Созидание прошлого



Мы это прежде всего наше прошлое. Нет прошлого, нет и нас самих. Без прошлого мы невидимки. Без прошлого мы ещё не личности. Ведь что есть личность? Это свежий срез с нашего прошлого. Когда мы характеризуем себя или кого-то ещё, мы характеризуем термином из прошлого. Кто я? Я публицист. Но что значит публицист? Это значит, что я пишу некие тексты и публикую их. Но важно то, что к моменту, когда я назвался публицистом, я уже написал как минимум один текст и может быть даже его опубликовал. Я называя себя таким образом отсылаю себя к своему прошлому.

Говорят, что жить прошлым нельзя. Но в том то и дело, что жить как-то иначе невозможно! Прошлое это то ради чего мы живем. Недаром, когда мы пытаемся начать жизнь с чистого листа, мы таким образом отказываемся от своего прошлого. Но лишь ради того, чтобы с этой новой точки создавать новое, более красивое и правильное, чем то, что было у нас до сих пор. Человек без прошлого всегда невидим и непонятен окружающим. Ведь что можно о нём сказать без его прошлого? Как говорил Эрих Соловьёв, прошлое толкует нас.

Есть конечно те, кто живет настоящим и будущим. Но это не меняет дела. Те, кто живет настоящим, не оглядываясь в прошлое, тем не менее каждой своей мыслью, ощущением и действием творят свою собственную историю. А история удел прошлого. Те, кто живет будущим, просто надеются, что однажды они обретут прошлое, да такое, что затмит всё вокруг. Причем заметьте, все радикалы черпают своё виденье будущего именно из далекого идеализированного прошлого. Исламисты пытаются построить Праведный Халифат, коммунисты воссоздать на новом уровне первобытный коммунизм, националисты вернуть нации её корни и традиции. Собственно, раньше, до Нового Времени, мы и не знали Будущего. Всё что мы делали, было данью прошлому. Хаммурапи вводил свои законы, опираясь на авторитет прошлого, утверждая, что он всего лишь возвращает прежний порядок. Иван Грозный, принимая титул царя, утверждал, что он лишь возвращает себе титул своих предков. Как писал Маркс:

«Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. И как раз тогда, когда люди как будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто еще небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освященном древностью наряде, на этом заимствованном языке разыграть новую сцену всемирной истории. Так, Лютер переодевался апостолом Павлом, революция 1789–1814 гг. драпировалась поочередно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи, а революция 1848 г. не нашла ничего лучшего, как пародировать то 1789 год, то революционные традиции 1793–1795 годов».

Наше прошлое это наш след. Это и есть наше главное творчество. Все что мы создаем в процессе жизни, будь то вещи, тексты или просто воспоминания, следы в душах других людей, все это в совокупности и есть наш главный капитал и наша характеристика. Собственно, мы и живем зачастую ради того, чтобы после смерти оставить все это в мире. Другое дело, что все это лишь следы на мокром песке, что завтра слижут волны забвения. Но ничего другого у нас нет. Это самое важное и ценное, что у нас есть. Собственно, наше будущее это лишь задел для прошлого, которое мы ещё не создали. Когда мы говорим, что будущего нет,мы имеем ввиду, что не сможем заполнить этот задел так, как нам бы хотелось.

Быть может в этом состоит и феномен русской фантастики, которая за последние годы погрязла в попандцах, которые так или иначе меняют прошлое, пытаются сделать его лучше. Они готовы терпеливо копаться в нюансах нашего общего прошлого, тщательно шаг за шагом меняя его, создавая нужную им картинку. Это может выглядеть жалко и смешно. Но этим раз за разом занимаются и историки, рисуя такую картинку, которая более актуальна в современных реалиях. Этим занимаемся и все мы, рассказывая истории из своего прошлого незнакомцам, формируя у них через свое прошлое выгодный для себя образ. Собственно, признание к нам приходит именно благодаря нашему прошлому. Для любого, кто начинает восхождение к славе, очень важно созидание прошлого, написание своей истории.

Однажды, на собеседовании меня попросили написать краткую биографию. Я сел, задумался и смог выдать всего несколько предложений. Родился в таком-то году, закончил школу в таком-то, тогда-то женился, тогда-то впервые стал работать по специальности. И собственно всё. У меня по сути, почти не было прошлого. А значит и не было меня самого. Была лишь серая невнятная личность, которой может быть и не было вовсе. Её кто-то придумал, как статиста для какого-то сценария или романа. И тогда я понял, что нужно создавать себе прошлое, пока не поздно. Мне часто бывает обидно и даже больно, когда в ответ на чужое воспоминание, у меня нет своего. Это как будто, кто-то походил на меня картой, а бить её нечем. Если моё прошлое столь жалко и безрадостно, значит и я сам такой и есть. Кажется, что я не жил вовсе. Что меня никогда не было. Если мне нечем ответить на чужое воспоминание, остается стиснуть зубы и пообещать себе, что в будущем я исправлю этот пробел, я наполню своё прошлое. Ведь без прошлого меня нет и быть не может. Каждое воспоминание делает меня полнее. Каждая веха, каждый этап делает меня более уникальным. Каждый оставленный след делает меня самим собой.

Вечно идти нельзя. Однажды мой путь закончится. После меня останется лишь прошлое. Мой след. Быть может по нему пойдет кто-то ещё, как я шел по следам других людей. И так же как я, мой последователь однажды свернет с этой дороги, чтобы проложить свой путь. Чтобы создать своё, удивительное и эксклюзивное прошлое.



Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 27
Опубликовано: 17.11.2016 в 23:06
© Copyright: Яков Азимандис
Просмотреть профиль автора






1