Продавцы воздуха и вата


       Наша уважающая себя публика думает, что она думает, хотя, что такое думать, до конца понять сложно. Например, искренний Пушкин с удивлением констатировал, что мысли к нему в голову неожиданно и откуда-то прилетают и таким же образом исчезают в неизвестности – только успевай поймать, а он успевал и этим прославился.

        У нынешней «думающей публики» есть свои «властители дум». Назову двух, возможно, наиболее приметных – Александра Неклессу и Виктора Пелевина. Первый считается чем-то вроде архиполитолога, а второй – культовым полемическим писателем.

        Историософские, социологические и экономические труды Неклессы отличает многословие, обилие замысловатых терминов и простота идей. В этом и привлекательность подобного чтения. Вы бродите в дебрях и вдруг оказываетесь на милой и ясной полянке и сами себя хвалите, да и автора заодно – мол, лихо он закрутил.

        Неклесса взял на себя роль (или ему предложили) адвоката новой глобальной элиты. Новая она потому, что предпочитает открытому применению силы воровство и мошенничество. С одной стороны, это либеральнее, а с другой – не только перед ближними, но и перед подручными никаких обязательств нет. Живи да радуйся!

        Элитарные двери открыты ныне каждому, кто способен переступить через моральные запреты и отказаться от совести как пережитка времен мракобесия (!) и рабства. Однако наряжать такой цинизм приходится в розовые идеалистические одежды.

        Вот этим Неклесса и занимается. Он впервые на русском языке применил термин «господа воздуха». Кто же они? Творцы смыслов! Интеллектуалы (часто без образования), увлекающие за собой миллионы образами (как всегда!) будущего, «геоэкономическими композициями». Это люди, связанные с нематериальным, «воздушным» производством. Они, в отличие от прежней элиты, иначе понимают свободу, транснациональное, универсализм и культуру. Трансграничная «эфирократия» способна предложить «собственное толкование власти государству», «понизить статус бюрократической номенклатуры». Красиво! Умело он напяливает на волка овечью шкуру.

        К чему же стремятся нынешние «господа воздуха»? Прорываясь через баррикады слов, читаем у Неклессы следующее: к власти без государства. А бывает ли она вообще? Бывает, скажем, в фаланстерах полоумного Фурье. В концлагерях, которые первыми придумали англичане во время войны с бурами. В мозгах анархистов...

        Творческий метод Пелевина состоит в том, что он пишет несколько приличных страничек (на большее сил или таланта не хватает), а затем наворачивает вокруг них груды словесного мусора. Мы роемся в этом мусоре и радуемся, коли чего-то найдем.

        В последнем романе «Лампа Мафусаила» культовый писатель, сознательно или бессознательно, ввел в обиход понятие «вата», которое, по сути, противоположно терминам «управители смыслов» и «господа воздуха». Вата – заметьте, не ватники.

        Это могут быть люди с высшим образованием, даже профессора, это могут быть инженеры, мастера, токари, пекари и так далее. Речь идет о тружениках, создающих реальный общественный продукт, который тем или иным способом присваивают себе продавцы воздуха. Вата характеризуется тем, что лишена мошеннической инициативы. Вот почему она заслуживает презрения в глазах творцов очередного нового мира.

        Вата готова безропотно нести повседневные тяготы, а эфирократия этого не желает. Беда только в том, что без тягот нет жизни, а есть нечто, ей противоположное.

        В христианской мистике «повелителями воздуха» и «духами поднебесными» называют бесов. Совпадение отнюдь не странное, более того, закономерное.



Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 40
Опубликовано: 24.09.2016 в 05:46
© Copyright: Михаил Кедровский
Просмотреть профиль автора






1