О происхождении мира.


Все теории ученых о происхождении мира, в том числе и теория большого взрыва, представляются мне пустой забавой и потерей времени. Мне кажется, представлять и описывать процессы, происходившие до появления человека, с философской точки зрения не вполне обоснованно. Такое впечатление, что все великие ученые - физики были плохо знакомы, или совсем незнакомы с «Критикой чистого разума» И.Канта, с идеями: 1.эмпирической реальности материи и 2.идеальности пространства и времени, которые А.Шопенгауэр назвал «жемчужинами в венце кантовской славы».

1.Представлять и описывать материальный процесс, происходивший до появления человека – значит допускать существование «чистого объекта», что есть философски необоснованная предпосылка. Объект есть коррелят субъекта, «я индивидуального», и его неправомерно вычленять из целостной реальности, представляющей собой единство субъекта и объекта. К этой банальной для всех, кто знаком с трансцендентальным идеализмом, идее с большим опозданием пришла современная, квантовая физика. Все попытки «квантовиков» вычленить и познать «чистый объект» завершились крахом, во всех случаях «я» наблюдателя вмешивалось в эксперимент, нарушало его чистоту, влияло на результат эксперимента. Таким образом, объективные качества материи - есть фикция, наша картина мира целиком субъективна, так же, как картина мира любого другого живого существа: улитки, собаки, орла, слона и т.д. А поскольку объект и субъект суть корреляты, изучать мир (объект) до появления человека (субъекта) бессмысленно.

Можно сказать и проще. Мир, который мы знаем и изучаем, с его трехмерным пространством, линейным временем, с первичными качествами вещей (размер, форма, движение, количество) и вторичными качествами вещей (цвет, запах, звук, вкус, температура) эволюционировал одновременно и параллельно с эволюцией человеческого «я». Что представляет собой мир, вне его отношения к «я», мы знать не можем. Все, что говорят нам об этом мире великие мистики: Я.Беме, М.Экхарт, Рамакришна и другие, алогично и непредставимо.

2.Ошибочно также в теориях о происхождении мира использовать категорию времени, придавая последнему онтологическую реальность. Время и пространство, - это способы восприятия мира человеком, обусловленные наличием у него соответствующих априорных форм чувственности. Отрывать время от восприятия и приписывать ему самостоятельное, независимое от субъекта, существование, – ошибка. Логичнее сказать, что время – это категория восприятия, а не категория существования, хотя и такое утверждение не совсем точно. Дуализм существования и восприятия, как и другие дуализмы (времени - вечности, свободы - необходимости, конечности - бесконечности, материи - сознания и т.д.), обладает лишь эмпирической, посюсторонней реальностью. Другими словами, он существуют лишь по отношению к нашему познающему «индивидуальному я».

И поскольку физическое время, существующее само по себе, вне человеческого восприятия, есть фикция, изучать и описывать мир до появления человека бессмысленно.



Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 35
Опубликовано: 23.08.2016 в 19:00
© Copyright: Евгений Терещенко
Просмотреть профиль автора






1