Эхо бессмертного романа "Мастер и Маргарита "

 
выбрать темы по:  
Виолетта Баша (14.03.2020   10:29:27)

Дорогие друзья! Мне еще не встречался человек, который не любит роман Булгакова "Мастер и Маргарита".
И конечно, написано немало откликов - как стихотворных, так и песен с посвящением этому роману.
Предлагаю всем, кто знает такие отклики или писал сам, поделиться с народом.
Эту тему я уже давала много лет назад на Причале, но она не активна, а тема сама и любовь к роману Михаила Афанасьевича не ограничивается какими-то десятью годами.
Этот роман уже в ВЕЧНОСТИ. откуда и сияет нам, и лучи эти создает преломление света, радугу, отражение к людей творческих в их новых произведениях.

Итак, мы отправляемся в путешествие по лучам великого романа к солнцу гениальной русской литературы, там нас встретит Мастер, пишущий книгу, и Маргарита, влюбленная в Мастера...



Комментарии:

Виолетта Баша   (14.03.2020   10:32:33)

Начну.

Песня на мои стихи, автор музыки и исполнитель - Сергей Морозов. Стихи написаны давно, четверть века назад, одно из заданий на конкурс экспромтов, прошли годы и у меня появился соавтор -исполнитель стихов Сергей Морозов, а затем родился клип, и я поняла, о чем я писала 25 лет назад...

Луч любви из покоя, где сейчас живут Мастер и Маргарита долетел и коснулся меня...



Давид   [Парнас]    (14.03.2020   10:37:17)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Виола, у меня заклинило наушники (временно, исправлю),
ты не могла бы дать ссылку на текст песни.

Виолетта Баша   (14.03.2020   10:52:09)
(Ответ пользователю: Давид)


Давид   [Парнас]    (14.03.2020   10:59:49)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Спасибо!

Виолетта Баша   (14.03.2020   10:36:36)

Вспомним сегодня и родоначальницу нашего сайта и прекрасного поэта, выпускницу Лит. института, с которой после небольшой полосы войнушки мы , разобравшись, кто и зачем нас поссорил, около 10 лет преданно дружим, и я высокого ценю наши отношения.

А попутно я скажу, люди, не теряйте друг друга, и прощайте смешные обиды... дружба - самое ценное, что у нас есть, как и любовь...
Светка, прочитаешь - привет тебе, люблю тебя и все -все твои стихи!

У Светланы Севриковой написан целый цикл стихов по мотивам романа Мастер и Маргарита.
Отличные стихи, наверное, это лучшее, что я читала по этому поводу.



Виолетта Баша   (14.03.2020   10:37:20)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Поэтические иллюстрации к роману Булгакова
Светлана Севрикова
МАРГАРИТА

Моя соседка очень любит брокера...

Моя соседка очень любит брокера -
она ему записки пишет маркером,
и, запивая капуччиной окорок,
с гадальными сидит на кухне картами.

Ее молитвы - куры обхохочутся -
об ананасах, рябчиках, рубинчиках.
На уик-энд она готовит пончики,
а в понедельник, рано утром - блинчики.

Она внушает спаниелю-коккеру
привыкшему быть в доме за хозяина,
что надо лапу дать в субботу брокеру,
а в понедельник - тявкнуть - "до свидания"!

Ей всю неделю - плакать перед зеркалом,
а ночью спать под маской молодильною,
чтоб он всегда считал ее студенткою
и оплатил расходы по мобильному...

Она читает глупые пособия:
пупок намажьте шоколадной пастою,
явитесь в офис голою, но в соболе...
-А Я? - А Я люблю, как прежде, Мастера...

КРЕМ АЗАЗЕЛЛО


Пьяно тиной пахнущая масса…
Паутину сдувшая со лба…
Я всегда была зеленоглазой.
Ясноглазой – сроду не была.

До чего же нежной стала кожа!
Белоснежка в профиль и анфас!
Десять лет назад была моложе,
Но не так красива как сейчас.

Брови- птички, ласточки в полёте,
Вьются пряди, что кудрявый хмель.
Расскажи ж им всё-таки с кого ты
Срисовал Мадонну, Рафаэль!

Не узнаешь, Мастер, Маргариту!
Сердце зорко? Хочешь – обману?
Всю зацеловав – не разглядит он
Слез, вчера пролитых по нему.

Ай-да крем! Пьянящий душу зело,
Телу давший лёгкость и покой…

Зазвенело. Ангел озверелый
Ошалело пляшет над Москвой.

ПОЛЁТ МАРГАРИТЫ

Москва, ты Москвой-рекою течёшь подо мной, сверкая...
Навстречу весенний ветер – влюбленных лукавый сводник.
Шмыгая меж проводами троллейбусными - летаю.
Невидима и свободна. Невидима и свободна.

Как мало в арбатских окнах романтики и уюта!
Грызня в коммунальных кухнях, вскипающий желчью примус.
Летящие к черту судьбы… Разбитая в драках утварь…
Молились ли на ночь, бесы? Конечно же, не молились!

Как много тепла и света в лучах фонарей арбатских!
А самый большой – на небе. Когда надоест – задую!
Латунский, пришла расплата за трусость и за пилатсво,
Караю тебя потопом. Купи себе, гад, ходули!

Как славно лупить по окнам летучей кудрявой щеткой!
Пускай говорят, что с неба свалился кусок тунгусский…
Сиди себе в Грибоеде, и мучайся от икотки,
Караю тебя забвеньем. Забудут тебя, Латунский!

Забудут тебя, писака! Навалят гранита глыбу.
Пометят сухой осинкой могилку твою, зубастый.
Протухнешь ты для потомков, как в яме помойной рыба…
…Вдруг…
… чей-то ребёнок плачет, как мой гениальный Мастер!

Как много в ночи безумных! Не бойся кошмаров, мальчик!
Сердитой и злобной тётей я снюсь непослушным взрослым.
Но ты ведь пока хороший. И светлый, как лунный зайчик.
Не надо меня бояться, люблю я тебя, курносый!

Прощай, сумасшедший город, сводящий с ума героев,
Георгий сразивший змея – со змейкою подколодной
Не справишься! Будешь битым. Спалю, как Афина Трою!
Невидима и свободна. Невидима и свободна.

НАТАША ПОСЛЕ БАЛА

А у той, чьи щеки алые -
На устах усмешка бледная:
Маргарита Николаевна,
Пусть меня оставят ведьмою!

Их высочество улещено,
Жаждет не казнить, а миловать.
Пусть меня оставят женщиной,
На плече клейменой лилией…

Пусть они намажут брови мне
Черной сажей, несмываемой.
Распужаю старых боровов,
Маргарита Николаевна!

Пусть не зарятся, всеядные,
Не слюнявят мне запястия!
Пусть меня оставят гадиной,
Не хочу сдаваться аспидам!

Не найти мне пары по сердцу -
Все блестят, как вёдра медные,
Долго ль позолота носится?
Пусть меня оставят ведьмою!

Сами знаете, что лаю я
Оттого, что выть не выучусь…
Маргарита Николаевна!
Из беды, из бабьей – выручи!



Виолетта Баша   (14.03.2020   10:37:59)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Светлана Севрикова
( продолжение)

МАСТЕР

Два рассказа Мастера в Доме Скорби


1.
Небо было несказанно синим,
На стеблях – пупырышки желты.
Я молчал, но вдруг она спросила:
«Нравятся ли вам мои цветы?»

«Нет! Ничуть.», - ответил виновато,
«Хочешь, завтра розы подарю?!»…
И с другого берега Арбата
Женщина ответила: «Люблю».

Бросила безжалостно в канаву
Жёлтой ряби бисерную кисть.
И, друг друга странно узнавая,
Наши пальцы ласково сплелись…

И казалось – все уже не важно:
Варенька и тот... с другой Луны…
Звёзды, как холодные мурашки,
Щекотали небо вдоль спины.

2.

Печеный картофель роняя рассеяно на пол,
Мы жались друг к другу, размазав золу по щекам…
Мужчины не плачут, но я без стеснения плакал,
Когда Иешуа тяжёлые веки смыкал,
И стая прожорливых оводов жалила в губы,
Скребла по лицу, и глумливо топтала чело.
На запах слюны целовавшего бога Иуды
Слетелось зудящее, жирное, жалкое зло.

Она, как младенцев, тетради мои пеленала.
И свертки тугие к груди прижимала, смеясь.
Любила и верила, ведала и понимала,
Что это роман про людей, про богов и про нас.
Слезами поила распятых, и смехом сносила
Полки оцепившие гору кольцом роковым…
Она в этой повести – стала небесною силой,
Готовящей кару естественным силам земным.

До августа – жили как боги, миры сотворяя…
Душистые розы и душное лето любя…
И вот, наконец, я решительно вышел из рая,
Неся на руках некрещенное наше дитя…

Редактор как Ирод… Младенца чудесного крови
Возжаждал, и строки, как вены прогрыз, вурдалак…
И тысячи критиков силой ехидного слова
Разрушили храм, а на зодчих – спустили собак…

Я к ней, ожидающей чуда, вернулся разбитым.
И камнем на шее безрадостный август повис…
Над трупом младенца рыдала моя Маргарита,
Он умер, когда испытал настоящую жизнь.

Ах, если бы только искусства нуждались в тех жертвах!
Ребёнка кладу как ягненка в огонь… И молчу.
Он умер, когда я наивно поверил в бессмертье,
Когда я позволил коснуться себя палачу…



ПИСАТЕЛЬСКАЯ ЖЕНА

Я не достоин, но ей не докажешь, хоть режь её…
Кухонька в комнатке махонькой. Борщ и гуляш,
Стирки, уборки, истерики, жгучие нежности…
Я понимаю, что это тот самый шалаш…

Рай в шалаше кривобоком, в аду нагороженном.
Карточный домик, где дама и джокер живут…
Дама и джокер, судьбой друг на друга похожие,
Слишком возможные там, и нелепые тут.

Так хорошо, что заботится майская ласточка:
В нашей обители ей бы устроить дворец!…
Я не достоин короны и вышитой шапочки.
Ей не докажешь. И я примеряю венец.

Рай в шалаше… ошалевшей реальностью раненый,
Стойкий, но хрупкий, как вазочка из хрусталя.
Дама и Джокер. Потомки убитого Авеля.
В храмах, где свечи за Каина вечно горят.

Жаркая печь полыхает уютом бессмертия.
Крылышко пламени рвут сквозняки на куски.
Ей не докажешь ни алгеброй, ни геометрией,
Что не тому она штопать решилась носки.

Небо седьмое так ловко вместилось в подвальчике!
Счастье купили за лунный поломанный грош…
Парочка самых лукавых на свете обманщиков
Пишет роман на бумаге, не терпящей ложь.



Виолетта Баша   (14.03.2020   10:38:45)

продолжение
С. Севрикова

РУКОПИСЬ

Начало

«Знойный день тревожно пахнет розой,
Ветер – необъявленной войной.
Словно флаг, Пилат покорно носит
Белый плащ с кровавою каймой.

Шаркая, проходит в колоннаду,
Проклиная сладкий аромат.
Он не прокурор, а прокуратор –
Человек, по имени Пилат.

Тише. Он мечтает о колодце,
О собаке лижущей ладонь…
Перед ним – измученный Га Ноцри
Облаченный в голубой хитон,

Грязный, рванный, Крысобоем битый,
Истину сказал – как сделал вдох.
Секретарь… Свидетель или зритель?
Арестант… Мошенник или бог?»…
…………………………………..

Странно! Что за музы налетели?
Мне ли, Левий, твой напеть мотив?
Почему сейчас листы стерпели
Бред, меня за миг лишивший сил?

Я – избранник? Господи помилуй!
Вырви мне десницу и язык!
Высуши в чернильнице чернила.
Жития писать я не привык!

Смятение Пилата

«Я, подписавший смертный приговор,
Захлопотал о праздничном прощенье!
Головорез Вар-раван! Ворон! Вор!
Не за него прошу, первосященник!

Ершалаим ершистый словно ёж,
Щетинится лучистым знойным небом.
(Каифа, ошибёшься – пропадёшь!
Преступником Га Ноцри сроду не был.)

Прислушайся: вдали шумит гроза.
А здесь так душно. Тесно. Тошно. ( Больно.)
Его большие детские глаза
В мои смотрели дерзко и спокойно.

Он говорил мне: «Добрый человек!»
Он Крысобоя не считает зверем…
Каифа! Неужели это блеф?
И ты ему, безбожник, не поверишь?

О, нет, я ничего не говорил!
И ты меня расслышать был не вправе!
Но, все равно, иди, скажи своим,
Что на земле нет места для Варравы.

Бессмертья… Нет, бессонницы боюсь.
А сказки о мессиях – это мифы.
Но одолеть не в силах я искус
Помиловать философа, Каифа!

На них, двоих – один сколочен крест –
Убийце и любимцу жалкой черни.
И справедливый суд сочтет за честь
Кого-нибудь избавить от мучений.


Из них, двоих – кого-то одного,
Сегодня чудо ожидает в полдень…
Ты трижды называешь не его,
И тоже смотришь дерзко и спокойно!!!........»

Казнь

Уже снижалось солнце над Лысою Горой,
Стихали крики утомленных мулов.
Смотрел на осужденных суровый Крысобой,
Кривил лицо, и ничего не думал.

Взвивались над столбами полчища черных мух,
Пуская кровь разбойникам и Богу…
И тысячьеголосьем двойной солдатский круг
Глушил напрасно Левия тревогу.

Бросая нож на землю, и вновь вонзая в грудь
Поломанные ногти Левий плачет.
Он ненавидит женщин, рождающих Иуд,
И воинов, которые пилачат.

Он вопрошает небо, молчащее, как рот
Покойника: «Зачем ты так жестоко?
Когда же он спасётся? Когда же он умрёт?»
И трижды небо проклято пророком.

Уже снижалось солнце, палящее орду.
Его лучи, опомнившись, ласкали
Разбойников и Бога. Прижавшихся к столбу,
Приросших к поперечнику руками.

Иуда, уходящий в ночь

Не зови меня Иудою, - из полона совесть вызволи.
На свидание, на тайное, за город лукаво вызови,
Низа, нежная и добрая, не суди – не стань судимою…
Серебро… седины в бороду. Бес в ребро. Прости, любимая.

За тобой пойду безропотно… За тобой пойду отчаянно…
Расспроси меня, хорошая, отчего глаза печальные!
Лишь тебе скажу, что страшно мне, стыд терзает сердце тёмное…
Что-то сделал я ужасное… А что именно – не понял ведь!…

Ты, конечно, не поверишь мне… Я и сам в том не уверенный…
Лишь любовь твою заветную серебром, скупец, не меряю!
За тобой пойду… чудесная… Шёл за ним… Дошёл до пропасти…
Жду свиданья и возмездия… Ты – моей частица совести…

Там за городом – прохладные рощи лунные, певучие…
Ты могла бы стать наградою… Станешь карой неминучею…
Низа! Слышишь, ты ведь женщина! Ваше звёздное сиятельство!
Неужели не простите мне за доверие – предательства?!

Неужели не дадите мне права умереть от старости…
Сердце женское – спасителем… Если любит – так от жалости!
Где же ты, богиня светлая? Не ужель возненавидела?
И, целуя в губы трепетно, как иуда бога – выдала?!



Виолетта Баша   (14.03.2020   10:39:24)

Светлана Севрикова
Продолжение
ЭПИЗОДЫ

Пророчество для Берлиоза

В час небывало жаркого заката,
Уставшая звенеть протяжной фальшью
Струна твоя запнётся виновато,
Пугаясь тишины на Патриарших.

Дурманит абрикосовая жижа:
Пространство – в черно-белую полоску…
Чего бы ты хотел от этой жизни?
Уснуть в Москве - проснуться в Кисловодске?

И сквозь проём чуть приоткрытой дверцы
Гостиничного номера – приметить
Ту музу, что твоё разбила сердце,
Давным-давно несбывшимся рассветом?

И подарить ей жёлтые мимозы.
(Сверкнет фотографическая вспышка!)
Не жди чудес, рождённый Берлиозом –
Не может стать героем этой книжки!

Тебе уже никто не даст реванша,
Грешил: служил в аду конторским клерком.
На бал поедешь прямо с Патриарших,
Где состоялась савана примерка.

Ты многого не понял, умирая
Всю жизнь. Но в час горячего заката,
Узнай, как люди голову теряют,
Спеша сквозь турникеты к автоматам.

Плач по Берлиозу

Но мы-то ведь живы, Амвросий, умеешь ты жить!
Давай-ка закажем себе судачков порционных?!
Ему не поможешь. Пускай себе бедный лежит…
Гвоздиками красными со всех сторон окруженный…

Нам жалко редактора до крокодиловых слёз!
Не чокаясь - стопку. Закуска – икорка осётра.
Как просто решился насущный квартирный вопрос!
Вот только немножечко шею бедняге попортил…

Закажем-ка стерлядь в кастрюльке и яйца-коккот?
Мы живы, а значит обязаны что-нибудь кушать!
За пост на поминках нам музы объявят бойкот!
Голодные души - безмолвней, чем мёртвые души!

Амвросий, рифмуется славно пюре и филе!
Созвучие: перепела и кефали-форели!
Ему не поможешь. Он в морге лежит, на столе.
Попал под трамвай. А вот Пушкин погиб на дуэли.

Амвросий, поверь Соломону: и это пройдёт!
И скоро вернутся на сцену ребята из джаза.
Бекасы, вальдшнепы, гаршнепы… Живот-то живёт!
Жует и желает ударно работать на Клязьме.

Ему не поможешь. И он нам не может помочь:
Не он назначает, кому в Перелыгино дачи….
Амвросий… Нарзану-бы… Слишком горячая ночь.
И этот, с огарочком – так заразительно плачет!

Финал

Закатом с Воробьевых гор, смеясь, любуются шаманы.
Чудное солнце, уходя, клянется мир перевернуть…
Шершавым ветра языком Москва зализывает раны…
И жизни смысл, и смерти суть она поймёт когда-нибудь…

На подоконниках цветут сады гераней и бегоний,
Горошек ситцевых завес, засовы кожаных дверей…
Горит проклятый Грибоед. Властитель тьмы, великий Воланд,
Благословляет Третий Рим и перепуганных людей.

Людей, носящих пиджаки, жилетки, галстуки, пижамы,
Панамы, кепки, котелки и шутовские колпаки...
Которым хочется создать свою великую державу
И золотые города на берегу его реки...

Которым хочется летать, как Маргарита над Арбатом,
Которым хочется плясать – как на балу у сатаны…
Которым хочется мечтать… И называть друг друга «братья».
Которым хочется любить и видеть сказочные сны…

Которым хочется идти по лунной лестнице навстречу
Тому, кого им не спасти, не защитить и не понять…
Закатом с Воробьевых гор… бальзамом… время что-то лечит…
То золотуху, то понос… Пороки – тоже не горят.

Дочитан городской роман… И умирают, как медузы,
На берегу – в пустых сердцах обрывки совершенных фраз:
На свете нет страшней греха, чем малодушие и трусость.
За эту роскошь заплатить должны поверившие в нас.

Закатом с Воробьевых гор… (Его лучи как будто волны
Ласкают пеной золотой холодный городской гранит),
Смеясь и плача от тоски, любуется маэстро Воланд,
Плеснувший маслица в огонь за Мастеров и Маргарит.

ДРУГОЕ

Не тот Пилат

Я, конечно, кивну и скажу: Это – рок. Это – фатум!
Ты же знаешь, философ, что я распинался как мог,
Убеждая Сенат отменить на Голгофе распятье
Человека, в которого верит мой внутренний бог…

Подпишу приговор. Подышу на холодные пальцы…
Передам протокол равнодушному секретарю,
Утешаясь, что предал - не я, и не я – отрекался…
И стыдясь, что, спасти не сумев, за тебя – не умру.

Ты – нарушил закон, по которому могут быть правы
Душегубы и воры, лжецы, лицемеры, ханжи…
Нет! Не я, а толпа променяет тебя на Варавву!
Я – молился как мог, чтобы ты этот день пережил!

Умывающий руки - я верю, твой гений спасётся.
Силой веры моей – можно крепости рушить к ногам,
Значит - к черту Закон! На кону – моя совесть, Га Ноцри.
Я порву протокол, и скажу, что тебя – не отдам.

Я тебя не отдам. Мы с тобой не сдадимся без боя.
Что нам Кесарь, когда даже кесарям в Царстве твоём
Воздаётся по вере… Философ, я буду с тобою…
Или вместо тебя, если тесно на плахе вдвоём…

Я тебя не отдам. Не кивну. Не скажу «Это фатум!»
Ничего не решаю?! А вдруг ты ошибся, пророк?
Что, когда я не тот, кто согласен сказать за Пилата:
«Ты же знаешь, философ, что я распинался как мог!»

Иуда

После тебя – началась пустота.
Нет, не пустыня, не бездна, не боль.
Больше. Зловещая тень от креста.
Басом гнусавящий Марк Крысобой.
Славный Варавва и грустный Пилат….

Самый старательный твой ученик
трижды отрёкся, а я – виноват…

Не говори им, что крест на двоих.

Я бы не вытерпел… Я бы не смог...
Я бы униженно их умолял:
- Добрые люди! Снимите венок!
Лозы терновые – не для меня!

Тридцать монеток. И несколько строк
в каждую книгу про мой поцелуй:
- Хочется плюнуть в кого-нибудь? Плюй!

Ты бы – не вытерпел. Ты бы – не смог.

К***

Клетчатый пиджак, коты в трамвае…
Тлеющий в подвальчике камин…
Ты мне доказал, что так – бывает,
Ты мне объяснил, что мы – сгорим.

«Мама мыла раму» ! В эти рамки
Нам с тобой вписаться не дано.
Из кардиограммы сердца Данко
Ясно, что оно обречено.

Ты мне показал, что можно - выше,
Если наплевать, что тает воск,
Если всё равно задумал вышить
Крестиком мечту свою средь звёзд….

Лётчиков, рисующих барашков,
Проксима Центавра бережёт,
И тебе почти не будет страшно
Посадить в пустыне самолёт.

Собственных Платонов и Невтонов
Всуе народившая страна….
С вечной недостачей ульмотронов…
Ты мне объяснил – пошлёт нас на…

Лысая Гора… Печальный Левий…
В левый бок кольнёт центурион…
Я им докажу, что мы – сильнее, -
Завтра им про нас приснится сон…

СРЕДИ ПОЭТОВ АТЕИСТОВ НЕТ

Среди поэтов атеистов нет,
Как нет их в пассажирском самолёте,
Летящем камнем с неба на тот свет.
Но есть Фомы, и есть Искариоты.

Разбойник, мытарь, фарисей, рыбак,
Слепой и зрячий, бедный и богатый…
Послушные своим царям солдаты,
Матфей и Иоанн, Лука и Марк,

Мария Магдалина, Лазарь, Пётр…
Пилат, от справедливости – уставший…
Лукавый раб, талант свой закопавший,
И раб, талант пустивший в оборот…


© Copyright: Светлана Севрикова, 2005



Виолетта Баша   (14.03.2020   10:44:09)

Отдельно можно поговорить о об экранизации великого романа.

Что бы ни говорили про фильм 2005 года "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Владимировича Бортко, какие бы нестыковки не находили в нем, я этот фильм обожаю, смотрела много раз. Считаю его отдельным гениальным произведением искусства - кинематографа.

Музыка гениальна!

Игра актеров - сильная. Раскадровка, планы, цветовое решение, видеоряд и все прочее - восторг!

Виолетта Баша   (14.03.2020   10:45:27)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Но для полноты картины и справедливости ради дам и негативные рецензии

Посмотрев Мастера
Владимир Павлов
У каждого читателя и поклонника Булгакова свое собственное представление о «Мастере и Маргарите» и, естественно, как надо делать фильм. Себя я тоже отношу к таковым. «Мастера» читал не менее 15 раз и "болен" им с момента публикации.
Мне хочется начать разговор с явного несоответствия времени действия романа Булгакова и фильма «Мастер и Маргарита». Многие читатели и зрители могут возразить – режиссер имеет право на свою трактовку. Не имеет, ибо речь идет о великом произведении, тем более режиссер объявил, что буквально следовал тексту «Мастера и Маргариты».
Начнем с возраста Мастера. «Человек примерно лет тридцати восьми» впервые предстает перед Иваном Бездомным в сумасшедшем доме. В момент начала написания романа в 1929 году Михаилу Афанасьевичу как раз и было столько же лет. Компания против лучшей пьесы Булгакова началась еще в 1928 году, и постановлением Политбюро ВКП(б) в январе 1929 года была запрещена пьеса «Бег». Следует отметить, что Сталин неоднократно давал понять, что он лично ничего не имеет против пьес Булгакова, но вынужден уступить давлению агрессивных коммунистов и комсомольцев. Сталин в те годы был не так уж всесилен, чему есть документальные подтверждения.
Очевидно, все эти гонения начались в том же году и против Мастера. Писать роман Булгаков начал в 1929 году, хотя иногда датировал начало работы 1928 годом. Первая редакция романа, под названием «Черный маг», (одно из названий первой главы носило название «Шестое доказательство»), была уничтожена писателем в марте 1930 года, после очередного запрета другой пьесы Михаила Афанасьевича «Кабала святош». Об этом свидетельствовал сам Булгаков в письме правительству СССР 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе..."
Работа над романом вновь возобновилась в 1931 году. Хотелось бы отметить еще один факт:
Воланд, в ответ на предложение Бездомного отправить Канта на Соловки, отвечал своим собеседникам, что отправить Канта на Соловки никак «невозможно, по той причине, что он уже 125 лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки». Кант умер в феврале 1804 года. Прибавим 125 лет и получаем как раз 1929 год. В романе полно мест, указывающих на приметы конца нэпа. Например, извозчики и автомобили, да притом, что таких моделей автомобилей в те годы еще не было.
Активно функционируют писательские организации РАПП, МАПП, которые были распущены в апреле 1932 года специальным постановлением ЦК ВКП(б) и являлись прототипом МАССОЛИТА, процветавшими в момент появления Воланда в Москве и начала написания романа. Образ же Берлиоза, скорее всего собирательный. Он включает в себя черты как Демьяна Бедного (Ефима Придворова), написавшего «Евангелие от Демьяна», так и Леопольда Авербаха – председателя РАППа, расстрелянного в 1939 году.
Таким образом, учитывая, что роман, в известной мере, автобиографичен, смело можно назвать время его действия 1929 год.
Режиссер, с упорством достойным лучшего применения, старательно подсовывает собственную версию о том, что действие романа происходит в 1935 году. Откуда он это взял?! В том году РАПП, и, соответственно, МАССОЛИТ у Булгакова, уже канули в Лету, а его руководители подверглись гонениям. Ну, ему так хочется и все. Сейчас же везде, к месту и не к месту, отдается дань зоологическому антисоветизму. Всюду чекисты, чекисты, чекисты. Сорок тысяч чекистов и следователей. Мелькают гимнастерки, кобуры, синие околоши фуражек. Венец этого – человек во френче. Надо полагать, автор, после долгих раздумий, нашел столь сильный ход, напялив на него пенсне, и подарил ему дурной грузинский акцент. Ах, как это в духе нашего времени, втиснуть в него незабвенного Лаврентия Палыча Берия! Ни один сериал уже не может без этого обойтись. В связи с этим, вспомнился недавний сериал «Звезда эпохи», где тот же Берия сидит по правую руку от Сталина аж в 1937 году! Хочется заметить, что Лаврентий Берия в те годы работал первым секретарем компартии Грузии (с 1931 года!) и появиться на такой должности мог разве что по воле Воланда. Заметим также, что ему в 1931 году было всего 32 года. Он стал работать в центральном аппарате НКВД в конце 1938 года, сменив Николая Ивановича Ежова. Тогда вызывает удивление, что же режиссер не воткнул в свой фильм зловещую фигуру Сталина? И это тоже будет соответствовать современным идеологическим установкам! Очередная страшная фигура с гнусным грузинским акцентом. Еще бы не мешало, время от времени, показывать далекую и солнечную Колыму с пургой, со сторожевыми вышками и злобными овчарками, а также уныло бредущими зэками под конвоем чекистов с винтовками наперевес в заснеженной тундре. Но ничего, автор дал кинодокументальную хронику процесса над Рыковым, Бухариным, сотоварищи (дело правотроцкисткого антисоветского блока). Напомним, что тот процесс прошел в 1938 году! Венец же всего этого, речь товарища Берия в планетарии, посвященной разоблачению шайки гипнотизеров. Речь эту, затаив дыхание, слушает вся страна. Даже в радиофицированных поездах. По моему скромному мнению, такого технического прогресса, в то время не было. Ни в 1929 году, ни в 1935!
Фильм, из-за обилия чекистов, стал слишком политизированным. В «московской» части романа значительный акцент делается на непримиримую литературную борьбу, которую, с большевистки-комсомольским задором, вели с писателями-попутчиками, каковым и являлся сам Булгаков, его идеологические противники из РАППа, МАППа, и проводниками которой являлись Авербах, Киршон, Либидинский, Безыменский, Вишневский (в романе – Лаврович), Д. Фурманов (председатель МАППа – московской ассоциации пролетарских писателей). Это в фильме отражено вяло и вскользь. Кстати сказать, его противники были достаточно молодыми людьми, в основном, одного возраста с Булгаковым. Режиссер же показал неубедительную молчаливую толпу упитанных стариков с невыразительными и скучными глазами.
Потом, к чему пороть "философскую" отсебятину на балконе дома Пашкова об отбрасываемой тени? Звучит неуклюже и искусственно. Все-таки это не сказка Андерсена «Тень». Но самую первую несуразность мы замечаем в первых же кадрах: "отправить в лагеря!" Да не в лагеря, а на Соловки! Лагерь на Соловках! Действие происходит в 1929 году, а не в 1935, как утверждает Бортко. Тогда не было такой распространенной системы, как ГУЛАГ, а Соловки были известны всей стране. Очевидно, это было сделано, чтобы было более понятно современному, исторически невежественному зрителю.
Не буду писать о подборе актеров, хотя по моему мнению, режиссер Юрий Кара сделал это намного профессиональнее. Здесь у каждого свое мнение. Хочу отметить, что в сериале нет и намека на легкость, искрометность, сатиру и остроумие булгаковского романа. Всё ужасно тяжеловесно и натужно. Про кота и говорить нечего. Поучились бы у американцев! Достаточно вспомнить «Парк юрского периода» и «Кинг Конга».
Мне не хотелось говорить об игре актеров, но без этого не обойтись. Косноязычие Маргариты, когда она произносит фразы написанные сценаристом В. Бортко, должны войти в анналы современной безграмотности нашего ТВ. Сцена, где Мастер сжигает рукопись романа, она говорит ему «УЕДЬ на ЮГ» ! Ну, что тут можно еще добавить - дальше некуда!
И несколько слов хочется сказать об актерах. Ну, какой Пилат из Лаврова! Сухонький и мумифицированный, со слабым голосом, восьмидесятилетний актер (в свое время замечательный артист) явно не тянет на суровую личность Понтия Пилата.
Кстати, возраст Понтия Пилата, можно вычислить по упоминанию им битвы при Идиставизо ( в переводе с древнегерманского – Долина Дев) и спасению им в том сражении Марка Крысобоя. Там в 16 году н.э. римский полководец Германик, племянник императора Тиберия, разбил войско Арминия, предводителя германского племени херусков. Что-то около 40-45 лет на момент разговора с Иешуа.
Воланд все-таки фигура намного более колоритная, чем та, которую изобразил семидесятилетний Басилашвили, напоминающий монумент и изрекающий тяжелые истины. Панкратов-Черный явно не вписался в образ Степы Лиходеева, а Никанор Иванович Босой, до ареста - наглый и уверенный в себе мелкий советский чиновник, в исполнении Золотухина , явно выраженный неврастеник. Никак не разглядеть треснутого пенсне Коровьева. А где лихо заломленный серый берет Воланда? Варьете скорее напоминает средней руки советский кинотеатр пятидесятых годов. Да еще этот дурацкий лозунг на сцене « Пятилетку в четыре года!». Очень невыразительна операторская работа. А вот музыкальный ряд в сериале хорош. В заключение хочу сказать, что роман «Мастер и Маргарита» читается на одном дыхании. Фильм таких чувств не вызывает. Он напоминает только подстрочник произведения, до которого еще не коснулась рука талантливого переводчика.
Возможно, у кого-то другое мнение….

https://www.proza.ru/2006/01/01-191

( автора рецензии уже нет с нами, поэтому вопросы не получится задать... )

Виолетта Баша   (14.03.2020   10:46:46)

Фрагмент из фильма Бортко

"Мастер и Маргарита"



Виолетта Баша   (14.03.2020   10:50:30)

Мастер и Маргарита

серия 1



Виолетта Баша   (14.03.2020   11:00:21)

Для тех, кто не хочет тратить время на поиск, но хочет пересмотреть изумительно красивый и глубокий сериал, даю ссылку

серия 2



Вал. Ле из Маале   [Маале Адумим]    (14.03.2020   13:45:00)

В поддержку темы
Клип песни Зары на материале видеокадров из сериала "Мастер и Маргарита".

История Мастера и Маргариты это вечная история о Большой Любви.
Которая существует вне времени и пространства.

Повторяясь в каждом поколении людей немного иначе,
но всегда - Волшебно и Прекрасно.



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:08:30)
(Ответ пользователю: Вал. Ле из Маале)

Восхитительное ощущение полета!
И - странное дело, магия не исчезла со сменой слов и автора, она так велика, что ее хватает на всех талантливых.

Спасибо, дорогой Валери

Виолетта Баша   (14.03.2020   15:17:42)

Есть еще одно, но такое важное для меня отражение.

Иллюстрации к роману из далеких семидесятых. Автор - академик с мехмата МГУ и мой коллега Анатолий Фоменко.
Я познакомилась с ним в 1983 году.
И - не боясь цензуры, восхищенная и Булгаковым, и смелостью молодого в те годы и гениального математик ( защитившего докторскую по топологии в возрасте 24 лет), и ставшего кроме всех его открытий в математике уже и известным благодаря его титаническому труду по созданию мат. методов в хронологии и новой хронологии планеты Земля

Это - графика в стиле сюр.

Для начала - официальный сайт новой хронологии



http://chronologia.org/

Иллюстраций к роману всего 72



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:21:13)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Здесь и всюду далее в этой ветке форума автор иллюстраций - академик Анатолий Фоменко ( Анатолий Тимофеевич)

Выход Понтия Пилата для суда над Иешуа.
"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла..." (с.27)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:27:10)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Из самоинтервью Анатолий Тимофеевича об этих иллюстрациях

РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ГЛАЗАМИ МАТЕМАТИКА

Михаил Афанасьевич Булгаков - гениальный русский писатель, некоторые произведения которого были долго и незаслуженно замолчаны. Когда в СССР впервые стал готовиться к публикации его замечательный роман "Мастер и Маргарита", в издательских кругах обсуждалась идея снабдить его иллюстрациями. Возникла идея проведения неформального конкурса художественных работ. Для меня было приятной неожиданностью оказаться среди тех, кому предложили в нем участвовать, хотя я - математик, увлекавшийся в то время живописью, а не профессиональный художник. (К тому времени у меня было несколько выставок и некоторые работы были опубликованы). Для этого готовившегося издания "Мастера и Маргариты" я сделал несколько десятков иллюстраций. Однако по каким-то причинам конкурс не состоялся, и первое издание романа вышло вообще без иллюстраций. С тех пор прошло много лет. Роман был неоднократно переиздан, в том числе и с прекрасными иллюстрациями разных художников.

Несколько слов о характере моих иллюстраций.
Я - профессиональный математик и не имею специального художественного образования (рисовать меня научила моя мать Валентина Поликарповна). Однако в моей жизни был период (довольно продолжительный и закончившийся в конце 80-х годов), когда мне довелось проиллюстрировать некоторые математические книги, - как мои собственные, так и моих коллег-математиков, - графическими работами на темы математики. Таких монографий и учебников набралось довольно много - около двух десятков. Дело в том, что геометрическое воображение и интуиция играют огромную роль в современных математических исследованиях, в особенности, связанных с математической физикой, геометрией, топологией. Бывает так, что доказательство строгого математического факта удается сначала "разглядеть" лишь в неформальных геометрических образах, и только потом удается оформить как аккуратное логическое рассуждение. Оказалось также, что и при чтении лекций по математике часто бывает полезным проиллюстрировать сложное математическое доказательство неформальными изображениями. Это помогает студентам быстрее вникнуть в суть проблемы. В этом смысле многие мои графические работы имеют прикладной характер. Таким образом, именно математика и преподавание в МГУ привели меня в свое время к созданию графических работ. Это была попытка как бы сфотографировать изнутри увлекательный мир геометрии и топологии. Многие мои графические листы основаны на математических идеях и теоремах, либо изображают реальные физические процессы и важные математические понятия.

В то же время часть моих работ возникла на границе математики и других областей знания и искусства. Таковы, например, мои работы, навеянные замечательным романом Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита". Некоторые мои графические работы вообще не связаны напрямую с математикой и отражают совсем другие мысли. Однако "математический налет" присутствует всюду и, вероятно, такая неожиданная комбинация ощущается зрителями.
Мои графические и живописные работы многократно выставлялись на выставках, организованных в разные годы различными энтузиастами в научных и учебных центрах Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Новосибирска, Свердловска и других городов. Мои персональные официальные выставки происходили также в художественных музеях Челябинска, Магнитогорска, Магадана. Голландское издательство Reidel (потом Kluwer) организовало большую персональную выставку в Амстердаме. Кроме подобных персональных выставок (всего их насчитывается около 100), работы участвовали в известных всесоюзных и международных выставках, например: "Ученые рисуют" (1982 г.) и "Время-пространство-человек" (1980 г.), экспонировавшихся во многих городах страны и за рубежом.

РИСУНКИ К РОМАНУ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Рисунки расположены в порядке, соответствующем тексту романа. Цитаты из романа и ссылки на страницы даны по изданию романа Булгакова 1999 года: Москва, Интрейд Корпорейшн.



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:29:59)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Суд Понтия Пилата

«Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

— Приведите обвиняемого.»

(с. 28)

МАТЕМАТИКА: ОПЕРАЦИЯ РАЗРЕЗАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ

В топологии и геометрии часто используется разрезание многообразия вдоль какого-то подмногообразия. Если разрезается двумерная поверхность вдоль гладкой кривой, то получается поверхность с краем. Кривая порождает два берега разреза. Затем многообразие можно перестроить, приклеив к этим берегам другую поверхность (по какому-то отображению границы). Видно, как две человеческие фигуры раздвигают два берега получившегося разреза.

МИФОЛОГИЯ

Древняя обсерватория. Прообразы современных обсерваторий сегодня находят во многих древних культурных центрах. Жрецы раздвигают купол, чтобы начать наблюдения над ночными светилами. Исследование и толкование движения ярких планет составляли важнейшую часть астрологии, из которой выросла астрономия. Чрезвычайно распространенным мотивом является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звезд в греческой мифологии. В кельтской системе мира и легендах селькупов (одного из самодийских народов) звезды считаются корнями деревьев, растущих на «верхнем небе». В Евразии был распространен мотив звезды (или созвездия) как собаки, посаженной на цепь и стремящейся сорваться с цепи, что опасно для всего мироздания.



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:31:20)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Суд Понтия Пилата-2

«И сейчас же с площадки сада под колонны на балконе двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.»

(с. 28)

МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Для вычисления групп гомологий, — топологических инвариантов полиэдров, — требуется предварительно разбить полиэдр в объединение «элементарных кусков». Например, симплексов. Идея выделения внутри исследуемого пространства простейших «блочных» структур и проиллюстрирована рисунком. Затем наступает алгебраический этап. Изучая примыкания друг к другу таких «блоков», вычисляются группы цепей с граничным оператором, что позволяет в итоге вычислить искомые инварианты.

МИФОЛОГИЯ

Ночной суд, военный трибунал, показательный процесс. Жрецы согнали народ наблюдать за процедурой. Легенда о последнем суде, который состоится в «конце времен». Его будет вершить вернувшийся Иисус. Каждый человек (из всех когда-либо живших) получит сообразно со своими делами либо райское блаженство, либо вечное наказание в аду. Каждую душу призовут на суд. Ее дела (добрые и злые) будут взвешены на весах перед лицом бога. Праведники, приветствуемые ангелами, поднимутся в рай, а грешников бесы отправят в ад. Этот сюжет постоянно разрабатывался в христианской иконографии и светской живописи (И. Босх и др.).



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:34:43)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Допрос Иешуа Понтием Пилатом

«Прозвучал тусклый, больной голос:

— Имя?

— Мое? — торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывая более гнева»

(с. 31)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:36:53)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Беседа Понтия Пилата с Иешуа

« — Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это…

Я могу перерезать это волосок.

— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, —согласись, что перерезать волосок уж наверное может лишь тот, кто подвесил?»

(с. 40)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:38:48)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Беседа Понтия Пилата с Иешуа

«Опять-таки виновата была, вероятно, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением. Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец: на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью: запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой. Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и все утонуло в густейшей зелени капрейских садов. И со слухом совершилось что-то странное — как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: “Закон об оскорблении величества…”

Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: “Погиб!”, потом: “Погибли!…”

И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть — и с кем?! —бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску.»

(с. 42–43)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:39:53)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Заседание Синедриона, приговорившего Иешуа к казни

«Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое разбойников: Дисмас, Гестас, Вар-равван и, кроме того, этот Иешуа Га-Ноцри»

(с. 49)

МАТЕМАТИКА: СЛУЧАИ ИНТЕГРИРУЕМОСТИ И НЕИНТЕГРИРУЕМОСТИ ГАМИЛЬТОНОВОЙ СИСТЕМЫ, ОПИСЫВАЮЩЕЙ ДВИЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВИХРЕЙ

Стационарный поток несжимаемой жидкости на плоскости может иметь какое-то количество вихрей, т.е. изолированных точек, в окрестности которых поведение жидкости становится вихреобразным. Оказывается, если количество таких вихрей невелико, то соответствующая система дифференциальных уравнений интегрируется. То есть, существуют дополнительные интегралы движения, решающие задачу. Напротив, если число вихрей достаточно велико (в общем случае, не меньше чем четыре), то система неинтегрируема. Это означает, что траектории частиц жидкости становятся чрезвычайно сложными и их движение похоже на хаотическое.

МИФОЛОГИЯ

Из цикла «Трибунал». Выступление председателя военного трибунала с заключительным словом. Судьи и председатель видны вдали на наклонной галерее, пересекающей небо.



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:40:56)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

БУЛГАКОВ: Понтий Пилат выходит перед толпой для объявления приговора

«Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.

И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.»

(с. 58)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:42:24)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Ссылка на страницу иллюстраций на аккаунте Анатолия Тимочеевича в блоге liveinternet

https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post446313135/

Виолетта Баша   (14.03.2020   15:44:13)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Все 72 иллюстрации представлять я не буду - есть ссылка, но вот - памятная, она в 80-е годы долго висела у меня на стене

БУЛГАКОВ: Берлиоз и Бездомный в конце рассказа Воланда про прокуратора Иудеи

«Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер…

В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники»

(с. 62)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:46:14)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

И знаменитый Бегемот тоже, я их чередовала в те годы

В глазах у кота отражаются Голгофа и казненные

БУЛГАКОВ: Бегемот наблюдает за казнью Иешуа и двух преступников

Несколько намеков, разбросанных Булгаковым в тексте, позволяют предположить, что (по мнению Булгакова) Бегемот присутствовал при казни Иешуа. Вероятно, Бегемот присутствует и при ночной сцене разговора Пилата с Афранием, и на Лысой горе, и еще при нескольких узловых эпизодах, связанных с судьбой Иешуа и Пилата.

«Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением…

Жар еще был невыносим, и солдаты в обоих оцеплениях страдали от него, томились от скуки и в душе проклинали трех разбойников, искренне желая им скорейшей смерти.»

(с. 239, 241)



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:56:09)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

И еще.

Мы, поклонники Анатолия Фоменко, его яркого таланта в математике и других сферах человеческой деятельности, я восьмидесятые устраивали выставки картин Фоменко в МГУ, и конечно хотели бы видеть эти иллюстрации и в книге.
Но в СССР это было маловероятно.

Недавно, делая один из клипов на свою песню, я обратилась к академику с просьбой разрешить использовать его иллюстрации ( не эти, иные) в клипе, на что получила согласие, а потом пришло письмо, из которого я узнала, что мечта осуществилась - книга с иллюстрациями А. Фоменко опубликована.

Я очень рада!

А вот и клип с иллюстрациями Фоменко

Стихи и клип - Виолетты Баша

Музыка и исполнение - Владимир Полуничев,

иллюстрации - академик Анатолий Фоменко

АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ

Привет тебе, мехмат- ВМК моей юности!


https://www.litprichal.ru/work/238421/



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:56:58)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Аксиома параллельных
https://www.litprichal.ru/work/238421/

Виолетта Баша

Россыпь солнца в ночной волне –
Знак печали, знак параллели.
Протяните души ко мне,
Кто забыть меня не сумели.

Ярко вспыхнули, повстречав,
Чтобы в срок начать расставаться.
Параллельных судьба печальна –
Никогда не пересекаться.

В искривленье пространства верю,
В правоту неевклидовых судеб.
Аксиомой открытой двери
За бессмертие голосую.

Аксиомой ночных фонарей,
Не поверивших горизонту.
Аксиомой открытых дверей,
За которыми – россыпь солнца.

1996



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:48:25)

Для тех, кто уже начал просмотр сериала через наш портал,

3 серия фильма В. Бортко



Виолетта Баша   (14.03.2020   15:49:44)
(Ответ пользователю: Виолетта Баша)

Мастер и Маргарита

4 серия



Виолетта Баша   (15.03.2020   22:37:04)

Начала писать свой цикл по роману "Мастер и Маргарита"

Встреча Мастера и Маргариты

Виолетта Баша

Он был успешным и богатым, а ей всего семнадцать лет,
Не помню, был он адвокатом, блондин он был или брюнет,
Роман короткий, как в тумане мелькнула свадьба, а потом,
Дворец был, кажется, в Иране, роскошный и холодный дом.

Бриллианты на твоих запястьях играли бликами с утра,
Когда сквозь плотные портьеры врывалось солнца со двора.
И позолота занавесок казалось просто мишурой,
И, кажется, что был он шейхом, а ты – любимою женой.

Все нефтяные вышки мира за ним стояли словно рать,
И поначалу ты в объятьях его любила засыпать.
А то, что ты была не первой, так кто же думает о том,
Когда близ всех морей таверны поют о золоте земном.

И томный взгляд его лукавых, невероятно карих глаз
Тебе казался звездным небом, где что ни искра – то алмаз.
Нет, впрочем, был в Москве ваш офис, и рядом в Сити – тихий дом,
И в позолоте и картинах сто сорок метров шика в нем.

И десять лет или столетий, и взгляд брюнета слюдяной,
Вино с утра, любовь под вечер, и скука быть его женой.
И бунт в весеннем переулке - нелепо желтые цветы
В твоих руках как флаг измены неистово взметнула ты.

А тот был нищ, угрюм, сутулый, измученным иным огнем,
Он нервно вздрогнул, знак заметив, и тут же позабыл о нем,
Но вдруг, как от удара током, остановился, посмотрел.
И мир, что был и до и прежде, в одно мгновение сгорел.

И было столько нежной боли, так невозможен этот день,
Что каждый страхом был подавлен – не потерять другого... Тень
Пошла за ними. Черный демон, метнувшись кошкой, в ночь ушел.
И стало остро и прекрасно, кроваво, страшно, хорошо.

И может быть, на Воробьевых горах у мира на краю,
Сказал он ей: «Роман пишу я». Она ответила: «Люблю…»



Сергей Николаев (Аствацатуров)   (16.03.2020   08:55:04)

И только филологи знают, что "Белая гвардия" намного лучше, чем "Мастер и Маргарита" :)))

Виолетта Баша   (16.03.2020   10:16:37)
(Ответ пользователю: Сергей Николаев (Аствацатуров))

Сережа, спасибо, что зашел на тему.
Я очень люблю !Белую гвардию", и не стала бы их сравнивать. Оба романа - шедевры, потрясающие романы! Но "Бела гвардия" - это сильнейшая вещь и она - реальность, она про жизнь, про кровавое колесо русской революции, как называл ее Солженицын. А ""Мастер и Маргарита" и про жизнь, и пропитано историей и мистикой, сказочно-документальная, философская вещь.
Как сравнивать бриллиант черный и белый, оба великолепны.







Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1