Характер и внешность



Характер и внешность
В истории психологии существует немало теорий, ставивших характер в зависимости от формы черепа, строении лица. конституции.Издавна существовали различные системы определения характера. Вот например, в античности Аристотель  и Платон предлагали определять характер по физиономии.
Аристотель придерживался мнения, что толстые носы  в форме луковицы свойственны грубым людям, остроконечные - вспыльчивым, а крючковатые обличают людей благородных и властных. Он также предлагал отыскивать во внешности человека черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествлять его характер с характерными особенностями этого животного. Так, Аристотель предполагал, что толстый, как у быка, нос обозначает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос как у льва, - важность.
Швейцарский писатель и священник Иоганн Каспар Лафатер (1741 - 1801) создал физиономическую систему по которой предсказывал характер по конфигурации черепа, особенностям лица и мимики. Печально то, что Лафатеру физиогномика не помогла ему угадать убийцу гренадёра в своём случайном собеседнике, который  застрелил его.
   После смерти Лафатера возникло новое учение - Френология. Оно связано с именем Австрийского врача Франса Галля (1758- 1828), который считал, что все свойства характера имеют определенные центры  в полушариях головного мозга, а степень их развитости можно определить по выпуклостям на черепе.
   В 1872 г. Ч.Дарвин сформулировал положение, что язык мимики, жестов и позы доступен пониманию всех людей.
А.Г Асмолов (1990) обобщая взгляды Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна о характере установил, что в любых установках личности содержится эскиз, проект будущего действия и выражаются в осанке, непроизвольном напряжении мускулов.
Аллан Пиз в книге "Язык телодвижений" описал много интересных наблюдений по поводу невербальной коммуникации.
Пол Экман, Десмонд Моррис в своих книгах утверждают, что наше двигающееся тело витрина информации. 
Жозеф и Каролин Мессинжер в книге "Я вижу вас насквозь" делает вывод,  что не люди делают жесты, а именно жесты делают людей. Тело -  поле игры жестов и рельеф речи.
 В психологии темперамента и характера в качестве физиологической основы различных темпераментов рассматривалась соматическая (Э.Кречмер, У.Шелдон).
По житейским наблюдениям для нас всегда телесная конституция сочетается с определенным жизненным стилем (лат.modusvivendi), способом поведения.
Вспомним новеллу А.П.Чехова "Толстый и тонкий" где писатель описывает неожиданную встречу двух приятелей. В рассказе прослеживается влияние телесной конституции на темперамент героев рассказа.
Толстый добродушен, разговорчив, а Тонкий, скажем, насторожен, иногда мстителен, злопамятен и т.д.
Заметим, что житейские наблюдения всегда поверхностны, интуитивны. Там частное принимается за общее.

«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
- Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
- Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.
- Ну, полно! - поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте... Что вы-с... - захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "Хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Эрнст Кречмер (!888- 1964) немецкий психиатр и психолог. На основании множества вычислений соотношений частей тело пациентов определил основные типы строения тела: четко выраженные - лептосомный (или психосоматический), пикнитический, атлетический, и менее определенный - диспластический.
В.В. Петухов в лекциях излагает следующее:
«Построим типологию Кречмера, построим по шагам. Этих шагов будет три.
1. Первый. Назовем первый шаг так: построение... или нет... выделение типов телосложения и установление их связей с психическими заболеваниями.
На первом шаге Кречмер предстает перед нами как собственно исследователь.
Скажем о материале, на котором работал Кречмер. Это его больные (сам он – психиатр). И если вспомнить, что события про­ис­хо­ди­ли в начале века, испытуемых было достаточно много – 260, у него хорошая статистика.
Что он делает? Он пытается выделить целостные типы телосложений. Нельзя сказать, что он действует чисто интуитивно, но следует сказать, что эти типы являются целостными структурами. Он не перечисляет набор свойств. Тот, кто читал Кречмера,тот знает – каждый тип телосложения представлен у Кречмера (и это обязательно для него) еще и конкретным лицом – у каждого типа должен быть свой обобщенный представитель. Это и есть принцип типологии: я показываю конкретного человека, но он является для меня обобщенным представителем данного типа телосложения.
Он выделяет три основных, подчеркнем, основных, потому что если Кречмер наблюдает, что какой-то тип нельзя представить как целостный, он этот материал из работы убирает...
Три основных типа телесных гипотез.
Мы перечисляем данные типы в такой последовательности:
1) Астеник. И Кречмер представляет нам человека... опишем коротко так: слабая мускулатура – «астенос» и есть «слабый» – неразвитым костно-мышечным аппаратом, впалая грудь. Астеник – это обычно человек среднего роста, хотя из-за своей худобы и слабого телосложения он выглядит выше своего роста.
И самое интересное: у Кречмера это – некоторые ключевые признаки, которые Кречмер предлагает определять даже по лицу.
Бывает, что с течением жизни телосложение человека меняется, бывает, что [он] пользуется средствами управления своим телом... Но есть ключевые признаки, которые трудно преодолеть...
Есть т.н. угловой профиль. Если посмотришь на лицо астеника в профиль – вытянутый нос и слабо развитый подбородок. (Потом он будет определять, и относить к этому типу знаменитых людей, от которых сохранились только портреты.)
2) Второй тип – атлетик. И в данном случае атлетик вряд ли нуждается в подробной характеристике. Это, вообще говоря, эталон мужской красоты. (Так случится, забегаем вперед, что этот тип основным не станет и для выводов уже не будет использован.)
Здесь имеется в виду человек атлетического сложения: крупная голова... и фигура, имеющая широкие плечи, как бы постепенно сужается вниз. Фотографии атлетиков вполне отвечают силачам, обобщенному представлению о сильном человеке начала века.
3) Третий тип Кречмер именует пикник. Это фигура оказывается как раз ключевой. Особенность тела пикника – это как бы наиболее полное развитие внутренних полостей – большая голова... (Кстати, пользуясь случаем, я хочу поздравить дорогих женщин с 8 марта и сказать, что Кречмер учитывал и женское телосложение в своих исследованиях, но оно оказалось настолько вариативным, что четких типов он выделить не смог, и здесь мы говорим только о мужчинах...)
...Большая голова, которая переходит почти без шеи в еще более крупную грудь, и фигура, в отличие от атлетика, расширяется книзу, потому что грудь должна переходить в еще более объемный живот.
Многие пикники тоже могут заботиться о своем телосложении. И тогда по лицу – это т.н. пятиугольный фас – резко выраженные скулы, обычно выраженные...».

Ульям Герберт Шелдон (1898- 1977) - американский психолог, автор конституциональной теории темперамента. На основании анализа фотографий 4000 студентов мужчин выделил три крайних варианта телесной конституции (соматотипа).
Он выделил 3 типа тела:коренастый, худой и спортивный.
Коренастые - полное сложение и при этом являются экстравертами;
худые - эктоморфные, долговязые, с неразвитой мускулатурой, интроверты, замкнутые и по своей натуре творческие люди;
спортивные - мезоморфные, атлетические, "мускульного" сложения.
Как психолог Шелдон был пионером в области антропометрии; сортируя множество фотографий и измеряя множество обнажённых тел (в основном студентов Лиги плюша), Шелдон в 1940-е годы выделил три типа Телосложений: эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов. Количественная оценка каждого из трёх компонентов системы Шелдона определяется для каждого конкретного индивида так, что «1» представляет абсолютный минимум выраженности данного компонента, а «7» — абсолютный максимум. Для облегчения оценки соматотипов Шелдон в 1954 году издал специальный атлас; по его методике можно было избежать всяческих измерений в случае обладания тремя фотографиями человека в обнаженном виде — спереди, сбоку и сзади — и обладания опытом визуальной оценки.

Типы темпераментов по Шелдону
Материал htt://www.psychologos.ru
http://www.psychologos.ru/images/sheldon_1392865129.png
В телосложении У.Г.Шелдон различает эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип, а компонентытемперамента- висцеро - сомато - и церебротония.
Кречмеру.
сенситивностью. Аналог психопатическом, а висцеротония максимально связана с маниакально-депрессивным типом.




Рубрика произведения: Проза -> Психология
Ключевые слова: Тело, жесты человека и его характер,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 23
Опубликовано: 28.11.2016 в 17:12
© Copyright: Гадаев Алексей Вениаминович
Просмотреть профиль автора






© 2009-2016 Litprichal.ru. Литпричал - новый литературный портал.
Стихи, проза, все литературные жанры. Литпричал - это сайт для авторов и читателей.
О проекте Контакты Карта сайта


1