Умер Эдуард Лимонов

 
выбрать темы по:  

Только что об этом узнал. В шоке. Это был мой любимый писатель и был мой Учитель, только (!) благодаря ему я начал писать.
Каждый божий день заходил в его ЖЖ: не напишет ли что новое. А теперь... нет слов
Вечная память.


Комментарии:

Александр Селянинов   (17.03.2020   21:12:27)

Неожиданно. Эдичка должен был жить вечно... Мне он не очень нравился, несмотря на уважение к его активной политической позиции. Считал его больше эпатажником и выпендрёжником. Как писателя, естественно, вообще не воспринимал, и даже не читал (из серии не читал, но осуждаю за половую ориентацию). В памяти остался образ этакого бессмысленного бунтаря одиночки, бунтарившего больше для собственного пиара, чем имея в виду какую-то действительно возвышенную цель преображения общества. Но вот он умер и мир опять опустел, ведь он пустеет каждый раз, когда его покидает человек, которого ты так или иначе знал...

Виолетта Баша   (18.03.2020   08:06:11)

Услышала вчера новость и сама была в шоке.
Яркий, классный , незабываемый

Читала почти все его.

Даже "Палач", и особенно "Палач" был романом запоминающимся, крайне эпатажным,
как кинжал в мясо ханжам,

он сделал свою внешность похожей на Троцкого, стильно,
его нац. болы были театральны и не раздражали, это был большой спектакль-игра в "мою любимую революцию", как говорил Эдичка...

Виолетта Баша   (18.03.2020   08:13:05)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

В середине девяностых, когда я была значительно подвижнее и бесстрашнее, я участвовала в одном перфомансе не помню сейчас точно кого - возможно, Кулика или еще кого-то из авангардных художников-перфоманционистов, там на гору бумажного мусора выкинули телевизор, на экране которого был зафиксирован ядерный взрыв, это был протест против бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945, дело было в переулке в центре Москвы рядом с Пушкинской площадью, я тогда как молодая поэтесса и ходила по салонам и читала свои стихи, там со мной и познакомились художники, а дальше пришла милиция разгонять перфоманс, мы бежали, рядом был двор, огороженный высоким из витой металлической решетки забором. Ну, повторю, была молодая, и вослед за друзьями художниками я полезла тоже. А решеточка выше человеческого роста. Мне кто-то помог. Спрыгнула во двор. А там оказались нац. болы Лимонова. Их тоже разгоняли, у них тусовка была рядом. Ну они нас поддержали и пригласили вступить к ним. А меня - прочитать что-то их своих стихов. Я прочитала - им понравилось. Обещали познакомить с самим Лимоновым. Но я почему-то не пошла потом на их тусовку. Жалею. Не надо было конечно вступать в нац. болы, но сходить разок и пообщаться с лидером - это было бы исторично.
Для истории. Однако я им передали, что обожаю их лидера и читала его книги.

Виолетта Баша   (18.03.2020   08:17:39)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Ну и еще одно.

Уже после вышеописанного я стала работать журналистом. И мне удалось достать домашний телефон Лимонова. Помню наш разговор. Звоню.
- Кто вам дал мой телефон.
Я не колюсь, нельзя ребят закладывать, а просто говорю, что очень хотела его достать и прошу об интервью.

Лимонов отрезал, что больше интервью не дает.
Наверное, не в духе был.
А ведь издание, которое я представляла - вполне известное - не помню сейчас , я работала в двух миллионниках по очереди - это мог быть или "Мир новостей", или - позднее "Моя семья". Оба издания - крупнейшие в России, тираж за миллион.

Но Эдичка отказался. Бывает...

Впрочем, я его не виню., наши издания не в его вкусе, не эпатажные.

У него самого была знатная газетка-эпатаж, "Лимонка".

В общем, ришппект вам и уважуха, и светлая память, дорогой Эдичка!

Лично я вами зачитывались...

Яркая личность

Тимур Тамирхан   (18.03.2020   09:20:06)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Спасибо за Ваши воспоминания, Виолетта.

Марина Миртаева   [Москва]    (20.03.2020   14:53:19)

Сегодня на Троекуровском кладбище хоронят Эдуарда Лимонова

Лучший некролог Эдуарду Лимонову от Дмитрия Быкова...

Проводим его без соплей

Эдуард Лимонов был человек несентиментальный, и мы проводим его без соплей.

Кстати, самые пафосные некрологи написаны самыми отвратительными типами, потому что никого нет чувствительней убийц, вдобавок любящих поуличать друг друга в неправильной скорби. Так что усвоим лучше его уроки.

Начинал день с репетиции смерти

Лимонов, как неоднократно упоминалось в его рассказах и интервью, каждый день начинал с репетиции смерти, представлял ее в разных вариантах, так учил Ямамото Цунэтомо, автор самой полезной на свете книги «Хагакурэ». Он же учил: действуй так, словно ты уже умер. Бояться нечего. Это самая полезная рекомендация на случай пандемии, сопровождающейся экономическим кризисом.

Лимонов, который в ситуации острого экономического кризиса жил всегда и собственности принципиально не имел, оставил нам великолепные уроки по этой части. Лозунг «Да, смерть!» не означает, что к ней надо стремиться, — с выживаемостью у него тоже все было неплохо, он прожил 77 полноценных лет, много чего успев написать и пережить. Этот лозунг означает, что жить надо в ее присутствии. Вот мы сейчас так и живем, и если правильно воспользоваться ситуацией, можно ощутить много интересного, а если неправильно — ничего не ощутишь, кроме страха. Это эмоция самая бесполезная, обнуляющая жизнь, что твой Путин (которого Лимонов, даже поддерживая, никогда не любил).

Он всегда был и будет интересен

Лимонов был человек модерна, то есть человек нового типа, которого в жизни интересует прежде всего он сам — такого прежде не было, и ему интересно описывать собственные нетипичные реакции, странные поступки, грандиозные авантюры. Всю жизнь описывал себя его любимец Селин, вечно ощущавший себя посторонним Камю, ставивший на себе безумные эксперименты Мисима — это литературная генеалогия Лимонова, в котором, впрочем, и от Тинякова было немало. Интересно, что стихи свои он начал писать, понятия не имея о Тинякове, — а между тем подошел к нему очень близко, особенно в своих «Книгах мертвых», где каждый некролог так и кричит: они померли, а я жив и все еще привлекателен!

Совершенно в духе замечательного и ужасного поэта двадцатых, писавшего под псевдонимом Одинокий: «Может, — в тех гробиках гении разные, может, — поэт Гумилев… Я же, презренный и всеми оплеванный, жив и здоров!» И разнообразные тиняковские гимны своему Я — тоже совершенно лимоновские.

Сравните, как у Лимонова:

— Нет положительно другими невозможно
мне занятому быть. Ну что другой?!
Скользнул своим лицом, взмахнул рукой,
И что-то белое куда-то удалилось.
А я всегда с собой.

Это не нарциссизм, не кокетство, это вполне понятный интерес к небывалому.

Лимонова можно ругать за что угодно, одного не отнять — он всегда интересен. И книги его читаются безотрывно, тут он прав в интервью с Дудем, и всегда будут читаться — потому что интересно же! Темы бесконечно увлекательные: новые девочки, схождение с ними, расхождение с ними, секс в подробностях (не отрицайте, каждому интересно сравнить с тем, как это бывает у него). И главная его тема, которая всю жизнь терзает каждого из нас, только не все признаются, — тема одиночества. Про это вечно будут читать именно потому, что одинок каждый. Про это у Лимонова в поздней его прозе — самое поэтичное, превосходное: «Вспоминая даже всю разом мою жизнь в Сырах, а не только этот период первого года после тюрьмы, а это целых пять лет, эпоха, можно сказать, я понимаю на дистанции, что в основном это была одинокая жизнь. Что подавляющее большинство дней я прожил один. Несмотря на то, что в эту эпоху целиком поместились несколько недолгих моих романов, моя любовь с актрисой и рождение двух детей. И всё равно, лейтмотивом жизни в Сырах звучит пронзительный, то печальный, то ликующий, мотив одиночества».

Он бы тоже мог подписываться Одинокий. Да он, в сущности, так и подписывался. Есть ли одиночество безоглядней и безнадежней, чем у лимона среди овощей?

Превращение в нечеловека

Каким он был человеком — совершенно неважно. Как сказала Марья Васильевна Розанова (литератор, жена писателя Андрея Синявского. — Ред.), лучше других его знавшая и понимавшая, — Лимонов не человек, а инструмент письма. Перу, чтобы писать, приходится окунаться в чернила, — ну и человеку, чтобы так писать, приходится много во что окунаться, в том числе в политику.

К людям он, совершенно этого не скрывая, относился как к материалу, отбрасывал их, как только понимал, и общался либо в личных целях, либо в писательских (они у него чаще всего совпадали). На некоторую отдельную доброжелательность могли рассчитывать красивые женщины, нужные ему все-таки не только для литературы, — во время секса поневоле привязываешься. Это становилось дополнительным источником трагизма, как бы единственной слабостью железного человека, полностью посвятившего себя другой задаче (не политической, конечно, а литературной).

Путь Лимонова вообще был эволюция человека теплого, обаятельного, чувствительного, — в сторону этого железного монумента себе самому, странной железяки, плывущей в космическом пространстве, как представлял он, по собственному признанию, Бога. И весь драматизм его прозы — в этой эволюции: жалеет всех, даже обреченного больного котенка («Укрощение тигра в Париже»). И баб своих жалеет, как без этого, и себя жалеет, и старых родителей (мало есть в русской прозе рассказов пронзительней, чем «Mother’s Day» или «Смерть старухи», дистанция между ними как раз и есть зеркало его эволюции). Но жалеть нельзя, потому что мир безжалостен, и если ты хочешь с ним что-то сделать, ты должен ему уподобиться.

Вот это превращение — не в сверхчеловека, а в нечеловека, в чем Лимонов вполне отдавал себе отчет, — и было его главным литературным сюжетом; и от этого было его отчаяние, иногда ерничество, иногда даже кривлянье, как в поздних стихах и колонках. И все это был высокий класс, игра с полной расплатой — от чувствительного полууголовника в Харькове до бесчувственного любовника в Москве.

Хороший любовник

У всех, кто его знал, останутся о нем самые лучшие воспоминания. Когда Елену Щапову (де Карли) кто-то из обнаглевших глянцевых журналистов спросил, каков был Лимонов в постели, она, которой уж точно есть из чего выбирать, сказала с достоинством: «Он был хорошим любовником». Это лучшая эпитафия писателю, который тоже всех использует ради своего наслаждения, но делает это так хорошо, что использованные остаются благодарны.

Кстати, любить для этого совершенно не обязательно. Когда про него говорят, что он никого не любил, — это всего лишь признание того простого факта, что использовал он нас всех замечательно. Дай Бог каждому.

Поистине пророческими были стихи к единственной девочке, Насте, которая оставила о его эротических способностях уничижительный отзыв, потому что, значит, любила по-настоящему:

— И эта чудо-девочка, с прекрасной из гримас
Мне скажет: «Волк тюремный! О, как люблю я Вас!
Я просто молчалива. Я вовсе не грустна.
Всё классно и красиво!» — так скажет мне она.

Где плещутся в бассейнах тюлень, гиппопотам,
На танке мы подъедем к мороженным рядам.
Мы купим сорок пачек ванили с эскимо.
От зависти заплачут те, кто пройдёт мимО.

Белла Минцева   [Паневежис]    (20.03.2020   15:03:28)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

--Лимонов был человек модерна, то есть человек нового типа, которого в жизни интересует прежде всего он сам — такого прежде не было--

У нас на сайте тоже есть люди нового типа: Павловский, Баша, Зоя Данко.
Такшта, и мы не лыком шиты!)
Шагаем, так сказать, в ногу со временем!

Лимонов, конечно, имел дополнительное преимущество перед всеми теми, кого в жизни интересуют "они сами": он был "человек абсурда".
Ничто так не привлекает публику, лишённую всяческих ориентиров, как абсурд и неразбериха.
Но... Ничто не ново под луной.

Виолетта Баша   (20.03.2020   16:44:08)
(Ответ пользователю: Белла Минцева)

Белла, я не нового типа, я - советский человек, которого учили "Человек человеку - друг, товарищ и брат".

Белла Минцева   [Паневежис]    (20.03.2020   17:14:02)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Ну, друг товарищ и брат не обязательно должен быть интереснее себя, любомого.)))
Одно другому не мешает.

Тимур Тамирхан   (20.03.2020   19:57:09)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

Огромное спасибо, Марина. Молодец Быков, всё правильно понял, всё правильно по полочкам разложил. Кстати, откуда текст? Из быковского ФБ?

PS. Хотелось бы Вас видеть на Причале почаще. Возможно такое?

Марина Миртаева   [Москва]    (20.03.2020   22:42:23)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

В "Собеседнике" опубликовано https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20200320-dmitrij-bykov-ob-eduarde-limon и в ФБ на страничке продублировано...
....
Я думаю, что мне и в ИЧ надо реже появляться, своя писанина простаивает ))))

Тимур Тамирхан   (20.03.2020   22:45:52)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

Спасибо. Но всё равно, не забывайте нас, нет-нет, да заглядывайте, мы всегда рады Вас видеть.

Марина Миртаева   [Москва]    (20.03.2020   22:56:21)
(Ответ пользователю: Тимур Тамирхан)

Купила как-то сборник стихов "Атилло Длиннозубое" и к своему удивлению все стихи прочитала, хотя первое из прочитанного не понравилось совсем. Из этого сборника в тему...


У Ново-Архангельского кладбища, в Балашихе

Торговки мертвыми цветами
Стоят в рейтузах меж лотками
Штаны позорят их, смешны,
Сменили бы они штаны…

У кладбища, где крематорий,
Спокойно трубами дымит
Мы ждем печальных категорий,
А их нелепый внешний вид,―

позорит жизнь, и смерть снижает…
Скорее щеголять бы им,
одетым в камень из скрижалей,
одетым в погребальный дым,

Чтоб животы их спрятать, ляжки,
В дам из торговок превратить,
Чтобы звались не Людки, Машки,
Чтобы Изольдами им быть…

Валькирии с копьем подобна,
вот ты, страшна, немолода,
как памятник свежа загробный,
ну что ты стала здесь, сюда?

Вон! По домам или могилам!
Балашихи окрестной дочь!
И прихвати подруг, чтоб было
здесь чистым место! Пшли все прочь!

Тимур Тамирхан   (20.03.2020   22:59:27)
(Ответ пользователю: Марина Миртаева)

Сильно! Очень сильно.

Я, кстати, тоже стихи Лимоноыа воспринял поздно - больше прозу его любил.

Ганя Михалёва   (22.03.2020   09:36:27)

Существенная параллель.
"Лимонова искусно ссорили с Бродским и противопоставляли ему. И тот, и другой спасли мировое значение русской литературы, как бы кто ни отбрыкивался от этого факта..."
Марина Кудимова "Лимонов: жизнь без знаменателя"

Тимур Тамирхан   (22.03.2020   22:17:09)
(Ответ пользователю: Ганя Михалёва)

Спасибо за цитату, Ганя.

А что, так оно и есть, оба спасли мировое значение русской литературы.







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1