Коллизии сознания. Абсолют.

 
выбрать темы по:  

Сикорски (07.06.2018   21:12:09)

Не знаю, как вы, а я всегда считала, что Поэзия обращается к Богу. Наука ее сейчас в этом деле старательно догоняет, но пожелаем ей удачи и учтем, что прежде чем Наука нам все объяснит, Поэзия уже все нам рассказала.
Будем держаться подальше от религиозной лирики как таковой, понятно по каким причинам.
Займемся тем, что Поэзия рассказала нам о Боге и о наших взаимоотношениях с ним. Понятно, что тема неподъемная, так мне казалось, пока я, с промежутком в несколько лет не прочла два стихотворения. Они странным образом установили границы, в которых эта проблема и будет содержаться, для меня, во всяком случае; границы, в которых, может быть и существует человек.
Я не откажу себе в удовольствии в конце поста привести оба этих стихотворения, но все мы, так или иначе, приходим на встречу с Богом и пытаемся что-то из нее извлечь. Сформулировать результат трудно и за нас это делают другие. Нам остается только делиться.

Если бы кто-то меня спросил,
Как я чую присутствие высших сил —
Дрожь в хребте, мурашки по шее,
Слабость рук, подгибанье ног, —
Я бы ответил: если страшнее,
Чем можно придумать, то это Бог.

Сюжетом не предусмотренный поворот,
Небесный тунгусский камень в твой огород,
Лед и пламень, война и смута,
Тамерлан и Наполеон,
Приказ немедленно прыгать без парашюта
С горящего самолета, — все это он.

А если среди зимы запахло весной,
Если есть парашют, а к нему еще запасной,
В огне просматривается дорога,
Во тьме прорезывается просвет, —
Это почерк дьявола, а не Бога,
Это дьявол под маской Бога
Внушает надежду там, где надежды нет.

Но если ты входишь во тьму, а она бела,
Прыгнул, а у тебя отросли крыла, —
То это Бог, или ангел, его посредник,
С хурмой «Тамерлан» и тортом «Наполеон»:
Последний шанс последнего из последних,
Поскольку после последнего — сразу он.

Это то, чего не учел Иуда.
Это то, чему не учил Дада.
Чудо вступает там, где помимо чуда
Не спасет никто, ничто, никогда.

А если ты в бездну шагнул и не воспарил,
Вошел в огонь, и огонь тебя опалил,
Ринулся в чащу, а там берлога,
Шел на медведя, а их там шесть, —
Это почерк дьявола, а не Бога,
Это дьявол под маской Бога
Отнимает надежду там, где надежда есть.

ххххх
Годы проходят. На бурой стене дворца
появляется трещина. Слепая швея наконец продевает нитку
в золотое ушко. И Святое Семейство, опав с лица,
приближается на один миллиметр к Египту.

Видимый мир заселен большинством живых.
Улицы освещены ярким, но посторонним
светом. И по ночам астроном
скурпулезно подсчитывает количество чаевых.

II

Я уже не способен припомнить, когда и где
произошло событье. То или иное.
Вчера? Несколько дней назад? В воде?
В воздухе? В местном саду? Со мною?

Да и само событье -- допустим взрыв,
наводненье, ложь бабы, огни Кузбасса --
ничего не помнит, тем самым скрыв
либо меня, либо тех, кто спасся.

III

Это, видимо, значит, что мы теперь заодно
с жизнью. Что я сделался тоже частью
шелестящей материи, чье сукно
заражает кожу бесцветной мастью.

Я теперь тоже в профиль, верно, не отличим
от какой-нибудь латки, складки, трико паяца,
долей и величин, следствий или причин --
от того, чего можно не знать, сильно хотеть, бояться.

IV

Тронь меня -- и ты тронешь сухой репей,
сырость, присущую вечеру или полдню,
каменоломню города, ширь степей,
тех, кого нет в живых, но кого я помню.

Тронь меня -- и ты заденешь то,
что существует помимо меня, не веря
мне, моему лицу, пальто,
то, в чьих глазах мы, в итоге, всегда потеря.

V

Я говорю с тобой, и не моя вина,
если не слышно. Сумма дней, намозолив
человеку глаза, так же влияет на
связки. Мой голос глух, но, думаю, не назойлив.

Это -- чтоб лучше слышать кукареку, тик-так,
в сердце пластинки шаркающую иголку.
Это -- чтоб ты не заметил, когда я умолкну, как
Красная Шапочка не сказала волку.

Дмитрий Быков и Иосиф Бродский.


Комментарии:

Андрей Чернышев   (08.06.2018   09:22:55)

Не знаете - почему тишина?
........
На мой, сугубо личный вкус, эти стихи ... и не совсем стихи. С точки зрения чтения.
Повторюсь - исключительно ИМХО.
Не понимаю такую поэзию. Не воспринимаю. А потому и об отношении авторов к Богу в них ничего не нахожу. По крайней мере - ничего такого, чтобы заставило задуматься.
Читаю и мысль всего одна - а можно ли было написать,чтобы читающий не спотыкался о буквы и слова, а ВКУШАЛ?
Уж извините...
--
П.С. А Бродского в принципе не люблю...

Белла Минцева   [Паневежис]    (08.06.2018   11:14:44)
(Ответ пользователю: Андрей Чернышев)

100500

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (08.06.2018   10:30:08)

но все мы, так или иначе, приходим на встречу с Богом и пытаемся что-то из нее извлечь. (с)
---Типа, ты-мне, я-тебе?
Прихожу, я такой, на встречу с богом и что-то там пытаюсь...
Забавно.

Ксана Василенко   (08.06.2018   10:56:41)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

Насчёт извлечь не знаю, а в неотвратимость встречи как-то очень верится, когда читаю это:
Приёмный зал

Приёмный зал Сидарс-Синая.*
В палату увели жену.
Как долго мне сидеть, не знаю.
Скучая подхожу к окну.

На горизонте – в дымке горы,
Не солнечный сегодня день.
На спину давят жизни годы
И ворох неотложных дел.

Сидит народ в приёмном зале:
В цилиндре шёлковом раввин,
Его супруга в чёрной шали –
Юдифь, сошедшая с картин.

Индонезиец смуглокожий
В холщёвых шортах налегке.
Ему к лицу скорей, быть может,
Копьё охотничье в руке.

А он в лэптоп, что на коленях,
Нырнул, как в бочку Диоген.
Для современных поколений
Он вовсе не абориген.

Ждёт женщина сестру с леченья.
Вот и она, домой пора!
Остались крошки от печенья
Да апельсина кожура.

Меня зовут к жене за двери,
В предоперационный зал.
Погладил руку ей, заверил –
Всё в норме, доктор, мол, сказал.

Явился анестезиолог
И над женой поколдовал.
Наркоз целителен и долог,
Он усыпляет наповал.

Так и меня ждала супруга
Не раз, не два за нашу жизнь.
Глядела нежно и с испугом,
Шептала ласково: -Держись!

Я снова жду в приёмном зале,
Похожем чем-то на вокзал...
Раввин спросил бы: -Вы не знали?
Вся наша жизнь – приёмный зал.
__________________________________
*-Cedars-Sinai Medical Center (англ.) – Медицинский Центр в Лос Анджелесе

Виктор Райзман

Белла Минцева   [Паневежис]    (08.06.2018   11:14:01)
(Ответ пользователю: Ксана Василенко)

Сообщение удалено автором темы...

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (08.06.2018   11:19:34)
(Ответ пользователю: Ксана Василенко)

Сообщение удалено автором темы...

Белла Минцева   [Паневежис]    (08.06.2018   11:28:03)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

А священник бы сказал: А вы не знали? Вся наша жизнь - предбанник ада.))

Ксана Василенко   (08.06.2018   12:52:39)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

"Просто мечтаю, просто верится, смешно-не смешно..." Речь же о суб′ективном... О коллективном вряд-ли может идти разговор.))

Спасатель.   [Химки]    (08.06.2018   12:46:31)

Бог
Андрей Шигин

Строим храмы, ставим кресты,
Мелочь кидаем нищим,
Жизнь коротаем в спорах пустых -
Бога повсюду ищем,

Сооружаем иконостас,
Каемся пред образами…
А Бог, тем временем, смотрит на нас
Нашими же глазами.

Лидия Левина   [Калининград]    (08.06.2018   16:17:09)
(Ответ пользователю: Спасатель.)

Это - хорошее у Шигина.
А вот по поводу пожара в Кемерово - абсолютная лажа. Может быть, фейк. Не верю, что Андрей мог это написать. Хотя... люди меняются, стареют. Жаль...

Лидия Левина   [Калининград]    (08.06.2018   16:12:17)
(Ответ пользователю: Спасатель.)

Красиво. Но слишком уж эмоционально.
Как гимн патриотический в революционную годину.

Лидия Левина   [Калининград]    (08.06.2018   16:37:10)

Наверное, что-то есть в этих стихах, раз кому-то они нравятся.
Спорить тут - что воду в ступе толочь.
Лично мне Бродский не нравится. Как и Виолетте Баше и Андрею Чернышеву.
Зато мне нравится "Мастер и Маргарита", которая безумно нравится и Виолетте Баше, и БелЛе Минцевой, но совершенно не нравится Андрею Чернышеву.
А ещё я разделяю свои абсолютные восторги вместе со Спасателем по поводу фильма "Кин-дза-дза!", но совершенно не разделяю его восторгов по поводу Л.Корнилова.
Я, как и Светлана, обожаю Стругацких, но никак не воспринимаю Е.Ерофеева.
Перечислять можно бесконечно. А надо ли?

Давид   [Парнас]    (10.06.2018   11:18:14)
(Ответ пользователю: Лидия Левина)

Лидия,
Выше вкусов от вас бонтон,
Где в парадное не рядится -
О заре подавленный стон,
Где в вязанье забыта спица)))
_______________________________

А каково ваше мнение об этих
стихах - ниже:

Ничто не стоит сожалений,
люби, люби, а все одно, —
знакомств, любви и поражений
нам переставить не дано.
И вот весна. Ступать обратно
сквозь черно-белые дворы,
где на железные ограды
ложатся легкие стволы
и жизнь проходит в переулках,
как обедневшая семья.
Летит на цинковые урны
и липнет снег небытия.
Войди в подъезд неосвещенный
и вытри слезы и опять
смотри, смотри, как возмущенный
Борей все гонит воды вспять.
Куда ж идти? Вот ряд оконный,
фонарь, парадное, уют,
любовь и смерть, слова знакомых,
и где-то здесь тебе приют.
______________________

Шум ливня воскрешает по углам
салют мимозы, гаснущей в пыли.
И вечер делит сутки пополам,
как ножницы восьмерку на нули —
а в талии сужает циферблат,
с гитарой его сходство озарив.
У задержавшей на гитаре взгляд
пучок волос напоминает гриф.

Ее ладонь разглаживает шаль.
Волос ее коснуться или плеч —
и зазвучит окрепшая печаль;
другого ничего мне не извлечь.
Мы здесь одни. И, кроме наших глаз,
прикованных друг к другу в полутьме,
ничто уже не связывает нас
в зарешечённой наискось тюрьме.
__________________________

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
Оглянись — и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Не поймешь, но почувствуешь сразу:
хорошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам
_______________________

Всего три стихотворения,
в которых, как в капле росы,
высвечены душа и мастерство
автора.
Но может я ошибаюсь и у вас
совсем другое мнение об этих
произведениях.
Я полон нетерпения узнать от
вас вердикт.

Сикорски   (10.06.2018   19:25:07)
(Ответ пользователю: Лидия Левина)

В. Ерофеева, Лидочка:)

Лидия Левина   [Калининград]    (11.06.2018   19:32:03)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Да, действительно! Венечка!
Но что делать? Не люблю, так не люблю. Оттого и имя путаю.
Прошу прощения!

Сикорски   (14.06.2018   20:30:16)
(Ответ пользователю: Лидия Левина)

Мне вот всегда были интересны люди, которые не любят Бродского и Венедикта Ерофеева. Всегда хотелось спросить - а за что? Может, просветите меня?

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (14.06.2018   21:03:48)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Мне вот всегда были интересны люди, которые не любят Бродского и Венедикта Ерофеева. (с)
Думаю вы не удивитесь узнав что 99 % россиян не слышали о существовании
второго, а 90 % не читали и первого.

Сикорски   (14.06.2018   21:09:04)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

Не удивлюсь, конечно. Я же не удивляюсь, что для большинства не существует ни менделевского расщепления, ни второго начала термодинамики, ни квантовой механики. То есть никого не спросишь "а чем уж вам так не приглянулся Гейзенберг?" Но тут, слава Богу, проще.

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (14.06.2018   21:15:44)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Не проще.
Допустим я люблю жену, но разве это автоматом означает что других женщин
я не люблю? У Бродского есть такая километровая нудятина что человек
только из под палки станет ее читать. С Венечкой еще сложней, время ушло
и многое из его повествований молодым уже просто непонятно. Совершенно
другой мир, абсолютно другая психология.

Сикорски   (16.06.2018   19:03:35)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

Что ж за беда, Геннадий, а? При чем тут чья-то жена и что означает любовь к ней?
Да, длинноты Бродского будет читать только тот, кто этого автора любит, об чем разговор. Да, М-П и Шаги командора, наверное, лучше поймет тот, кто пил Агдам в подъезде. Влияет ли жизненный опыт читатель на восприятие произведения? Да, безусловно. Имеют ли литературные произведения ценность не зависящую от читательского восприятия? Да, конечно.
Это вещи общего порядка. А интересны частности, подробности. А ими, почему-то, никто не делится. Так, отмахиваются -не люблю, мол, и все.

Белла Минцева   [Паневежис]    (16.06.2018   19:07:48)
(Ответ пользователю: Сикорски)

А кто отмахивается?)

Вот моё мнение, вполне себе резонное.
https://www.litprichal.ru/work/185499/

Трудно писать, как Иося , но я попробую
хотя бы один гвоздь вбить в гроб его
рифмованной прозы. И не потому, что она плоха,
а потому, что не отвечает требованиям стиха.

Если в строчку, как положено, написать всё тут,
что накропал этот непревзойдённый в лукавстве плут,
то получится повествование тоскливое и длинное,
вроде формулы кислоты дезоксирибонуклеиновой.

Сикорски   (16.06.2018   19:41:23)
(Ответ пользователю: Белла Минцева)

Конечно, формула днк сложна, тосклива и очень длина. Хотя ей мы, собственно, обязаны. Будучи непонятной, она таки обеспечивает наше существование как биологического вида. Так что Вы попали в точку.

Белла Минцева   [Паневежис]    (16.06.2018   19:44:35)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Возможно, для кого-то и химия - поэзия, и рак - рыба.)
Но не для всех.
Тут вы попали в точку.)

Сикорски   (16.06.2018   19:59:57)
(Ответ пользователю: Белла Минцева)

Ну если уж идти на такие сравнения, химия -не поэзия, а вот проза, это да. То же строгое превращение одного в другое по заранее известным законам, когда они известны; тот же вал новизны, когда открываются новые законы. И то же подозрение, что там, в глубинах происходит что-то, еще не понятое.
Поэзия сродни математике, в своей буйной фантазии, в своих попытках выяснить, понять, описать. С тем же риском, что никто не поймет их открытий, и с тем же невниманием к тому, что никто не поймет.

Белла Минцева   [Паневежис]    (16.06.2018   20:02:11)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Сродни математике?)
Нет, в математике не бывает неожиданных реакций.)

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (16.06.2018   19:40:58)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Имеют ли литературные произведения ценность не зависящую от читательского восприятия?
---
Спорно.



Сикорски   (16.06.2018   19:50:54)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

Спорно в чем? Литературные произведения так или иначе вписываются в канон искусства, сиречь, гармонии и соразмерности. Так или иначе литературные произведения этот канон постоянно формируют и разрушают. С другой стороны, произведения искусства всегда имеют смысл общечеловеческий, а то и надмирный. А значит, читатель, будучи вырванным из контекста автора, всегда будет в курсе того, о чем автор с ним беседует.

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (16.06.2018   20:01:35)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Спорно в чем?
---
На СтихиРе 800 000 авторов. Они тоже там пишут какие-то произведения,
но мне отчего-то кажется что не все их произведения
"Имеют ценность не зависящую от читательского восприятия"

Сикорски   (16.06.2018   20:10:49)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

Сетература это совсем другой коленкор. Я говорила о литературе.

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (16.06.2018   20:13:19)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Критерий оной, не огласите?

Сикорски   (16.06.2018   20:18:30)
(Ответ пользователю: Геннадий Агафонов)

Повторить?
Литературные произведения так или иначе вписываются в канон искусства, сиречь, гармонии и соразмерности. Так или иначе литературные произведения этот канон постоянно формируют и разрушают. С другой стороны, произведения искусства всегда имеют смысл общечеловеческий, а то и надмирный. А значит, читатель, будучи вырванным из контекста автора, всегда будет в курсе того, о чем автор с ним беседует.

Геннадий Агафонов   [Ижевск]    (16.06.2018   20:30:09)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Понятно, что ничего не понятно.)
А вот с этим что делать?
Я про ваши "гармонию и соразмерность"
Знаменитое классическое произведение.
--
Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз

Спасатель.   [Химки]    (09.06.2018   12:52:53)

Сказ о праведнике и божьем провидении
Андрей Шигин
(по мотивам народного анекдота-притчи)

Представ пред Господом, окончив путь земной,
Какой-то праведник заговорил слезливо:
«За что, Господь, ты поступил со мной
Настолько жёстко и несправедливо?
Когда отверзлись хляби и вода
Наполнила собою мир весенний,
Я не бежал с иными никуда,
А был уверен: Ты - моё спасенье!
Я тщетно прял молитвенную нить,
Надеясь на Тебя, смирен и кроток,
Хотя, меня пытались соблазнить
Из трижды мимо проплывавших лодок -
Они кричали, что настал черёд,
Когда молитвы - делу не подмога,
Что нужно срочно двигаться вперёд,
А не беспечно уповать на Бога!
Так почему же, Господи, ответь,
Ты утопил не их за эти речи,
А я, твой раб, в пучине принял смерть,
И мой обет тобою не замечен?
Я трижды – трижды! – доказал Тебе
Всю праведность мою и твёрдость веры,
Не искусившись, в пламенной мольбе.
И вот, вкусил страданья полной мерой…»
Господь, прищурив грустные глаза,
Пригладил серебристую бородку,
Не зло, но с укоризною сказал:
«Глупец... Я трижды слал людей на лодках.»

Давид   [Парнас]    (10.06.2018   08:45:55)

"...но все мы, так или иначе, приходим на встречу с Богом и пытаемся что-то из нее извлечь. Сформулировать результат трудно и за нас это делают другие. Нам остается только делиться."
______________________________________________________

Сетлана, меня очень заинтриговала концовка
пролога темы (умеете же вы взбивать сюжет),
но я огорчился тем, что вы не пригласили в
тему очевидцев - участников встречи с Богом.
П.С.
это был доброжелательный и пожелательный
критический комментарий темы.

Сикорски   (10.06.2018   19:29:26)
(Ответ пользователю: Давид)

Давид, странно мне читать этот ваш комментарий...

Давид   [Парнас]    (11.06.2018   10:52:02)
(Ответ пользователю: Сикорски)

По ту сторону
---------------------------
Придёт пора:
И в саван завернут,
Уложат в яму и зароют.
Оттуда уж не встану
На войну,
Не стану с вами спорить.

Что есть по смерти? -
Пустота...
Когда не наследил делами,
Никто не вспомнит,
Просто так,
Не отворотит камень.
https://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

Сикорски   (14.06.2018   20:25:43)
(Ответ пользователю: Давид)

"Наследил делами"... эт хорошо сказано!:) Шедеврально... А если наследил, значит, надгробный камень своротят к чертям. Зачем, собственно?... А дальше - что?:)
В очередной раз удивляюсь маниакальному упорству авторов не читать то, что они пишут:)

Давид   [Парнас]    (14.06.2018   21:57:57)
(Ответ пользователю: Сикорски)

Дело авторов - писать (ударение выбирайте),
а читать, как выходит, ваше дело, Светлана.)))
___________________________________________________

но у меня в тексте, не своротят, но отворотят
камень.
вы уж пожалуйста, если взялись читать, будьте
внимательней к тексту.






Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь!Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
1