Пережиток крепостного права


Шенин Игорь

ПЕРЕЖИТОК КРЕПОСТНОГО ПРАВА



(Система прописки-регистрации, действующая в России, далека от того, что должно быть в цивилизованном государстве. Не пора ли нам ликвидировать этот пережиток крепостного права?)


Испокон веков власти в России предпочитают держать народ в узде. Одним из таких ограничений является привязывание человека к одному месту проживания — пресловутый институт прописки. Не пора ли нам уже отказаться от этого пережитка крепостничества?

Мне могут возразить, что институт прописки, действовавший в СССР, в Российской Федерации заменён на институт регистрации. Но в чём разница? Теоретически основная разница между ними в том, что прописка жёстко контролирует миграционные потоки, а регистрация лишь отслеживает их. Говоря по другому, если раньше соответствующий орган власти мог запретить человеку жить в конкретном населённом пункте (например, в Москве), то сейчас власти обязаны регистрировать гражданина РФ по имеющемуся у него постоянному месту проживания. В России на этом, увы, все отличия между данными понятиями и заканчиваются! Как и раньше, сегодня отсутствие регистрации часто является причиной отказа при устройстве на работу, без регистрации человек не может получать социальные льготы и бесплатное обслуживание в больницах, регистрация нужна для покупки и продажи, написании дарственных и завещаний, приобретения статуса предпринимателя и т. д.

Всё это, как вы понимаете, очень далеко от того, что на самом деле должно скрываться за термином «регистрация». А вывод из сказанного простой: российские чиновники, выполняя замену прописки на регистрацию, сделали всё от них зависящее, чтобы хорошая идея превратилась в фикцию. Именно поэтому в России ещё и сегодня человеку приходится получать этот заветный штамп в паспорте, проходя для этого некие нетривиальные процедуры: сбор различных справок, сдача паспорта, недельное ожидание…

Увы, наши бюрократы любят обкладывать народ всяческими бумажками, любят заставлять людей бегать по инстанциям, любят принуждать граждан собирать разные подписи, печати… И ведь всё это нужно не для того, чтобы был в стране какой-то бюрократический порядок. Нет! Это нужно лишь для того, чтобы создавать видимость необходимости существования многочисленной армии чиновников. Чиновников, которые при этом ещё ни за что не отвечают. Человек, к примеру, покупает квартиру, дом, участок или машину, собирает кучу всяческих справок, пробегает по множеству кабинетов, тратит время, нервы, деньги… А потом выясняется, что квартира продана не её хозяином, дом подлежит сносу, участок находится в природоохранной зоне, машина в угоне. Красота! Человек без вины виноватый, а чиновники только посмеиваются. Ни рублём (возвращение потерпевшему потерянных денег), ни хотя бы, просто, снятием с должности они не рискуют. Творят что хотят!

Был у нас монархический режим, был социалистический, сейчас, говорят, у нас демократический (капиталистический, олигархический, дерьмократический — нужное подчеркнуть), но во все времена в России был режим бюрократический, ибо бюрократы всегда правили бал в нашей стране.

И именно прописка граждан является одной из любимых забав нашего чиновничества. К месту жительства привязываются многочисленные документы, плодимые бюрократической структурой, и смена адреса (переезд человека, переименование улицы…) приводит к Великому походу гражданина по присутственным местам. А это потеря времени, нервов, денег… Сколько же можно? Иной человек, глядишь, предпочтёт отказаться от переезда, лишь бы только не связываться с переделкой кучи документов.

А штрафы? Попробуйте только задержитесь на чуть-чуть с заменой паспорта по возрасту или с записью в паспорте нового постоянного места жительства, и определённые денежные потери вам обеспечены. Как будто старый паспорт вдруг резко перестал быть настоящим, а человек, сменивший адрес, сразу же перестал быть самим собой. Бред! Но только не с извращённой точки зрения нашего чиновничества.

Конечно, если нашего человека совсем не заставлять, то он и не пошевелится. Но всё надо делать в меру. Два-три года при смене паспорта по возрасту ничего не решают, а если государству хочется, чтобы люди заменяли документы быстрее, то можно ведь к этому стимулировать не только «кнутом», но и «пряником». Например, уменьшением обязательных платежей (обычно у нас смена документов без потери денег никак не обходится) для тех, кто меняет паспорт в течение года. Что касается отметки о новом адресе в паспорте, то, понятно, тянуть с этим несколько лет не стоит, но и торопиться тоже особо некуда — задержка в два-три месяца никакого катаклизма в природе не вызовет. Ведь для чего нужна эта отметка? Здесь видятся только два варианта ответа: для точной идентификации гражданина (по данному документу) и для того, чтобы государство (через процесс прописки) знало местожительство человека. Что касается первого варианта, то для абсолютно точной идентификации вполне достаточно фотографии, фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, даты, места выдачи (название организации) и номера паспорта. Знать для этого ещё и текущий адрес человека совсем ни к чему! Относительно же второго варианта надо сказать, что если какой-то гражданин не хочет, чтобы власти были информированы о его настоящем месте проживания, то он имеет возможность его легко скрыть (не секрет, что прописка и реальное местожительство не всегда совпадают); если же человеку надо, чтобы государственные органы знали его реальный адрес, то он, понятное дело, не будет его утаивать и не будет медлить с перерегистрацией. При всём при том очевидно следующее: чтобы государство было осведомлено об адресе человека, для этого сегодня совершенно не обязательно ставить штамп в паспорте. Так зачем же делать эту запись?

Да и вообще зачем марать основной идентификационный документ гражданина лишними записями? Ведь трудно не заметить, что в паспорте слишком много страниц (десять листов) и слишком много дополнительных сведений о человеке: дети, семейное положение, воинская обязанность, информация о предыдущих паспортах, наконец, сама прописка. Ладно бы ещё, если все эти сведения не дублировались другими документами: свидетельством о рождении, свидетельством о браке, военным билетом и т. д. Но ведь нет… Или уберите все прочие документы и всё записывайте в паспорт, или оставляйте другие документы, но не дублируйте их сведения в паспорте. Чего проще?

Правда, существует мнение, что запись адреса в паспорте (точнее, вся процедура прописки-регистрации) повышает безопасность в стране (сегодняшнее время — время разгула террористов). Но это курам на смех! У террористов с документами обычно всегда всё в порядке. Как всё бывает в порядке с документами у любых преступников, легко дающих взятки нашим чиновникам, ведь российские чиновники за деньги готовы подписать любые бумажки. Это только у законопослушных граждан возникают проблемы с оформлением документов…

Нельзя не упомянуть особо и о том, что безопасность в стране может нарушаться не только россиянами, но и иностранцами. Туристы и спортивные болельщики пока не в счёт, а вот мигранты из ближнего и дальнего зарубежья первое время (адаптационный период в несколько лет) непременно должны быть под некоторым контролем. Знание языка, местных традиций — обязательные условия для того, чтобы стать полноправными гражданами нашей страны. При этом, если власти не хотят иметь в будущем проблем, мигранты должны ассимилироваться в российское общество, а не селиться компактно, образуя в городах и весях свои большие или маленькие национальные анклавы.

Увы, наши власти не могут урегулировать наплыв мигрантов, мало того, даже не хотят устранять возникающие в связи с этим осложнения; и вот вместо того, чтобы решить одну проблему (миграционную) с относительно небольшой группой людей, они создают другую (регистрационную), но уже для всех россиян…

Бедные россияне! Выше уже упоминалось о том, что со сменой места жительства человеку приходится переоформлять кучу документов. Зачем же нужно это переоформление? Нам как бы отвечают, что если изменился адрес, значит изменились данные о гражданине, следовательно требуется изменять и все его документы. Однако данные о гражданине не изменились! Ведь он действительно в то самое время, когда оформлял все эти бумажки, жил в указанном месте. И то, что позднее он переехал, вовсе не означает появление новой личности — это, как ни странно, всё тот же человек. Поэтому если во всех старых бумажках (в новых же вообще лучше отказаться от адреса и оформлять их только на самого человека) связать место проживания со временем проживания (другими словами, считать адрес, записанный там, лишь адресом на момент оформления), то тогда переезд не станет являться поводом для замены кипы документов. Что же касается паспорта, то при смене постоянного места жительства свежие записи в нём необходимо делать без его изъятия, то есть принудить чиновников ставить необходимый штампик за пять минут.

Однако относительно паспорта можно сказать следующее: будет гораздо лучше, если саму запись об адресе в нём вообще отменить. А как же тогда быть с пропиской? Очень просто: вместо процедуры прописки (извиняюсь, регистрации, которая, как уже говорилось, сегодня мало чем отличается от прописки) для граждан нашей страны надо ввести НЕИЗВРАЩЁННУЮ процедуру уведомительной регистрации, какой она и должна быть в нормальном государстве. Как это всё видится?

Человек, если он планирует жить на новом месте более трёх месяцев, приходит в нужное учреждение, список которых должен быть большим (паспортный стол, многофункциональный центр и т. д.), а время работы удобным для людей, показывает свой паспорт (если живёт не один, то паспорта или свидетельства о рождении остальных членов своей семьи), говорит о прежнем месте проживания и сообщает новый адрес, постоянный (тогда предыдущий автоматически аннулируется) или временный (тогда где-то должен быть постоянный). Всех дел на пять минут! Причём, не имеет значения, где собирается жить, в своей ли квартире или съёмной, официально оформлено или нет, можно даже на даче, в трейлере на берегу речки, или в землянке на краю леса (когда там вообще разрешено занимать участок). Если чиновникам очень зудится, то можно ещё человеку (на каждого члена семьи) выдавать свидетельство о регистрации, подтверждающее, что эта процедура пройдена. В этой маленькой бумажке (по размеру паспорта или меньше) будет отражено: ФИО гражданина, выдавшая бумажку организация, старый адрес, новый адрес и дата выдачи. Вот это и есть истинная уведомительная регистрация!

При этом предоставление некоторых услуг (медицинская помощь в поликлинике, устройство ребёнка в детский сад…) и обязанностей (военкоматы, налоговые отчисления…) можно привязывать к самому человеку, а не к его месту проживания. Однако когда регистрация будет максимально упрощена, то тогда для кое-чего можно оставить и привязку к адресу, хотя некоторые и считают это юридическим анахронизмом. И ведь действительно, не человек должен быть прикреплён к больницам и школам, а больницы, школы и т. п. должны быть прикреплены к определённым территориям, в обязательном порядке принимая всех проживающих там людей. Человек же может лечиться, учить детей и т. д. в любом учреждении, которое для него доступно. Единственное приходящее на ум исключение — это выборы в органы власти, где гражданин может голосовать на избирательном участке только по своему месту жительства.

Итак, с нормальным вариантом регистрации мы познакомились, давайте теперь рассмотрим некоторые нюансы, которые могут при этом иметь место.

Когда человек живёт один, то регистрация проходит без лишних вопросов; но если с семьёй (и семья большая), то общая площадь жилого помещения должна быть соответствующих размеров — уж никак не меньше десяти квадратных метров на каждого совершеннолетнего.

Когда заявитель вселяется в свободное жильё, то проблем нет; если же по информации, имеющейся у регистрационной службы, окажется, что по данному адресу ещё кто-то прописан, то в таком случае придётся разобраться с тем, как там обстоит дело с допустимой минимальной площадью на одного человека (опять же не меньше десяти квадратных метров). Эта простая мера позволит предотвратить появление «резиновых квартир».

Когда гражданин является собственником жилья (а подтверждать документами это не нужно, так как соответствующая информация должна быть в регистрирующем учреждении), то всё просто; если же заявитель не является собственником, то тогда после процедуры регистрации необходимо будет на всякий случай (мало ли что) известить об этом владельца жилплощади по известному регистрирующим органам каналу связи: его нынешнее место проживания, электронная почта, телефон.

Однако не секрет, что сегодня многие люди, снимающие квартиры, не могут зарегистрироваться из-за того, что хозяева не хотят платить налоги государству. Понятно, что это положительно сказывается на величине арендной платы, но имеет и отрицательные последствия в виде ограничения прав на некоторые льготы. Как решить эту проблему? Можно, конечно, попробовать решить её с помощью «стукачества»: арендатор после того, как съедет с квартиры, сообщает куда следует о том, что жил на съёмной квартире без договора (или с официальным договором, но с заниженными цифрами платежей), и получает назад сумму, равную тридцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда на сегодня 7500 рублей), естественно, за счёт владельца. А можно попробовать решить её с помощью так называемого «упрощенного налогообложения». О чем идёт речь?

Сейчас с хозяев жилья взимается налог на недвижимость и налог с доходов от сдачи в аренду. Оба налога можно попробовать заменить одним, который мог бы работать примерно так. Если на собственника жилья приходится до 40 квадратных метров общей площади (доли во всех квартирах и домах, пригодных для круглогодичного проживания), то раз в год за каждый квадратный метр платится минимальная сумма, зависящая от кадастровой стоимости (сегодня это будет где-то от 1 до 30 рублей, в среднем около 15). Если же у человека в собственности находится больше площади, то за 40 квадратных метров он платит как все, а за каждый «лишний» квадратный метр выплачивает уже повышенный налог (причём, «лишние» квадраты распределяются поровну на все квартиры и дома). И тут уже имеется два варианта. Первый, когда у человека только одна жилплощадь в собственности, то взимается «налог на роскошь» (где-то раз в пять больше исходного, в среднем 70 рублей). Однако, здесь обязательно должно быть исключение для случая, когда вместе с собственником проживают его официально зарегистрированные близкие родственники, у которых нет никакого другого жилья; тогда минимальный налог платится с учётом 40 квадратных метров на каждого члена семьи. Второй вариант, когда у человека две, три и более квартир или домов, то применяется «упрощенное налогообложение» (раз в тридцать больше исходного, сегодня в среднем 500 рублей). Такой налог платили бы все, независимо от того, сдаётся что-то в аренду или нет. В этом случае скрывать от государства сдачу жилплощади внаём нет смысла, поэтому арендаторы смогут спокойно получать регистрацию по месту проживания. Что нам и было нужно! При этом если приведённое выше «стукачество» однозначно увеличивает арендную плату, то «упрощенное налогообложение» во многих случаях (при умном распределении собственности на жильё внутри семьи) — нет.

А как обстоят дела с пропиской в других странах? Оказывается, во многих из них отсутствует прописка (сложная регистрация), как нарушающая свободу человека, а вместо неё есть лишь простая регистрация в виде уведомления соответствующих органов. В некоторых же странах вообще нет ни прописки, ни регистрации, хотя и в них государство ненавязчиво контролирует миграционные потоки своих граждан через социальные карты, через платежные системы, через автомобильные права…

Почему же иные державы, в отличие от нас, пошли по такому пути? Умные люди там давно поняли, что выдача паспорта и обязательная регистрация не достигают изначально возложенной цели, так как при усилившемся передвижении людей регистрация превращается в пустую формальность. Ведь неблагонадёжные люди легко могут проживать по подложным или чужим паспортам, а паспортная система, между тем, ограничивает свободу передвижения законопослушных граждан, что задерживает развитие страны.

Сегодня со всеобщей компьютеризацией и разветвлённой сетью интернет кому-то может показаться, что обозначенная выше проблема становится решаемой. Ну что же, пусть этот «кто-то» продемонстрирует эффективность работы такой системы и докажет абсолютную защищённость передаваемой там информации.

Наконец заметим следующее, если из паспорта будут изъяты все лишние записи (в том числе и об адресе), то вместо него можно ввести идентификационную карточку (ID-карту). Простой (без чипов и магнитных полос) пластиковый прямоугольник куда более удобен в обращении, чем многостраничная брошюра. Если же чиновники захотят в ID-карты регулярно зашивать дополнительную информацию (во встроенный чип), то процесс записи на них не должен для обратившегося человека превышать пресловутых пяти минут. При этом власти, напомним, ещё обязаны доказать населению, что вся эта дополнительная информация надёжно защищена.

Итак, подведём итоги. Что же нужно сделать для того, чтобы в России, наконец, полностью покончить с пережитком крепостничества.

Первое (и самое главное). Отменить во всех новых документах запись постоянного адреса, все эти бумаги привязывать только к человеку, без учёта его места жительства. В старых же документах записанные адреса считать адресами на момент оформления и с изменением места жительства не заставлять людей заниматься переоформлением бумаг.

Второе. Отменить где только можно прикрепление услуг и обязанностей к месту проживания человека.

Третье. Отменить лишние записи в паспорте, а ещё лучше заменить эту брошюру на ID-карту. Если же всё-таки новые записи (в паспорт или карту) делать, то эта процедура должна проходить максимально быстро (буквально за несколько минут) и с минимальным количеством приносимых документов (только с одним паспортом или ID-картой).

Четвёртое. Отменить жёсткие сроки для получения нового паспорта или ID-карты (для этого нужно приносить только фотографию и старый идентификационный документ) и для регистрации нового места жительства (приносить только идентификационный документ). Последняя процедура, понятное дело, должна занимать не более нескольких минут.


Шенин Игорь Александрович
http://www.litprichal.ru/users/peshehod/
17 августа 2016

PS:
Говорить мы все мастера, но надо пробовать что-то и делать... В последнее время в Интернете появились инструменты, объединяющие людей вокруг той или иной проблемы. Из всех существующих подобных инструментов решил воспользоваться Change.org. Создал там петицию с предложением привести институт прописки-регистрации к виду, который должен быть в нормальной стране. Хочу посмотреть, насколько эта идея окажется популярной. Если петиция соберёт достаточно голосов, то тогда можно будет уже выходить с ней наверх. Ссылка на петицию «Долой крепостное право!»:
https://www.change.org/p/долой-крепостное-право



Рубрика произведения: Проза -> Статья
Ключевые слова: прописка, регистрация, крепостничество,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 48
Опубликовано: 17.08.2016 в 11:29






1