Город бесцветных индивидуальностей


Меня всегда занимал вопрос: почему все эти яркие индивидуальности не сбегут из города, который их индивидуальности стирает? Не судите по мне, я знала на что шла и сознательно хотела содрать лицо до костей. Я стремилась воссоединиться с машиной, с гротескным механизмом из шестерней, проводов, поршней и турбин. Поэтому здесь мне самое место.
Могут ли тем же похвастаться остальные жители города? Очень сомнительно. Хитрый еврей Клайненберг выдвинул теорию, что общество ожидает дальнейшая атомизация, расслоение традиционных семей и групп на одиночек, рассованных по квартирам. Он, конечно, прав в предпосылках, но не прав в выводах. О нет, мы столкнулись с гиперсоциальным обществом. Благодаря развитию СМК (средства массовой коммуникации - куда интереснее этих ваших СМИ) люди стали больше общаться друг с другом, никак не меньше. Даже наши забитые социофобы и шизоиды начали подавать голос. Хотелось бы думать, что у людей, которые постят фоточки в FB, на самом деле нет жизни, но факты говорят об обратном. Есть прямая корреляция между активностью человека в реале и в виртуале.
Проблема в ином - в организации труда. Я уважаю Маркса и признаю, что трудовая деятельность играет важную роль в жизни человека и в социуме. Скажите, разве у вас никогда не возникало желания делать что-то своими руками? Шить одеяла, делать мебель из дерева, чинить машины, печь ржаной хлеб? Офисная жизнь чудовищно абстрактна и трудоемка одновременно. Офисные люди много впахивают, но фактически не видят результатов своего труда. Разве можно считать реальной продукцией PR, журналистские заметушки, которые завтра никто не упомнит, юридические договора и перегонку туда-сюда спекулятивных электронных капиталов? Это все фикция, симулякры и надстройка над объективной реальностью.
В Сети мало кому нужна информация. Пользователи не готовы полтора часа кряхтеть и вдумчиво читать умное исследование. Нет времени. В лучшем случае они прочитают дайджест-выжимку с прикольной картинкой. Сообщения и заметки становятся все короче и эмоциональнее. Так учат вести корпоративные страницы: коротенький текстик, попсовые истины, яркая картинка и песенку или ролик по вкусу. Получите репосты и лайки.
Я, кстати, категорически протестую против этого и отказываюсь писать SEO-тексты для своих нужд. Я не хочу участвовать в информационной вакханалии. Медиакультура не настраивает на содержательный лад. От вас не требуется сложного анализа - просто реакция понравилось не понравилось.
"Как вам кинцо?" - "Понравилось" - "Наш человек!"
Так вот, в мире абстрактной экономики человек пытается компенсировать отсутствие реальных результатов за счет создания имиджа в сети. Образ в сети дает свободу. Возвращает значимость словам и жестам. Проблема самоидентификации, в конечном итоге, неизбежно ведет к проблеме самовыражения. И чем меньше человек понимает, кто он таков, тем сильнее он пытается выставить свое Эго на публику. Пусть люди одобрят. Пусть люди направят и подскажут. Не только кем быть, но и как быть. Легкость социального взаимодействия ведет к растрате времени. Потрепаться с аватаркой в Сети проще, быстрее и приятнее, чем посмотреть длинный фильм или (не дай Бог) взять длинную книгу. Люди сегодня испытывают реальный стресс, понимая, что им придется убить много часов подряд, чтобы что-то понять или выучить. И потому они эти же часы убивают с иллюзией продуктивной деятельности и коммуникации.
Наверно, это ненормально, но сейчас даже преступники делают сэлфи на месте преступления и выкладывают фото украденных смартфонов. Это за пределами моего понимания. Сегодня, если вы хотите стать идолом, вам сперва придется стать абсолютно публичной личностью. Их жизнь издалека кажется аляповатой, неестественной конструкцией из дешевого пластика. Соцсети провоцируют зависть. Мы завидуем успешным медиаперсонам не меньше, чем успешным банкирам и разведчикам. Пожалуй, даже больше. Все эти хипстеры, креативная прослойка, медийщики и просто неравнодушные к самим себе люди — идеальная мишень для продвижения брендов, с одной стороны, и организации протестов и флешмобов, с другой. Ибо являются то восторженными, сиюминутными потребителями, то фрустрированными, забитыми клерками.
Люди добровольно отказываются от тайны частной жизни. Это, как если бы государства добровольно отказались от суверенитета, сняли все визовые и таможенные ограничения. Когда люди не могут найти вашего двойника в Сети, они злятся и недоумевают. У вас должна быть представительская копия.
Сеть поощряет взаимный нарциссизм. Процветает реципрокный обмен симпатиями. Опять незнакомое слово? Ну, в общем, это ситуация "ты мне - я тебе". Социальные сети - это огромная масса людей в позиции 69. Внешний мир дает вам деньги, еду, кров и оптоволоконный кабель. Игры и виртуальная коммуникация дают людям то, чего они лишены в повседневности - Смысл. В игре есть миссия. Квесты. Можно спасти мир. А в реальном мире - мир спасти нельзя, увы.
Социолог Зигмунт Бауман придумал термин liquid modernity – «текучая современность». В своей лекции он сказал: "Кризис идентичности теперь состоит в том, что так как большинство общественных задач осуществляется через магазины, так же и отличия вас от других можно достигнуть с помощью магазинов. Трудностью является поддержание этого, мода меняется очень быстро, господствующие взгляды о том, что такое хорошо и что такое плохо, меняются быстро, открывается Интернет — все меняется, заголовки газет служат цели вытереть из памяти заголовки вчерашнего дня. По-моему, то, что происходит сегодня, — это не то, что людей волнует проблема идентификации, нет, их в большей степени волнует проблема реидентификации: как сохранить возможность стать каким-то другим. В действительном понятии идентичности сегодня уживаются два желания: я хочу быть собой и я хочу быть кем-то иным".
Вернемся к тому, с чего мы начали. Возвратимся в великий город. Как вы думаете, что в Сети главное? Нет. Тоже нет. А правильный ответ - право голоса. Каждый может говорить и найти себе слушателя. Даже если мнение банально или некомпетентно. Писатель найдет себе хоть одного читателя. Даже самый задрипанный неудачник и самая экзальтированная графоманка на свете. В реальности они не имеют права разевать рот. Общество мало кому позволяет высказываться по важным вопросам. Чтобы подняться над уровнем кухонных посиделок, надо быть кем-то в теме. Надо быть Фурсовым, чтобы выступать на конференции. Если, скажем, ко мне подойдет какой-то герр и начнет втирать про Украину, про культурологию или вообще про литературу, то продержится он где-то две фразы, после чего пойдет по адресу, который не дом и не улица.
Кому вы пишите рецензии? Кому вы строчите стихи? На кого и ради чего выливаете мысли ведрами?
Без зрителя уже никак? Применение принципа наблюдателя в рамках одной частной жизни — пока никто не смотрит, ничего и не происходит.
А нужны ли эти мысли, стихи, рецензии там, по ту сторону монитора?
Разумеется, глупо использовать СМК для борьбы с СМК же. Поэтому будем считать, что я только информирую, а не коммуницирую. Мне не нужна обратная связь, поскольку, будем честны, ничье мнение в Сети меня не интересует. Может быть, поэтому я не тянусь к другим пользователям. Потому что нет тут людей, кроме меня. И для вас, кроме вас и знакомых, перетащенных с реала, тоже не должно быть. Пустяк, призраки. Возмущение статического электричества.
Впрягаться в эти отношения, верить в их серьезность - виртуальное рабство. С кем-то спорить можно до посинения, благо у каждого в кармане экспертное мнение. Можно полгода бросаться друг в друга философскими категориями или творческими работами, но все это не сравнится по эффекту с одной душевной пьянкой. А уж рассчитывать и надеяться на эфемерных, виртуальных друзей...
Я могу понять зависимость в реальности. Но когда человек привязывается к интернет-сообществу, в котором он пару лет тихонько трендит о чем-то под присмотром таких же пользователей... Нет дружбы и обмена мнениями по Сети, как и нет завтрака по телефону. Слишком быстро. Слишком просто. Слишком поверхностно и обесценено. Я скучаю по эпистолярному жанру. Потому что письма шли неделями. И что-то значили. Надо было выверять написанное. Отвечать за слова.
Я стою на карнизе высокого дома. Подо мной шагают одинаково зажатые люди. И дома они будут одинаково раскрепощаться и расправлять перья в Сети. Двадцать первый век расслоил людей надвое. И вместо одной банальной судьбы, у каждого их теперь по две. Мне не нужны жалкие имиджевые уловки. Для кого? Гораздо важнее запустить маховик машины. И я добьюсь этого через любые подвиги или унижения.
P.S. Не утруждайтесь якобы отстаивать якобы свое мнение. В сети слишком велико искушение громко говорить от своего имени. Это трата времени. Лучше прочитайте нормальную книгу, попрыгайте через скакалку или сварите борщ. Это инвестирование времени.



Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 6
Опубликовано: 01.12.2016 в 00:50
© Copyright: Дарья Сокологорская
Просмотреть профиль автора






1