Народные обычаи, обряды и песни в Буковине Русского народа



Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876 г., н.1,
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким и изданные О.М. Бодянским. Продолжение дополнений:
I. Народные обычаи, обряды и песни в Буковине Русского народа
II. Карпатская Русь: Галичина, Северовосточная Угрия и Буковина
III. Историко-этнографическое обозрение всех их троих
Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876 г., н.1, с.531–670
Год издания: 1846-1908
Всего томов 218
http://www.runivers.ru/lib/book8180/

Народные обычаи, обряды и песни в Буковине Русского народа
1. Коляда или Святый Вечер
На кануне Рождества Христова хозяйка (газдиня) приготовляет разные постные кушанья для богатой вечери: пшеницу, галушки, бобы, пироги, колоченую фасолю, печерицы, сушеные сливы, сушеную рыбу, соленую рыбу, сушеницы (сушеные яблоки и груши), печет кныши с маком, капустой, или с горохом, кулешавники (пироги из кукурузяной муки) и калачи на жертву в церковь. Приготовив все, заметают чисто хату, вносят стол, на стол настилают сено, в которое кладут ладон и чеснок, после накрывают убрусом. На стол кладут два хлеба, на них соль, и при том все приготовленные кушанья с покраянными ломтями кныша. Пред самым закатом солнца входит в хату хозяин (газда), с своим семейством и с челядью, постившимися до сих пор, и все становятся рядом к молитве. По окончании молитв бьют поклоны и садятся по старшине за стол. Пред тем газда кадить ладоном под образы и на около стола. После он зажигает восковую свечу (так как только при светле годится вечеряти) и прилепляет ее к хлебам, лежащим среди стола. Перекрестившись, каждый по очереди кушает пшеницу, после едят другие кушанья. Откушав, одно из детей лезет под стол и квокает, чтобы велись квочки (наседки), и за то получает от отца ложку пшеницы, или сливы. Посидев немного, начинают все вместе петь колядные песни (колядовати), и после, поколядовав и поблагодарив Богу за вечеру, встают из за стола. Старые хозяева ложатся спать, а молодежь мужского пола идет колядовать по селу. Обыкновенно ходить по два мальчика вместе, и пришедши пред хату, становятся под одно и колядуют разные коляды. После окончания пения выносит им девочка, или хозяйка, бохонец хлеба, или крейцар. Так обошедши больше хат, соберут себе по мешку хлеба. Парни (парубки) та же ходят колядовать с одним музыкантом на скрыпке, или сопелке, заходя только в те хаты, где находится взрослая девка, которая уже пляшет. После коляды они получают от девчины по леву (гульдену), 50, или, по крайней мере, по 20 крейцаров.
На другой день (на Роздво) идут во в церковь, и по службе Божой паробки колядуют там вместе с Дяком. После Богослужения и женатые хозяева ходят один к другому колядовать, однако же они не получают ничего, кроме угощения кушаньями и напитками в доме того, кому колядовали. На третий и четвертый день паробки и женатые ходят колядовать только до полудня, по полудни же все идут на танец, в корчму. Молодежь танцует, а старине посматривают.
Коляды поются на Буковине хлопцами, паробками и хозяевами
I. Коляды. Хозяевам
1 Знати, познати, котрый добрый пан,
Гой, дай, Боже!
В него ворота з самого злота,
В него подворье, як сребло белe.
- Чи мгла, чи вода, чи бели вовци?
- Не мгла, не вода, все бели вовци.
- Чии то вовци? — Нашого пана,
Нашого пана, пана Ивана;
Идут за ними три вовчарики:
Один вовчарик — Святый Николай,
Другий вовчарик — Святый Юрий,
Третий вовчарик — сам Святый Господь!
Гей идут, идут, три трубци несут:
У Николая да й роговая,
А у Юрия да й медяная,
А у Господа с самого злота!
Як эатрубив Святый Николай,
Ой все ся горы да й забелели (зима),
А як затрубив да й Святый Юрий,
Усе ся лесы зазеленели (весна),
А як затрубив сам Святый Господь,
Пошли голоса по под небеса!
Гой, дай, Боже!

2 Гей в леску, в леску, на жовтом песку,
Гой, дай, Боже!
Камень лупают, церкву муруют,
Церкву муруют с трёма верхами:
А в першом верху служба ся служит,
Служба ся служит за господаря,
А в другом верху свечи палают,
Свечи палают за господиню,
А в третем верху звоники звонят,
Звоники звонят за всю челядку.
Гой, дай, Боже!
А за сим словом
Ночуйте с Богом!

Паробкам или мальчикам

1 Гей, Орде пышный, пане дедичу,
Гой, дай, Боже!
Ой з горда coбе да й починаешь,
По под Камянец коником граешь;
Камянци кажут: То наш пан еде;
А мамка каже: То мой сын еде.
— По чем познала? — По кошулечце:
На нем кошулька як бел беленька,
Як бел беленька, як лист тоненька.
— Де она прана? — В краях Дуная.
— Де вна кручена? — В коня копытах.
— Де вна сушена? — В тура на poзе.
— Де вна тачана? — В терновых дворах,
В терновых дворах, на тисовых столах.
— Де вна убрана? — В Бога за дверьми.
Гой, дай, Боже!

2 Выйшли молодци рано с церковци,
Гой, дай, Боже!
Та радят раду старосветскую:
Не купуймо, братья, на девки венки,
Но купуймо, братья, золота човны,
Золота човны, сребня весельця;
Та пустим мы ся краем Дунаем,
Краем Дунаем, в чужую землю;
Чуемо мы там доброго пана,
Даруе дары по коникови,
По коникови по вороному,
По Угорской стрелце, по хорошей девце.
Гой, дай, Боже!

Девкам и девочкам

1 Зажурилися горы, долины,
Гой, дай, Боже!
Що не зродило жито, пшениця,
Але зродило зелене вино,
Зелене вино славно зацвело,
Славно зацвело, мало зродило.
Сокотила его гречная панна,
Гречная панна, на имя Сандульця (Лебедь - Синильда дочь Драгобужа (Буса), сестра Аммия и Саара (Велисария), жена Германариха, мать Гуннимунда, Гулареха и Атанарекса):
Шитьечко шила, уже заснула,
Прилегала к ней райская пташка,
Райская пташка крыльцами сбила,
Да й гречну панну Сандульцю сбудила:
Райская пташка, не спевай вино,
Бо мене вина багато треба;
Треба мне вина на две, три, службы:
На одну службу — на Святе Роздво,
На другу службу — на Василия,
На третью службу — на Великий День,
На великий день, та й на Великдень!
Гой, дай, Боже!

2 Гей бежит рыдван золотокован,
Гой, дай, Боже!
А в том рыдване золотый стольчик,
На том стольчику гречная панна,
Гречная панна, панна Сандульця,
Ой сидит себе, шитьечко шие,
Шитьечко шие, три шириничци:
Першу що шила, сады садила,
Тоту бы дати свому свекрови;
Другу що шила, вселяким шовком,
Тоту бы дати меньшому брату:
Третью що шила, золотом злотила,
Тоту бы дати свому милому;
Эй дати, дати, нема ким послати,
Е в мене сестра меньша вод мене,
Меньша вод мене, красша вод мене,
Сестру похваля, мене погудя:
Хоть сором, хоть два — понесу сама.
Гой, дай, Боже!

3 Гей, в лесе, в лесе, да й в Недоборе,
Гой, дай, Боже!
- Чи огонь горит, чи месяц светит? —
Ни огонь горит, ни месяц светит,
Гречная панна венком cияе,
Bенком сияе, Бояр частуе:
— Станьте, Бояре, в одну сторону,
Бо мене батько даром даруе.
Даром даруе, три села дае:
Одно село с старыми людьми,
А друге село ис парубками,
А третье село ис девочками.
С старыми людьми село порядне,
А с парубками село буйное,
А с девочками село славное.
Гой, дай, Боже!

4 Зажурилася да й перепела,
Гой, дай, Боже!
Де бы я coбе гнездочко звила?..
Звила бы я го в озимом жите -
Женци зайдут, мене найдут,
Гнездо розобьют, дети розженут:
Зажурилася да и перепела:
Де бы я coбе гнездочко звила?..
Звила бы я го в ярей пшенице:
Женци зайдут, мене найдут,
Гнездо разобьют, детей розженут.
Зажурилася да й перепела,
Де бы я собе гнездочко звила?..
Звила бы я го в зеленой траве:
Женци зайдут, мене найдут,
Гнездо розобьют, дети розженут.
Гой, дай, Боже!
Записал Г.И. Купчанко
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Колядки
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_453.htm

Григорий Иванович Купчанко
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_724.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm



Рубрика произведения: Поэзия ~ Авторская песня
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 12
Опубликовано: 01.01.2017 в 13:23
© Copyright: Игорь Бабанов
Просмотреть профиль автора










1