Колядки и Щедровки, записанные в сю сторону р. Днестра и Сяна, в Галицком Подоле, Ополье и Полесье


2. Щедровки, поемые хозяйкам (господиням)
IV 31(2—3), зап. в с. Пилипче, Чертковского у.

Ци е ты дома, господинечка,
Ой лелия!
Господинечка, на имя Maрия?
Служеньки кажут: Нема ей дома,
Нема ей дома, гей у комнате.
— Що ж она дее? — Золото пряде.
Ходем до нее колядовати,
Ой, чей же нам даст по колядочце,
По колядочце, хоть водзадячко,
Хоть водзадячко, хоть водпрядочки,
Хоть водпрядочки на шареночку.
(В Пилипчу от Федора Шмигельского)

3 Наша панечка господинечка,
Ой лелия!
Господинечка, на имя Mapия,
По двору ходит, ключами дзвонит:
Ой ключи ж мои та и золотыи,
Ой не дзвоньте, не голосьте!
Ой таперь пан мой з Угор приехав,
Ой привез мене три подарунки:
Перший подарунок - шовкова шуба,
Другий подарунок — золотый кубок,
Tpeтий подарунок — тоненький рубок;
Шовкова шуба след заметае,
Золотый кубок братство частуе,
Тоненький рубок головку склонив
(В Пилипчу от Федора Шмигельского)

II 51(20), зап. в c. Typе, Золочевского у.

20 Ой там за двором, за чистоколом,
Ой дай, Боже!
Стоит ми, стоит, зеленый явор,
А в тим яворе три користоньки:
Една ми користь в верху гнездонько,
В верху гнездонько, сив соколонько;
Друга ми користь а в середине,
А в середине, в борти пчолоньки;
Третя ми користь у корененька,
У корененька чорний бобры.
Сив соколонько - пану на славу,
Яри пчолоньки - Богу на хвалу,
Чорныи бобры - та на шубоньку,
Та на шубоньку господинонце.
А за сим словом бувай здорова,
Бувай здорова, чом газдиненько,
Не сама з собов, с господареньком,
З господареньком, з усев челядков,
И з сыноньками, и з доненьками,
А з усем родом, и проч.

IV 34(7), зап. в с. Любиче, Жолковского у.

7 Де ся взяла сива зазулейка,
Щедрый веечр!
И все осады облетала,
Ино в едном не бувала,
Де ся церковь муровала,
Муровали ей три ворлоньки,
Ино един не муровав,
Но им только розказовав:
Кладете на спод беле каменье,
На каменью беле залезо,
По залезу сыру дубину,
По дубине клениноньку,
По клениноньце явориноньку,
Под самый верх беле залело,
На самый верх золотый хрест.
В той церковце сам Бог Попом,
А Дячата Яннолята;
Самы ся свечи посветили,
Самы ся книги почитали,
Самы ся службы поводправяли.
(В Любече от Андрея Навроцкого)

II 166(18), зап. в с. Скле, Перемышльского у.

18 Выбералась Пани
Рано до церковци;
(припев:)
В неделеньку,
Пораненько.
Выбералася
На три возойки;
На три возойки,
Bсе три кованы;
На чтыре кони
Вороненькии;
На еден возик,
Свеченьки клала;
На другий возик
Книжейки клала;
На третий возик
Сама седала;
Та приехала
Перед церковцю,
Сами ся звоны
Та зазвонили;
Сама сь церковця
Та вотворила;
Самы сь свечейки
Та запалили;
Сани ся книги
Та розтворили;
И сам Господь Бог
Службойку правит;
Бувайте ж здоровы
Емусцененько!
Не сами с собою.
С всев челядкою!
В неделеньку
Пораненько, и проч.

3. Колядки и Щедровки, поемыя хозяйским сынам, парням и мальчикам

IV 37(4), 50(24), Щедровки зап. в с. Порхове, Станиславск. у.

4 Ой ехав я з гор, пукнув я у двор:
Ой выйди, кречная панна, ты до нас!
- Зачекай ты хоть годиноньку малую,
Та най я постелю батеньку постель белую!
— Toбе ж бо добре по новой светлонце ходячи,
А мене тяжко на морозоньку стоячи. -
Ой ехав я з гор, пукнув я у двор:
Зачекай ты хоть годиноньку малую,
Та най я постелю матенце постель белую.
— Тобе ж бо добре по новой светлонце ходячи,
А мене тяжко на морозоньку стоячи.
(В Пopoxoве от Ивана Кузьмина)

24 Ой служив Василько в Польского Кроля.
Лелея!
Та его ноженьки в щиром золоте горели!
Ой служив служив, верненько служив.
Ой як гук, так гук, под Китай город (другие поют – под Китай гору)
Приездя они под Хотен место,
Ой зжаснулися ycе панове,
Вывели ему в седле коника,
Вон ся на тое а ни поглянув,
А ни поглянув, шапочки не сдоймив...
Шапочки не сдоймив, низко ся не вклонив.
Ой служив Василько в Польского Кроля,
Ой служив, служив, верненько служив,
Ой як гук и проч.
Ой сжаснулися усе Жидове,
Вынесли ему полумисок грошей.
Вон ся на тое а ни поглянув,
А ни поглянув и проч.
Ой служив Василько в Польского Кроля,
Ой служив, служив, верненько служив,
Ой як гук, так гук, под Китай город.
Приездя вони под Хотен место,
Ой сжаснулися усе мещане,
Вывели ему кречную панну,
Вон ся на тое барзо поглянув,
Барзо поглянув, шапочку здоймив,
Шапочку здоймяв, низко поклонився.
(В Порхове от Ивана Кузьмина)

IV 39(7), зап. в с. Стенке, Станислав. у.

7 Ой ходя, блудя, семь сот молодцев
Oй дай, Боже!
Доблудилися ть доброму пану,
Ть доброму пану, пану Василю:
Пане Василю, переночуй у нас!
Колись мы тобе станем в пригоде,
Як будешь ехав в Угри по девку,
Поставим мосты з белои кости,
Заснуем лесы паволоками,
Засеем поле дробнов жемчугов:
Забриня мосты з белои кости,
Зашумя лесы паволоками,
Заряхтит поле дробнов жемчугов
(В Степке от Mиxaйлa Боечка)

IV 42(12), 51(25), зап. в с. Пилипче, Чортков. у.

12 Ой пасе стадце чорне воронце,
Щедрый вечер!
Хто ж его пасе? — Пан Василенько,
Привертае го на золотый мост,
А вломилося золоте билце,
А втолилося пов стада коней.
Ой Василь ходит, рученьки ломит:
Не жаль же мене за пов стада коней,
Ой жаль же мене за моим конем;
Бо в мого коня золота грива,
Золота грива, сребны копыта,
Золота грива перса покрыла,
Сребны копыта бел камень збили.
(В Пилипче от Федора Шмигеского)

IV 36(3), 59(43), зап. в с. Жижаве Чортковского у.

34 Ой межи двома та дорогами,
Ой дай, Боже!
Стоит церковця мурованая.
Ой а эвониця будованая,
На той звонице два сив голубы,
Ой бував туда з давна гостинец.
Ой ехав туда кречный молодец,
Кречный молодец, на имя Василько,
А взяв коника та притягати,
Взяв свого лучка та й добувати,
А до голубов та й измеряти,
Взяли голубы т нему промовляти:
Кречный молодче, не стреляй до нас!
Ой бо мы не есть два сив голубы,
Али бо мы есть два Ангелове,
Два Ангелове з неба зосланы,
Ой ци так теперь, як з первовеку:
Ци ситя меды Святому Роздву?
Ци куря корелку Святому Сбору?
Ци варя пиво Святому Стефану?
Ой не так теперь, як з первовеку,
Як з первовеку, з давна бувало:
Не сытя меды Святому Роздву;
Не куря горелку Святому Сбору,
Не варя пиво Святому Стефану,
Лишь брат на брата меч вынимав,
Сестра на сестру чаров шукае.
(В Жижаве от Игната Лyцевогo)

3 Ой из за горы з за высокой,
Ой дай, Боже!
Ой десь ся взяла чорная хмара,
Але не есть то чорная хмара,
Aле но есть то два сив коники,
Ой еде ними кречный молодче,
Кречный молодче, на имя Василько,
Послав послоньки навперед себе,
Навперед себе до своей неньки,
Щобы ся ненька прилагодила,
Для свого сынка меду всытила,
Для челядочки пива зварила.
(В Жижане от Игната Луцева)

На изображении представлены Русские крестьяне Чортковского Уезда, села Ермаковки, лежащего в близком разстоянии от Днестра, почему жителей этой страны называют Нестровяне или Побережци. Мущина средних лет, с выбритой бородой и небольшими усами, волосы у него спереди подстрижены, сзади опущены. На нем белая рубашка в панталонах, шея повязана небольшим платочком. Он подпоясан шерстяным тканным синим кушаком (поясом), к которому привязан ремешком складной чепелик (нож). Верхняя одежда — суконная опанча, с капузой на плечах (богородицею), окаймлена и коегде вышита шнурками и кусочками синего сукна. На ногах юфтовые чоботы (простые сапоги), в руках у него соломянная шляпа, повязанная гарусной ленточкой, в другой руке бучок (палка).
Возле него стоят: замужняя женщина, молодиця, и девушка. На них длинные холстинные сорочки, с изобильным щитьем на рукавах и даже на пазушине (на прорехе). На шее силянка, т.е., повязка из бисеринок, за тем несколько десятков стеклянных бус и кораллов. В ушах ковтки с бовтицями (серги). Голова женщины повязана, в виде кокошника, цветным платком, которого концы спадают на спину; у девушки же сплетенные волосы положены в виде венка и кругом закосичены (украшены) цветами, и от них висят по спине разноцветные ленты. На висках фигли (маленькие локончики). Нижнее платье фОта (род шерстяной полосатой цлахты - Афанасий Никитин, в своем путешествии в Индию, очень часто упоминает фоту), которая, обхватывая сзади талью, перевязана несколько раз, вместе с таким же шерстяным передником (катраном), длинной шерстяной крайкою (кромкой).
Так как фота узка и без всяких сборок, то полы ее подбирают и закладывают сзади за пояс. Обе женщины обуты в желтые сафьянные сапоги, сшитые Русским кроем (на одной подошве). У девушки в руке коромысло с ключками, а возле него две деревянные коновки (ендовки), которыми носят воду. Впрочем женщины носят сердаки, бекеши и катанки.
Изображение снято с раскрашенных фотографических карточек, сделанных с натуры фотографом Л. Душкевичем.
Обьяснения к изображениям
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_268.htm
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Колядки
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_453.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm



Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 12
Опубликовано: 03.01.2017 в 02:59
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора










1