Литературный сайт
для ценителей творчества
Литпричал - cтихи и проза

Николай Толстиков-Кадниковский

 

Дата регистрации: 29.04.2010 г.
Был на сайте: 05.07.2010 г.
Посетителей: 689
Рейтинг автора: 0
Опубликовано произведений: 1

Автора рекомендуют:
0

Некоторые из литературных произведений современных авторов заключают в себе методы искусства жить, чем напоминают практическую философию, философию сюжетов, идей, образов персонажей. Автор стремиться показать самой историей то, что истинно, верно, подлинно, пытается объяснить читателю, что «хорошо» и что «плохо», тем самым ставя вопрос в произведении: как человеку научиться жить мудро? Проза Николая Толстикова не дает ответов на эти вопросы. Его произведения – это взгляд со стороны, шаг в сторону собственного познания. Даются лишь незначительные ориентиры моральные и нравственные, но читатель сам складывает мнение о чужой жизни, примеряя её непременно к своей.

Сборник рассказов «Околоприходские истории» - это художественное полотно, масштабное, единое и целое, где герои разных рассказов походят друг на друга, мучаются, страдают, бьются, казалось бы, об одни и те же проблемы, но с различными оттенками бытия. Сергей Филлипов, герой рассказа «Надломленный тростник», печалящийся об алчной жене, вряд ли сильно отличается от Севы Изуверова из «Поминальной свечи», такого же запутавшегося мужика, который не ценит родной дом и фиксирует во всех своих поступках сожаление о том, что имеет в своей жизни. Алкоголь, случайные женщины, отсутствие целей и мечты, слабость характера – все это атрибуты «мужиков» Толстикова. Нет, не бомжы и не деклассированные элементы, а обычные русские мужики, живущие одним днем, бесшабашные, понурые, задавленные непонятной злобой и глубинкой, но колоритные, эдакие лесковские персонажи. Эпохальные, идейно и исторически понятные.

Храм, служение Богу – это фундамент веры, лучший способ не падать в жизни. Все рассказы Николая Толстикова объединяет именно это, и потому в каждом произведении есть или персонаж- священник, или связь человека с Богом. Православная проза, не ставящая целью писать о Боге, но находящая мотивы и пересечения жизни людской с великим, возвышенным. Отсюда и появилось название сборника – «Околоприходские истории». Каждый из героев сборника ищет свой единственно правильный путь к вере. Отец Флегонт в «Пожинателях плодов» задается вопросом, зачтется ли ему на страшном суде Господнем, если он воспитает сироту. «Прошлые мои грехи, тяжкие и смертные, может, искуплены будут?!» Матушка Елена в рассказе «Уголек» молится за молодую бездетную пару. «Смилостивится Господь. Образуется у вас все. Помолимся..» Отец Аввакумий из «Но избави нас от лукавого» гордится своим прошлым, в котором совершил отважный поступок и отправился в советские времена учится в семинарию…, но продаётся в своем настоящем. «Донос на настоятеля Аввакумий сочинял громко, сопя от удовольствия: худое дело – не хитрое». Все они сталкиваются с мирскими грехами и печалями, но не все они способны их побороть.

Зачем нужна такая проза? Вероятно не только для того, чтобы услышать «крик» души таких персонажей, заблудших, испорченных, чтоб проследить взглядом пересечение траекторий их обычных судеб, чтобы понять как у людей вырабатывается иммунитет на собственные грехи…. Это проза о том, как и почему рождается форма отношений «вера-человек», о том, что и когда приводит каждого из нас в церковь. В рассказе «Без веры» Афанасий Сальников приходит в храм по убеждению, что панихиду стоит заказать даже его умершему брату Павлу, когда-то убившего священника.

- Поминка твой брат просит. В церковь надо сходить и панихиду заказать.
- Это по Пашке-то?! – задребезжал смешком Афанасий Николаевич.
Даже весело старику стало. Уж кого-кого, а Павла-то точно бы святая церковь предала анафеме, как злейшего своего врага, разузнайся бы одно дело…

А вот и вера, слабая вера, помещенная в этого персонажа, и потихоньку молившая забрать её с собой. И ведь есть у автора и такая удачная сентенция, будто есть другая вера, не в Бога, а в мысль о вере.

«Лазарева суббота», произведение с чередованием времен, контрастных – советское время и 15 век, но и там и тут «слышится чудный звон, почти разлитый в воздухе…», и тут и там одни и те же пороки и душевные недуги. Автор точно расставил акценты, в связи с употреблением слова «наслаждение» и «блаженство. Наслаждение применимо только к телу, блаженство – к душе и духу. Похоть для тела, прихоть для души». Телу – делать, душе – просто быть. Стоит ли говорить, что вся та часть, относящаяся к нашему времени – это тело, а старое, время расцвета религии – это дух. «Между молитвами было время и поразмыслить о житье-бытье, вспомнить молодость…» Ту эпоху вполне олицетворяет персонаж игумена Григория.

«Не хотел, не желал этого Григорий, - ни суетности служебной, ни высоких почестей, ни навязчивой ласки родной, а единения с Богом, суровой постнической жизни жаждала его душа! Невозможно смотреть одним оком на землю, а иным на небо! «Помоги, Господи! Вразуми раба твоего!...» - молился он денно и нощно.
Замкнутый, убаюканный верой, закрывающий глаза, и как будто ныряющий с глубоким вдохом в поток человеческих грехов, для того, чтоб разобраться в них, найти свою внутреннюю истину.

И Катерина, героиня нашего времени, с вечно мятым подолом платья, беспутная, нетрезвая, лихая Катька, довольствовавшаяся в жизни, тем, что попадется под руку – бутылкой или случайным мужиком.

«..И в родимом ли Городке появлялась Катька или шагала по улицам задымленного грязного райцентра – недобро косились и шипели на неё бабы и жадными глазами провожали её фигуру мужики, крякая, скобля в затылках. Кое-кто побойчей и понахрапистей, позабыв про жену и детушек, бесстыже лип к Катьке, сыпал шуточками-прибауточками, норовил шлепнуть её по ядреному заду».

«Лазарева суббота» - это как будто ядро сборника «Околоприходских историй», вещь, где каждый персонаж остро осознает свою бытийность в каждую минуту времени, выбирает вектор пути, а эти векторы неожиданно разбегаются и по другим рассказам.

И даже у человека неверующего, не верящего в духовное, чудесное, божественное, есть шанс понять подобную прозу, разобраться в её темах лишь по одним только оттенкам чувств героев «Околоприходских историй». Эти темы рождены не только в стенах храма и религии, эти темы рождены обществом, а, значит, они актуальны для размышлений о том, что истинно, а что фальшиво, потому что каждый читатель прежде всего – член общества, или «случайно» в нем оказавшийся, или подстраивающийся под его законы.

Стоит довериться прозе Николая Толстикова, и она обязательно приведет к неким открытиям внутри нас самих, создаст пространство для определенных мыслей и может даже подвигнет внутренне им соответствовать… Николай Александрович Толстиков
Родился в 1958 году, живу в России в городе Вологда.
Окончил Литературный институт имени А.М.Горького, работал в газетах.
Принял духовный сан, и более пятнадцати лет - священнослужитель храма святителя Николая во Владычной слободе города Вологды.
Свои рассказы и повести публиковал в российских и зарубежных изданиях: еженедельниках "Литературная Россия" и "Наша Канада", журналах "Крещатик", "Новый Берег", "Чайка","Русский дом", "Наша улица", "Север","Лад", "Вологодская литература", "Венский литератор", альманахе "Литрос".
Автор книг прозы, вышедших в Вологде.
Победитель в номинации "проза" международного литературного фестиваля "Дрезден-2007" , лауреат "Литературной Вены-2008", лауреат международного конкурса, посвященного 200-летию Н.В.Гоголя, победитель конкурса имени Ю.Дружникова на лучший рассказ журнала "Чайка" ( США )

Домашний адрес: 160014, Россия, город Вологда, улица Горького, 74-12

телефон 89052989592, адрес электронной почты niktolstik1@rambler.ru

Произведения без рубрики

1.
Поминальная свечаРассказ / опубл. 29.04.2010 в 13:27





Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1