Диптих "Невский Пятачок"


Диптих "Невский Пятачок"
..К моменту высадки нашей роты все окопы, ходы сообщений были забиты замерзшими трупами. Они лежали на всей площади «пятачка», там, где их настигла пуля или осколок. Трудно об этом вспоминать, но так было: укрытие, в котором мне и моим двум товарищам довелось разместиться, было вместо наката перекрыто окоченевшими трупами, трупами были частично выложены стены, амбразуры для ведения огня были оборудованы между трупами, уложенными вдоль окопов вместо бруствера. Вся площадь пятачка представляла собой кладбище незахороненных солдат и офицеров. Ни одного деревца или куста, ни одного кирпича на кирпиче — всё снесено огнем… Всё это на фоне постоянного грохота нашей и немецкой канонады, специфического запаха минного пороха, отвратительного звука немецких штурмовиков, стона раненых, мата живых, кроющих немцев, войну и этот гиблый пятачок, а иногда и наших артиллеристов, лупивших по своим позициям...

Юрий Пореш, ветеран 115-й СД ЛФ, участник боев на Невском Пятачке в ноябре 1941 г.

Всем живым - ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.
В. Высоцкий

Приказа верить в чудеса не поступало.
БИ-2 "Волки уходят в небеса."

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Октябрь - ноябрь 1941-го года.

Невский Пята-Пятачок..
Пули градом - чок-чок-чок
по железу.
На полоске с километр
в щель любую стерва смерть
лезет.

Жуть бессмысленных атак...
Сотни жизней жрёт Пятак
без возврата.
Вон шальных морпехов строй
пал... Несёт с земли сырой
смрадом.

Пара рот за день боёв,
уходя в небытиё,
не заплачет.
И с ухмылкой Сатана
(мол, в бою и смерть красна)
скачет.

Нам позиции не сдать..
Перепаханный плацдарм
кровью полон.
Ртом сухим лизнешь снежку.
Он растает... И на вкус
солон.

Всех потерь не посчитать.
Пусть в раю для них места
Бог подыщет.
Пять дивизий - не цена!
Павших меряет война
в тыщах.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Август - сентябрь 1942 года.

Два цветущих села размозжила война,
даже труб от печей не оставив.
Подчистую сожгли.. Лишь смородинный лист
мотыльком мимо нас пролетает.

Смерть опять пересилила хрупкую жизнь..
Цвет травы – грязно-серый от пепла.
И послойно солдат на солдате лежит
в самом центре разящего пекла.

Снова слышим "Ура"! Нам в атаку пора..
Вал людской до конца не истрачен!
Левый берег Невы; ты неласков, увы,
к тем, кто верит в слепую удачу.

Немцу солнце в глаза... Нам – ни шагу назад.
Где летаешь ты, ангел-хранитель?
Ведь уже вороньё трупы павших клюёт..
Кто за спинами – нас не вините.

В полный рост и ползком прорывается полк
через ад у Московской Дубровки.
Снова лопнет струна.. Нас проглотит война,
напитавшись солдатскою кровкой.

Примечание автора.

Два села - Арбузово и Анненское, входяшие в
административное поселение Московская Дубровка,
были буквально стёрты с лица земли в период
боёв на Невском Пятачке. После войны они не были
вновь отстроены, потому что вся земля, где
когда-то стояли дома и цвели сады, была напичкана
неразорвавшимися минами, снарядами и бомбами.
До сих пор на месте этих сёл находится мёртвый пустырь,
куда, даже спустя семьдесят лет после войны,
ходить не рекомендуется.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Лирика гражданская
Количество рецензий: 2
Количество просмотров: 497
Опубликовано: 27.01.2013 в 22:34
© Copyright: Евгений Форт
Просмотреть профиль автора

Айк Лалунц     (26.08.2014 в 17:30)
Геройские люди сражались там.
Достойное стихотворение!
Спасибо, Евгений!

Евгений Форт     (27.08.2014 в 21:51)
Айк, это произведение было мною доработано до диптиха, но изменения на Литпричале я внёс только сейчас.
Благодарю за позитивный отзыв.
Всего доброго.

Матвей Тукалевский     (27.10.2013 в 14:56)
Смысл, как всегда, хорош!
И очень оригинален ритмовый рисунок стиха!
Только вот с рифмой...
Начал хорошо (я имею ввиду рифмованные 1 и 2 строки:
"пятачок - чок-чок-чок",
"атак - Пятак",
"боёв -небытиё",
"сдать - плацдарм",
"посчитать - места,
Так сказать, по нисходящей.
"возврата - смрадом" (куда бы не шло "смрада").

Поработал бы, Евгений?!

Евгений Форт     (27.10.2013 в 15:33)
Отвечаю, Матвей.
В поэзии опытными авторами часто применяются так называемые ассонансные рифмы.
Основаны оные лишь на звуковом резонансе гласных слогов слов. Использование таких рифм
призвано прежде всего разбавлять тексты с тривиальными рифмами, без которых, увы,
даже самым гениальным поэтам не обойтись. И именно такие рифмы являются теми
якорями, за которые цепляется читатель в процессе ознакомления с чужими стихами.
Поэзия - это вовсе не стопроцентно созвучные рифмовки, а игра в шахматы со словесностью.
Как пример, приведу отрывок из поэтического произведения одного известного всем
советского поэта, написанного им в 1964 году. Обратите внимание на рифмы. Это как раз то,
о чём я написал выше, Матвей.

А куда нам — мыслить?
А чего нам — мыслить?
Это ж самому себе верёвочку мылить!
Мы же непонятливые. Мы же недостойные.
До поры до времени взираем из тьмы…

Кто у вас на должности хозяев истории?
А ведь её хозяева, извините — мы!

Мы — и не пытавшиеся.
Мы — и не пытающиеся.
Млекопитающие
и млеконапитавшиеся.
Рядовые. Жвачные.
Мягкие. Овальные.
Лица, не охваченные
профобразованием.
Скромные. Ленивые. Не хитрецы, Не боги.
Мы — обыкновенные, как время само -
люди-агрегаты по переработке
всевозможно-всяческой пищи на дерьмо!
Нет войны — мы живы.
Есть война — мы живы.
Пусть вокруг оракулы каркают!
Вы думаете, это работают машины?!
А это наши челюсти вкалывают!
Играйте в ваши выборы, правительства и партии!
Бунтуйте, занимайтесь стихами и ворьём.
Старайтесь, идиотики! На амбразуры падайте!
Выдумывайте, пробуйте! А мы пока пожрём…
Орите! Надрывайтесь! Мы посидим в сторонке.
В тени своих коттеджей, избушек и юрт…
Вы думаете, это грохочут новостройки?!
А это наши челюсти жуют!!.
Шагайте в диалектику, закапывайтесь в мистике,
пускай кричит философ, догадкой озарён…
Леди и товарищи, граждане и мистеры,
стройте ваше будущее! — Мы и его сожрём…
Подползём, навалимся неотвратимым весом
и запросто докажем, как был задуман мир…
Выставкам и выдумкам, опусам и эпосам,
физикам и лирикам — привет! Аминь.

Глыбы коллектива.. В завтрашнем раю
вам не подфартило — общее «адью!»
На планете вместо светочей ума
встанут Эвересты нашего дерьма!
Брызнут фейерверком жёлтые дымы…
Разжиревшим веком будем править мы!
Мы — и не пытавшиеся.
Мы — и не пытающиеся.
Мы — млекопитающие.
И млеконапитавшиеся.

Матвей Тукалевский     (27.10.2013 в 16:43)
Ну, если Вы о Роберте Рождественском, то:
Во-1-х, в 1965 году, когда он написал «Поэму о разных точках зрения» ему было всего 33 года. И изыски, характерные для молодого поэта он ещё не прекратил.
Во-2-х, я писал своё впечатление, как читатель. И мне претит не "железная" рифма, кто бы её ни составлял. Поэзия, это искусство. А я принимаю искусство душой, слухом, телом, фибрами, а не авторитарностью кого-то. И мне, коль уж Вы затронули Р.Рождественского милее его поэма "Монолог женщины", где он меняющимися размерами передавал меняющееся настроение женщины. И его тамошние "железные" рифмы, чем сложности, полу-маяковщина, приведённой вами поэмы.
В-третьих, Рождественский - блистательный песенник. И если бы множество песенных текстов Рождественского были бы со столь усложнённой рифмой, основывающейся на ускользающей созвучности одной-двух букв, то их бы ни за что не запел весь народ!
И какое дело народу до того, каким усложнённым термином называется в стихотворческой науке эта дребедень?! Он не воспринял бы и усё! Кстати, в этой науке можно найти оправдание и поддержку всему.

"Всё истинное - просто!" - сказал Еврипид во времена ранней Античности. В пьесе «Финикианки» он заметил, что слова истины просты, и с этим, безусловно, трудно поспорить.

Да и задеть я Вас, Евгений не собирался! Чего это Вы так "завелись".
Не по принципу древнегреческого писателя Лукиана: "Юпитер ты берешься за молнию вместо ответа, — значит, ты не прав»?!
И начало Вашего,Евгений, ответа мне напомнило ответ на любой вопрос нашего неповторимого В.Жириновского: "Объясняю..."

Евгений Форт     (27.10.2013 в 17:07)
Матвей, я не считаю поэзию жанром, заключённым в некие рамки, как и многие,
кто пишет стихи. Ранний Роберт, кстати, куда как круче по качеству поэзии,
чем придворный. Мне вообще не нравятся железные рифмы - они неимоверно скучны.

Я могу привести сотни подобных примеров из творчества других мастеров поэзии.
Дело не в этом, а в том, что каждый настоящий поэт должен иметь неповторимый
творческий почерк. Когда оный становится подспудно узнаваем читателями -
это и есть профессионализм. И читатель ценит не кондовые рифмовки, а то,
как автор соединяет мысль со словом в сугубо оригинальном виде.
А насчёт "объясняю" - тут всё просто: мне приходилось читать лекции экипажам
наших подводных носителей по сложнейшим системам управления оружием.
Преподаватель всегда должен быть максимально лапидарен и конкретен в ответах.
Вот оттуда и осталась привычка так отвечать на все задаваемые мне вопросы.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1