Полученные рецензии

 
Надежда Шаляпина     (24.09.2016 в 19:13)
Отзыв на произведение:   Мой Литературный   [Андрей Шашков]
С волнением прочитала: когда-то собиралась поступать в литературный, но закончила филфак... Вот...заочно побывала там. Спасибо! Очень понравилось.

Андрей Шашков     (25.09.2016 в 11:59)
Спасибо!

Вадим Фёдоров     (25.09.2015 в 17:03)
Отзыв на произведение:   Эпоха застоя   [Андрей Шашков]
Это мой «город под радугой», моё студенчество - моя жизнь!

Никакая другая книга не пробуждала столько дорогих воспоминаний о событиях и людях моей жизни. Несомненно, «Эпоха застоя» написана Андреем Шашковым с большой сердечной добротой ко всем, кто встретился ему на пути; при этом она очень многогранна, убеждён, каждый найдёт в ней нечто своё, особенное. Я - не исключение!

«Город под радугой», что из одноимённой повести, - это мой Воронеж. А в нём и незабываемая студенческая пора, когда передо мной и сверстниками начинал стремительно открываться необъятный, полный неожиданных откровений окружающий мир, и ученичество во всех его разнообразных красках и проявлениях, и безмятежное «досыпание» на лекциях, и, конечно, пивко иногда по вечерам в скверике из вроде бы не вполне гигиеничных кружек (странно, никто никогда ничем не заражался!)... А во дворе под нашими окнами жили, ну, впрямь, те самые хитрющие вороны, которые запросто могли унести лакомую сахарную косточку прямо из-под носа у здоровенной собаченции. Там же и студенческая общага, на пять лет ставшая родным домом, где мы нашли настоящих друзей на долгие-предолгие годы. Там и достойная внимания кухня с видавшими видами кастрюлями, чайниками и сковородками, и удивительные вечерние часы (до разрешённых одиннадцати), когда к нам в гости захаживали городские товарищи. Это было время, когда мы становились взрослыми и ответственными людьми, готовыми самостоятельно принимать сложнейшие жизненные решения.

«Эпоха застоя» - прекрасные рассказы. «И летели в воздух медяки» - это и моё институтское лето на военных сборах; всякое там бывало; помню непроглядную тупость младших командиров части, так отчётливо контрастирующую с отеческим отношением к студентам генерала с нашей военной кафедры, бывшего кадета-дворянина, чудом уцелевшего в пору лихолетья. Подобные контрасты характерны и для других рассказов цикла. Так, например, автором точно подмечена беззлобность, присущая людям, которая, увы, запросто соседствовала как с некоторым их безразличием к духовным ценностям, так и неиссякаемым оптимизмом и верой в светлое будущее.

«А на нейтральной полосе» - это уже иной возраст главного героя, следующий этап жизни. Свежо в памяти очень уж похожее на описанное автором... проявленное к нам с супругой, людям преклонного возраста, хамство таможенников в аэропорту «Домодедово»... когда мы уезжали из страны.

Сегодняшнее время - на тёмном фоне современности уже заметны, в людях и событиях, проблески прекрасного нового. Уже не встретить того, прежнего, недружелюбия на таможне. А какие случаются «вспышки» в науке, в сферах, связанных с её техническим применением, медицине! И это только начало. Пожалуй, автору «Эпохи застоя» по силам разглядеть это всё отчётливее проявляющееся новое, выразить в словах и передать читателю - с присущими ему обстоятельностью и лиризмом. Буду с нетерпением ждать новых повестей и рассказов. Желаю Андрею Шашкову успехов и благодарю - за книгу и напоминание о далёкой и близкой России!

Вадим Фёдоров, Модиин, Израиль

Артем Каратеев     (01.04.2015 в 00:14)
Отзыв на произведение:   Эпоха застоя   [Андрей Шашков]
У каждого из нас есть свой город под радугой

Эпоха застоя — понятие сложное и многогранное. Для кого-то — потерянные годы, время, когда вместо «развитого социализма» уже явственно проступили черты будущего кризиса и краха. Для других — время свершений и надежд. Или просто — благодатные годы, вспоминаемые теперь с ностальгией, когда «ничего не случалось», а жизнь была предсказуема вплоть до копейки на год вперёд. Исторической науке ни на уровне макроанализа, ни на уровне устной истории пока не удаётся поставить этому периоду окончательный диагноз. И неслучайно Андрей Шашков именно это противоречивое понятие вынес в заглавие своей книги, включившей повесть и рассказы, повествующие в основном о жизни небольшого подмосковного города учёных (их теперь именуют наукоградами) — одного из тех оазисов научной мысли и передового производства, которые казались прообразами будущих Городов Солнца.

Внешне тексты Андрея Шашкова аполитичны — он не осуждает и не превозносит ни «развитого социализма», ни последовавшей «перестройки», ни бандитского либерализма 90-х. Нет осуждения и радости от ввода войск в Афганистан, нет анализа геронтологического правления… Нет даже очевидного — анекдотов про Брежнева!

Перед нами — обычная вроде бы жизнь, на фоне которой взрослеют главные герои — молодые ребята и девчата, постигающие азы мудрости в школе, в общении друг с другом, в первых опытах любви. Они — весёлые и грустные, умные и поглупее… В чём-то истории про них напоминают старые добрые фильмы про советских школьников — то здесь то там мелькают знакомые по «Доживём до понедельника», «Приключениям Электроника» лица. Воссоздать школьный мир тех времён в деталях — было, похоже, одной из центральных задач автора. Школьный — в широком смысле, не ограничивающийся стенами учебного заведения.

Вслед за школьным предстаёт мир институтский, и тут тоже автор проводит своих героев не только через учебные аудитории, но и через летние лагеря, спортивные секции, военные сборы. Вокруг жизни школьной и институтской развивается своя жизнь — люди рождаются, женятся, умирают, достигают чего-то или делают промахи или просто стоят после трудового дня в очереди за пивом.

В то время возвращают и названия произведений — словно взятые из книг для пионерского и комсомольского юношества — «Город под радугой», «В ожидании чуда», «Настоящий грибник», «Знания — сила»вЂ¦ Только наполнение несколько иное — текст изобилует такими приметами, о которых в советское время писать было не принято. Такова, например, забытая или вовсе незнакомая читателю «ломка» за театральными билетами.
И всё же, при всей своей историчности, рассказы Андрея Шашкова — именно рассказы, а не антропологические очерки. На первом месте здесь — сюжет, история из жизни, несущая в себе интригу и смысл, приподнимающий рассказанное над повседневностью, требующий остановиться и задуматься. Тут есть чувства, размышления о вечных вопросах, попытки героев понять себя, найти дорогу в жизни, стать настоящими людьми. Автор и тут (как и в своей аполитичности) избегает оценок извне — с высоты сегодняшнего дня. Он пишет «из тогда», пытаясь решить силами своих героев сложные жизненные уравнения в тех, 30-40-летней давности, духовных и ментальных координатах. Да и сами эти уравнения — из тех времён, сейчас некоторые из них кажутся несущественными.

В этом художественном погружении в прошлое, отказе от каких-либо оценок автор оказывается в высшей степени научен — как были научны те летописцы, бытописатели и антропологи, которые фиксировали наблюдаемую жизнь, стараясь максимально выхолостить из своих описаний всё то, что могло быть навеяно их собственным культурным багажом и препятствовало беспристрастному научному взгляду.

Автор пишет о времени и героях, хорошо ему знакомых — он их ровесник. Тем удивительнее, что эти рассказы и повесть были опубликованы не двадцать лет назад, а только сейчас, выдержав суровую историческую дистанцию. Местами Андрей Шашков даёт почувствовать это расстояние, отделяющее время описываемое от сегодняшнего. Таков эпилог «Города под радугой», где чувствуется горечь: Светлоград уже мало похож на Город Солнца, ожидаемое радужное «завтра» на поверку оказалось совсем не радужным, ориентиры сместились, знания, наука, открытия, которыми грезили герои, оказались мало кому нужны, как и их образование, мечты, идеи. Впрочем, и тут нет окончательных оценок и итогов времени — автор, то есть рассказчик, говорит об итогах своих героев. И пусть читатель сам судит историю, текущую за окном, и сам решает, насколько застойные времена были застойными! Пусть сам сравнит то, что чувствует сейчас, глядя вокруг, с тем ощущением роста и разворачивающейся жизни, верой в будущее, которыми пронизана книга!

И каков бы ни был вердикт учёных и читателей — для героев Андрея Шашкова и стоящего за ними образа рассказчика он известен и заключён уже в первых строках книги: «У каждого из нас есть свой город под радугой. И всё самое главное, что происходит с нами, происходит именно в нём».

Обращает на себя внимание стилистика произведений. Здесь читатель найдёт и лирическую прозу, и сказовость, и эксперименты с ритмом и звукописью, и ту эпическую неторопливость, которая была присуща русским и хорошим советским мастерам больших форм. И которая так подходит для мудрого взгляда на время и понимания его глубинной сути — как житейской, так и глобальной, исторической.

Артём КАРАТЕЕВ

Артем Каратеев     (01.04.2015 в 00:10)
Отзыв на произведение:   Склоняйте с нами, склоняйте как мы, склоняйте лучше нас!   [Андрей Шашков]
Андрей, замечательная попытка научить пипл говорить на русском языке!
Убрал бы только последний абзац. Лишний он (на мой взгляд)

Юрий Орлов     (22.03.2015 в 15:56)
Отзыв на произведение:   Эпоха застоя   [Андрей Шашков]
Да и песня без «ё» не поётся, да и Волга без «ё» не течёт!

Рецензия на книгу Андрея Шашкова «Эпоха застоя».

Лет десять назад мне посчастливилось прочитать рассказ Андрея Шашкова «Па-де-де», и вот, наконец, в издательстве «Золотое сечение» вышла в свет «Эпоха застоя» - книга этого интересного автора. Хочу поделиться своими впечатлениями о ней.

Книга состоит из трёх частей: повести «Город под радугой», цикла рассказов «Эпоха застоя» и ещё одного отдельного рассказа «А на нейтральной полосе». Не все произведения напрямую относятся к означенной эпохе, особенно последнее, но, безусловно, все связаны с ней - через судьбы и характеры героев, вышедших из тех самых времён и сохранивших в себе ту самую, неповторимую и незабываемую атмосферу.

Эпиграф - «Что это было?.. Молодость?.. Весна?.. Стечение случайных обстоятельств?..», - данный автором к одному из рассказов («Колотушка для отпугивания волков»), вполне подходит и ко всем остальным произведениям. А коли речь идёт о молодости и весне, то, надо полагать, никакому действительному застою здесь места просто нет и быть не может. Или всё-таки может? Недаром в эпиграфе столько знаков вопроса... Вот и обложка книги намекает на некий контраст ожидаемого и реального: дождливый, мрачный чёрно-белый день (а сзади - так совсем ночь) и ярко-красное, всему наперекор, название. Так же и с содержанием: автор точно нарочно допускает на страницы подобные контрасты - и, умело маневрируя меж ними, предоставляет самому читателю возможность разобраться в сути, в соответствии с его собственным миропониманием и вкусом.

Теперь - непосредственно к текстам. Проза Андрея Шашкова, по крайней мере, собранная в этой книге, особая, настроенческая, и, вполне вероятно, любителям острых сюжетных построений она покажется скучной; однако в ней есть иные достоинства. Обращает на себя внимание отношение автора к деталям или, так сказать, художественным подробностям: будь то описание природы, вещного мира, человеческих взаимоотношений. Очарования мгновениями жизни в текстах Андрея Шашкова всегда точны и выразительны. А ещё поражает душевная чистота и этическая опрятность автора (даже при наличии возрастных ограничений «18 плюс») - то, чего так не хватает подавляющему большинству современных писателей.

Книга хорошо издана, её приятно взять в руки. Приятен глазу и выбранный шрифт, а также то, как свёрстан текст (имею в виду и качество самой вёрстки, и число строк на странице - их 44, как бывало в прежние добрые времена).

Повесть «Город под радугой». Несмотря на простоту текста (автора отличает умение выражаться ясным, доступным языком), эта вещь совсем не простая, это некий символизм в прозе. Косвенно это подтверждается и в эпилоге, там, где идёт речь о судьбе главного героя, ставшего писателем и тоже выпустившего некую повесть, символическую, по мнению друзей. Более того, автор даёт здесь ключ к прочтению, намекая, что в повести описаны события, которые вполне могли бы быть соотнесены с реальными событиями двух последних десятилетий ХХ века. Попробую предположить... «Светлоград» (как город мечты) - и надежды граждан на скорые перемены в стране, желанные в начале 80-х, «Тотализатор апрельского розыгрыша» - и так называемые «апрельские тезисы» 1985 года, «Ломка» - и перестройка с последующими разрушительными реформами, «Прощание» (вероятно, в связи с уже накопившимися разочарованиями) - и 1993 год с расстрелом Верховного Совета... Наконец, «Возвращение», которое рано или поздно должно было наступить - и начало реального возрождения России...

Итак, символизм. Однако, он какой-то необычный, совмещающий в себе, казалось бы, не вполне совместимое. С одной стороны, достаточно взгляда на структуру произведения - и невольно вспоминается геометрически выверенное повествование романа «Петербург» Андрея Белого. В «Городе под радугой» тоже есть некий заданный порядок: части повести выстроены в соответствии с числами Фибоначчи; но каждое следующее из них, хотя и поддаётся математическому вычислению, всё же отстоит от предыдущего на интервал, заметно отличающийся от ожидаемого, привычного, последовательного, - и потому, наверное, порой не сразу удаётся разглядеть взаимосвязь этих частей - в особенности сквозь мистику чисел, метаморфозы со временем и якобы кроющимися за всем этим вечными, неразгаданными никем тайнами человечества. С другой стороны, повествование изобилует художественными описаниями, авторскими откровениями и какой-то даже исповедальностью, что сближает этот текст с ранними произведениями Василия Белова и Валентина Распутина. Описания дождя и горной речки в финальной части повести настолько удачны, что хоть в хрестоматии их включай! Получаются у автора и описания быта. Так, вызывает неподдельный интерес утварь студенческой кухни - кастрюли, сковороды, чайники, - каждая вещь отличается своим характером, повторяющим характер владельца или даже влияющим на него. Нигде в литературе так, как здесь, не описана ломка за театральными билетами (явление 70-80-х годов).

«Эпоха застоя» - цикл очень разных по стилистике текстов, охватывающих детство, юность и взрослые годы героев, в основном жителей тех самых «городов под радугой». Полагаю, что круг поклонников у каждого из текстов будет всегда свой, и мнения читателей окажутся полярными. Но, похоже, именно этого и добивался автор, размещая, к примеру, рядом лирический новогодний рассказ-сказку «Па-де-де» и достаточно жёсткий, состоящий из рубленых фрагментов «Рваный бег». А вот в рассказе «И летели в воздух медяки» автор вообще помимо лирики, заключённой в прозе (что характерно для многих его произведений), прямо допускает в текст стихотворные строки - и таким способом, сбивками с прозы на стихи и обратно, передаёт состояние своего героя.

Замечателен монолог Михайло из «Па-де-де» о достоинствах «основополагающей» буквы «ё» (без которой... «Да и песня без "ё" не поётся, да и Волга без "ё" не течёт!»). Мотивами любовной бунинской прозы пропитаны рассказы «Оксана» и «А свадьба пела и плясала». А разве ничего не напоминает вам «И что за жизнь на даче без колодца? Всё-таки не петух на коньке кровли, не резные наличники на окнах, не пугало в огороде...» (рассказ «Лучше нет красоты») или, например, «Чернушки бочкового засола - исключительная вещь под водочку!» («Настоящий грибник»)?.. Разве не напоминает это гоголевское «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая!» или «Редкая птица долетит до середины Днепра!»?!

Особняком в книге стоит рассказ «А на нейтральной полосе». В нём автор пошёл на некий эксперимент, совместив путевые заметки с лирической прозой, - результат получился заслуживающим внимания.

Такие вот впечатления остались у меня от «Эпохи застоя», довольно яркие.

Юрий ОРЛОВ

Vik Starr     (02.03.2015 в 11:59)
Отзыв на произведение:   Склоняйте с нами, склоняйте как мы, склоняйте лучше нас!   [Андрей Шашков]
Креативный писатель может всё просклонять!


Я Ослу оду посвятил,
О Брне писал не раз сонеты,
Я в Гродном выпил-закусил,
А в Ровном потерял штиблеты!

Да, кстати:
"Был в жизни А. А. Трещикова такой эпизод. В апреле 1969 года во Фрязине открылась Детско-юношеская спортивная школа"






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1