Жизнелюбие


Жизнелюбие
11 мая 2012 г. состоялся семинар в ЦДТ "Печатники". Методист Пономаренко Л.Н. сделала доклад о педагоге и враче Я.Корчаке. Методист озвучила "Права ребенка" по Я. Корчаку. После доклада, я задал вопрос лектору: "Как вы прокомментируете положение о праве ребенка на смерть? Ответ был таков: " Вы знаете время было такое, когда право на смерть имело место быть".
И все же право на смерть - это сознательный уход из жизни (суицид). Ложное убеждение (право ребенка на смерть) Я.Корчака, мешает ребенку принимать на себя ответственность за свои раненные чувства и проступочное поведение. Главное для педагога, психолога и любящего человека - исцелить печаль, депрессию и помочь ребенку стать уверенным и ответственным за свою жизнь, научить его заботиться о себе самостоятельно. Если ребенок считает, что всем всё равно и даже Бог слишком занят, чтобы обращать на него внимание, педагог и психолог обязан внушить ему не право на смерть, а придумать существо, которое в его представлении окажется самым любящим, мудрым и сильным. Пусть он воплотить это придуманное существо в ангела-хранителя, духовного наставника, воспитателя, учителя. Поскольку ребенок сам придумал это существо, оно может быть сколь угодно любящим, мудрым и сильным,способным утешить и принести пользу. Он может с легкостью представить, что в любую минуту сможет обратиться к этому существу за утешением и руководством. Педагог-психолог может помочь ребенку придумать Высшее существо. Если он научит ребенка как общаться, беседовать, следовать наставлениям Высшего существа, то его жизнь действительно станет лучше, даже если ребенку кажется, что эти наставления он придумал сам(Пол.Дж с.211).
А Виктор Франкл, психолог и гуманист, в своих работах отрицал любую возможность добровольного ухода из жизни. Он сам прочувствовал даже в концлагере своё жизнелюбие и написал про силу человеческого духа, стремление к смыслу, помогающие выжить и выстоять даже в нечеловеческих условиях. Одно дело не боятся смерти, а другое заботится о праве на смерть как писал Корчак в "Правах ребенка" - это просто не допустимо внушать ребенку.
Мы все знаем, что апатия, внутреннее отупение,безразличие, презрение может подорвать механизм психологической защиты любого человека. В.Франк в своей книге `Сказать жизни `Да` желает каждому человеку даже "в состоянии такого психологического пресса и под давлением необходимости необходимо всецело концентрироваться на непосредственном выживании" ...[2,с.45]. И ещё В.Франкл пишет: "Я понял истину - только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! Да я постигаю смысл того итога, что достигнут человеческой мыслью, поэзией, верой: освобождение - через любовь, в любви! Я теперь знаю, что человек, у которого нет уже ничего на этом свете, может духовно - пусть на мгновение - обладать самым дорогим для себя - образом того,кого любит. В самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в каком действии, когда единственным остается страдание,- в такой ситуации человек может осуществить себя через воссоздание и созерцание образа того, кого он любит. Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечного Господа (с.56-57)

Методист зачитала на семинаре и "Молитву воспитателя" по Корчаку из книги "Наедине с Господом Богом. Молитвы тех, кто молится". Попросил прокомментировать слова: "А в залог этой просьбы прими моё единственное сокровище: печаль. Печаль и труд". Почему печаль? Ясного ответа тоже не было.
Конечно бывает светлая печаль.

Поэт А.С.Пушкин в стихотворении "На холмах Грузии лежит ночная мгла" пишет: "Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою..." это же всё он говорит о той любви к желанной и безвременно умершей женщине - Амалии Ризнич.
"На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может"(1829).

В.Франк в своей книге "Сказать жизни "Да" пишет : "Для того, чтобы вызвать сейчас духовный образ моей любимой, мне не надо знать, жива она или нет. Знай я в тот момент, что она умерла, я уверен, что всё равно, вопреки этому знанию, вызвал бы её духовный образ, и мой духовный диалог с ним был таким же интенсивным и так же заполнял всего меня. Ибо я чувствовал в тот момент истинность слов Песни Песней: "Положи меня, как печать, на сердце твоё... ибо крепка, как смерть, любовь"(8:6)[2,с.58].

Дж.Пол в книге "Do I have to give up me to be loved by you?" пишет, что если ребенок или подросток испытывает тревогу, страх, депрессию, боль и гнев, то любящему взрослому (педагог-психологу) нужно задать ему вопрос: "Какие мысли и поступки служат причиной подобных эмоций?" Любящему взрослому желательно по возможности с любовью, состраданием и искренним интересом ввести его в трансовое состояние релаксации. Пусть ребенок сосредоточиться на своём теле, ощутит, где именно находятся эти чувства, и вдохнет их. Пусть ответ на заданный вопрос возникает в его теле, а не в уме. К примеру можно сказать: "Ты считаешь, что, если совершил ошибку, то с тобой что-то не так, а если ты не идеален, ты не будешь любимым окружающими?"
Пусть любящий взрослый поговорит с внутренней болью ребенка: "Почему ты считаешь, что должен быть идеальным?"
Возможно ребенок ответит: "Если я буду совершать ошибки, люди отвернуться от меня".
Любящий взрослый: "А что, по-твоему, означает, если от тебя кто-то отворачивается?"
Ребенок: "Это означает, что со мной что-то не так, что я ничего не стою".
В этом диалоге выявилось глубинное ложное убеждение: "Если люди от меня отворачиваются, я ничего не стою".
Теперь предложите ребенку представить как его придуманное им высшее существо окружает его любовью и состраданием. пусть ребенок поговорит с ним, придумывая его ответы.
Любящий взрослый: "Это правда, что ты ничего не стоишь, если кто-то от тебя отворачивается?"
Высшее существо: "Только я могу сказать тебе, чего ты стоишь на самом деле. Другие не способны определить твою истинную ценность. Созданный по образу и подобию любви, ты обладаешь изначальным совершенством, и оно неизменно, нравишься ли ты людям, любят ли они тебя, совершаешь ли ты ошибки или нет".
Любящий взрослый: "Но ты в это не веришь! Как тебе убедиться, что ты чего-то стоишь, даже если люди от тебя отворачиваются?"
Высшее существо: "Относись к себе с большей добротой. Ты полагаешь, что ничего не стоишь, поскольку излишне самокритичен. Подумай, как много в тебе негативной оценки, и начни относится к себе с большей любовью. Только в том случае ты ощутишь свою важность и привлекательность. После этого чужое мнение перестанет являться для тебя определяющим".

А вот и жизнерадостные, утешительные стихи А.С.Пушкина:
Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись;

В день уныния смирись,

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет.

Настоящее уныло.

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

Литература:
1. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
2. В.Франкл. Сказать жизни "Да"М.: Смысл,2004.
3. Paul J. Do I have to give up me to be loved by you.



Мне нравится:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Миниатюра
Ключевые слова: Печаль и любовь,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 788
Опубликовано: 13.05.2012 в 15:52
© Copyright: Гадаев Алексей Вениаминович
Просмотреть профиль автора







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1