Тренировочный текст


Писать интересно проще, чем можно предположить. Чем-то напоминает обучение боксу. К счастью, читатель не может активно сопротивляться, а, скорее, напоминает безвольную грушу, наполненную резиновой стружкой. Можно отработать умение писать, как можно отработать правый хук или удар по печени. Тут даже мудрить не надо: удар в солнечное сплетение, и большинство соперников покорно загибаются.
На самом деле, это чисто утилитарный навык. Существуют блогеры, лишенные объективного таланта и эрудиции, но владеющие хорошо поставленным ударом. Я могу создавать увлекательные тексты про мытье посуды. Тексты, в которых не будет и крупицы смысла, just for fun. Могу выкладывать отрывки, у которых нет ни конца, ни начала, ни контекста, и все равно они хорошо смотрятся.
Однако если вы встретите в сети статейки на манер "10 советов для начинающего писателя", "как научиться писать интересные тексты", "возбуди в себе креативщика" - смело прописывайте автору двоечку.
Нет, литературе нужно учиться на практике. Так или иначе, придется начинать с небольших вещей. И читатели нужны обязательно - это ваша груша, и вы не можете тренироваться без нее.
Во-первых, удар должен быть быстрым и неуловимым. Не следует давать в тексте больше информации, чем ее в состоянии получить среднестатистический человек в реальной жизни. Мы больше не можем позволить себе давать гоголевские описания стола на шесть страниц. Чтобы получить такие впечатления от настоящего стола, мне надо полчаса пялиться на него, и минут десять водить по нему руками. Наш разум улавливает все фрагментарно. Мы не видим человека целиком. Мы видим только цвет одежды, общий стиль, глаза, губы и какую-нибудь брошь в виде скарабея. Собственно, этого нам достаточно, чтобы составить о нем впечатление и нормально общаться.
В текстах не надо мучительно разжевывать образы, идеи и действия. Дайте несколько якорей, пару эскизных штришков, намечающих фигуру, а дорисует и раскрасит сам читатель. Все, что можно выкинуть, - нужно выкинуть. Любая длиннота дает читателю шанс сгруппироваться или вовсе увернуться от удара.
Во-вторых, удар должен быть точным, акцентированным. Нужна конкретика. Если это статья, то все побочные факты должны быть привязаны к главной теме. Если вы пишете про падение цен на водку, то упоминаемая возня с "Мистралями" должна как-то влиять на ситуацию. Если это художественный текст, то, как я неоднократно говорила, все должно работать на три направления: раскрывать героя, создавать атмосферу, продвигать повествование. Нужна интрига, нужен клевый персонаж, либо хорошо прописанные декорации. А лучше все вместе. Все остальное надо сжечь. История должна заставлять человека идти вперед по абзацам и страницам. Это целая серия ударов, и все должны прийтись по цели. C-C-C-Combo. Чем длиннее текст, тем сложнее так бить - иногда просто устаешь.
Третье и последнее, удар должен быть сильным. Сунь Цзы утверждал, что "Военное искусство — это искусство удара твердого по пустому". Я низко кланяюсь его гению и подтверждаю: все так. Зачем мы вообще что-либо читаем? Чтобы в голове у нас что-то прибавилось. Мы хотим узнать новые данные по волнующей нас теме. Это верно для журналистики. Например, я мониторю несколько порталов по канцерологии. Я уже многое накопала, но иногда попадаются статьи, в которых говорится что-то, чего я еще не знала, и что кажется мне достойным внимания. Какие-то факты, идеи, концепции. Новости про Украину каждый день подкидывают что-то новое, хотя в целом творится там все такой же бардак.
Что касается художественного произведения, то принцип бить-твердым-по-пустому сохраняется и там, хотя все становится гораздо сложнее. Журналистика стремится удовлетворить одну основную потребность - информационную. Какую потребность пытается удовлетворить литература - я без понятия. Одни читатели хотят развлечься, другие получить эмоции, третьи подкрепить свои морально-нравственные установки, четвертые убегают в мир, созданный вами. Очевидно, что всем не угодишь, тут уж вам следует определить свою аудиторию и наполненность своих текстов.
Ни в коем случае не создавайте текстов-в-себе. Ваш язык должен быть понятен, а набор архетипов - доступен. В литературе никогда не ссылайтесь на собственный глубинный опыт, не пытайтесь внутри текста решать какие-то свои проблемы. Никто не поймет и не услышит. Никому не интересно читать бредовые переживания и умозаключения. Текст как водолазка-унисекс должен налезать на всех. И пусть он сделан из синтетических волокон, в нем будет тепло и удобно.

Такая вот глупенькая статейка, сама балансирующая на грани пустых советов из попсовых блогов. Я сделаю лучше: покажу вам, как она написана, поскольку я, словно хорошая гимнастка, контролирую каждый свой шаг.
\Писать интересно проще, чем можно предположить\ - основной тезис, заголовок и анонсируемая тема. Плюс изначально вложено самоуверенное и слегка конфликтное заявление.
\Чем-то напоминает обучение боксу\ - резкий поворот. Метафора свежая и неизбитая. К тому же это оксюморон, поскольку бокс и писательство не сочетаются вообще никак. Сложно представить себе поэта Тайсона или Чехова, избивающего гопников в подворотне.
\К счастью, читатель не может активно сопротивляться, а скорее напоминает безвольную грушу, наполненную резиновой стружкой\ - немного циничного юмора, плюс мы еще сильнее закручиваем наш наглый и самоуверенный образ автора, то есть меня.
\Можно отработать умение писать, как можно отработать правый хук или удар по печени. Тут даже мудрить не надо: удар в солнечное сплетение, и большинство соперников покорно загибаются\ - расширение метафоры, чтобы она смотрелась чуть поживее. Хотя, по сути, из пустого в порожнее, но это для декораций. Дальше ВКонтакт обрезает мое сообщение, поэтому в первый абзац надо вложиться.
\На самом деле, это чисто утилитарный навык\ - тезис, требующий раскрытия. Если читатель прочел тезис, то почти всегда прочтет и его раскрытие.
\Существуют блогеры, лишенные объективного таланта и эрудиции, но владеющие хорошо поставленным ударом\ - камень в чужие огороды, плюс читатель понимает, что гениальность и умение хорошо вязать слова в тексты не тождественны.
\Я могу создавать увлекательные тексты про мытье посуды. Тексты, в которых не будет и крупицы смысла, just for fun\ - одновременно наглое хвастовство (я должна продолжать поддерживать образ автора), соотнесение себя с этими блогерами, а также заявление, что форма иногда сильнее содержания.
\Могу выкладывать отрывки, у которых нет ни конца, ни начала, ни контекста, и все равно они хорошо смотрятся\ - это пряник для моих постоянных читателей, отсылка на несколько цитат из ниоткуда, вроде ржавого ворона или диалога с танцовщицей.
\Однако если вы встретите в сети статейки на манер "10 советов для начинающего писателя", "как научиться писать интересные тексты", "возбуди в себе креативщика" - смело прописывайте автору двоечку\ - немного пошлая шуточка, плюс противопоставление себя и других авторов попсовых статеек. Ведь вы же со мной, а не с ними? Так мы становимся соучастниками, и вы доверяете мне все больше через критику изначально провальных явлений. Плюс обратите внимание, как я играю с обращениями. То я говорю об абстрактных людях, то о себе, то обращаюсь прямо к вам. Да-да, вот к вам.
\Нет, литературе нужно учиться на практике. Так или иначе, придется начинать с небольших вещей. И читатели нужны обязательно - это ваша груша, и вы не можете тренироваться без нее\ - одновременно и совет, и мой личный опыт. Хотя бы небольшой кредит доверия я получу.
\Во-первых, удар должен быть быстрым и неуловимым\ - тезис, перечисление для удобоваримости текста и возврат к боксерской метафоре.
\Не следует давать в тексте больше информации, чем ее в состоянии получить среднестатистический человек в реальной жизни\ - по сути это тоже тезис, через раскрытие предыдущей метафоры.
\Мы больше не можем позволить себе давать гоголевские описания стола на шесть страниц\ - не все помнят этот стол, но все смогут представить громоздкие куски наших классических романов и, содрогнувшись, наспех со мной согласятся.
\Чтобы получить такие впечатления от настоящего стола, мне надо полчаса пялиться на него, и минут десять водить по нему руками\ - апелляция к личному опыту читателя, вы должны представить себе эту картину. Плюс немного абсурда и юмора.
\Наш разум улавливает все фрагментарно. Мы не видим человека целиком. Мы видим только цвет одежды, общий стиль, глаза, губы и какую-нибудь брошь в виде скарабея. Собственно, этого нам достаточно, чтобы составить о нем впечатление и нормально общаться\ - небольшая отсылка к психологии, опять же, для того, чтобы читатель на секунду проверил свои собственные реакции и еще глубже втянулся в текст. Плюс везде эти "мы-мы-мы".
\В текстах не надо мучительно разжевывать образы, идеи и действия. Дайте несколько якорей, пару эскизных штришков, намечающих фигуру, а дорисует и раскрасит сам читатель\ - еще один полутезис-полусовет, пихнутый в начало абзаца.
\Все, что можно выкинуть, - нужно выкинуть\ - резкое и категоричное высказывание, чтобы слегка тряхнуть читателя. С категоричными высказываниями всегда так и тянет поспорить.
\Любая длиннота дает читателю шанс сгруппироваться или вовсе увернуться от удара\ - замыкаем эту часть возвратом к боксерской метафоре.
\Во-вторых, удар должен быть точным, акцентированным. Нужна конкретика\ - тезис и метафора, уже традиционно.
\Если это статья, то все побочные факты должны быть привязаны к главной теме\ - уточнение тезиса, раскрытие метафоры. Все по той же схеме.
\Если вы пишете про падение цен на водку, то упоминаемая возня с "Мистралями" должна как-то влиять на ситуацию\ - небольшая злободневная шутяга, чтобы вернуть вас через частотные сообщения из СМИ.
\Если это художественный текст, то, как я неоднократно говорила, все должно работать на три направления: раскрывать героя, создавать атмосферу, продвигать повествование. Нужна интрига, нужен клевый персонаж, либо хорошо прописанные декорации. А лучше все вместе\ - более-менее толковый совет и важная лично для меня мысль. Поэтому я ее вам даже удвою, сказав одно и тоже двумя разными фразами. Хоть что-то отложится, а вы все равно не споткнетесь
\Все остальное надо сжечь\ - снова такое же категоричное заявление примерно в том же месте. Я начинаю слегка закольцовывать. Rondo.
\История должна заставлять человека идти вперед по абзацам и страницам. Это целая серия ударов, и все должны прийтись по цели\ - небольшая красивая, романтичная сентенция и сразу возврат к боксу.
\C-C-C-Combo\ - пасхалка для тех, кто знаком с DMC.
\Чем длиннее текст, тем сложнее так бить - иногда просто устаешь\ - попытка отговорить читателя от марафонских текстов, плюс одновременная связь с "длиннотами" из прошлого пункта. Даю установку: длинный текст для непосвященного - зло.
\Третье и последнее, удар должен быть сильным\ - тезис, порядковый номер и обнадеживающее заявление, что этот блок будет последним. Я почти не обманываю.
\Сунь Цзы утверждал, что "Военное искусство — это искусство удара твердого по пустому"\ - ссылка на авторитетную фигуру, расширение метафоры, сначала у нас была просто драка, а теперь аж война, плюс бонус для читателей моего дневника на лирушке.
\Я низко кланяюсь его гению и подтверждаю: все так\ - неожиданно наш наглый автор проявляет смирение, это слегка надламывает нарратив и придает читателю немного концентрации.
\Зачем мы вообще что-либо читаем?\ - классический риторический вопрос. Это такая ультимативная подготовка к решающему удару. Святое дело в колумнистике.
\Чтобы в голове у нас что-то прибавилось. Мы хотим узнать новые данные по волнующей нас теме. Это верно для журналистики\ - прямой ответ на вопрос, не больше, не меньше.
\Например, я мониторю несколько порталов по канцерологии\ - бонус для тех, кто со мной давно, остальные ужасаются: "Господи, это-то она зачем делает?"
\Я уже многое накопала, но иногда попадаются статьи, в которых говорится что-то, чего я еще не знала, и что кажется мне достойным внимания. Какие-то факты, идеи, концепции\ - продолжение ответа, хотя после перебивки он принимает более личностные черты, за счет обращения к собственному опыту.
\Новости про Украину каждый день подкидывают что-то новое, хотя в целом творится там все такой же бардак\ - снова обращение к навязшим на зубам темам, типа тех же "Мистралей".
\Что касается художественного произведения, то принцип бить-твердым-по-пустому сохраняется и там, хотя все становится гораздо сложнее\ - это просто развернутая и почти прямая просьба к читателю напоследок поднапрячься и внять моим словам.
\Журналистика стремится удовлетворить одну основную потребность - информационную. Какую потребность пытается удовлетворить литература - я без понятия\ - еще один пассаж, чтобы подчеркнуть отличие и сложность художки. Плюс небольшой комичный заворот в конце.
\Одни читатели хотят развлечься, другие получить эмоции, третьи подкрепить свои морально-нравственные установки, четвертые убегают в мир, созданный вами. Очевидно, что всем не угодишь, тут уж вам следует определить свою аудиторию и наполненность своих текстов\ - еще одно перечисление и какая-никакая информативная часть, наталкивающая на размышления о собственном творчестве.
\Ни в коем случае не создавайте текстов-в-себе\ - резкий тезис. Резкость происходит от отрицания и от пародии на Канта, которую к тому же не все поймут. Идет последний абзац, и я, и читатель на последнем издыхании, по этому бить надо не обязательно точно, но обязательно сильно.
\Ваш язык должен быть понятен, а набор архетипов - доступен\ - кидаю еще одно условно жаргонное профессиональное слово. Те, кто узнают жаргон, автоматически становятся к нам ближе.
\В литературе никогда не ссылайтесь на собственный глубинный опыт, не пытайтесь внутри текста решать какие-то свои проблемы. Никто не поймет и не услышит. Никому не интересно читать бредовые переживания и умозаключения\ - категоричный тезис-отрицание с троекратным усилением.
\Текст как водолазка-унисекс должен налезать на всех. И пусть он сделан из синтетических волокон, в нем будет тепло и удобно\ - внезапный переход от задолбавшей всех участников процесса боксерской метафоры к метафоре портной выглядит свежо и благодарно.

Затем я начинаю абсолютно неожиданную часть, посвященную анализу написанного текста. Фактически она нивелирует все, что я говорила до того, и вы начинаете следить за препарированием текста. Это такой позитивный эффект обманутого ожидания. К сожалению, у меня здесь нет возможности помечать цитаты курсивом, поэтому текст слипается в сплошную и монотонную простыню.
Тем не менее, я уверена, что моя находка заставит вас прочитать статью ДВАЖДЫ, да еще с дополнительными комментариями.
Не волнуйтесь, делать разбор разбора я не буду, поскольку двойную симуляцию запретил еще Бодрийяр.
В общем, я отработала несколько новых ударов. Пора идти спать.



Рубрика произведения: Проза -> Очерк
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 6
Опубликовано: 30.11.2016 в 21:12
© Copyright: Дарья Сокологорская
Просмотреть профиль автора






1