О НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ


.




Что такое национальное самосознание?
Очевидно, это в первую очередь самоидентификация человека или социальной группы, но с чем? Место, где ты родился не всегда является отправной точкой в попытке ответить на этот вопрос. Я родился в Москве, но детство мое прошло в Курске, в Курске и в школу пошел.
Надо сказать, что мне там было совсем неплохо. Курск – город с богатой и интересной историей, с характерной для средней полосы культурой, традициями, местным колоритом. Город твоего детства вероятно нельзя сбрасывать со счетов, ведь он и начало твоего пути?

Однако еще до семилетнего возраста мне довелось побывать и пожить в Москве и дважды в Крыму, так что впечатлений для мальчишки было достаточно – как бы уже обозначилась территория твоего проживания.
Приходилось ли мне бывать заграницей? Да, конечно, но это были преимущественно бывшие союзные республики как-то в одночасье превратившиеся в «заграницу», и только однажды командировка на Ближний Восток. Но СССР – Россия настолько отличались климатом, ландшафтом, местным населением, архитектурой в каждой отдельной ее части, что прожив в Советской России более сорока лет я прожил их как бы в огромном мире.
Сожалею, что так и не побывал ни разу на Дальнем Востоке, хотя ни Сибирь, ни Кавказ,
ни Украина, ни Русский Север никуда, конечно, от меня не ушли. Это в детстве и в юности хотелось поиграть в индейцев, полазить по джунглям…
С развитием кино и ТВ, познакомившись с европеизированной Прибалтикой, начинаешь понимать, что не так он и нужен тебе какой-нибудь «кокосовый» рай. Кроме того, были конечно, книги. Жюль Верн все свои приключенческие романы написал не удаляясь от своего кабинета, но как он это сделал, а? Каково?

Я думаю, что турецкие гостиницы с турецкими же клопами едва ли привлекательнее Сев Кавказа, или Балтики. Не сразу я понял, что прожил большую часть жизни в удивительной стране, и что любовь к своему Отечеству – это совсем не «декларация о намерениях».




Что такое культура? В самом общем смысле, культура – это воплощенное и материализованное сознание некой человеческой общности.
Если тебе доводилось не только бывать, но и жить, иногда подолгу на Украине и в Закавказье, в Прибалтике, на Севере и в Сибири – жить с людьми, а не с роботами и манекенами, то ты понимаешь, что это тот праздник жизни, которого у тебя уже никому не отнять, это «праздник, который всегда с тобой», совсем как у Хемингуэя.

Интернационализм не имеет ничего общего с космополитизмом – космополит нейтрален по своей сути, но понятие это все-таки можно использовать как семантический знак, как часть всей системы. Интернационализм, по видимому, это та центростремительная сила, которая объединяет все человечество. Именно интернациональное понимание мира дарит тебе счастье пассажей Моцарта и сказочный мир Александра Грина, пасхальный звон колоколов во Пскове и суровую красоту Севера. Все богатство мира у твоих ног и остается только нагнуться, что бы его поднять и прижать к своему сердцу.

Ну, а национализм… национализм по существу сила центробежная, которая очень часто выбрасывает за пределы диаспоры то, что неплохо бы и сохранить. На этом лирическое отступление можно закончить.






РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ РЕАЛЬНОГО МИРА

Сразу оговорюсь, что вся живая и неживая природа, да и вся Вселенная может рассматриваться как структурированное
электромагнитное поле, но структуры эти бесконечно различны, как бесконечна и сама Вселенная.

При еще более углубленном рассмотрении, мы начинаем понимать, что в конечном счете любой предмет или даже сама мысль – это определенным образом закодированная информация, причем минералы, например, это информация как бы «законсервированная», а вот живая природа – нет. Это не только мое мнение и в настоящий момент в доказательствах оно и не нуждается – в доказательстве чаще всего нуждаются только отдельные и весьма конкретные проблемы, и пути их разрешения.

На этом можно и остановиться, чтобы у недоразвитых приматов не вызывать злобу, которая неизбежно возникает в случае непонимания ими даже самых простых вещей. Если приматы пытаются понять, что такое «бесконечность Вселенной», то возникает опасность их кратковременного умопомешательства. Тогда как доказать, что Вселенная все-таки конечна не представляется возможным никому.

Россия никогда не была замкнута в собственных границах, то есть не жила в автаркии, как Япония в позднем средневековье. А что такое позднее или длительное средневековье?
А это и есть крепостническая, преимущественно аграрная Россия времен Пушкина и Грибоедова до отмены крепостного права и возникновения марксизма в Европе – здесь проводить четкие границы довольно трудно. Но это и Россия Нового времени, когда эпоха Просвещения в Европе так или иначе отразилась и на России, по крайней мере с начала реформ Петра Великого. Да, именно так, и «золотой век Екатерины Второй» – это все еще феодальная по сути, крепостническая Россия. А культурные и в особенности торговые связи с другими странами существовали всегда – ведь торговля основной путь культурного обмена, другой путь – внешняя политика, третий, к сожалению, война.

Я не собираюсь спорить с «историками» в этом вопросе, ведь историки «все знают», даже про то, чего не может быть? К счастью, я не историк и не обязан знать о том, чего не может быть ну, «ни при каких условиях»!
Это обстоятельство обеспечивает мне взаимопонимание и определенный успех, как у "юношей бледных с взором горящим", так и у нежных созданий прекрасных как сама любовь…





АРХИТЕКТУРА

Архитектура, начиная с примитивных построек и обустройства пещер в первобытном обществе, может рассматриваться как вкупе с первобытными же, или какими иными ремеслами, так и без них. Однако стоит заметить, что столовые приборы и мебель даже в начале ХХ века и далее часто несли на себе типично архитектурные детали и орнаменты, известные нам еще с доантичных времен. Мир всегда представлял собой некое единство, отличия диктовали скорее природные условия и технологические возможности человека-труженика в той или иной части земного шара.
Неверно было бы считать, что китайская джонка сколько-нибудь уступала в технологичности и оригинальности конструкции испанским каравеллам или голландским флейтам. Джонка – это и рыбачья лодка, и боевой корабль с пушечным вооружением, а корабли вообще – это тоже порой замечательные образцы архитектурных сооружений, пригодные кстати и для плаванья, и для жилья, и для вырабатывания адреналина в крови, и воплощения мечты в душах юных и не очень юных искателей приключений на свою задницу, так что если кто-то скажет типа: что-то у меня опять жо... зачесалась -– не верьте ему, он хотел сказать, что мечта не дает ему спокойно лежать на диване в толстых носках и читать газеты.

Когда ярые патриоты земли русской заводят разговор о милых их сердцу русских избах, то помните, что сами они едва ли согласятся жить в курной избе без парового отопления, электричества и,
разумеется, русской печки размером в три кубических сажени, и сушить на ней настоящие русские грибки – это
уж само собой… в результате, если отбросить их досужие рассуждения, то в сухом остатке одни грибки и останутся.

Не слушайте умников, которые с пеной на губах доказывают вам, что украинцы, дескать, тёмный народ, не то что мы – настоящие россы, у них даже полов в хатах нет! Так уж и нет? Да, полы зачастую из глины, но глина и не самый худший строительный материл, а где взять леса, если кругом степь и даже печи топить приходится то кизяком, то соломой?
И не забывайте пожалуйста про очень красивые плетеные дорожки и коврики на полах этих самых хат, про сверкающие белой известью стены и чудные соломенные кровли, – а соломы, конечно, хватает, земля-то – ну, чистый чернозем! Да, фундамент не нужен, не нужны и подвалы, потому что земля не промерзает на метр и даже глубже, как это происходит на Русском Севере и в Сибири.

Можно без конца умилятся деревянным церквям «без единого гвоздя» в Кижах и соборам в Кремле, с закомарами и золотыми луковицами куполов, частично перенесенными на его территорию уже в процессе его постройки. Но строили Кремль по генеральному плану Аристотеля Фьораванти, итальянца и предтечи Леонардо да Винчи, он же построил и Успенский собор.

Можно подумать, что в России не было и нет буддистских построек ступ
и даже пагод, как же! А Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтай наконец? Великий русский писатель и актер Василий Шукшин выходец с Алтая, митрополит Санкт- Петербургский и Ладожский Антоний Вадковский тоже мордвин, а «где родился, где крестился» – другой вопрос, герой гражданской войны В.Чапаев – чуваш. Вы спросите, а какое это имеет отношение к архитектуре? Самое прямое. Все на земле делается людьми, которые вкладывают в свой труд умение, душу и генетическое наследие их предков -– здесь почему-то никакому национализму места уже не остается. Когда, выйдя из дома на Каменноостровском, я прохожу мимо
татарской мечети я не думаю о своих предках татарах по материнской линии, я восхищаюсь
ее красотой и величием в центре моего по-прежнему любимого Ленинграда. Хотя и Петербург мне дорог не менее. Не думаю, что постройки мусульман как-то мешают жить моей России, но делают ее только еще прекраснее, а вот это – наверняка!

Однажды, проходя насквозь двор на ул. Чайковского я остановился и обомлел – предо мной стоял миниатюрный готический собор – родной брат соборов в Кельне или Реймсе, ухоженный и сверкающий своей красотой. Кому и зачем он вдруг здесь понадобился? А понадобился он людям любящим и умеющим ценить прекрасное. (Дом барона Кельха).



Вообще, готических построек в Петербурге очень много. А.С. Пушкин венчался в ц. св. Иоанна Предтечи на Каменном – тоже ложная (романтическая) готика. Есть и лютеранские постройки, лютеранская церковь на Невском проспекте к примеру. Поражает обилие итальянской архитектуры и не только в Петербурге – Москва не исключение, хотя здание Московского Университета было возведено по проекту француза Ле Корбюзье. Исаакиевский собор строил француз Монферан, но это классицизм, корни которого восходят к стоечно-балочной архитектуре древней Греции
и Рима, но это уже базиликальная постройка характерная для итальянского ренессанса.
А Петропавловский собор – это позднее русское барокко.
Может быть барокко – это древнерусское слово, о котором мы благополучно забыли?
Как бы не так... Скажите еще, что в Москве нет построек итальянца Дж.Кваренги!

И весь сталинский классицизм, и позднее палладианство Щусева или Щуко так или иначе базируется на европейской архитектуре.
Что такое «стиль модерн»? А стиль модерн – это полный любви и отчаяния прощальный вздох человечества о красоте уходящего мира.

Новые нацисты, большие любители русской водки, дрессированных медведей с балалайками, молочных рек и кисельных берегов, готовы по любому поводу кривляться и гримасничать, проклиная все иностранное (кроме собственных иномарок и азиатского ширпотреба, естественно).
Скажу так, Россию начиная с 17 века совсем не обязательно только грабили и навязывали ей «фальшивые ценности», Россия сама брала то, что хотела, и как правило брала все самое лучшее.






.



Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 40
Опубликовано: 04.09.2016 в 19:33
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора






1