ОСКОЛКИ «СТИХОВ О ФАРФОРЕ»




Как автор многих критических статей, я не мог не написать о результатах конкурса «Стихи о фарфоре», который проводил Речицкий фарфоровый завод Раменского района Московской области. Поэт и химик Михаил Ломоносов перевернулся бы в гробу, узнав, как воспевают детище его друга Виноградова*, – фарфор, а сам Виноградов тем более. Почему? Прокомментирую первое попавшееся конкурсное произведение победителя – Людмилы Громовой.

Сама земля нам делает подарок
из чистой мягкой глины недр своих
огонь в печи так ярок и так жарок,
а наш фарфор - он лучше мировых.
Технические трубки и стаканы,
посуда химиков и чашки для аптек
в фарфоровой рубашке без изъяна
готовы нам служить из века в век.
Известна миру роспись голубая –
цветы и травы, ягодный узор,
из года в год, как прежде восхищает
России гордость – Речицкий фарфор.

Во-первых, если у стихотворения нет названия, то вместо него ставят звездочки.

Во-вторых, после каждой строфы (после каждых 4 строчек) оставляют пробел для удобства чтения. Неужели автор не мог разбить текст на строфы?

«неДР СВоих». Четыре согласных подряд, из-за чего строка не звучит, плохо произносится.

«в фарфоровой рубашке без изъяна». Посуда не может быть в фарфоровой рубашке, потому что ОНА САМА ФАРФОРОВАЯ!

«Известна миру роспись голубая». Миру известна не только голубая роспись. Фарфоровую посуду расписывают всеми основными цветами: голубым, красным, зеленым и желтым.

Технические трубки и стаканы, – слогов: 11
посуда химиков и чашки для аптек 12
в фарфоровой рубашке без изъяна 11
готовы нам служить из века в век. 10

Нетрудно заметить, что в строфе – сбой размера. Там, где должно быть 12 слогов, стоит всего 10. Отсюда проблемы с чтением, поскольку нарушена однородность стихотворения.

Второе стихотворение Громовой еще хуже.

На всей земле красивей нет посуды,
известен всем затейливый узор,
необычайное и сказочное чудо –
Речицкий удивительный фарфор.
Ласкает взор глазурь белее снега,
в рисунке синем – неба акварель,
самой природы расслабляющая нега
рукой художника преобразилась в гжель.
Скульптуры, вазы, чайные сервизы,
тарелки, блюда, комнатный декор,
горячим пламенем огня согрет, пронизан
Речицкий с вековой традицией фарфор.

Название и звездочки опять отсутствуют, опять нет пробелов между строфами.

«На всей земле красивей нет посуды,
известен всем затейливый узор,…».

Первую часть предложения автор закончил запятой, а существительное «узор» с посудой не связал. Узор просто витает в пространстве, предоставленный самому себе. Пример правильного предложения: «На всей земле красивей нет посуды, известен всем ЕЕ затейливый узор».

«горячим пламенем». Банальность. Ребенок, и тот знает, что пламя горячее. Поэтесса не сообщила читателям ничего нового.

«пламенем огня». Использование одинаковых по значению слов не украшает не только строку, но и всю строфу. Такое впечатление, что Громова не могла выбрать пламя или огонь.

«известен всем затейливый узор». Ритм: -/-/-/-/-/ (горизонтальная черта – безударная гласная, вертикальная – ударная). В таком случае, в строке «Речицкий удивительный фарфор» – сбой ритма, потому что ударение падает на первый слог: /-/-- /-/-/.

«Речицкий с вековой традицией фарфор». Такая же ритмическая ошибка.

На всей земле красивей нет посуды, – слогов: 11
известен всем затейливый узор, 10
необычайное и сказочное чудо – 13
Речицкий удивительный фарфор. 10

В этой строфе нарушен размер – там, где должно быть 11 слогов, их 13.

Ласкает взор глазурь белее снега, 11
в рисунке синем – неба акварель, 10
самой природы расслабляющая нега 13
рукой художника преобразилась в гжель. 12.

В этой строфе – и вовсе хаос. Как я уже говорил, отсутствие однородности отрицательно влияет на чтение стиха. Это лишает его напевности, легкости.

В моем произведении «Русский фарфор» ни одно жюри не найдет такого количества ошибок! Привожу для сравнения текст.

РУССКИЙ ФАРФОР

Русский фарфор состоит не из глины,
Кварц олонецкий* – совсем ни при чем.
Труд Виноградова**, пламя лучины –
Вот что в искусстве и ночью, и днем.

Дух мастеров петербургских и гжельских
В чаши и блюда вошел навсегда.
Лучше изделий китайских, немецких
Русский фарфор, – как распятье Христа.

Шум и растущая слава заводов,
Радость по поводу венских наград.
Все, что в судьбе, – от падений и взлетов,
В русском фарфоре три века подряд.

В нем кузнецовская*** хватка и гордость,
Татлин, Чехонин, Кандинский**** живут.
Нравы людей и истории голос
Нам раскисать никогда не дают!


*Добывался в Олонецкой губернии (северная Россия).

**Дмитрий Иванович Виноградов, соученик и товарищ М. Ломоносова. В 1746 году разработал первый русский фарфор.

***Терентий Яковлевич Кузнецов, совладелец фаянсового завода в Гжели. В 1832 году основал Дулевский фарфоровый завод.

****Художники, расписывавшие фарфор в пролетарском стиле. Сергей Чехонин первым соединил эстетику футуризма с традиционными формами фарфора (во времена СССР).


Следовательно, я могу оспорить возмутительное решение о распределении призовых мест. Я могу отстаивать право на первое место, и, конечно, на соответствующий приз.

Жюри может возразить: зато, мол, в работах Громовой упоминается прилагательное «Речицкий», необходимое для рекламы заводской продукции. Упоминается, но в конкурсных условиях не сказано, что авторы должны непременно воспевать речицкий фарфор. На всякий случай привожу текст объявления:
«Речицкий фарфоровый завод объявляет конкурс на лучшее стихотворение о фарфоре «Стихи о фарфоре». Победителя ждет ценный приз. Что бы принять участие в этом конкурсе, Вам необходимо с 1 по 31 августа прислать свое стихотворение о фарфоре на электронный адрес –shop@rfz.ru31 августа будут подведены итоги конкурса. Победитель получит приз от Речицкого фарфорового завода. Кроме того, самое лучшее стихотворение будет опубликовано на рекламном баннере».
Нигде нет требования писать о речицком фарфоре!
Возможно, на фарфоровом заводе никто не разбирается в поэзии, однако жюри, прежде чем объявить конкурс, могло узнать хотя бы основные критерии оценки поэтических произведений. Судя по всему, оно это не сделало.

Я потребовал от руководства Речицкого фарфорового завода внести коррективы в подведение итогов (согласен разделить первое место с Громовой) и заставить жюри конкурса публично принести извинения. Хозяева предприятия ответили молчанием, – видимо, забыв о разуме и совести. Потеряв терпение, написал жалобу в администрацию Раменского района. На письмо ответили, что «Мероприятие частное, и администрация не может вмешиваться в его порядок». Не слишком ли много у нас стало частного добра? Конкурс частный, а значение приобретает государственное, поскольку поощренное призами барахло читают люди, не имеющие к частной тусовке никакого отношения. В общем, капитализм запустил свои грязные лапы даже в святое, – в российскую литературу. Он живет по принципу «что хочу, то и делаю», разрушая, а не укрепляя нашу страну.

Даю ссылку на конкурсную страницу: http://www.rfz.ru/news/itogi-konkursa-na-luchshee-stikhotvorenie-o-farfore/



*Дмитрий Иванович Виноградов, химик, изобретатель русского фарфора.





Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 40
Опубликовано: 29.09.2016 в 12:48
© Copyright: Александр Рубис
Просмотреть профиль автора






1