"Кондуит и Швамбрания": загубленный роман

 
выбрать темы по:  

(скопировано с форума Избы)

25.10.2018 года на форуме Избы выступил деятель, который в теме своей назойливо уверял читателей в том, что "литература не может существовать вне идеологии".
Я за этим товарищем наблюдаю давненько - как в 2013-м году в Избу попал, так с тех самых пор и наблюдаю. Удивительный персонаж. Мне он сильно напоминает председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого - такой же вальяжный интеллигент внешне и такой же сатрап в душе.
Не далее, как 19 апреля с.г "Моисей Урицкий" на трибуне Избы выступил снова - предварительно, видно, хорошо приняв на грудь. В выступлении он обозвал авторов Избы разными нехорошими словами и одним даже матерным словом. Досталась от него также и учредителям сайта, и главреду, но я сейчас не об этом. Я хочу с вами, уважаемые авторы Избы, обсудить один пример из того самого времени, когда литература была НЕ вне идеологии.

* * *

Уверен, если не все, то подавляющее большинство людей старшего поколения, 50-х, 60-х годов рождения, читали в детстве книгу Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Читал эту книгу и я.
Не могу сказать, что "К и Ш" было моим любимым произведением - при чтении его меня всегда что-то смущало, отчего-то мне было неприятно книгу читать, что-то, я чувствовал, там было не так. А что именно было не так, понять ещё не мог, мал был. Чтобы разобраться в неясных детских чувствах, я перечитал "К и Ш" в том возрасте, когда такие книги уже не читают - лет мне, наверное, 16 было тогда.

По прочтении сделал вывод: автор Лев Кассиль, свой роман однозначно загубил. Загубил в угоду советской идеологии.

А как хорошо начал! Далёкий 1913 год, Россия. Тихий провинциальный городок, благополучная семья доктора. Сыновья доктора, мальчики 7 и 10 лет придумывают сказочную страну Швамбрания. Создают ей историю, географию, населяют её необычными жителями и всё свободное время в своей стране живут. Папину шахматную королеву дети замуровывают в ракушечный грот, прикрепив к ней бумажку с буквами ВТШ - "Великая Тайна Швамбрании". Как замечательно всё начиналось и как счАстливо продолжалось в течение лет.

А потом... потом грянул 17-й год. И автор легко и запросто, без малейшего сожаления суёт нежную ребячью сказку в революцию, гражданскую войну, Чека и сыпной тиф. Буквально.
В конечном счёте революция, как всегда, побеждает, и побеждает главным образом в сознании у детей - автор противоестественно и насильно заставляет их приходить к выводу о пустяковости и несерьёзности Швамбрании, насильно заставляет утрачивать к Швамбрании интерес - мол, революционная жизнь вокруг ого-го какая, она и реальнее, и важнее, и интереснее. Автор практически вынуждает детей в угоду большевистской морали предать страну их детства. Получился психологически не выверенный поворот сюжета: ну не могут в реальной жизни комиссары, разруха и тиф быть для детей привлекательнее сказочной страны, автор лжёт.
А под конец просто надругался на детской душой, над детскими идеалами. Когда в семье стало трудно с деньгами, мама мальчиков, жена доктора, пошла и выменяла ракушечный грот на четверть керосина. Другой вещицы для обмена, видимо, в доме не нашлось. Но и этого автору показалось мало. В одной из финальных сцен романа грот как пепельницу используют красноармейцы бронепоезда и вытряхивают из неё окурки в окно.
Бесславный конец буржуйским мечтам!

А ведь можно было Швамбранию хотя бы не уничтожать, хотя бы позволить ей как-то параллельно с этой "революцией" жить. Почему бы, к примеру, не начать ребятам строить социализм в "их" стране, почему бы ту же шахматную королеву не назначить комиссаром Швамбрании...
Можно было выстроить сюжет так, чтобы дата "открытия" Швамбрании совпала с днём рождения, скажем, младшего из братьев и тем самым на всю жизнь братьям запомнилась. Чтобы братья, будучи уже взрослыми, сделали традицией в день рождения младшего отмечать заодно и день рождения мечты их детства. Можно было сделать эпилог, состоящий из сцены, где братья семьями собрались на 30-тилетие младшего брата. Вот извлекаются из пыльного чулана пожелтевшая карта Швамбрании, сохранившийся ракушечный грот и заточённая в нем королева...
Много было вариантов не разрушать детский мир до основания.

Но нет. Коммунистическая вера таких вещей не терпит. Она не терпит не только то, что ей напрямую противостоит - но и то, существует с нею параллельно. Эта крайне монотеистическая вера, тоталитарная. Нет Бога, кроме Победы Коммунизма, и точка. Нет в подлунном мире ничего, что нельзя было бросить в священную топку революции. Пусть оно и детское, невинное - в топку! Нечего в умах советских детей разным швабраниям делать!

Да, мы всё понимаем. Понимаем, "время было такое", "тогда по-другому было нельзя", "иначе роман бы не увидел свет". Понимаем.
Другой вопрос, понимает ли это закон возмездия. В 1938-м году один из героев романа, а именно младший из братьев, был репрессирован.
Надо казать, что "К и Ш" - произведение отчасти автобиографическое, где прототипом старшего сына доктора Лёльки выступает сам автор Лев Кассиль, а младшего Оськи - родной его брат Иосиф. И вот Иосиф Кассиль 4 августа 1937-го года был арестован, а в 21 января 1938-го - расстрелян. Жена как член семьи изменника родины была на 8 лет сослана в Джезказган.
А сам роман, который был написан в период с 1928-31 гг, а в свет вышел в 1935 году, перестали издавать. Следующее издание состоялось лишь в 1957-м году при Хрущёве.

Но Лев Кассиль не мятежный Солженицын, он так и продолжал покорно на систему работать и не выступил против неё даже при "оттепели". Даже не пытался отомстить за брата.
В 1951 году бывший Лёлька становится лауреатом Сталинской премии третьей степени. В то время как бывший Оська... неизвестно было, где и похоронен; да сгнил скорей всего в могиле общей.
Вот так людоедов задабривать, товарищ писатель. Скажи спасибо, что сам остался цел. Моё мнение: коли выпало тебе в такое сволочное время жить, то лучше быть на заводе токарем и работать на народ, на страну, чем быть писателем и работать на режим. Если нет возможности мерзости противостоять - хотя бы в ней не участвуй. Ведь писательство в те времена - это чисто идеологический фронт.
На мой характер, я бы на месте многих советских писателей забил на свой литературный талант и умотал жить куда-нибудь в рыбацкую деревню в Приморье. Устроился бы работать на рыболовный траулер и писал в свободное время для души "в стол". И жрите вы там друг друга, лижите своему Сталину сапоги. В любом случае, я бы посчитал такой выбор куда более достойным чем тот, что сделал для себя автор "Кондуита и Швамбрании".

Словом, не уважаю я тебя, лауреат Сталинской премии Лев Кассиль. Глубоко не уважаю. И не зря, не зря меня коробило, когда я в детстве твой насквозь конформистский роман читал.

21.04.2020. Т.Тамирхан


Комментарии:

Тимур Тамирхан   (22.04.2020   15:27:00)
(Ответ пользователю: Михаил Нейфельд)

Спасибо за отзыв, Михаил.
Конечно, Кассиль идиотом не был и всё знал, всё понимал. Но. Страх был в людях тогда. Страх.
Единственный выход для братьев Кассилей был - не быть писателями. (Иосиф был журналистом, но разница невелика)

Михаил Нейфельд   (26.04.2020   20:08:38)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Т

Давид   [Парнас]    (23.04.2020   10:33:29)

Тимур, мне почему-то всё время мешает в общении
ваше звонкое имя. Не знаю кто в этом виноват, Вы
или ваши родители, но подозреваю, что без Гайдара
не обошлось.
Как-то так в вашей теме, по Лермонтову: "Смешались
в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в
один протяжный вой."
Лев Касиль не был одинок среди людей обиженных
тем временем и той системой, наверное, каждый из
членов политбюро и правительства, тем или иным
образом был подвешен на крючок диктатуры.
Вы, говорите, что лучше работать токарем на заводе,
но разве это выход? Тогда, в то очень колючее и злое
время, никто не мог отсидеться в стороне.
До сего дня докатились слова Маяковского, взятые
на вооружение идеологии режима: "И песня, и стих -
это бомба и знамя, и голос певца поднимает класс,
и тот кто сегодня поёт не с нами, тот против нас."

А теперь представьте: Вы - токарь на заводе, Вы
могли петь или не петь Интернационал? Думаю,
что для того времени - это был риторический вопрос.

Тимур Тамирхан   (23.04.2020   10:57:35)
(Ответ пользователю: Давид)

Давид, стоять в где-нибудь в задних рядах и открывать рот под Интернационал это, конечно, тоже УНИЗИТЕЛЬНО, это тоже насилие государства над личностью. Но в этом случае ты, тем не менее, не работаешь напрямую на режим - ты ему только пассивно подчиняешься, чтобы элементарно сохранить себе жизнь. К тому же пение Интернационала это НЕ ТВОРЧЕСТВО.
Если столяр сделал табурет, на этом табурете будет сидеть крестьянин или рабочий. А если советский писатель написал книгу, то эта книга, так или иначе, УКРЕПЛЯЕТ, УСИЛИВАЕТ коммунистическую идеологию. И чем она талантливее, тем больше укрепляет, усиливает.
В этом смысле разница между писателем и токарем, как видите, есть.

А Лев Кассиль, конечно, не был одинок среди обиженных системой. Но я привел в пример именно его потому, что в детстве, когда я читал его "К и Ш", то действительно... и так далее по тексту, тут всё чистая правда.

PS Давид, можно я Ваш комментарий скопирую и напечатаю в Избе? Уж очень интересный он Даёте мне разрешение?

Давид   [Парнас]    (23.04.2020   12:30:04)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Все посты в теме ваша собственность)))
Но давайте вернёмся к идиологии режима.
Когда мы мы говорим о режиме, то в контексте в первую очередь
государственный строй и его идеология. В данном случае мы видим
уникальное явление, когда диктатура пролетариата переросла в
диктатуру личности.
Именно в диктате, как таковом нужно искать ответы на вопросы,
которые вы ставите в теме. Давайте вспомним наше детство.
Не знаю вашего (лукавлю чуть, вернусь дальше), в моём были
большие плакаты: "За детство счастливое наше, спасибо тов.
Сталин!"
В вашем детстве конец фразы был родная страна, были варианты
партия. Вы, понимаете куда я клоню, верно, к полит. информации.
Эта дисциплина не входила в школьную программу, однако, все
и каждый дворник в том числе, и столяр, и токарь, никто не был
в стороне.
И наконец последний штрих - в то время была мода, странная
мода, давать необычные имена детям, представьте себе, среди
таких странных имён было имя - Табуретка. (без комментариев)
Столяр не далеко убежал от писателя.)))

Тимур Тамирхан   (23.04.2020   13:29:21)
(Ответ пользователю: Давид)

Главная Ваша мысль, я так понял, "столяр не далеко убежал от писателя".
Знаете, далеко, не далеко - суждение оценочное, и вообще это, собственно говоря, метафора.
Но разница между советским токарем и советским писателем всё же есть: первый трудится, скажем так, в сфере хозяйства, второй - непосредственно в сфере идеологии. Первый работает на то, чтобы в стране - неважно с какой идеологией! - было больше табуреток, второй - на то, чтобы идеология в стане стала крепче, сильнее. Разница огромная.

А то, что Вы говорите, страна вся насквозь была пропитана идеологией, и приводите в пример плакаты, это да - но одни эту идеологию вынужденно потребляли, другие - своим творчеством создавали... ну, или укрепляли.

Но это всё, так сказать, внешняя, объективная сторона дела. КУДА ВАЖНЕЕ другое. Смотрите. Творчество - это всегда душа, да?
Когда ткачиха на торжественном собрании поёт Интернационал, когда слесаря просят
остаться после работы и помочь нарисовать политический плакат - это тоже насилие над человеческой душой, да, но это насилие НЕ СТОЛЬ ЧУДОВИЩНОЕ, как то, когда писатель в произведении своём убивает детскую сказку ради "революции". Вот я, хоть убей, не могу представить себя не месте Кассиля. Не могу. В хлысты бы пошел, в лесорубы, оленеводы, но только не это. Вообще бы скрыл, что умею писать. Чтобы даже не заставили, если что.

И ещё момент. Если в первом случае со слесарем и ткачихой можно сказать: "а куда им было деваться", то во втором случае деваться есть куда - не идти в писатели, коли в стране режим такой.

Давид   [Парнас]    (23.04.2020   13:50:23)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Главная Ваша мысль, я так понял, "столяр не далеко убежал от писателя". (Ц)
----------------------------
Нет, главная мысль, как Вы, сказали вовсе не в этом,
тут не достаточно простого противоставления, как
может показаться на первый взгляд, тут нужны уже
примеры эволюции.
Давайте возьмём и сравним плотоядных и травоядных.
Как бы вам не хотелось вы не заставите льва питаться
травкой, а не газелью, и наоборот, вы не найдёте газель,
которая стала бы охотиться на льва.
Так почему в угоду политического мировозрения, причём
с высоты сегодняшнего дня, Вы полагаете возможным для
Льва! Касиля переквалифицироваться в токаря.?

Тимур Тамирхан   (23.04.2020   16:22:29)
(Ответ пользователю: Давид)

=Так почему в угоду политического мировозрения, причём
с высоты сегодняшнего дня, Вы полагаете возможным для
Льва! Касиля переквалифицироваться в токаря.?=

То есть Вы полагаете, что писателям советского поколения писать в угоду идеологии было ТАК ЖЕ ЕСТЕСТВЕННО, как льву поедать газель? Нет, я понимаю Горький, Маяковский, эти на горло собственной песни не наступали и писали искренне. Кассиь, Вы полагаете, тоже? Я думаю, что нет. И объясню, почему. Судите сами. Роман отчасти автобиографический. Стало быть, Швамбрания или что-то похожее в детстве у автора и его брата было. Вопрос: какая была необходимость так жестоко уничтожать мечту детства?
Давид, скажите, как Вы думаете, если бы концовка романа была такая, какую "предложил" я - цензура бы произведение не пропустила?

Давид   [Парнас]    (23.04.2020   18:46:30)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Не дошло бы до цензуры, была другою подоплека, тут
мне придётся сделать разворот на сто восемьдесят.
Молодой Владимир Ильич, да-да тот самый Ульянов,
который Ленин - младший брат Александра Ильича,
заявил: "Мы пойдём другим путём!" - говорил или не
говорил, магнитофонной записи нет, но почему нам
не предположить, что фраза запала на душу молодого
Льва? Пойдём дальше, коли осмелились, а не думал
ли он таким образом помочь брату?
Сделка с режимом сродни сделке с чёртом - когда уж
продана душа, ищи свищи его...
_______________________________________

Однако -
Я коротко, от последнего эпизода в книге,
который заставил вас возмутиться - грот,
именно этот грот, превращённый в пепельницу -
иносказательный протест режиму, растоптавшему
детскую мечту грубой действительностью.
Лев не мог иначе достучаться до читателя.
То, что возмутило вас спустя 82 года выхода
в свет этой книги, вовсе не сотрудничество
и не предательство, но художественный
гротеск протеста писателя.
Да, получил сталинскую премию. А разве мог
отказаться?

Давид   [Парнас]    (23.04.2020   14:17:31)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

А вот пример из литературы, думаю хорошо
вам памятный:
______________________________
Ленин и печник
Стихотворение Александра Твардовского

Печь исправлена. Под вечер
В ней защелкали дрова.
Тут и вышел Ленин к печи
И сказал свои слова.

Он сказал,- тех слов дороже
Не слыхал еще печник:
- Хорошо работать можешь,
Очень хорошо, старик.

И у мастера от пыли
Зачесались вдруг глаза.
Ну а руки в глине были -
Значит, вытереть нельзя.

В горле где-то все запнулось,
Что хотел сказать в ответ,
А когда слеза смигнулась,
Посмотрел - его уж нет...
----------------------------------------------------

Писатель, поэт - тот же рабочий,
но интелектуальный, его отличие
от печника и столяра в том, что он
не может не писать, но писать он
может, не столько в угоду режиму,
но под диктат времени, общества
и мировозрения той эпохи, в которй
он живёт пишет и творит.
Печник может выбрать, быть ему
печником или плотником и.т.д.
Писатель лишён такого выбора
едва он начал писать.
Тимур, вы можете остановиться
и перестать писать?
Но, Вы, можете выбрать где писать.)))

Давид   [Парнас]    (23.04.2020   12:56:11)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Тимур, вспомнился ещё один интересный пример,
жаль не помню имя автора поэтического тоста, в
нём, в угоду времени, делалась редакторская правка:
№ - 1
За Ленина я пью друзья, за счастье наших дней.
За то, чтоб жизнь была всегда прекрасней чем
теперь.

№-2
За Сталина я пью друзья, за счастье наших дней.
За то, чтоб жизнь была всегда прекрасней чем
теперь.

№-3
За партию я пью друзья, за счастье наших дней.
За то, чтоб жизнь была всегда прекрасней чем
теперь.

Круг замкнулся заранее:
"Ленин и партия близнецы братья"
В.Маяковский







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1