Памяти поэта

 
выбрать темы по:  

Ярославна (09.02.2019   15:07:18)

Валерий Исаянц родился в 1945 году в Воронеже, закончил филфак ВГУ. В 1978 году вышел первый сборник его стихов «Облики» под редакцией Арсения Тарковского. После этого стихи Валерия Исаянца нигде не печатались более тридцати лет. Он фактически выпал из социума, лишился жилья, странствовал в электричках по центру России. Большая часть архива поэта 70-х и 80-х годов утрачена.
Анастасия Цветаева, с которой Валерий Исаянц познакомился в 1971 году в Крыму, посвятила дружбе с ним отдельную книгу – «История одного путешествия», но не хотела обнародовать эти воспоминания при жизни. Они были опубликованы лишь в 2004 году, к 110-летию со дня рождения писательницы.
В 2013 году в издательстве «Водолей» вышла книга стихов Валерия Исаянца «Пейзажи инобытия». Она состоялась благодаря воронежским энтузиастам, несколько лет собиравшим черновики, которые Исаянц носил в своей походной «суме», переписывали и сохраняли тексты.
* * *
Морщинистая, в яшмовых прожилках,
которых слишком много на двоих,
глядится ночь в окно, как старожилка,
на век опередившая своих.
Чем далее и старше, тем скорее,
по целине неторного листа
отстукивает ямбы и хореи
упущенного времени состав.
* * *
Дом отступал к реке, как Наутилус,
приборами почуявший январь.
Антоновки неистово молились,
но осень ранняя вела себя, как тварь.
Береговушки рыскали по-сучьи.
В предчувствии недетских холодов
густела кровь в скрещённых жилах сучьев
и закипала в мускулах плодов.
* * *
Мы встретились на иньском берегу
у мерных льдин в балтийстовом просторе.
Небережливо льёмся в сольный гул,
что волнам Адриатики проспорен.
Я – нварь дрожащий. Ветер и мороз
воплощены, как зов трубы и свиток.
Я ничего не помню из-за слёз,
но нить моей печали не извита
и тянется к отверстию в углу.
Здесь рукописи гаснут, как мигрени.
Я прохожу, как дромадер в иглу,
в костюме-тройке светоизмерений.
И голос мой в молчанье тяжелеет,
и Слово слышит, как его зову.
В дальнем поезде
О этот скрип в ушах,
как будто волос
отменный самый в смычке Страдивари
мне замещает в перепонке голос –
быть может, ангельский, когда им в морду дали.
И этот скрип в ушах – волос пространства,
накручиваемых на гуд колес
на станции – какой? –
согнал меня: избранством
услышать блеянье, расстроиться до грез.
Смех космоса
Как бы художникам Врубелю и Пикассо, что делали Двери…
1.
У Скрипки – выпаденье деки,
ее поставило стоймя,
открыло внутрь… И – до Мекки
смычок скользнул…
А в дверь – нельзя!
2.
Там, внутри, у скрыпача Пикассо,
прислонясь к дверному косяку,
в кепочке держал беднарик кассу –
набросали за день на бегу…
Слёзный воск еще на платья капал,
Шуберт предлагал смычковый мех, –
а из-за двери – сквозь стон Каабы –
Космос хохотал, как человек!..
* * *
– Быть Моцартом – нормально!
– Непреложно –
быть Моцартом! Вперед!..
– Но там Сальери!!…
– Тогда давай пройдем из дальней двери!..
– Вот так… на цыпочках… тихонько…
осторожно…
* * *
Кусок наследия того, что передал
Ван Гогу Боттичелли, взял Шагал!..
Да, видел сам, как он тащил и прятал –
высокой мысли собственной в угоду!..
Причём так подгадал, чтоб в непогоду…
Да, показания свои скрепляю клятвой!..
Нет, я не брал!..
Не перепрятывал!..
Да что ты!..
Не дали б сами ни за что!.. Такие жмоты!
Фундаментальное приношение
незримому памятнику,
исходящему с улицы Моисеевой
1.
Муза и Гений, живущий в диване,
читали стихи на моё раздеванье.
Варежки, шапка, ботинки, сума…
Я выиграл всё. Наступила зима.
2.
Стихи с реалиями Гений утаил.
Пишу пустое: выше, выше, выше…
Моё перо вернее пары крыл,
осиротивших выжитую нишу
в стене под куполом. Убожеский фасад –
небесоскрёб с осыпавшейся фреской.
Возврата нет, но обернусь назад
и позову с собой пустое место.
3.
Исходим из предположенья,
что мы – на самом деле – мы.
Мороз. Простору всесожженья
сигналят ветхие дымы.
Чем пахнет? Кровом или пищей?
Жизнь догорает, как музей.
Ты искушён, больной и нищий.
Садись. Вот камень. Мой и сей.
* * *
Да в то ли мы столетие попали? –
Душа зажмурилась, но из последних сил, –
здесь кто-то скалами большой огонь кресалил!
(Отбитые куски я обходил,
но чувствовал, что кто-то по следам
за мной идет, психически сминая…)
Душа зажмурилась, но шаг я убыстряю!
Почти бегу!.. Похоже, успеваю…
В вагон влетаю!.. Слава поездам!
* * *
Четырехмерно знание о Глыбе
Большого Берега – не к нам благой земли.
Но оживляет вдруг часы в руках Кулибин,
и с мест срываются на глади корабли.
* * *
– А ныне мы на берегу, –
сказал Сенкевич, –
но в сердце – боль
от чужеземных вмятин,
и каждый день Корабль Небесный
внятен,
и большее скажу –
не всякому он виден.
Лес
Нас три-четыре. Помешались тени
и прячутся за наши голоса.
На день пути вокруг горят леса
раскидистых реликтовых мгновений.
По мигу в час. Проходит полчаса.
Куда деваться дальше, я не знаю.
Так как-нибудь. Какая-никакая,
а все же вот такие чудеса:
заржавленная певчая коса
по пепелищу бродит, намекая,
что вскоре, не сияя, не звеня,
усталая, запнется об меня.
Потом лежит, прижатое росой,
под ультранемариновою сенью,
распорото до неба по косой,
туманное пустое Воскресенье.
Сто экзерсисов, сорок миражей
я на его потратил описанье
у Мурома, за Тверью, под Рязанью…
Сомкните лики, близится касанье
ведомого с неведомым. Уже.
Да. Это – я, Святая Полутень.
Мне сам Господь приотворяет воздух,
настоянный на говорящих соснах,
сдвигая шапку неба набекрень.
Я земленею. Человечный лес
остыл и жаждет теплого – людского.
Поэтому отсюда, из-под Пскова,
уйти совсем сейчас – не интерес.
Единственный на тридевять небес,
я остаюсь – ничтожный эпилог,
кость от костей Создателя вселенной –
здесь лишь затем, чтоб первородный слог
приемлем был смолою постепенно
в янтарный многосильный оберег,
спасающий от нас под Вавилоном.
Светает. Пахнет сыростью, паленым.
Довольно. Точка. Выпадает снег.

Умер поэт и художник на холодной улице под брезентом. Жил человек - и нет поэта, продолжателя Серебряного века поэзии.


1970-е. Фото из архива А.И. ЦветаевойДата рождения1 января 1945Место рожденияВоронеж, СССРДата смерти6 января 2019 (74 года)Место смертиВоронеж, РоссияСтрана
СССР
Россия


Комментарии:

Белла Минцева   [Паневежис]    (09.02.2019   15:38:31)

По-моему, давно уже пора открывать новый жанр поэзии - игра слов.)

В традиционной поэзии мне нравится TO,
"... что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами..."

Если останется хоть одна фраза в памяти, - значит, будем помнить...

Алеся Чудова   (09.02.2019   19:22:23)
(Ответ пользователю: Белла Минцева)

Если Вы напишете подобное, когда-нибудь:

"Моё перо вернее пары крыл,
осиротивших выжитую нишу
в стене под куполом. Убожеский фасад –
небесоскрёб с осыпавшейся фреской.
Возврата нет, но обернусь назад
и позову с собой пустое место..."

То Вы, мадам, станете не только админом, "с игрою слов".

Белла Минцева   [Паневежис]    (10.02.2019   01:04:28)
(Ответ пользователю: Алеся Чудова)

Если Вы, да если Мы... во рту бы плавали сомы.)

Да, я - мадам! Чего же боле?
Что я могу ещё сказать?)
Теперь я знаю - в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Смешно, мадемуазель.)

Можно написать и "небесоскрёб", и "небедогрёб", если слогов для соблюдения размера не хватает.)
Сорри, ничего против ваших пристрастий...

Светлана Куприна   (22.02.2019   21:15:08)

Мне всегда казалось, что стихи говорят о поэте больше, чем его биография. Но как-то принято в России, что поэт здесь просто обязан идти на свою Голгофу, в чем бы она не заключалась...
А стихи превосходные. Правда, с первого прочтения ни фига не берутся, но "то, что не стоит перечитывать, не стоило и читать".

Белла Минцева   [Паневежис]    (22.02.2019   22:25:13)
(Ответ пользователю: Светлана Куприна)

Перечитывают не с целью понимания, а с целью наслаждения.)
Не стоит профанировать умные изречения.)

Светлана Куприна   (26.02.2019   20:52:42)
(Ответ пользователю: Белла Минцева)

Ну у меня как-то понимание не противоречит наслаждению:)

Белла Минцева   [Паневежис]    (26.02.2019   21:09:32)
(Ответ пользователю: Светлана Куприна)

Это заметно.
Только не забывайте об очерёдности: сначала понимание - потом наслаждение.)

Ярославна   (23.02.2019   05:16:42)
(Ответ пользователю: Светлана Куприна)

Светлана, доброе утро! Стихи воспринимаются тогда, когда жизнь поэта сродни твоей жизни или родственников. Трагическая судьба. Но нельзя отказать ему в таланте! Был прямолинейным, религиозным, гордым - и ни перед кем не ломал копья. Даже его трёхбрачие говорит об этом. И погиб он мгновенно потому, что был горд... " никогда не любил носить обноски"...

Белла Минцева   [Паневежис]    (23.02.2019   10:10:09)
(Ответ пользователю: Ярославна)

А чья это цитата?)
Носить обноски, есть объедки, пить подонки?)
Надо говорить: "не любил обноски".

Кстати, да, поэзия сродни его жизни.
За слова всегда надо отвечать, поэтому не советую их коверкать, никому, ибо это чревато.
Кстати, что тут такого, достойного уважения? Три раза жанат, кому-то оставив "объедки", был религиозным - и одновременно гордым, что противоречит канонам православия...
Иметь талант - это не заслуга, это награда, заслуга - правильно его употребить, с достоинством.

Ярославна   (23.02.2019   10:33:01)
(Ответ пользователю: Белла Минцева)

Анны Гумилёвой , жены брата Николая Степановича Дмитрия Степановича, то есть она вспоминает о девере, каким он был, так как около полутора десятка лет прожила, как сноха, в семье Гумилёвых.
Талант, как денежная единица, нужно приумножать, тогда и поэзия того или иного поэта станет шедевром,

Белла Минцева   [Паневежис]    (23.02.2019   10:49:58)
(Ответ пользователю: Ярославна)

Ах, жены... тогда понятно.

Талант, как денежная единица, даётся строго по норме: два, пять, десять.
И когда его начинают проматывать - он отнимается и отдаётся другому.
И что происходит с самим растратчиком - тоже известно: плач и скрежет зубов.
Будем точны в библейских истинах.
Проматывать - растрачивать на безделушки, как это делал ваш протеже.

Светлана Куприна   (26.02.2019   20:51:12)
(Ответ пользователю: Ярославна)

Ну если бы стихи воспринимались только при таких условиях, то, как говорится - не дай Бог:) Хочется все-таки прожить свою собственную жизнь:)
Если бы эта подборка вышла без биографических подробностей из жизни Автора, то ничего не потеряла бы. Прекрасные стихи.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1