День мертвых


Христианство на первых этапах распространения не могло позволить себе весело сжигать ведьм (или доводить до самосожжения старообрядцев - у нас же все добровольно и с песней), поэтому язычников ассимилировали. В конце концов, это был потенциальный людской ресурс, в котором нуждалась молодая религия. А поскольку язычники так просто от своих поганых корней не отказывались, то и приходилось миссионерам изощряться и внедрять в христианство элементы пестрого язычества.
Так, Рождество по чистому совпадению назначили на дни римских Сатурналий. Как утверждает господин Фрейзер: "Современные обряды Пасхи, которых придерживаются в Греции, Сицилии и южной Италии в некоторых аспектах поразительно напоминают обряды культа Адониса, и можно допустить, что церковь сознательно позаимствовала новый праздник у своего языческого предшественника ради привлечения новых душ к Христу". На Руси Перуна заместил схожий по функциям, но православный по духу Илья Пророк. Велеса, по сути, сменил Георгий Победоносец, он же Егорий Вешний.
Занимательна история, скажем так "воцерквления" древнекельтского Самайна. Это традиционный для всех Британских островов праздник урожая и, в то же время, день почитания мертвых. Считалось, что в этот день границы миров слегка расслаиваются, и к живущим приходят их предки. И к этой дате решили привязать День всех святых. Кстати, у Ефрема Сирина есть упоминания о том, что изначально этот день приходился на 13 мая. А 13 мая - это был день римских Лемуралий в честь мертвых. Празднество, по мнению самих римлян, было похоже на Самайн. Позднее католики перенесли торжество на 1 ноября. Формально, в честь освящения капеллы Собора Святого Петра. А на практике, чтобы было проще перекрещивать франков и кельтов, присвоив себе символизм дня мертвых.
Так или иначе, в Мексику испанцы приплыли с уже готовой концепцией Хэллоуина. А там у ацтеков, не то что Самайн, а гуляния на два месяца в честь госпожи мертвых —внимание— Миктекацихуатль. Королева Миктлана, земли мертвых, которой она правит вместе со своим мужем. Она ухаживала за костями мертвецов. А еще ацтеки верили, что днем она проглатывает звезды на небе.
Церковь так и не смогла превратить этот праздник из жизнерадостного в траурный и скорбный. И хотя удалось привязать торжество к традиционным католическим датам, это по-прежнему одно из самых ярких и самобытных событий в мексиканском календаре.
В Мексике смерть никогда не воспринимали как горе. Напротив, для бедняков, боровшихся за повседневное существование, она была лучшим выходом. Кстати, мексиканцы считают, что человек переживает три смерти. Первая - собственно клиническая смерть с отключением мозга и сердца. Вторая смерть - когда опускают гроб в лоно матери-земли. И третья, самая окончательная, - когда ни остается никого, кто бы мог вспомнить о человеке.
В данной культурной традиции День мертвых не связан с пугающими злыми духами и демонами. Празднование длится три дня. Первый день - поминают умерших детей, los angelitos. Второй день - взрослых. В плане подношений, дитям - игрушки, взрослым - текилу, что, в общем-то, правильно. А на третий день поминают святых и всех подряд. Считается, что в этот день "офренда" (подношения) помогает душам перейти из чистилища в рай.
Много символики, много ритуалов. Мне особенно нравятся сахарные черепки, они весьма вкусны (иногда даже с мармеладками в глазницах!). Мне тут вспомнился отрывочек из Брэдберри

"Это лакомство готовили специально для el Dia de Muerte - Дня мертвецов. Череп был сделан из белого сахара и легко мялся, если его сжимали пальцами слишком крепко. На нем имелись глазные впадины, провалившийся нос и зубы. И он мерцал в тусклом свете как крепко слепленный снежный ком.
Смерть считается в Мексике забавной и приятной темой для разговора. О ней любят говорить за ужином и за завтраком, с напитками и без них, с улыбками или очень серьезно".


А еще примерно в 90-х развился культ Святой Смерти, Santa Muerte. Это, разумеется, еще одна вариация на тему —внимание— Миктекацихуатль, но весьма удачная и коммерчески прибыльная. Кстати, считается, что она оберегает всех, кто работает по ночам: таксистов, копов и проституток. Короче говоря, нам это тоже полезно. Есть, конечно, и социальная подоплека. В полунищей, коррумпированной и неуправляемой Мексике Смерть стала кем-то вроде Робин Гуда, приходя за каждым человеком, не взирая на его статус. Так что, в глубине образа, на самом деле, желание социальной справедливости.

Очень интересно оформляется алтарь ко Дню мертвых. Во-первых, для них это так же важно, как для нас - нарядить елку. Этим занимаются и богатые, и бедные. Обычно на стол выставляют три пустых коробки, пустотой в нашу сторону. На верхнюю ставятся четыре свечи, символизируя направления сторон света. Потом отдельно выставляются свечи за каждого умершего родственника плюс одна запасная (мы же не хотим обидеть духа), а потом свечи, отвечающие за надежду и веру. Становится светло. Поджигается смола, дым от которой помогает духам найти свой дом.
Даже самые примитивные алтари содержат минимум три элемента - воду, соль и по-особому выпеченный хлеб. Иногда рядом выставляют ванные принадлежности, ну там, мыло, бритву, чтобы дух мог привести себя в порядок.
На третьем этаже стоят эти забавные мексиканские скелетики, Calaveras, каждый из которых символизирует определенное увлечение покойного. То есть, скелеты-музыканты означают, что при жизни человек любил играть на банджо. По идее, они должны напомнить мертвецу, кем он был и порадовать его. Скелетики, изображающие Троицу, отдельно размещаются на втором этаже.
На первый этаж кладут личные вещи покойного и всякую мелочь: сигареты, деньги, одежду. Алтарь украшают букетами и лентами. Цветовая символика такая:

Черный - дохристианские верования и страна мертвых.
Фиолетовый - боль, страдание, траур.
Розовый - празднество
Белый - очищение и надежда
Желтый - Солнце, свет
Красный - кровь Христа

Мексиканцы говорят о смерти, поднимают тосты за не, танцуют с ней, поют для нее - и все на повседневном уровне. В итоге происходит развенчание страшного мифа смерти. Да, она приходит, но уже без черной вуали и ореола тьмы. Уже не страшная.
А вы пьете за себя любимых, потому и дрожите.



Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 3
Опубликовано: 30.11.2016 в 21:33
© Copyright: Дарья Сокологорская
Просмотреть профиль автора






1