"ТАРКОВСКИЙ НАУЧИЛ МЕНЯ ЛЮБИТЬ РОССИЮ". ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ НАЗАРОВЫМ.© Виолетта Баша, "Литературная Россия"


"ТАРКОВСКИЙ НАУЧИЛ МЕНЯ ЛЮБИТЬ РОССИЮ". ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ НАЗАРОВЫМ.© Виолетта Баша, "Литературная Россия"
Тарковский научил меня любить Россию. Интервью с Юрием НазаровымВиолетта Баша
© Виолетта Баша, "Литературная Россия", "Красная звезда", "На боевом посту"

ЮРИЙ НАЗАРОВ:
« ТАРКОВСКИЙ НАУЧИЛ МЕНЯ ЛЮБИТЬ РОССИЮ»

Больше десяти лет прошло с того теперь уже такого далекого 1988 года, когда на экранах кинотеатров символом Перестройки и Гласности появился первый советский эротический фильм «Маленькая Вера». Проданный за бесценок в Америку, он принес там баснословный доход. Роль трогательного шоферюги-алкаша, беспомощного перед дочкой (с которой началась известность укатившей затем в Америку актрисы Негоды), сыграл Юрий Назаров, заслуженный артист России, в творческой биографии которого более 140 фильмов, среди которых - «Горячий снег» и «Андрей Рублев», «Давай поженимся» и «Очень важная персона».
Сибиряк из Новосибирска, Юрий Назаров считает себя представителем поколения «детей войны», поколения романтиков, среди которых - Распутин и Вампилов, среди них были и ушедшие от нас Шукшин и Тарковский. Все герои Юрий Назарова до «Маленькой Веры» были надежными, настоящими мужиками.
И вдруг - такая роль! Неприглядная, правдивая, как жизнь, и такая же трагическая. Простой спившийся работяга, он - из народной среды.
Почему же известный артист, не побоявшись разрушить созданный ореол «положительного героя», согласился играть в этом фильме и что же это был за фильм? «Андрей Рублев» и «Маленькая Вера» - сопоставимо ли это, возможно ли? И как сейчас живет Юрий Владимирович? С этими вопросами я обратилась к Юрию Назарову.

- Юрий Владимирович, по сюжету фильма папа Веры, законченный алкаш. А вы как относитесь к этой стороне жизни? Почему согласились играть в этом фильме?

- Когда я получил сценарий, меня спросили, пьющий ли я человек? Я ответил:
« Я могу назвать много артистов, которые тему пьянства знают гораздо глубже
и шире. Тебя не смущает, что я не пью?» «Нет, - ответили мне. - Все нормаль-
но». Потом, когда фильм уже был показан на широкую аудиторию, одна зри-
тельница из Одессы прислала письмо, в котором она благодарит Создателя за
то, что наконец тема русского пьянства была показана с болью. Спасибо, что до
кого-то это доходит! Именно поэтому я и согласился играть эту роль.

- Юрий Владимирович, а «нештатные» случаи на съемках бывают?
-Одна газета написала, что я чуть не зарезал зятя. Это вранье! Мне действительно предлагали «его зарезать». Сделали нож, лезвие которого должно было проваливаться в ручку, а зятю на живот привязывали какую-то тетрадь. А ну как нож на бок пойдет?! Буду играть, как в школе меня учили - только мимо! В последнем дубле я этот нож сломал об стену…

- Юрий Владимирович, а с чем бы вы сравнили «Маленькую Веру»?

- Как ни странно, с «Ромео и Джульеттой», ведь мрака и правды в нем было не
меньше. И там и там герои режут друг друга неведомо за что. Но у Шекспира
есть свет, а в «Маленькой Вере» свет почти нет, разве что чуть-чуть : папа
любит Веру. Есть в этом фильме и трогательные моменты : вспомните сцену,
когда родители провожают брата Веры, пытаясь вручить ему в дорогу этот ог-
ромный и нелепый арбуз! Что это, как не любовь!

-Это-то и вызывает сочувствие, как и сам отец маленькой Веры -
несчастный и беспомощный, не пользующийся в своей семье уважением
алкоголик.

-Да, но и в «Ромео и Джульетте», и в «Андрее Рублеве» дается ответ, как
жить, а в «Маленькой Вере» - нет. Здесь нет никакого Феофана Грека, ни
Даниила Черного, как в «Андрее Рублеве», нет никакого брата Лоренцио, ни
Ромео, ни Джульетты, как у Шекспира. Нет светлых людей, нет ни одного
нормального человека.

-Так что же это был за фильм, «Маленькая Вера»?

-Страшно хитрый фильм. На экране без единого слова вдруг возникают жут-
кие, закоптившие небо по всему горизонту трубы, и люди как бы раздавлены
этими трубами. А как же быть с тем, что именно эти трубы - символ индустриа-
лизации - и спасли человечество от немецкого фашизма. Что бы с нами было
без техники, без этих труб? В одном зале спорили о монтаже, когда вдруг с ры-
даниями встала какая-то женщина: «Какой там монтаж! Господи, а жить-то
как?!» Вот на этот-то вопрос картина и не дает ответа. А я знаю как - по-чело-
вечески. В этом фильме ни одного человека нет, все - скоты , папа с мамой -
скоты темные, молодые - скоты ученые.

-Вы упомянули Андрея Тарковского, снявшего вас в ролях Великого и Мало-
го князя в кинофильме «Андрей Рублев». Что значила для вас работа с Ан
дреем Тарковским?

- Почему мне дорог «Андрей Рублев»? Он окунул меня в такие жуткие пара-
доксы России и при этом углубил мою любовь к ней. Одно дело - любовь-
ослепление, которая может рухнуть в любой момент. Другое - любовь- знание,
когда все знаешь - и то, и другое, и третье, и все равно ничего дороже нет, и
и этого уже никакими клещами не вырвешь! Тарковский дал мне именно эту
любовь.



- Юрий Владимирович, так в чем же наши беды - в недостатке ума, в характере?

- Существует версия, что мы происходим от этруссков, которые чуть ли не древнее Рима. Тогда дела наши совсем плохи, если мы такие древние и такие глупые. Судя по языку - мы - нация молодая. Человечество развивалось примерно 40 тысяч лет. По тысяче лет огонь в пещере поддерживался! По тысяче!
Все развивалось очень медленно. Первыми в цивилизацию вышли китайцы, Месопотамия, древние евреи, потом - Рим, а мы - позже всех, и только в Х1Х веке бурно ворвались в мировую культуру. Говорят, что Россия находится между Востоком и Западом. Для меня она находится между дикарями и цивилизацией. На мой взгляд Россия - очень молодая. В этом и ее трагедия, и ее преимущество. И бесспорно, одна из мировых культурнейших наций.
-Юрий Владимирович, где вы сейчас снимаетесь?
- У меня в производстве четыре картины, которые никак не могут выйти из-за финансовых проблем. Два фильма - в Свердловске: «Казачаья быль» (режиссер и автор сценария Николай Гусаров) и «На полпути в Париж» ( сценарий Бокарева, режиссер - Лапшин), на киностудии «Мосфильм» - «Дом для богатых»
и еще один фильм м Минске. Каждый из фильмов снимался. Пока были деньги.
- Отсутствие денег стало, кажется, нашим хроническим заболеванием не только в киноиндустрии. Юрия Владимирович, сейчас многие люди живут очень трудно. А вы как живете?
- Раньше у нас была страна Советов, а теперь - страна обещаний. Я как-то привык получать деньги в кассе, а не через суд. Нарушаются контракты, выплачивают не ту сумму, о которой была договоренность. Или вообще не платят. А у меня навыков приспособиться к такой «среде» нет.
У Юрий Владимировича пятеро детей и четверо внуков, которым он передал свою любовь к России. Как и его положительные герои, Юрия Владимировича можно не без основания назвать рыцарем, верным своей прекрасной даме - тридцать восемь лет он живет с одной женщиной:
свою жену Татьяну Ивановну он ласково называет «бабушкой». Мой разговор с Юрием Владимировичем - не первый. Кстати, после одной из встреч с ним я действительно смогла убедиться в том, что всем напиткам отец «Маленькой Веры» предпочитает чай…И уже не для записи, при выключенном диктофоне, Юрий Владимирович, продолжая разговор, тогда он заметил: «В своей стране я словно иностранец»… А вот в последней беседе сказал: «Не приспособился я к этой новой среде»…И все-таки каким
символичным и прекрасным мне показался вид из их окон на закат с белым
храмом на Поклонной горе. Ведь там, за окнами - Россия, а любовь у нас к ней общая…



Рубрика произведения: Разное -> Интервью
Ключевые слова: Виолетта Баша, интервью с Юрием Назаровым, Юрий Назаров, Андрей Тарковский, маленькая Вера, Андрей Рублев, Литературная Россия, Красная звезда, На боевом посту,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 82
Опубликовано: 16.09.2016 в 08:26
© Copyright: Виолетта Баша
Просмотреть профиль автора






1