Художественная литература

Стихи русских и зарубежных писателей




Стихи по темам:

Стихи серебряного века
Стихи о любви
Стихи о войне
Стихи о жизни
Стихи о природе
Стихи про весну
Стихи про лето
Стихи про осень
Стихи про зиму
Детские стихи
Стихи о дружбе
Песни

ТОП-50 самых популярных стихов:

Мой Дагестан — [Расул Гамзатов]
О родине — [Расул Гамзатов]
Я улыбаться перестала — [Анна Ахматова]
Что такое счастье? — [Эдуард Асадов]
Слово "нервный" сравнительно поздно — [Александр Кушнер]
Я могу тебя очень ждать — [Эдуард Асадов]
Прямой разговор — [Эдуард Асадов]
Клятва — [Анна Ахматова]
О красоте — [Маргарита Алигер]
Подставь ладонь под снегопад — [Давид Самойлов]
Отец и сын — [Александр Твардовский]
Под утро — [Давид Самойлов]
Когда гуляют молния и гром — [Маргарита Алигер]
Я проснулся на рассвете - — [Расул Гамзатов]
Реквием (Вечная слава героям...) — [Роберт Рождественский]
Черный ручей — [Белла Ахмадулина]
Я спросила у кукушки — [Анна Ахматова]
По дороге в класс — [Агния Барто]
Хочется синего неба — [Давид Самойлов]
Каникулы — [Агния Барто]
Последний день в Риме — [Анна Ахматова]
Я убит подо Ржевом — [Александр Твардовский]
И цветы, и шмели, и трава, и колосья — [Иван Бунин]
Журавли — [Расул Гамзатов]
Письмо с фронта — [Эдуард Асадов]
Я иду и радуюсь Легко мне — [Александр Твардовский]
Лесная река — [Эдуард Асадов]
Разговор с другом — [Эдуард Асадов]
Красные ворота — [Леонид Мартынов]
Я не любви твоей прошу — [Анна Ахматова]
Письмо любимой — [Эдуард Асадов]
Чудачка — [Эдуард Асадов]
И люблю малиновый рассвет я — [Расул Гамзатов]
Когда мне встречается в людях дурное.. — [Эдуард Асадов]
Оренбургский пуховый платок — [Виктор Боков]
Я сошла с ума, о мальчик странный — [Анна Ахматова]
О любви — [Расул Гамзатов]
Яблоки — [Маргарита Алигер]
Я не ищу гармонии в природе — [Николай Заболоцкий]
Десятилетний человек — [Сергей Михалков]
Я недругов своих прощаю — [Давид Самойлов]
Откровение коварной жены — [Расул Гамзатов]
Зимняя ночь (Мело, мело по всей земле...) — [Борис Пастернак]
Улетают птицы — [Эдуард Асадов]
И осень, которая вдруг началась — [Давид Самойлов]
22 июня 1941 года — [Степан Щипачев]
Пусть меня волшебником назначат — [Эдуард Асадов]
Первая любовь — [Агния Барто]
Я лишний — [Агния Барто]
Перед снегом — [Давид Самойлов]

Последние отзывы на стихи:

В январе 1918 года поэт пишет поэму «Двенадцать». На мой взгляд, это самое неблоковское, нетипичное для него произведение. Оно было очень неожиданным и для великих поэтов-современников Блока. Так, Анна Ахматова отказалась от участия в вечере, на котором Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок читала поэму. Николай Гумилёв заявил, что «Блок вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя», хотя «Двенадцать» была написана до расстрела Николая II. Зинаида Гиппиус написала: "Я не прощу, Душа твоя невинна. Я не прощу ей — никогда." и разорвала отношения с Блоком. В отличие от них, Борис Пастернак, Марина Цветаева и Велимир Хлебников находились под влиянием поэмы, а Осип Мандельштам восторгался стихийностью и «фольклорной вечностью» произведения. Что же делает эту поэму столь необычной? Почему ближайшее окружение поэта не приняло это произведение? В своей статье я попытаюсь найти ответ на этот вопрос.
Александр Блок в этой поэме пытается осмыслить и понять суть Октябрьской революции 1917 года. Он отходит от привычных символистических образов и сюжетов и выстраивает совершенно иное повествование.
Вчитаемся в начало поэмы:
« Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!»
Поэма начинается с антонимического ряда чёрный-белый. Эта противоположность выстраивает внутреннее ощущение Блока, которое он передаёт нам, читателям. Поэт говорит о том, что всё разваливается на контрастирующие миры, на куски, собрать которые вновь воедино он не может. Именно от этого ощущения разлетевшейся привычной жизни и возникает ироническое описание обывателя, мещанина, который боится этих перемен. В гораздо более поздней, конечно, песне Владимира Высоцкого я вижу прямую перекличку с поэмой Блока:
«Конец,
Всему
конец.
Все разбилось, поломалось,
Нам осталось только малость —
Только выстрелить в висок иль во врага.» Это та же самая интонация, которая звучит в «Двенадцати» Блока.
Именно от этого ощущения развала и разлома и появляется вдохновлённый ими образ ветра-очень мощной стихии, расшвыривающей и раскидывающей старый мир. Из шума ветра и бури доносятся голоса революционной вольницы:
«. И у нас было собрание...
... Вот в этом здании...
... Обсудили —
Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять...
... И меньше — ни с кого не брать...
... Пойдем спать..»
В этом шуме и появляются герои поэмы-двенадцать красноармейцев, патрулирующих город.
И сразу же возникают вопросы, первый из которых: «Почему их двенадцать?». Двенадцать красноармейцев- двенадцать апостолов Иисуса. Как и библейские персонажи, это очень простые люди. Имена главных героев- Петрухи и Андрюхи- имена апостолов Андрея и Петра.

С появлением двенадцати в поэму врываются простонародная лексика, частушки. Герои обсуждают убийство Катьки, изменившей Петрухе с Ванькой, которому удалось спастись.
«— А Ванька с Катькой — в кабаке...
— У ей керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат...
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята —
Чем, чем занята?..
Тра-та-та!»

Мне думается, что образы ветра, двенадцати, в описании которых поэт использует сниженную лексику, иногда и столь непривычный для его читателя жаргон, создают ту музыку революции, которую он призывал слушать.
«Я думаю, что не только право, но и обязанность их состоит в том, чтобы быть нетактичными, «бестактными»: слушать ту великую музыку будущего, звуками которой наполнен воздух, и не выискивать отдельных визгливых и фальшивых нот в величавом рёве и звоне мирового оркестра»,- пишет Блок в статье «Интеллигенция и революция».
Может быть, эту «великую музыку будущего» поэт связывал с образом Иисуса Христа, который вернёт миру разрушенный порядок. Именно поэтому фигуру Иисуса видит только автор: герои не готовы ещё это воспринять.
А может, этот столь необычный Иисус, идущий с флагом за красноармейцами,-попытка Александра Блока переосмыслить происходящее, его смятение и растерянность.
Владимир Маяковский вспоминал: «Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» «Хорошо», — сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли». От этого смятения и возникает образ Христа как антоним, контраст этой хаотичной реальности Именно поэтому поэт и заканчивает «Двенадцать» этими словами:
«Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.»
Не только образы ветра, двенадцати, Иисуса,частушки, сниженная лексика и жаргон делают эту поэму столь необычной.
Уходящий мир Блок описывает через образ старого голодного пса:
«Впереди — сугроб холодный,
— Кто в сугробе — выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади...
— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!»
Можно сказать, что есть в этой поэме и образ Петербурга, о котором я хочу поговорить. Очень важно, что именно с ним связана традиция городского романса:
«Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!» (Невская башня-здание Петербургской думы- примечание автора.) Жанр городского романса-прототип русского или, как его ещё называют, блатного шансона. На заре своего существования он был основан на фольклоре. Его гораздо позже использовал в своём творчестве уже упоминавшийся мной ранее Владимир Высоцкий.
Я начала свой обзор поэмы Блока с оценки произведения его современниками. Мне бы хотелось закончить его словами Осипа Мандельштама, которые подводят итог всему сказанному здесь:
«Самое неожиданное и резкое из всех произведений Блока — «Двенадцать» — не что иное, как применение независимо от него сложившегося и ранее существовавшего литературного канона, а именно частушки. Поэма «Двенадцать» — монументальная драматическая частушка. Центр тяжести — в композиции, в расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы является источником разряда новой драматической энергии, но сила «Двенадцати» не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом непосредственно из фольклора. Здесь схвачены и закреплены крылатые речения улицы, нередко эфемериды-однодневки вроде «у ей керенки есть в чулке», и с величайшим самообладанием вправлены в общую фактуру поэмы. Фольклористическая ценность «Двенадцати» напоминает разговоры младших персонажей в «Войне и мире». Независимо от различных праздных толкований, поэма «Двенадцать» бессмертна, как фольклор».

=======================================================================

На "Причале" поразившим меня исследованием творчества Александра Блока, конкретно, "Скифов" занимался Алексей Сажин. https://www.litprichal.ru/work/186148/
Пудельман (29 августа 2021 г.)
Синь небес , леса и нивы-
Это Афанасий Фет.
Зов природы, стон любимой;
Лучше в мире лиры нет.

Так любить и знать природу,
Утро нежное встречать!
Фет, проснись и дай народу
Глубь души твоей понять.

02.08.2021г.
Владимир Заровский (02 августа 2021 г.)
­ «Возможно, моя бессонница- лишь своего рода страх
перед визитёром, которому я задолжал свою жизнь.»
Франц Кафка.
Что делаете вы, друзья, когда мучаетесь бессонницей? Считаете овец, пьёте успокоительное, читаете скучнейшую книгу? Сергей Есенин пишет во время бессонницы свою самую мистическую поэму «Чёрный человек». Ей я и хотела бы посвятить это эссе. Сразу же хочу оговориться, что этот поэт не относится к числу моих любимых, а после того, как я прочитала его письма, это ещё усугубилось. В переписке Есенин предстаёт перед нами очень больным человеком, страдающим хроническим алкоголизмом и эпилепсией. В письмах 1923-1925 годов (а в это время как раз и писалась поэма) очень мало упоминаний о творчестве. Это или просьба к родным, близким и друзьям раздобыть деньги, или выяснения личных отношений. Я говорю об этом потому, что мироощущение поэта напрямую связано с его поэмой, мистицизм которой начинается уже с названия.
Есенин называет своё произведение «Чёрный человек», сразу же настраивая читателя на появление в поэме нечистой силы, вводя её в круг героев. Он не просто делает чёрта одним из главных действующих лиц своего повествования, но объясняет его появление:
«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.»
В залитом алкоголем мозгу поэта возникают разные картины, трансформируется реальность. Это то, что потом появится в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»-романе о Мастере, Маргарите, Воланде и Иисусе:
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.»
Эта же искажённая реальность возникает и в поэме Есенина:
«Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.» Кто же этот персонаж?

Прежде всего, когда читаешь поэму, вспоминаешь другого чёрного человека, связанного с именем Вольфганга Амадея Моцарта. Как выяснилось уже после смерти композитора, одетый в чёрное Лейтгеб-управляющий графа Франца фон Зальцегга цу Штуппаха анонимно заказал Моцарту заупокойную мессу- гениальный «Реквием». Одна из легенд, связанных с именем композитора, говорит о том, что это происшествие ускорило кончину Вольфганга Амадея.
Сам Моцарт в письме к другу писал: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы.
Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой,измерить дни своей жизни»...
Несомненно, эта история была известна Сергею Есенину, поэтому зловещий смысл появления Чёрного человека понятен и оправдан.
Как известно, Чёрный человек, он же Сатана, Мефистофель, Воланд,-« часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.», поэтому логично, что он может принимать любой облик и даже становиться двойником поэта. В поэме Есенина он как бы со стороны показывает поэту, что он зря прожил, а точнее, прожёг свою жизнь, утопил её в пустых развлечениях, пирушках и гулянках. Страшнее всего: в этих пирушках он убил, проиграл свой талант:
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.»
Более того, он подводит итог, выносит приговор поэту, называя его, хоть и авантюристом, но «самой высокой и лучшей марки». Он считает, что кривая вполне могла вывести Есенина, у которого был талант.
Длинная бессонная ночь. Нет успокоения поэту. Снова в его возбуждённом мозгу рождаются образы, а с ними приходит в поэму новая мистика:
«Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.»
Если ночная птица- филин, то кто же эти всадники? Может быть, всадники Апокалипсиса? Мне думается, что это очень логично, потому что только никчёмному существу, страдающему бессонницей, могут привидеться Чума,Война, Голод и Смерть.А деревянными Есенин называет их потому, что и они-плод его воспалённого воображения, а поэтому и непрочны, не сделаны из камня.
Поэма заканчивается упоминанием очень мистического образа-зеркала:
«…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…»
Зеркало на протяжении веков считалось проводником в загробный мир; с его способностью предсказывать судьбу человека была связана традиция русских гаданий. Этот образ возникает у В.А.Жуковского в балладе «Светлана»:
«Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…»
Именно поэтому на Руси разбитое зеркало всегда было символом беды, которая придёт в дом, где это произошло. И разбитое зеркало в поэме Есенина тоже не сулит ничего хорошего поэту, жизнь которого подошла к концу.
Пудельман (06 июля 2021 г.)
В произведениях любого поэта рано или поздно возникает вопрос о творчестве и его смысле. А.С.Пушкин, размышляя об этом, пишет своего «Пророка», который становится своего рода манифестом литератора, его программным стихотворением. Эту тему продолжила своим циклом «Тайны ремесла», который я хочу здесь проанализировать, и Анна Андреевна Ахматова.

Она не ограничивается одним стихотворением, думает о проблемах творчества в течение всей своей жизни. Окончательно цикл выходит в книге «Бег времени» 1965 года. В стихотворениях «Тайн...»автор размышляет, что есть творчество, каковы отношения поэта с читателем и с Музой, вспоминает ушедших из жизни друзей-литераторов. Стихотворения написаны разными размерами.Например, первые два -- ямбом с чередованием мужской и женской рифмы.

Хотелось бы сказать отдельно о самом названии. Ахматова считает свой труд работой, ремеслом, которым она владеет прекрасно. Поэзия- труд, за который литератору положено денежное вознаграждение. Думаю, что уже в названии - начало полемики с окружающими. Иосифу Бродскому, которого Анна Андреевна поддерживала, в котором видела прекрасного поэта, пусть и юного, на процессе 1964 года инкриминировали тунеядство, потому что он занимался именно литературным трудом.Ахматова бросает своим недалёким современникам вызов.Этим циклом она вводит нас в свой мир, знакомя со всеми соавторами творческого процесса: Музой-поэтом-читателем, без каждого из которых создание стихов становится невозможным. ​А ещё я названии слышу своеобразный ответ на строки стихотворения Марины Цветаевой:
​"Ищи себе доверчивых подруг,
Не выправивших чуда на число.
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесленник — и знаю ремесло."

Первое стихотворение называется «Творчество» и начинается оно с перечисления окружающих поэта звуков, которые складываются в строчки, и вот тогда начинается момент истины и… тишины, потому что только тогда, когда все замирает, рождается стихотворение.
Мне в «Творчестве» слышится перекличка с пастернаковским:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»
Как и у Пастернака, стихотворение создаётся от слияния шумов, звуков, их переосмысления.
Вообще мне думается, что это отличительная черта стиля Ахматовой: создание своего мира, населённого персонажами, наполненного перефразами, даже прямыми цитатами своих адресатов. Она ведёт с друзьями постоянный диалог, над которым не властны Время, Судьба и даже сама Смерть.
«Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.»
Автор как бы сужает границы магического круга поэзии и приглашает читателя присутствовать при таинстве создания стиха.
Второе стихотворение цикла связано с первым и положением, и стихотворным размером.
«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.»
Ахматова противопоставляет точке зрения поэта идею обывателя, она спорит с ним и подчёркивает своё несогласие в последних строчках четверостиший: «По мне, в стихах должно быть всё некстати, Не так, как у людей». В этом стихотворении высокий стиль начала с «одическими ратями» и «прелестью элегических затей» перебивается намеренно разговорным: «По мне, в стихах должно быть всё некстати…», «На радость вам и мне». Финал стихотворения объясняет его назначение, как это понимает Ахматова: если произведение удалось, оно радует и поэта, и читателя.
Стихотворения «Муза» и «Поэт» лексически напоминают второе стихотворение. И к Музе, и к поэту Анна Андреевна относится весьма фамильярно:
«Как и быть мне с этой обузой…», «Подумаешь, тоже работа…»
Пятое стихотворение цикла называется «Читатель» и исследует отношения поэта и читателя, объясняет, каким должен быть литератор, чтобы быть понятым:
«Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.»
Именно о понимающем, тонком читателе мечтает Ахматова, называя его «поэта неведомый друг», наверное, осознавая, что её будут читать и через много лет после смерти.
Шестое стихотворение цикла она называет «Последнее стихотворение», хотя за ним последуют ещё четыре. Почему же последнее? Поэт собиралась закончить им свой цикл. В нём Ахматова говорит о том, что стихотворения могут быть разными, весёлыми и грустными, светлыми и не очень, но если они выстраданы, поэт без них не может:
«И я не знавала жесточе беды -
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него…умираю.»
«Эпиграмма», безусловно, следует и особенностям жанра, но и нарушает их. Хотя бы потому, что упоминает в ней Ахматова возлюбленную Данте Лауру, которую поэт считал своей Музой, а это уже слишком серьёзно для эпиграммы.
У восьмого и девятого стихотворений есть конкретные адресаты. Они посвящены Владимиру Нарбуту и Осипу Мандельштаму. Ахматовские посвящения очень отличаются от посвящений других поэтов: она переносит читателя в мир поэта, которому дарит стихотворение, упоминает детали его творчества или биографии:
«Это - выжимка бессониц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц.
Первый утренний удар…
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это - донник,
Это - пыль и мрак, и зной.»
Нарбут из Малороссии, отсюда и возникает образ «черниговской луны».
Ещё больше конкретики и переплетений с творчеством Осипа Эмильевича Мандельштама можно найти в стихотворении, посвящённом ему:
«О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.»
Это и отголосок стихотворения «Чуть мерцает призрачная сцена», написанного Мандельштамом под влиянием оперы Глюка «Орфей и Эвридика», и фактическая цитата из стихотворения «Ленинград»:
«Петербург, у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса».

Если рассматривать все стихотворения как единое целое, то можно увидеть, что они всё время возвращают нас к магическому кругу творчества Муза-поэт-читатель, а десятое стихотворение ведёт нас в будущее, о котором мечтает поэт:
«У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой...
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.»
Многоточие Ахматовой очень ёмкое. У математиков для этого образа есть бесконечность, а у поэтов-три волшебные точки в конце предложения для того, чтобы «неведомый друг»-читатель подумал и пофантазировал, что скрывается за этим знаком.
Пудельман (02 июня 2021 г.)
Прекрасное стихотворение!
Ярослав Воробьев (10 мая 2021 г.)
https://www.litprichal.ru/playcast/58/
Alinanatali69 (02 апреля 2021 г.)
Замечательные стихи!
Легко читаются, легко ложатся на слух, на сердце. Особенно понравилось стихотворение - "Идут белые снеги..."
Спасибо.
Татьяна Малышева (21 марта 2021 г.)
Здравствуйте! Вы случайно опубликовали стихотворение Фёдора Тютчева на странице Сумарокова.

«Умом Россию не понять...» — автор четверостишия Фёдор Тютчев
Виктория Тищенко (22 февраля 2021 г.)
Захватывает дух, особенно от концовки...
Auska (07 января 2021 г.)
Стихи хорошие, есть искренние эмоции, интересно читать, не банально.
Григорий Пушников (18 сентября 2020 г.)


Лучшие стихи русских и зарубежных писателей Первая печатная книга появилась еще в далеком 868 году. Это свиток буддийская «Алмазная сутра». А вот в виде скрепленных воедино листов самой древней книгой считается скрепленные золотыми кольцами пластины-листы, созданные такой народностью, как этруски. С тех давних пор, литература в различных ее проявлениях прочно укоренилась в нашей жизни.

Но, к превеликому сожалению, с появлением других средств информации печатные издания стали все меньше и меньше интересовать людей, и зря. Ведь любые стихи и рассказы очень полезны для мозгового штурма и собственного развития. Тем более, что сегодня есть уникальная возможность читать русскую и зарубежную литературу онлайн в интернете или скачивать и слушать аудиокниги в хорошем качестве.

Давайте же разберемся, почему так важно читать книги и учить стихи?
Итак, преимущества чтения:

  • Расширение словарного запаса. Много читающим людям намного проще сформулировать мысли, легче донести информацию. Их словарный запас поражает разнообразием.
  • Улучшение грамотности и повышение эрудиции. Через книгу легче изучить орфографию и пунктуацию без зазубривания правил, так сказать, косвенно. При этом литература пестрит множеством уникальных приемов и оборотов, обогащающих речь. Начитанного человека слышно издалека. Он четко формулирует мысли и понятно излагает, оставаясь интересной личностью и собеседником.
  • Доступ к новой информации. В книгах масса не только исторических фактов, но и сведений о кулинарии, технике и прочих важных вещах в нашей жизни. При этом книги доступны во всеобщее пользование. Их можно купить в магазине, скачать через интернет или читать онлайн из любых источников информации, будь-то телефоны или компьютеры.
  • Тренировка концентрации. Современное общество имеет такой существенный недостаток, как расконцентрация внимания и рассеянность. Именно чтение тренирует фокусировку и концентрацию. А заучивание стихов тренирует память.
  • Вдохновение и эмоции. В литературе человек черпает массу идей для своих достижений, как и получает мотивацию на свершение целей. При этом учится сопереживать и развивает эмпатию, то есть собственную чувствительность, перенося свой эмоциональный отклик от героев произведений к реальным людям.
  • Расширение кругозора. В мире есть много отдаленных уголков, с которыми человеку сложно познакомиться. Именно книга позволяет изучить отдаленные места, узнать историю и интересные факты, биографию и деятельность множества известных личностей и великих людей.
Помимо всего прочего, книги – это наше великолепное настроение. Мы получаем огромное удовольствие от прочтения любимых рассказов, пьес и стихотворений любимых писателей, забывая о повседневных заботах и проблемах. В книгах мы находим ответы на свои вопросы, черпаем вдохновение и мотивацию на свершение, а также разрушаем стереотипы.

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

1