Мой любимый капитан


Мой любимый капитан. ЗнакомствоМихаил Бортников
"Не говори с тоской их нет... Но с благодарностью - были!"

За 45 лет на флоте работал я с разными капитанами. Было много греков,одного из них я ненавидел всеми фибрами своей души, был швед, который пил мою кровь литрами, многих капитанов я недолюбливал, но многих и уважал безмерно за их профессионализм, порядочность, справедливость, приверженность к своей тяжелой работе.

Сегодня же я хочу вспомнить единственного капитана, которого я любил, которым восхищался, настоящего человека, греческого македонца, Афанасия Сапунаса. Год назад он ушел из жизни 69-летним, но до сих пор он жив в моем сердце, в моей памяти. Часть моих морских баек, которыми я ежедневно развлекаю флотскую молодежь – о нем. Но мне хочется, чтобы о нем узнало больше людей, он этого заслуживает. Я попробую записать кое-что по памяти и постараюсь, чтобы это было интересным.

Познакомились мы с Афанасием в 1995 году, когда я сменил греческого старшего механика на борту небольшого сухогруза с интернациональным экипажем в порту Лас Пальмас. 2 дня я наслаждался жизнью в отеле, расположенным прямо на пляже, ожидая подхода моего судна “ Sea Mother”, вышедшего из Дакара почти неделю назад. По всем расчетам пароход давно должен был быть в порту, но запаздывал, как я потом узнал, из-за проблем с главным двигателем. По приходу на судно, я зашел, как обычно, к капитану, чтобы представиться. Капитан не стал скрывать проблем и сразу же сказал, что о причинах неполадок двигателя лучше узнать не у старшего механика - грека, а у второго, украинца, который, как и стармех должен был вылетать домой завтра утром, замена уже была на борту. Через пару часов мы с мастером встретились снова.

- Ну что, механик, говори свое мнение. Чего этой железяке не хватает?
- Похоже, что напрасно ваш дед цилиндры вскрывал. Я согласен со вторым. Если условия стоянки позволяют, надо разбирать газовую турбину, чистить сопловой аппарат Обеспечим нормальный проход газов, поднимем наддув, упадут температуры выхлопа, перестанут клапана гореть.
- Справишься?
- Только если вы оставите на судне второго до самого отхода. Возможно это сделать? Сам он не против, но вот как это организовать… У него самолет утром.
- Оставим. Не твоя печаль. С компанией я договорюсь. Останется на неделю, до Дьеппа, следующего порта. Чем тебе еще помочь?
- Господи, да чем вы еще-то можете помочь? Если даете добро перебирать турбину, да еще второго оставите, и так в ноги кланяюсь.
- Ну, а вот я слышал, что нужно утилизационный котел почистить. Как твое мнение?
- Хм… Да уж хуже точно не будет. А помочь… помочь - может. Только поставить мне туда некого, людей свободных нет.
- Это я на себя беру. Занимайся турбиной, пусть у тебя о котле голова не болит.
- Не понял!?
- На это дело я боцмана с матросами отряжу. Вылижут твой котел лучше ваших маслопупов. Я за этим лично присмотрю.

Я был просто в шоке. Да, такого капитана я никогда не встречал. Ни до того, ни после, а уж 20 лет прошло. Никогда больше у меня не было одновременно двух вторых механиков, никогда больше капитан не участвовал в котлочистке. Ни один капитан не давал мне столько полезных советов. Никто больше не поражал меня своей щедростью и великодушием, неутомимостью и оптимизмом. У Афанасия я научился очень многому, просто работая рядом с ним. Вот тебе и грек. А еще говорят: - Пожал руку греку, пересчитай пальцы. 



Рубрика произведения: Проза -> Мемуары
Ключевые слова: море, грек, капитан,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 19
Опубликовано: 17.10.2016 в 23:48
© Copyright: Михаил Бортников
Просмотреть профиль автора






1