Как писать стихи?


КАК ПИСАТЬ СТИХИ?

Сначала скажу о самой главной проблеме, с которой сталкивается поэт: о чём писать? Писать стоит, только если вам есть, что поведать человечеству. Можете ли вы поведать нечто такое, чего человечество до сих пор не знало? Увы, этому нельзя научить, это та неуловимая субстанция, которую чаще всего ошибочно называют вдохновением. Нет, это не вдохновение – это личность. К сожалению, современная городская жизнь оставляет человеку очень мало возможностей для проявления индивидуальности. Большинство пишущих похожи друг на друга до ужаса. Когда берёшь в руки их книги, отчётливо понимаешь, что людям нечего сказать. Но они же в этом не виноваты! Да, не виноваты. Но они виноваты в том, что тратят свою жизнь на то, что им не дано. На этом я заканчиваю говорить о недостижимом и в дальнейшем буду говорить о том, чему можно научиться.

Существует такое мнение: стихи может писать каждый, для этого не надо ничему учиться, а нужно только почувствовать некое вдохновение и записать то, что придёт в голову «свыше», откуда-то из небесных сфер. Это мнение имеет под собой некоторые основания. Действительно, поэту для создания, скажем так, хорошего текста необходимо вдохновение, и процесс сочинительства в этот момент носит некий автоматический характер, когда автор не очень задумывается над тем, что пишет. Но начинающему автору надо знать вот какую вещь: автоматическое сочинительство доступно только автору, в совершенстве владеющему всеми секретами данного вида искусства. Когда же за дело таким образом берётся новичок, то ничего, кроме откровенной белиберды выйти не может. Как же стать поэтом? Как научиться писать настоящие стихи?

Вопрос этот очень непростой. Есть мнение, что научить писать хорошие стихи нельзя – поэтом, дескать, надо родиться. Это и так, и не так одновременно. Конечно, никто не рождается маститым поэтом Бродским, владеющим всеми секретами мастерства. Поэтом НАДО СТАТЬ. Но путь к мастерству лежит через каторжный труд. И вот тут-то собака и зарыта – не каждый человек имеет такое желание, целеустремлённость, усидчивость, работоспособность, чтобы этот путь пройти. Будем считать, что вам, дорогой начинающий автор, эти свойства присущи от рождения. С чего же начать? Начну разговор об этом издалека.

Всякое искусство говорит на своём языке. Чтобы научится понимать, например, живопись, нужно усвоить язык живописи. Чтобы понимать стихи – изучить язык русской поэзии. Овладеть этим языком нисколько не проще, чем выучить в совершенстве английский. На решение этой задачи нужен не один год. Для начала надо прочесть всех русских поэтов-классиков. И между прочим, забыть о чтении неумелых авторов на таких сайтах, как стихи.ру, поскольку это испортит вкус даже достаточно умному человеку. Вам же не всё равно, что съесть – блюдо из французского ресторана или гнилую картошку. Почему же вы думаете, что всё равно, чем забивать вашу голову? От гнилой картошки может случиться сами знаете что. Но просто читать хорошие стихи недостаточно. Стихи надо анализировать, то есть стараться понять, что там говорится и каким образом говорится. Для этого необходимо получить кое-какие минимальные знания о теории русского стихосложения. Необходимо взяться за учебники. Взяться, даже если вам уже тридцать или сорок лет. Если вы хотите стать поэтом, другого пути у вас нет. Будущий поэт должен читать много. Сколько? Всё зависит от того, какой литературный багаж вы получили в детстве и юности. Если багаж близок к нулю, а вам уже 20 или 25 лет, то читать надо хотя бы 8 часов в день. Но нельзя ограничиться одними русскими поэтами-классиками. Необходимо для начала прочесть такие основополагающие книги, как Библия, Одиссея и Илиада Гомера, пьесы Шекспира, а затем прочесть основные шедевры мировой прозы. Читать переводы стихов не очень известных авторов – это лучше оставить на потом.

Итак, вы много читаете и пытаетесь писать иногда собственные стихи. Не ждите, что вы напишете шедевр только потому, что будете писать много. Сколько бы вы не писали, вероятность того, что слова сами собой сложатся в прекрасное стихотворение близка к абсолютному нулю. Чтобы выработать хорошие навыки и глубокое понимание поэзии, надо писать не много, а заниматься анализом своих текстов и внесением в них исправлений. На некотором этапе развития поэту необходимо писать до 200 вариантов одного текста. Когда вы начнёте чётко понимать, что за чем должно в стихах следовать, только тогда вы сможете отделаться несколькими вариантами текста. Но не ждите, что это будет скоро. В стихах масса секретов, помимо размера и рифмы. Наиболее сложным моментом является умение верно передавать интонацию поэтического высказывания. Это доступно даже не всем профессиональным литераторам.. Ответы на возникающие у вас вопросы вы найдёте в литературной критике, которая всегда есть в толстых литературных журналах. Там же вы можете почитать и стихи современных авторов. Но Боже вас упаси часами сидеть на стихи.ру, чтобы читать новоиспечённых авторов или заниматься чтением и написанием так называемых рецензий – более бесплодного занятия вы не нашли бы, даже если бы у вас в запасе было четыре тысячи лет жизни и вы захотели бы убить время.

В общем, вы что-то складное уже пишете. Перед вами встаёт вопрос: что важнее в стихах – смысл или, так сказать, эмоции? Скажу сразу: в стихах важно всё – и эмоции, и смысл, и техника, и язык. Только совершенное сочетание всех компонентов рождает прекрасные стихи. Часто начинающие авторы думают, что достаточно выразить ту или иную эмоцию и всё – стихотворение готово. Давайте подумаем, а зачем пишутся стихи? Разве не важно сказать в них о самом главном, о том, что волнует вас больше всего? Волнует же нас то, что называется экзистенциальными проблемами: смерть, победа зла над добром, мимолётность любви и т. д. Когда вы сможете сказать об этих вещах нечто действительно новое, ваши стихи станут по-настоящему интересны читателю. Но чтобы это произошло, вам необходимо это нечто новое сначала уяснить для себя. Возможно, это и есть самое сложное. Трудно понять что-то новое о любви, когда человечество пишет на эту тему уже ни одну тысячу лет. Помните всегда: о чём бы вы не писали, кто-то уже писал об этом до вас, и, возможно, писал лучше, чем вы. У вас есть только один выход – создать что-то принципиально новое. Не думайте, что слегка переставив слова по сравнению, например, с Шекспиром, вы это новое получите. Нет, это будет лишь безнадёжно испорченный Шекспир. Хотя следует помнить, что великое искусство рождается на стыке новизны и традиции. Наворотив кучу оригинальных, как вам кажется, метафор, но не включив в текст какие-то намёки на предшественников, вы не получите хорошее стихотворение. И может так случиться, что получите мусорную кучу.

Мусорная куча часто вырастает из того распространённого заблуждения, что стихи надо писать каким-то особенным языком, чтобы сразу нельзя было понять, что же там говорится. У авторов, накрутивших массу невнятных высказываний, туманных образов и неточных сравнений, возникает иллюзия: они создали нечто такое глубокое, что обычному читателю даже и понять невозможно, о чём же там говорится. Но самому автору это, конечно, понятно. Увы… или к счастью, но стихи мы пишем для читателей. Не стоит о них забывать. Читателю нужна , как сказал Мандельштам, «выпуклая радость узнаванья». То есть в стихах нас радует, что мы узнаем что-то хорошо нам известное, но до сих пор мы не знали, что об этом можно так сказать. В этом и состоит секрет поэтического высказывания. Когда стихи превращаются в ребус, понятный лишь одному автору, всякая радость пропадает. Многоплановость поэтического текста обусловлена не туманностью высказывания, а наоборот: его максимальной языковой точностью. Кстати, не следует забывать о принципе «экономии поэтических средств», суть которого в том, что в тексте не должно быть лишних слов. Словам в тексте должно быть тесно, а мыслям просторно.

Отдельно хочется сказать о рифмах. Очень редко встретишь на стихи.ру текст, где с рифмами всё в порядке. Удивительно, но авторы не знают даже самых простых правил рифмовки: 1. Нельзя рифмовать близкие по смыслу слова. 2. Чем более далёкие по смыслу слова вы рифмуете, тем неожиданнее выходит смысл текста. 3. Глагольных рифм не должно быть слишком много – одна-две на текст. 2. Нельзя в одном тексте смешивать точные и неточные, ассонансные и диссонансные рифмы. Рифмы в тексте должны быть одного типа. 4. Совпадение одного-двух звуков в корнях слов не является рифмой.
Есть и другие тонкости, список которых – это дело хорошего вкуса.

Ну вот, вы уже научились грамотно излагать свои мысли стихами. И мысли эти даже кажутся кому-то интересными. Помните о том, что ваши друзья всегда готовы хвалить ваши стихи просто потому, что их написали вы. Не говоря уже о любителях писать сладенькие рецензии на стихи.ру – тут есть где разгуляться льстецам. Перед вами же стоит грандиозная задача – создать собственную поэтику. То есть сделать так, чтобы ваши стихи были непохожи ни на одного другого поэта. Как этого добиться? Скажу сразу: если у вас бедный лексический запас, невыразительная односложная речь, то ничего не получится. Часто неумелые поэты говорят: «У меня в стихах всё просто, но какие мысли!». Нет, друзья мои, в искусстве простота хуже воровства. Искусство потому и называется искусством, что автор воплощает свои духовные искания в сложную и совершенную форму. В хороших стихах должно быть много не очень часто употребляемых слов. Нельзя, чтобы всё стихотворение строилось на стёртой лексике,
состояло из слов бездна, любовь, туман, правда, добро и т. д. Такие слова звучат лишь тогда, когда соседствуют с какими-то совершенно новыми для поэзии словами.

Где же взять такие слова? Ответ прост: в окружающей вас жизни. Не надо писать стихи про сказочных принцев и абстрактных золушек. Писать надо о жизни, обо всём, что вас окружает. А окружают нас разные простые вещи: столы и стулья, куски мыла, автомобили, мусорные урны, ботинки, пустые и полные бутылки и т. д. Но очень желательно, чтобы эти вещи в ваших стихах были снабжены какими-то оригинальными подробностями их вида или состояния. Такие подробности оживляют текст, делают его родным для читателя. Иногда достаточно одной такой подробности на весь текст, чтобы стихотворение ожило. Не бойтесь включать в стихи имена собственные или слова, которые до вас никто в стихи не вставлял. Как правило, именно такие слова играют сильнее всего.

Часто спрашивают: а разве есть какие-то правила для написания стихов? И да, и нет. В стихах можно всё, но при условии, что вы создадите соответствующий контекст, в котором эти ваши отступления от правил будут работать, то есть воздействовать на читателя нужным образом. Действительно, в большинстве случаев в стихах работают определённые правила. Их просто надо знать. Но в то же время, каждый текст задаёт свои собственные правила. В искусстве, как во вселенной, всякое явление существует по неким своим законам. Важно, чтобы в тексте был задан контекст, который сделает текст определённым явлением, а не просто случайным набором атомов-слов. Это означает, что если вы пишете, например, о любви, то вам надо так сопоставить все фрагменты текста, чтобы образовалась цельная картина любовных отношений. В такой картине даже, например, слово фашизм может найти своё место, хотя казалось бы, какое оно имеет отношение к любви?

В заключение хочется сказать, что сочинение стихов – это тяжёлый труд: бесконечная работа над текстами, внесение исправлений, мучительные раздумья над формой, поиск новых поэтических средств. Тому, кто хочет стать поэтом, следует подумать: а готов ли он положить многие годы на овладение этим искусством? Нужно ли вам заниматься литературой, или вы можете сделать в жизни что-то другое? Есть масса полезных занятий, и выращивание огурцов для человечества не менее полезно, чем сочинение не очень хороших стихов. Впрочем, пожелаю вам усидчивости Пушкина, чтобы вы смогли внести нечто новое в развитие языка.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Поэтические манифесты
Количество рецензий: 3
Количество просмотров: 742
Опубликовано: 27.06.2012 в 01:05
© Copyright: Сергей Аствацатуров
Просмотреть профиль автора

Сикорски     (17.02.2014 в 23:44)
Мастерство, конечно, прекрасно, но без таланта в поэзии - никуда. Сетература это понятие выхолащивает, но литература вся стоит на нем.

Сергей Аствацатуров     (18.02.2014 в 00:07)
Напротив, слишком много говорят о таланте. И как раз те, кто стихи писать не умеют.
Талант ничего не стоит без умения и желания работать. Талант - это потенциал, который
ещё надо превратить в стихи, а для этого надо хотя бы сесть и взять в руки учебник.

Сикорски     (19.02.2014 в 20:14)
Согласна. Правда, я не слышала, чтобы много говорили о таланте...

ГРУ СССР     (21.12.2015 в 15:07)
Я бы не сказал, что сочинение С. Николаева (Аствацатурова) «Как писать стихи» плохое и даже вредное для читателей, и для начинающих поэтов особенно. Многое из того, что написал автор так или иначе говорилось сотни и тысячи раз.
На самом деле автор и десятой доли «весьма полезных знаний» о стихах и поэзии не представил.

Конечно, можно читать не по 8, а хоть по 16 часов ежедневно, а можно этого и не делать потому, что это ничего не решает. Я не против чтения, но чтение, это не панацея от недуга «дефицит мастерства». Чтение, это тоже любовь и связанные с ней счастье и радость.

Позиция автора, в общем, ясна, вот если бы она не была так навязчивава...

Вероятно, автор хочет порадовать мир своими знаниями: «как надо». При этом «ненавязчиво» дает понять, дескать, талант, вР‚" это всего лишь инструмент (или один из инструментов мастера), главное - «все знать». Ну, знать... оно, конечно, знать-то не вредно...

Я ничего не имею против любителей литературы, еще и пишущих стихи. Если это помогает их любви к поэзии - прекрасно. Любить литературу тоже не каждому дано, иные считают это бесполезным занятием, и таких людей много. Но мы ведь не о них говорим?

Для выдающегося поэта, художника, ученого или, скажем, народного умельца - талант, - обязательное условие для того, чтобы такой автор или мастер вообще появился на свет. А к истинным любителям прекрасного стоит относиться со всяческим уважением, ведь это для них и творят мастера... или нет?

http://www.stihi.ru/2015/12/20/4638

С.Николаев на Стихи ру "спрятался" от меня в игноре? Вольно же ему...

ГРУ СССР     (21.12.2015 в 14:03)
Очень часто "талант" стараются задвинуть куда-нибудь в дальний угол, подальше...
Кто этим занимается? А вот те и занимаются, кто понимает, что таланта у него кот наплакал, а может и вовсе его нет. Начинаются бесконечные разговоры о технике стихосложения... да о чем угодно, лишь бы обойтись как-нибудь без "этого самого таланта", раз уж бог его не дал. Талант обязательное условие, поэт без таланта - не поэт.
Я не хочу сказать ничего плохого о любителях поэзии, которые пишут стихи. Если это помогает их любви к литературе, то чего же боле? Прекрасно...
Можно, конечно, путем долгих проб и ошибок написать стихи "похожие на стихи". А талант, - это кратчайший путь к познанию, творению и совершенству.

https://www.litprichal.ru/work/220087/


Мастерство, вероятно, - это понятие в очень широких пределах. Невозможно сравнивать полотна Ван Гога и Леонардо да Винчи. Но и тот, и другой - гении. Пушкин и Маяковский. Лев Толстой и Андрей Платонов...

С.Аствацатуров и руководство "Как писать стихи". Тоже подходяще...

Сикорски     (22.12.2015 в 21:02)
Я тут худо-бедно определила для себя что такое талант. У вируса есть механизм, позволяющий ему "впрыскивать" свою ДНК в клетку. Талант в принципе то же самое. Механизм, который позволяет проникнуть в чужое сознание.

ГРУ СССР     (23.12.2015 в 07:51)
Не знаю, как насчет ДНК вируса и есть ли у вируса ДНК. Но вы в чем-то правы.
Представляется так: талант дает возможность его обладателю напрямую подключаться к информационному полю Земли или Вселенной (это зависит от того, какой талант).
Проникнуть в чужое сознание? в чье сознание? В ваше? Это вряд ли.

Информационное поле Земли (оно же и ее биополе), это другое дело. И вы, дорогая, сможете почувствовать то, что я чувствую (если талантлив, конечно), и понять меня даже если я и говорю
«на своем языке». В этом смысле действительно поэзия, это вроде как вирус... что ли?

Сикорски     (25.12.2015 в 21:34)
Вот насчет информационного поля это другой вопрос. Пока его кто-то четко не определил, оно остается понятием умозрительным, впрочем, вполне годным к использованию:)

У таланта есть, безусловно, прямая связь с Абсолютом. Как он там его будет трактовать это не наши проблемы. Это не Гений, который напрямую транслирует смыслы, и сиди потом разбирайся что к чему. Талант, судьба у него такой:), просто обязан до читателя достучаться. На минуту, на секунду, и в этом его суть.
А поэзия... Не знаю... Это как выпить из энтских источников -прежним уже не будешь.

Илья Корабел     (13.02.2014 в 23:19)
В поэзии как песни души не должно быть никаких правил, кроме как ритма.

Виктор Юрьевич Михайлов     (13.02.2014 в 23:14)
Хороший инструктаж! Думаю, многим он поможет определиться, либо, либо! Удачи и всех благ!






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1