был убит, а суздалец Иван Шибаев из сторожевого полка взял в плен «крымского большого мурзу Дивея». В плен попал и какой-то астраханский Царевич… Победа была полная. Героями ее были князь Михаил Иванович Воротынский и князь Дмитрий Иванович Хворостинин. Замыслы Девлет-Гирея вооруженной рукой покорить Русь, или, во всяком случае, добиться отторжения от Русского государства Казани и Астрахани окончательно провалились».
«Огромное войско татар, – пишет церковно-повстанческий вестник «Русский партизан», – снабженное турецкой осадной артиллерией, почти полностью было истреблено опричной ратью под командованием воеводы Дмитрия Ивановича Хворостинина. Визжащая орда натолкнулась на Черные сотни Русских людей и разбилась вдребезги. В битве при Молодях воеводский полк имел на знамени «Адамову голову».
По разбойничному Крыму был нанесен сокрушающий удар, который положил конец как татарской, так и турецкой экспансии во всей Восточной Европе.
Если бы Россия не выстояла в Молодинской битве, Крым восстановил бы Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, превратив наше Отечество в Улус новой орды от Балтики до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до Средиземного моря. «По своим масштабам, – констатирует историк Николай Скуратов, – сражение на Молодях превосходит Куликовскую битву, между тем об этом выдающемся событии не пишут в школьных учебниках, не снимают фильмы, не кричат с газетных полос. Это и не удивительно, ведь в противном случае можно дойти до пересмотра нашей истории и героизации Ивана Грозного».


**Воротынский и Хворостинин: около 20 тысяч стрельцов, казаков, дворянской конницы и служилых ливонских немцев, 7 тысяч немецких наемников, около 5 тыс. казаков М. Черкашенина, а также, возможно, посошная рать (ополчение)


***
Кому-то из участников битвы было видение, что в критический момент на помощь изнемогавшим ратникам явились семь святых князей — Александр Невский, Борис и Глеб, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий и Ярослав Всеволодовичи. Пришли с Небесным Воинством, незримо встали в ряды воинов и помогли опрокинуть татар. А царь признал, что победа одержана благодаря заступничеству святых великомучеников и чудотворцев князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора (потому что воевода Воротынский был прямым потомком Михаила Черниговского). И Иван Грозный распорядился о торжественном перенесении мощей свв. князя Михаила и болярина Феодора из Чернигова в Москву, даже самолично написал тропарь в их честь.


****Во главе войска были назначены лучшие полководцы Михаил Иванович Воротынский и Дмитрий Иванович Хворостинин. Атаман Михаил Черкашин поднял и привел на подмогу казачий Дон

*****

Приват-доцент юридического факультета Императорского Московского Университета Михаил Зызыкин так отозвался об Иване Грозном: «Он не только основал Царскую власть в России, но и явился основоположником понятия Самодержавия, дав целую теорию монархического права. Он дал учение о целях власти, об ее основах и ее пределах. Он оттенил и священный характер сана, говоря об отношениях подданных к Царю. Если Царь не справедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, – пишет он, – но не может не повиноваться тому, что божественно – его сану: «Не мни праведно на человека возъярився, Богу приразиться ино бо человеческое есть, аще и порфиру носит, он же Божественное». В себе он видит одного из тех Царей, которых помазал Бог на Царство, но также низвергал, и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед Царем Царей. Он поставлен для достижения другим тихого и безмятежного жития, для наказания злым. Для поощрения делающих добро, для осуществления правды на земле… не на народном суверенитете основал он свою власть. Не на многомятежного человечества хотении. А на том, что «искра благочестия дойде и до Русского Царства». Царь – не делегетарий прав народа; верховная власть принадлежит не народу, а той высшей силе, которая указывает цели жизни человеческой. Власть Царя – миссия свыше данная, она – служение, подвиг, а не привилегия. Монарх лишь выразитель веры народа, а не представитель его воли. Права его были ограничены не правами подданных, а их обязанностями по отношению к Богу. Где верховная власть требует неповиновения Богу, там кончается повиновение ей, ибо она выходит тогда из своей компетенции… Не обязанности определяются правами, а права обязанностями… Царь от Бога пристав. Царь земной под Царем Небесным ходит. Суд Царев, а правда – Божия. Как без Бога свет не стоит, так без Царя Земля не правится. Государь-батюшка, надежда, Православный Царь». Грозный Царь защищал обманутых, а не обманщиков, как сейчас это делают предводители злом идущих, усевшиеся на владениях царских.
Вот как характеризуют личность и время Ивана Грозного его современники: «Иоанн имел превосходный ум, соединенный с необыкновенным даром слова. Имея редкую память, он знал наизусть Библию, Греческую, Римскую, Русскую историю, хвалился твердостию, властью над собою; любил правду в судах, нередко сам разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, безсовестных сановников, лихоимцев, не терпел пьянства, не любил лести. Имя Иоанново стояло на Судебнике и напоминало приобретение трех Царств. Народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые памятники Царю и именовал его Грозным».
Автор Истории о Казанском Царстве отражает могучий облик Царя: «Царь Иоанн Васильевич был вельми премудр и храбросерд и крепкорук и силен телом, подобен деду своему Великому князю Иоанну Васильевичу». Там же читаем: «Салтан Турский Царь похвально восписа ему: «Воистину ты еси Самодержец премудрый и верный и уже отныне боятся тебя все орды наша и на твоя пределы наступати не смеют». Историк Д. Иловайский отмечает государственные дарования Ивана Васильевича: «Иоанн IV представляет собой редкий образец Государя, щедро одаренного от природы умственными силами и обнаружившего недюжинные правительственные способности». «Иоанн Грозный, – по словам того же историка, – отвратил от России опасность господства олигархии». Русский мемуарист дьяк Иван Тимофеев называет Ивана Грозного после родителей его вторособирателем всей Русской Земли.
Иван Грозный ввел земское самоуправление, кардинально улучшил систему судопроизводства, провел первые Земские соборы, создал сеть общеобразовательных школ, положил начало книгопечатанию, публицистике, государственному летописанию. К эпохе Грозного относится начало казачества.
Россия, как Православный Рим, удивляла все человечество. Восторг от величия России переходил на ее правителя. Патриарх Александрийский Иоаким (1529-1566) назвал Грозного Царя вторым солнцем для всех православных христиан: « Царь (Иоанн Васильевич) является им как бы второе солнце, утешая их надеждою благих времен, дабы и им когда-либо избавиться его рукою от руки злочестивых. Уже воображают в сердце надежды свои, взирая на него, как на основание и начаток благодатного воинства, имеющего их освободить».
Посол Императора Максимилиана II Кобенцель был удивлен, что при аудиенции Иван Васильевич просил его подождать, пока он не помолится в церкви. «Великий Князь, – пишет посол, – не предпринимает и не постановляет ничего важного, не посоветовавшись предварительно с митрополитом».
В истории сохранилась характеристика, данная Грозному Царю папой Римским Григорием ХIII. В наказе папскому послу Рудольфу Кленхину при отправлении его в Москву к Царю Ивану Васильевичу в 1576 году читаем: «Его святейшеству (папе Римскому) известно, сколь могущественен Государь Российский, обладающий народами многочисленными и воинственными, на обширнейшем пространстве шара земного, сколь многия и знаменитыя победы одержал он над врагами христианства, сколь велик он и славен искусством и мужеством на поле брани, мудростью в управлении державы своей и великодушием, и всеми Царскими доблестями, кои, украшая его, возбуждают общее удивление и любовь к нему».
Посол в Венеции Марк Фоскарино прибыл в Москву в 1537 году. Через 20 лет, в 1557 году он написал следующее: «Великий император Иван Васильевич имеет от роду 27 лет, красив собою, очень умен и великодушен. За исключительные качества своей души, за любовь к нему подданных и великие дела, совершенные им со славою в короткое время, достоин он встать со всеми другими Государями нашего времени, если только не превосходит их… Стал он называться светлейшим и славным… У императора нет обыкновения окружать себя стражею, и он нигде не держится ее, кроме как на границах… Русские считают постыдным побеждать врага обманом, скрытой хитростью и из засады; сражаются храбро и как на поединке… Дальняя Россия, называемая Белой, подвластна москвитянам; часть ее принадлежит им, а часть полякам».
Польский посол Василий Тишкевич так отзывался о Царе Иване: «Нынешний Государь ваш всякие дела по Боге делает, христианство исправляет и утверждает, по всей его державе Христианские церкви цветут, как в старину в Иерусалиме при равноапостольном Царе Константине».



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Стихи, не вошедшие в рубрики
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 655
Опубликовано: 28.05.2013 в 01:02
© Copyright: Наталия Соллогуб
Просмотреть профиль автора






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1