МАКСИМАЛИСТ. МАЛЬЧИШКА. МЕЧТАТЕЛЬ. ОЛЕГ ДАЛЬ. Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья", 2002


 
Скачать файл

©
Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья", 2002,
еженедельник "Наша Канада" (Канада), 2004



Муз. файл:
В. Высоцкий, "Белое безмолвие"

Если птицы летят на север,
Веря только чутью и судьбе,
Это - не праздный выбор,
Это - вызов себе.
Вверх по вертикальной стене
С завязанными глазами.
Карабкаться или сдаться -
Мы выбираем сами!
Десять шагов. Дальше -
Сумасшедшая нежность.
К ушедшему.
По вертикали.
В вечность.
Земля Санникова …
воздух разрежен …
за облаками…
эту дорогу - мы выбираем сами…
…Эй, человек, почему тебе не сидится дома?
Что - знакомо?!
И в мире - равнодушно стороннем
Успеть прокричать
По-беловороньи…


В детстве Олег Даль мечтал стать воздушным асом или капитаном, открывать неизвестные земли. Его мечта исполнилась. Он открыл землю Санникова и покорил небо в пикирующем бомбардировщике. А еще он был принцем Флоризелем, нищим Васькой Пеплом, королем Генрихом. Потому что был актером. Играл так, что даже изумленные осветители за кулисами забывали, для чего они поставлены. Он был мальчишкой, максималистом и мечтателем, не уживался ни в одном театре, отказывался сниматься у Рязанова и Митты, если сценарий не нравился. Прослыл неуживчивым человеком. Эдуард Радзинский поставил ему диагноз: “Прекрасная и трагическая болезнь – мания совершенства”. Он играл так, что знавший его близко Радзинский опасался, что актер умрет, не выдержав такой накал. При этом умудрялся срываться в запои, и снова взлетать в творческом порыве. Был возмутительно свободен и гениально самолюбив. Он играл, не обращая внимания на больное сердце.

...

Мечта о небе

Олег Даль родился в Москве 25 мая 1941 года. Мать Олега Павла Петровна была школьной учительницей, отец Иван Зиновьевич Даль – инженером-железнодорожником. Кроме Олега, в семье была еще дочь Ира.

Как и все мальчишки послевоенной поры, Олег мечтал о покорении океанов. Но самой заветной была мечта о небе. Он не мог выбрать, стать ему моряком или летчиком. Играя в баскетбол, Олег “заработал” порок сердце, и с мечтой о небе пришлось расстаться.

Пришло другое увлечение – поэзия. Перечитывая “Героя нашего времени” Лермонтова, он понял, что станет актером, и обязательно сыграет Печорина. Правда, его внешность в те годы не соответствовала образу. К тому же он имел дефект речи – картавил. Но через 15 лет Олег Даль блестяще сыграл эту роль.

...

Экзаменаторы хохотали до слез

Окончив школу, Олег решил поступать в театральное училище имени Щепкина. Родители были против: профессия актера слишком безденежная. Впрочем, отец был уверен, что сын провалится. “Ты хочешь такого позора?” – сурово спрашивал отец. А Олег настойчиво занимался исправлением дикции.

Его упрямство сломило родителей. На вступительных экзаменах он стал читать отрывок из “Мертвых душ”. Длинный, тощий, с пафосом декламирующий монолог Ноздрева подросток привел экзаменаторов в экстаз. Они хохотали до слез. Олегу казалось, что он провалился, но он не отступил. Стал читать “Мцыри”. Экзаменаторы изумленно переглянулись: перед ними был юноша с горящим взором и прекрасной речью. Олега приняли.

В 1962 году Даля заметил режиссер Леонид Агранович и дал ему главную роль в детективе “Человек, который сомневается”. А присутствовавшая на дипломном спектакле Даля актриса театра “Современник” Алла Покровская пригласила его в этот театр.

В течение пяти лет Олегу не давали больших ролей, но он не переживал: одно только пребывание в знаменитом “Современнике” он считал счастьем. Пройдет совсем немного времени, и он демонстративно уйдет из театра. И повторит этот поступок не раз. Чувство собственного достоинства, высокая требовательность к себе и коллегам… В итоге – ссоры с режиссерами и молва о человеке с тяжелым характером.

Последовавшие несколько ролей в кино (“Первый троллейбус”, “От семи до двенадцати”, “Строится мост”) заметными не назовешь. Зато в театре он сыграл множество замечательных ролей. Вскоре, рассорившись со всеми, Олег ушел из “Современника”.
...

Выходки “морской кавалерии”

В 1966 году режиссер Владимир Мотыль (автор “Белого солнца пустыни”) снимал фильм по сценарию Окуджавы “Женя, Женечка и “Катюша””. Исполнителя на главную роль не было. Режиссеру рекомендовали Даля.

Мотыль вспоминает: “Первая встреча с Олегом обнаружила, что передо мной личность незаурядная. На нем был вызывающе броский вишневый вельветовый пиджак. Ему не было еще двадцати пяти, но в отличие от сверстников Олег держался с большим достоинством, будто был засыпан предложениями”. Однако, тот же Мотыль вспоминает и другое: “Мне говорят: :"Володя, ты разве не заметил, что Даль "под балдой?" Я подошел к Олегу и сказал: "Ты был не в форме, давай назначим вторую пробу, имей в виду, в таком виде тебя на роль никто не утвердит". Он приезжает еще в более сильном подпитии. Я понял, что Олег находился в тяжелом запое”. У Даля тогда не ладилась семейная жизнь. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой продлился всего полгода. Директор картины по-матерински сказала ему: "Олег, ты хороший парень, но ты ушел из "Современника" после очередного скандала, расстался с одной женой, с другой, ты хочешь совсем пропасть?" . Увещевания подействовали.

Съемки проходили в Калининграде. Артисты Даль и Кокшенов ехали в машине по центру города. Внезапно Даль спрыгнул на мостовую и побежал через улицу, размахивая бутафорским автоматом, время от времени постреливая. Кокшенов побежал за ним с таким же автоматом, вопя: “Стой, сволочь, стой!”. Прохожие в ужасе наблюдали за этой сценой, пока не появился военный патруль. Возглавлявший его офицер ничего не мог понять: на бегущих – советская военная форма, но какая-то странная. “Кто такие?” – спросил он. “Морская кавалерия, товарищ майор”, – доложил Кокшенов. “Железнодорожный флот, товарищ майор”, – отрапортовал Даль.

Офицер был капитаном 3-го ранга, и слово “майор” его доконало (моряки обижаются, когда к ним обращаются по “сухопутным” званиям). Артистов в лицо он не знал и под конвоем отправил на гауптвахту. С трудом режиссеру удалось их освободить.

За время работы над картиной съемочная группа пережила два срыва Олега. “Я был вынужден ставить его спиной к камере, - говорит режиссер, - от выпитого накануне у него было отекшее лицо и мутные глаза”.

В начале 1967 года фильм был закончен. Но премьеру в Доме кино отменили, и Окуджаве еле удалось устроить просмотр в Доме литераторов. Фильм вызвал восторг у зрителей. Но чиновники пустили фильм лишь “малым экраном” в провинции.

Вскоре сбылась мечта Олега о небе. Роль летчика Евгения Соболевского в фильме “Хроника пикирующего бомбардировщика” принесла артисту славу. А придуманный героем фильма ликер “шасси” полюбился народу. В 1968 году Олег вернулся в “Современник”, где получил первую значительную роль – Васьки Пепла в спектакле по пьесе Горького “На дне”. Режиссер Григорий Козинцев, снимавший фильм “Король Лир”, запланировал на роль Шута Алису Фрейндлих, но она находилась на восьмом месяце беременности и сниматься не могла. Роль Шута стала одной из лучший ролей Даля.

Олег Даль в кинофильме Женя, Женечка и Катюша

...

Неудача с двух попыток

Первый брак Олега с актрисой Ниной Дорошиной (особенно полюбившейся зрителям по фильму “Любовь и голуби”) так и не успели оформить. Но свадьбу сыграли. Она и стала развязкой их молниеносного романа. Нина долгое время была любовницей Олега Ефремова, и прямо на свадьбе Дорошиной и Даля Ефремов усадил невесту к себе на колени со словами: "А любишь ты все-таки меня, правда, лапуля?" Олег, как зомби, слонялся по квартире на собственной свадьбе, потом исчез на несколько дней. Семья не состоялась.

Вторую попытку создать семью Олег предпринял с Татьяной Лавровой. Они поженились, но сейчас Татьяна наотрез отказывается вспоминать о совместной жизни с Далем. Да и длилась она всего полгода. Позднее своей третьей теще Олег скажет о Тане только одну фразу: “Она была злая”.

...

“Он старомодно попросил руки…”

Незадолго до начала съемок “Короля Лира” состоялась встреча Олега с будущей женой Елизаветой Эйхенбаум, внучкой известного филолога Бориса Эйхенбаума, работавшей в съемочной группе монтажером. 18 мая 1970 года Олег сделал ей предложение. Елизавета вспоминает: “Олег сразу подружился с моей мамой – Ольгой Борисовной и называл ее Олечкой. Мой дед – Борис Михайлович Эйхенбаум – был знаменитым литературоведом. Когда деда не стало, я думала, что таких людей больше нет. И вдруг в Олеге я открыла похожие черты. Он довольно старомодно попросил у мамы моей руки”. Он сделал предложение в пять утра, а на вопрос, зачем такая спешка, ответил: “Мы будем много ездить, жить в гостиницах. Селиться в разных номерах, что ли? Это оскорбительно. Так что будь добра, пока я буду на гастролях, оформить свой развод (Лиза разошлась с первым мужем, но формально была замужем). Я вернусь, и мы подадим заявление”.

На следующий день он улетел в Ташкент и Алма-Ату на гастроли. А она еще не была влюблена. Кроме того, было одно препятствие – Олег выпивал.

Решающую роль в их любовной истории сыграл режиссер Козинцев. Елизавета вспоминает: “Если бы не Григорий Михайлович, мы бы не стали мужем и женой. Я помню его слова: “Лиза, какой у нас вчера был Олег на съемке!” Я подумала тогда – почему Козинцев говорит об этом мне, может быть, он что-то знает больше меня? Тогда у меня самой еще не было никаких серьезных мыслей о нас с Олегом. Почему я вышла за Олега, хотя видела, что он сильно пьет? С ним мне было интересно. Мне исполнилось уже 32 года, и я думала, что справлюсь с его слабостью. Каким-то внутренним чувством ощущала: этого человека нельзя огорчить отказом”.

Свекровь хорошо отнеслась к третьей невестке, вот только все время твердила: “Зачем нужно было разводиться, чтоб потом везти жену из Ленинграда? Я вот вышла замуж и всю жизнь с мужем прожила”.

В 1971 году Даль опять покинул “Современник”: в спектакле “Вишневый сад” Олегу досталась роль Пети Трофимова, он заявил, что эту роль играть не будет, а другую ему не предложили. Он уехал в Ленинград, где жила его жена, поступил там в драматический театра имени Ленинского комсомола. В 1972-73 годах Даль снялся в фильмах “Тень” и “Плохой хороший человек”, а в 1973 году, наконец, как мечтал в детстве, в телепостановке сыграл Печорина.

...

В “Земле Санникова” должен был играть Высоцкий

В 1972 году на “Мосфильме” начались съемки фильма “Земля Санникова”. На роль Евгения Крестовского был выбран Владимир Высоцкий, однако начальство запретило снимать Высоцкого! Выбор пал на Даля.

Несколько раз Даль и исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий хотели покинуть съемочную площадку: по их мнению, серьезный сценарий режиссеры слишком “облегчили”. Съемки довели до конца, но отношения с режиссерами были испорчены. В итоге звучащие в фильме песни поет не Даль, а Олег Анофриев. “Земля Санникова” была встречена публикой с восторгом, хотя сам Олег эту роль всегда вспоминал с горечью.



...

...усыновить малыша

Первые годы Олег и Лиза не думали о детях. Но когда Лиза почувствовала, что Олег хочет ребенка, она тоже захотела. Сходила к гинекологу, и врач сказал, что все в порядке. Но у них ничего не получалось. Как-то они жили у Шкловских на даче, а рядом - Евтушенко с женой Галей, усыновившие мальчика. Тогда у Лизы и Олега родилась мысль усыновить малыша. Придумали, что уедут на год, чтоб никто не знал, что это не их ребенок. Но ленинградская подруга Лизы - врач-педиатр - ее отговорила.

...

Рязанову не удалось послать Даля "в баньку"

В 1973-1974 годах Олег Даль снялся в картинах “Звезда пленительного счастья”, “Горожане”, “Не может быть!”. В это время Далю удалось загнать “зеленого змия” в угол. Владимир Мотыль вспоминает: “Он был очень мрачен и не многословен. Я знал, что он в полной завязке”. Самым заметной работой того периода был телесериал про советского разведчика в фашистском тылу “Вариант “Омега”. На роль разведчика Скорина сначала выбрали Андрея Мягкова. Однако режиссер фильма стал возражать: “Роль должен играть человек, меньше всего похожий на нашего традиционного разведчика”. “Кого же вы имеете в виду? Не Савелия ли Крамарова?” – спросили его. “Олега Даля”, – ответил режиссер.

Фильм снимали в Талине. Даль признался: “Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки – мои, слова мои, мысли мои”.

Премьера состоялась в сентябре 1975 года. Уже тогда было заметно, что Даль не полюбился властям: в течение десяти лет он был не выездным, и только после появления “Варианта “Омега” его направили на фестиваль в Прагу.

В это время Рязанов собирался снимать “Иронию судьбы” и предложил Олегу сыграть Женю Лукашина. Прочитав сценарий, Олег заявил, что Лукашин – не его герой. Посмотрев пробы, Рязанов понял, что Даль прав. И на роль Лукашина был утвержден Мягков.

Позднее Даль не раз отказывался играть в фильмах самых известных режиссеров, если ему не нравился сценарий. Он был утвержден на главную роль в картине Александра Митты “Экипаж”, но внезапно от съемок отказался. Режиссер нашел на эту роль другого актера – Леонида Филатова. Однако руководство “Мосфильма” посчитало поступок Олега нарушением трудовой дисциплины и издало негласный приказ в течение трех лет не снимать артиста на “Мосфильме”.

...

Неугодный властям

Фильм с участием Даля “В четверг и больше никогда” (1978) также не понравился властям и пошел “малым экраном”. А в 1978 года на “Ленфильме” начались съемки фильма “Отпуск в сентябре” по пьесе Вампилова “Утиная охота”. Даль мечтал сыграть главную роль еще с той поры, когда прочитал пьесу, и был уверен, что именно его пригласят на главную роль. Но режиссер его не пригласил. Даль обиделся. Когда ему все-таки позвонили со студии, он отказался от роли. Его уговаривали несколько дней, и, только когда режиссер сам, лично сел в поезд, приехал в Москву и прямо с вокзала пришел к Олегу и сказал, что кроме него больше никто не сможет сыграть эту роль, Олег согласился. Однако и этот фильм не пришелся властям по вкусу. Картину решили не показывать. Ее премьера состоялась в 1987 году, уже после смерти Олега.

Однажды, когда Лиза, не выдержав пьянства мужа, устроила ему выговор на эту тему, он заявил ей, что с этим покончено - он вшил “Торпедо”. Эта капсула и сыграет в его смерти роковую роль.

...

“Они добили меня...”


В 1976 году Даль пришел в театр на Малой Бронной. Играл он потрясающе, так, что наблюдавшие за ним осветители забывали про свою работу. Олег требовал того же от партнеров, они не выдерживали, а Даль срывался. А когда Эфрос укатил в США, не предупредив Даля, Олег ушел из театра. Вскоре Даля пригласили в Малый театр. К этому времени негласное мнение “неугодный властям” закрепилось за Олегом. И даже его очаровательный принц чем-то их насторожил, показ фильма “Приключения принца Флоризеля” откладывали в течение года. На экран фильм попал в 1980 году, когда, после отказа играть в “Экипаже”, на “Мосфильме” началась настоящая травля актера. А ведь у него было больное сердце! И оно давало о себе знать. Знакомые Даля вспоминают, каким он был тогда: “Измученный, с запавшими глазами человек, в котором было трудно узнать лучистого, всегда элегантно-подтянутого Даля”.

Даль признался: “Я не могу пока ничем заниматься. Они добили меня”.

В 1980 году на “Мосфильме” Леонид Марягин начал работу над фильмом “Незваный друг”. Режиссер, зная требовательность Даля, ждал его “приговора”. “Если мы говорим про человека, который не верит, что доброе дело может совершиться, и последний раз пытается убедиться в этом, – сказал Олег, – давайте пробоваться. Только вряд ли меня вам утвердят!”.

Утверждать его должен был некто Гуревич, который начал оскорблять с порога: “Да какой вы артист?! Вы рвач! Вам только деньги нужны! Когда Крючков приезжает в другой город - движение останавливается. А вас знать-то никто не знает". Олег молчал, сжимая кулаки. Пришел домой с побелевшим лицом, трясущимися руками и сел писать ответ чиновнику, но все время рвал написанное. Долго не мог прийти в себя после такого чудовищного унижения. И все-таки режиссер начал снимать Даля.

...

“Володя зовет меня...”

В июле 1980 года умер Высоцкий, с которым Даль дружил. На его похоронах Олег твердил: “Теперь моя очередь”. В день рождения Высоцкого 25 января 1981 года Даль проснулся утром и сказал жене: “Мне снился Володя. Он меня зовет”. Через несколько дней после этого Олег сказал друзьям: “Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре”.

В начале 1981 года Далю предложили сняться в лирической комедии на киевской киностудии. 3 марта в Киеве 39-летний Олег Даль в от сердечного приступа. Его нашли мертвым в гостиничном номере, рядом стояла пустая бутылка из-под водки. Артист запил по черному, наплевав на вшитую "торпеду". В результате поднялось высокое давление, сосуды не выдержали. он скончался. Похоронен был Олег Даль, как и Высоцкий, на Ваганьковском кладбище.

Когда Лизу Даль спросили: на кого из своих героев Олег был больше всего похож, она не раздумывая ответила: “Иванушка-дурачок или Принц. Раним, доверчив, наивен и невероятно силен”. Его заветной мечтой было - увидеть огромных африканских бабочек, а самыми грациозными животными считал бегемотов. Мальчишка, максималист, мечтатель.

2002



Рубрика произведения: Проза -> История
Ключевые слова: Виолетта Баша, документальная проза, ХХ век в лицах, Двадцатый век в лицах, история в лицах, Олег Даль,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 45
Опубликовано: 13.10.2016 в 06:19
© Copyright: Виолетта Баша
Просмотреть профиль автора






1