ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ. Философские этюды о будущем России


ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ. Философские этюды о будущем России
Камень, который отвергли строители, лег во главу угла.
Не в силе Бог, а в правде.

Движение «Созидание»
Цель движения: собирание народа для созидательной конструктивной деятельности в государственном, общественном, экономическом и культурном строительстве России, объединении вокруг России сил доброй воли и создание глобального центра – полюса добра.
Участники движения: все граждане, заинтересованные в процветании России и ее народов, все люди, способные делом послужить Отечеству независимо от членства в партиях и организациях. Признак членства в движении: конструктивный труд на благо людей в масштабе семьи, двора, района, города, села, области, региона и страны. Осознание причастности к судьбе родины.
Идеологическая и философская база: в духовном смысле движение опирается на нравственные ценности, такие как честь, совесть, любовь к ближнему, любовь к Богу и Отечеству. Движение черпает духовные силы в Православном мировоззрении, и не умаляет воззрения иных традиционных конфессий.
Стратегические цели: выживание и процветание России как государства и народа, его образующего в аспекте духовного, ментального, общественного и физического здоровья людей.
Необходимое условие выживания: связь с Богом через Церковь, т.к. безблагодатное общество обречено на вымирание. Экономика, политика и культура выполняют задачи нормального жизнеобеспечения народа.
Задача экономики: самообеспечение людей всеми необходимыми материальными благами.
Задача политики: регулирование жизнью общества через правовые механизмы, направляя созидательные энергии различных слоев общества для решения общественно важных проблем.
Задача культуры: развитие духовных, интеллектуальных, эстетических и других человеческих качеств и их совершенствование.
Принципы движения: неоппозиционность и открытость.
Неоппозиционность означает, что движение не противопоставляет себя существующей власти. Напротив, движение готово идти на сотрудничество с властями в деятельности построения справедливого общества на принципах любви, труда и солидарности согласно стратегическим целям и условиям выживания. Наш девиз – созидательный труд по личной инициативе. Нам нравится творить новую Россию на вечных началах Добра и Жизни.
Открытость означает, что любой человек, делающий доброе дело во благо близких по своей инициативе и имеющий активную жизненную позицию может считать себя членом движения. Формального членства нет.

Мысли вслух
Если серьезно, то хочу прокомментировать письмо о движении «Созидание». Я в раздумьях: браться за действия или оставаться на уровне философствования. В свете выступления Патриарха Кирилла видно, что только тот, кто активно действует, способен что-то сделать. Конечно, и философствование может быть делом, но оно останется лишь словами на бумаге, если не воплотится в дела. Вера без дел мертва. Если браться за такое дело, надо тогда идти до конца, невзирая на препятствия и возможные угрозы для жизни со стороны противников. Дело очень серьезное и начинать его надо, тщательно взвесив свои возможности и варианты развития событий. На это нужно время, чтобы подумать. Как вы думаете по этому поводу?
Понятно, что если рассуждать здраво, то сиди и не высовывайся, а то получишь, как получили многие деятели-борцы за справедливость. Где сейчас Донской, экс-мэр Архангельска? Он посмел спорить с властью. Где борцы типа Каспарова, или сомнительные личности типа Лимонова? Конечно, они не нашего духа, но власти им перекрывают все пути действий. Известно, какое болото существует в системе и в нем всякий рискует утонуть, если начнет дергаться. Нужна такая идея, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки силами самой системы. Нужно отыскать в системе людей, которые переориентировались бы нужном нам направлении: в направлении созидания России.
Что такое система, о которой идет здесь речь? Это мирская организованность людей, людей от мира сего. Целью мира сего является стяжание денег, богатства (преп. Серафим Саровский). Ради этой цели, а также власти над людьми, которую дает финансовое могущество, ведутся войны, совершаются преступления и геноцид народов. Система притягивает таких людей, которые ради власти и богатства могут пожертвовать человеческими отношениями. Люди системы носят на себе неявный знак: образ золотого тельца. Даже придумали новую религию – религию денег. Поклоняются деньгам. А символ денег и золота, а также покорности народов золотому тельцу – это число шестьсот шестьдесят шесть. А это число антихриста.
Я размышляю о тенденциях развития событий, о духе времени. Особенно дух времени заметен в сети интернет. Там открыто позиционируются инфернальные реалии, так как за страницами сайтов не видно их авторов. Все совершается инкогнито, тайно.
НЕТ, в системе, скорее всего, нет нужных нам людей. Тот, кто в ней был, успел вкусить её плоды, а плоды эти слишком жирны и желанны, а главное, уже доступны, чтобы еще работать ради какого-то созидания. Пусть-де созидают те, у кого нет доступа к кормушке.
Во времена Петра Первого, например, казнокрадство тоже было колоссальных размеров. Петр решил ввести в бюрократическую систему своего друга, честнейшего человека, надеясь, что тот точно не будет воровать и брать взяток. И что? Не прошло и полгода, как честный человек стал преуспевающим взяточником и казнокрадом. Возмущенный царь хотел казнить друга, но тот сказал в оправдание, что так принято в системе, все так делают, невозможно отказаться. Если ты не будешь брать, то тебя вышибут из рядов системы как чужака. И руки сами тянутся.
Очевидно, что взяточничество и казнокрадство являются признаками того, что чиновник «свой», «наш человек» (человек системы). Беря взятку, чиновник совершает проступок, грех. Но поскольку это делают все, то создается заговор молчания и покрывания друг друга, круговая порука. Если вдруг надо избавиться от неугодного чиновника, который стал мешать проводить нужную политику, его публично уличают в даче или принятии взятки или раскрывают хищения в особо и не очень крупных размерах и выводят из игры перед глазами общественного мнения. В эти глаза пускают столько пыли насчет нечестности опущенного чиновника, то у публики создается мнение, что остальные, которые его клюют, просто ангелы во плоти. На самом деле все знают, что воруют все. Если кто-то осмелится публично сказать про заметного чиновника, что он вор, то у него могут появиться проблемы.
История последних лет явила нам губернаторов Лебедя, Евдокимова, генерала Трошева и других деятелей, которые искренне намеревались навести порядок в своих епархиях. И что ж? Они все погибли в авиакатастрофах. Такое вот совпадение, понимаете. И это все знают, что совпадений такого рода не бывает. А молчат. Просто не хотят погибнуть в авиакатастрофе. Мафия какая-то работает, которая убирает таких людей, которые начинают совать нос не в свое дело.
Если хочешь жить – не суйся в политику, не обличай никого из властвующих в нехороших делах, можешь поплатиться жизнью. Таков вывод из сложившейся ситуации. Естественно, люди в большинстве своем сидят тише воды и ниже травы, никуда не ходят, общаются в интернете и пьют пиво в пивбаре, обсуждая в приватной беседе казнокрадов, политиков, ругая власти и предлагая за кружкой пива свое видение и решение проблем государства. А утром, протрезвев, вспоминают, с кем это я вчера лишнего сказал.
Одно ясно: если ничего не делать, то ничего не будет. «Чтобы Бог даровал победу, солдаты должны сражаться». Эти слова Жанна Д’Арк сказала в ответ своим судьям. Солдаты могут сражаться по-разному. Самое главное – мы не сражаемся против кого-то, мы сражаемся за добро, за любовь, за родину, за жизнь. Наше сражение – это не пушки и не забастовки, наше сражение в молитве за себя и ближних, за богохранимую страну нашу, в добросовестном труде на своем рабочем месте, в неравнодушии к окружающему нас миру и людям, в активной жизненной позиции, в ясном понимании своего места в жизни страны, в понимании смысла жизни как преобразование себя в сторону Бога и добра, как пути к спасению. Мы являемся воинами, но воинами не меча, а воинами духа, дерзаем говорить, - воинами Христовыми. Самое важное дело – молитву – мы можем творить всегда и всюду и никто не может нам помешать молиться за процветание России и ее народов, за бытие всего мира, а более всего каяться перед Богом. И когда критическая масса покаяния будет достигнута, тогда произойдет что-то очень важное. Дела – это тоже покаяние, делами мы являем покаяние действенное. Мы кристаллизуем вокруг себя силы созидания, а малая закваска квасит все тесто.
Так что же делать, бороться за правду, если знать, что и убить могут? Можно ли снизить риски борьбы? Есть ли такие методы, которые не предполагают прямых столкновений? Как сражаться?
Расклад сил такой: на стороне системы деньги, ресурсы власти, СМИ, телевидение, полиция, армия, международная поддержка. На стороне России: Бог, Церковь, святые, наши горячие сердца и молитва. Мир враждует против Бога и его Церкви. Мы твердо знаем из Писания, что Бог победит, но нам надо участвовать в Его победе, чтобы быть победителями.
Можно сравнить мир с ледником, который всей своей громадной массой неуклонно движется в пропасть. На этом леднике мы, люди. Как спастись? Можно ли людям остановить или направить ледник в другое русло? Хватит ли сил на такой труд? Не дерзай своей немощной рукой противостать движению событий, говорил русский святой, это не в твоей власти. И мы видим, что своими силами нельзя остановить движение истории, слишком большие силы вовлечены в её ход, слишком много людей усиленно двигают мир в гибельном направлении. Но ведь это предсказано Христом! Это известно, что так и должно быть, так говорит Писание! Бог прав! Наша задача не останавливать ледник, а снимать с ледника тех, кто может снимать других. Снимать с ледника означает говорить правду о нынешних и грядущих временах, бодрствовать и молиться. И оставаться человеком. «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Две системы
Мир находится в точке, из которой может пойти развитие событий как минимум в двух направлениях. Один путь заведомо ведет в гибель. Этим путем идет безбожный запад. Другой путь способен удержать мир. Этим путем идет Церковь. Задача данной статьи – показать и обосновать выбор жизнеспособной системы.
Система первая. Парадигмой развития человечества (формулируемой главным образом западными идеологами) является мир без Бога. За основу этого мира принимают экономические отношения между людьми и удовлетворение потребностей. Во главу угла ставится экономический интерес, проще говоря, прибыль, или деньги. Главной сущностью такого мира является экономическая система, в терминах которой формулируются остальные стороны человеческой деятельности. Так, американское правительство открыто заявляет, что целью его деятельности является бизнес и прибыль (Американский федерализм. Энтон, 1985). А цель предопределяет и средства ее достижения.
Западная культура, прежде всего кино и литература (за немногим исключением) пропагандируют мысль, что самое главное в жизни – это успех, много денег и славы, ради овладения которыми допускается все что угодно. К сожалению, сама обстановка капиталистической действительности такова, что без денег человек никто. Когда у бедняка нет ни гроша, все его мысли пронизаны мечтой о достатке и само счастье свое он связывает с определенной суммой. Приходится констатировать, что, например, в сказках всех народов мира прослеживается вековая мечта простого народа о богатой жизни, крепкой семье и счастье. Это говорит о том, что жизнь в достатке не есть что-то предосудительное. Наоборот, жизнь в бедности порой является укором для тех, кто мог бы помочь бедному стать на ноги. В сказках осуждается не столько само наличие достатка, сколько черствость и бездушие его обладателей (к счастью, не всех).
Сказки отражают архетипы сознания народа и по ним можно судить об отношении народа к тому или иному явлению. Современные сказки, издаваемые Голливудом, тоже несут (формируют) архетип, но другого народа. Эти новые сказки могут помочь понять наши проблемы и ответить на вопрос: а что же делать?
Мы, русские, и не только русские, но прежде всего русские, не те русские, которые жили до 1917 года. От тех русских осталось немного: многих расстреляли большевики, других выслали из страны, третьих уничтожили как класс. Обычно уничтожают самых лучших, когда воюют. Большевики воевали с русским народом, поэтому и цвет нации был вырезан. Естественно, что-то осталось, народилось новое, преобразовалось. Но того духа почти не оставалось. После развала Союза, организованного теми же большевиками, началось возрождение духовной жизни народа и стали возвращаться на родину произведения тех, кто был родом до революции (например, Иван Ильин). Кто мог вместить, напитался их духом, и мы стали потихоньку возвращаться к себе. Мы, идя к Богу, возвращаемся к себе. И одной из сторон, которая стала возрождаться в нас, стал труд. Свободный труд. Творческий труд, который самоорганизуется, которому не нужны палки и кнуты, который может двигать горами. Немало этой идее способствовали фильмы и книги с запада. Доброй чертой их можно назвать оптимизм и целеустремленность. Осмысленный в нашей действительности, этот опыт послужил основой наших российских успехов в экономике.
С другой стороны, если забыть, что помимо экономических, есть и культурные, личные, духовные интересы и потребности и свести всю деятельность человека к зарабатыванию денег, то человек постепенно превратится в денежную машину. Идеологи новых экономических систем так и мыслят человека – придаток системы, предназначенный для её обслуживания. Он имеет некоторый набор функций, а остальное не важно, его проблемы. Главное, чтобы гайку вовремя закрутил. Систему не интересует лирика, её интересует, что ты можешь продать и что можешь купить. Система жива, пока совершаются покупки-продажи. Чем больше совершается покупок-продаж, тем больше растет система и тем она сильнее. Объем сделок растет, валовая прибыль и соответствующий процент от неё идет в нужные карманы и все ОК. Так задумано представителями золотого миллиарда. Естественно, их интерес в этом прямой: система заточена по их заказу. В пределе, экстраполируя желание получать непрерывную прибыль, потребуется постоянный процесс купли-продажи. Это может иметь место, когда любой межчеловеческий акт воспринимается как акт купли-продажи.
Современные информационные технологии уже позволяют представить будущую возможную схему такой системы. Программа стратегического развития электронной промышленности России, принятая правительством РФ в 2005 году предполагает всемерно развивать информационные технологии, обеспечивающие постоянный контакт индивидуумов с сетями типа интернет посредством нанотехнологий. Данный контакт обеспечивает связь мозга человека с сетью беспроводным способом. Иначе говоря, в мозг предполагается вживлять микрочипы-радиомаяки, способные обеспечивать прямую и обратную связь между мозгом индивидуума и сетью.
Представьте себе, что человечество перешло на микрочипы. Человек становится полностью открыт. Его всегда можно найти, всегда можно послать ему сигнал или команду. Всегда можно показать рекламу. Ему можно смоделировать определенные импульсы и он, принимая их за свои, будет их выполнять. Какой цирк будет тогда! А манипулятора не определить, он в сети, а сеть невидима. Какой простор для издевательств над людьми, никто не сможет гарантировать, что не будет злоупотреблений. Да и сама реальность – не исчезнет ли она в виртуальной, которую будет наблюдать индивидуум в своем и только в своем мозгу?
Совсем недавно в сети появилась реклама аудионаркотиков. Уже с помощью определенных звуков можно воздействовать на определенные зоны мозга и вызывать наркотическую эйфорию без наркотических веществ. Прогресс! Так все человечество потихоньку перейдет на допинг поневоле (отказаться невозможно будет). Кроме того, денег, т.е наличности, не предполагается. Значит, денег не будет вообще. Будет виртуальный счет, но что такое виртуальный счет – в руки не возьмешь, да и эти деньги не в кармане, их украсть пара пустяков: нажал кнопку и уже украли. Или хуже еще: заблокировали счет за провинность и погибай голодной смертью. И работай на дядю задаром, а кормить будут аудионаркотиками в лучшем случае.
Куда ни кинь, а всюду клин. Чипизация ведет к тотальному рабству. Да не к простому рабству, а к рабству рабов. Человека опустят ниже плинтуса, ниже железяки на помойке. Схематично данную систему можно представить графически (рис. 1).

Рисунок 1 – схема матрицы
Индивидуумы связаны с системой через чип. Все контакты индивидуумов друг с другом осуществляются через систему, между ними ничего личного. Кружочки без стрелок: заблокированные индивидуумы, обреченные на вымирание, если не выполнят требований системы. А над системой парит призрак золотого тельца, этого идола современности, которому посвящена матрица.
«Не можете работать Богу и мамоне». Как видим, предельное развитие экономики как смысла мира ведет к своему логическому завершению в идее автоматической экономической системы и превращения людей в автоматы по производству и потреблению материальных благ. В пределе эта система обречена губить своих членов.
Но! Есть и другой путь. Каков этот путь, следует из приведенной строчки из Евангелия. Если мир работает золотому тельцу (экономической системе, поставленной во главу угла) и конец мира близок, то альтернативой этому является работа Богу. Необходимо вспомнить, что человек больше, чем бумажки с цифрами, больше, чем ткани одежды, больше, чем кусок хлеба и колбасы. Эти вещи необходимы, но они не являются первостепенными, они занимают подчиненное положение в иерархии ценностей. Экономика, какая бы она ни была, является лишь частью жизни общества и людей в отдельности. Через экономику люди обмениваются благами, которые производят благодаря своим талантам, кто что может. Если спрос на благо есть, то дела идут хорошо, ты нужен обществу. Если спроса нет, ищи другое благо, которое востребовано. Рынок по замыслу есть благо в том смысле, что через него люди реализуют таланты и сами себя обеспечивают всем необходимым для нормальной жизни. Если во главу угла ставить Бога и Его заповеди, то рынок превращается в сферу добросовестной конкуренции, в которой выявляются лучшие. Центром такой системы является вера в Бога, институт Церкви, в котором люди относятся друг к другу прежде всего как люди, а не как специалисты. А вокруг: экономика, наука, культура, литература, музыка и пр. Схема этой системы представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Схема традиционного общества
Все члены общества связаны горизонтальными и вертикальными связями. В центре общества находится Храм (Церковь Христова). В Ней и через Неё осуществляется связь с Богом, подается благодать Св. Духа. Эту благодать члены Церкви усваивают и она проявляется в духовной и душевной, интеллектуальной созидательной их деятельности. Так рождаются научные открытия, пишутся книги, создаются картины и пр. Многообразие проявлений творческого духа является залогом жизнеутверждения. Далее благодать, преломленная в этом творчестве изливается в целенаправленную деятельность, т.е в экономику, в конкретные дела (рис. 3).

Рисунок 3 – модель общества
Таким образом, эта система подпитывается от Божественного источника и утверждает жизнь. В этой структуре отношение к человеку основано на факте его человечества, на том, что он есть образ Божий. А задачей общества является приведение человека в подобие Божие.
Дело в том, что человек рождается не вполне человеком, а человеком на начальной стадии - младенцем. Ему предстоит прожить жизнь и стать человеком. Очеловечить человека – вот задача общества, подтянуть человека до человечности, после которой идет обожение. А вот обожение – путь духовного подвига и удел немногих. Но сначала человек должен пройти «стадию» человека человечного, а лишь затем стремиться к богочеловечности во Христе.
Если сравнить описанные две системы, то видно, что первая умаляет человека, низводит его до растительно-животного состояния, даже робота, раба. Вторая же стимулирует рост и раскрытие нравственного потенциала, любовь друг к другу и созидание жизни. Очевидно, что жизнь на стороне второй системы.
Россия столкнулась с первой системой не сегодня. Понятно, что мы сильно зависим от запада и лавируем, проводя свою политику. Россия может стать центром притяжения для жизнеспособных сил, она может объединить государства вокруг себя на базе нравственных ценностей, даже просто на идее выживания людей как человеческого (не скотского) рода, у которого помимо животного есть духовное начало, без которого человек не человек, а не на идее экономической выгоды запада. Экономика приложится, если цели полагать выше экономики. Экономика - это тело общества, а деньги кровь этого тела (а не дух). Дух – это идеи и вера. Душа – это знания и искусство. Рубль должен стать резервной валютой – это вопрос нашей экономической независимости. Конечно, перед страной масса проблем, спасение видится в осмыслении глобальных перспектив и путей вывода мира из кризиса в направлении духовного понимания жизни. Православная Церковь в лице Патриарха и совета по экономике видит выход в переориентации мировой экономики в сторону служения людям конкретными делами. В этом как раз и заключается принцип любви к ближнему как основы отношений между членами общества. А вера в Бога, т.е. признание государством христианских ценностей в качестве основополагающих в государственном строительстве будет низводить милость Божью на весь народ и соответственно, на государство.
Таким образом, нужно вернуться на круги своя: вернуться к христианскому мироустройству. Конечно, идеал во всей полноте недостижим, но приближение к нему как раз задает импульс развитию общества, причем в силу недостижимости идеала общество может бесконечно совершенствоваться в раскрытии глубины любви людей друг к другу в свете любви к Богу.
29 сентября 2009. 0:43

О постижении истины
Как-то герой Достоевского сказал: «Если бы мне пришлось выбирать между истиной и Христом, я бы выбрал Христа». На первый взгляд покажется странным такой выбор: как это, отказаться от истины в чью-то пользу, пусть даже Христа? Ведь это истина! И Сократ говорил, мол, Платон мне друг, но истина дороже. Но это на первый взгляд так кажется.
Человеческая истина, какая бы она ни была, формулируется на языке человеческом в виде суждений, и всегда имеется конечное число таких частных истин (суждений). Известно, что математик Гёдель доказал, что всякая конечная система аксиом неполна. Иначе говоря, невозможно всю полноту истины выразить через речь, через конечный набор правил и законов. Истина есть умопостигаемая категория. Человек же больше своего ума, который есть его часть, и ум находится в подчиненном отношении к своему носителю. А Христос, будучи Богом Словом, есть полнота истины, большая всех частных истин. Он есть полнота истины, которая в нашем человеческом мышлении постигается во времени и которая выражается в последовательной речи.
Эту ситуацию можно сравнить с числами. Наши частные истины – это рациональные числа. А есть иррациональные числа, которые невыразимы через рациональные, и множество иррациональных чисел плотнее, чем рациональных. Более того, существуют комплексные числа, в которые есть корни из отрицательных чисел. Рациональные числа среди комплексных очень малая часть. Есть и еще более интересные числа. Таким образом, наше рацио является скромной верхушечкой огромного айсберга под названием истина.
Христос есть полнота истины, в Нем содержится знание о Нетварном и тварном. «Все через Него начало быть». Вот почему Христос дороже любой человеческой истины. Дух Истины, Который приходит ради Христа, открывает уму человеческому истину о Боге, и человек складывает в свое сердце все то, что открыто ему от Бога. В Царстве Небесном спасенные будут внимать Слову Божиему, а поскольку полноту истины нельзя выразить за конечное число суждений, то будет иметь место непрекращающийся, вечный процесс говорения Слова Божьего спасенным людям. А слушать и внимать истину от Истины – это блаженство. Христос = Истина. Поэтому, выбирая Христа, а не истину человеческую, которая всегда частна и неполна, мы выбираем Истину, Которая явила Себя нам на земле в полноте.
Мудрость века сего – безумие перед Богом, а мудрое у Бога – безумие перед миром.
Рассуждая далее, легко понять, почему это так. Поскольку наши земные истины есть малая часть Истины, тогда то, что нам еще не известно, может быть очень непохоже на то, что известно.
Приведу пример из математики. Когда не было теории комплексных чисел, то квадратное уравнение не имело коней при отрицательном дискриминанте. Это было мудро, поскольку вещественного квадратного корня из отрицательного числа не может быть. Но вот придумали, точнее, сделали допущение, что все-таки существуют квадратные корни из отрицательных чисел (такие числа назвали комплексными) и оказалось, что некоторые процессы в природе подчиняются законам комплексных чисел (например, переменный ток). И решение квадратного уравнения есть всегда! По отношению друг другу эти ситуации есть безумие, но логика развития математики такова (и науки вообще), что то, что раньше казалось незыблемым, позже становится частным случаем нового знания.
Это значит, что работает логический закон достаточного основания: чтобы правильно сделать вывод, требуется знание всех посылок. А откуда их всех знать людям, если человеческие истины лишь верхушки айсберга познания? Достаточного основания только лишь на разуме и нынешнем знании не может быть по определению!
Всегда есть место тайне, неизвестному. Откровение дает нам основные точки отсчета, на которые можно и нужно опираться, не забывая про ограниченность нашего ума и чувств. Опора эта – Христос – краеугольный камень, фундамент всей логики жизни человека. Вера в Христа Спасителя является фундаментом здания под названием жизнь человека. Опираясь на этот фундамент, можно выстроить свою жизнь последовательно и цельно. Самое интересное, этот фундамент является не чем-то абстрактным и отвлеченным, как некая идея или образ, этот фундамент – реальность и находится в нас самих, в самой глубине нашего существа. Я имею в виду благодать крещения, когда человек облекается в Христа и становится причастным божественной природе.
Было бы ошибкой думать, что знание во Христе есть лишь знание ума. Напротив, без участия всего существа человека, без всей крепости, всей души, всего разумения и всего сердца невозможно познать Истину Бога. Когда человек весь проникнется любовью к Богу, тогда ему будет открываться кое-что. Это называется, придет Дух и всему научит, а откуда придет – не знаем, Дух дышит, где хочет. А вот когда придут такие открытия от Духа, тогда и сердце затрепещет и душа умилится и светло станет.
Если мысль приходит светлая, то она освещает ум и становится все видно в уме, видны причинно-следственные связи событий и вещей, человек как бы поднимается над суетой. Значит, добрая мысль. А если мысль такая, что зацикливаешься на одном и больше ничего перед собой не видишь, как будто ослеплен, значит, плохая мысль, от лукавого. Если держишь ум в молитве и стараешься хранить его от помыслов, то очень хорошо видно, что мысли посещают ум извне, посылаются откуда-то. Бывает видно, что мысль приближается и уже понятно, какого она духа и не пускаешь ее. Тогда можно удерживать ее и она отходит и забывается. Забылась – значит отошла далеко. Вспомнилась – значит опять близко. А если впустил, то она замутит воду и до греха доведет, если плохая.
Под свет лампад приходит ночь на землю,
В дрожащем воздухе мерцают огоньки.
Я тишине пришедшей чутко внемлю,
Поймать пытаясь ниточку строки.
Мой ум открыт, как пашня пред посевом,
В которую бросают семена,
Но лишь одно зерно мне служит хлебом,
То, чья судьба не мной предрешена.
28.07.09
P.S. Прошу прощения у Бога, если где-нибудь погрешил против истины.


Уроки истории: новая старая философия
Камень, который отвергли строители, лег во главу угла.
До сих пор у России (по крайней мере, официально) нет внятной национальной идеи. С одной стороны, власти не спешат навязывать какие-либо идеологические направления народу, памятуя годы большевизма. С другой стороны, пауза безыдейности явно затянулась и это очень остро чувствуется многими людьми.
Предварительные размышления. Основы. Итак, попробуем наметить первые штрихи модели нашей философии. Основанием и опорой идеологии следует взять надежный постулат, который по своей природе должен быть абсолютно надежным. Исходя из природы человека как духовного и телесного существа, можно сказать, что делает человека человеком: его духовная и разумная и словесная составляющая. Поэтому за основу жизни человека как человека, а не животного следует брать духовное начало, с которым гармонизировано начало телесное. Таким образом, опору следует искать в религиозных учениях. Почему в религиозных, а не в научных или философских? Потому, что ни философия, ни наука не дают абсолютных императивов, они эмпиричны и изменчивы и, следовательно, не имеют устойчивости во времени, а религии даны раз и навсегда. Во-вторых, религиозные предписания не зависят от государственного строя, они ориентированы на личность как единицу, поэтому опираются на человеческую природу непосредственно. В-третьих, регулирование жизни общества, построенного на духовной основе, опирается на высшие ценности и подтягивает человека выше.
Для нашей страны, для России, видится единственная религия в качестве фундамента государственности. Это Православное Христианство. Говоря о Православии как фундаменте государства не надо думать, что управлять страной должны батюшки. Нет, они и так управляют страной посредством проповеди на службах и совершением таинств. Для управления страной нужно, прежде всего, понимание, что народ – это люди, у которых есть душа, которые хотят воплощать свои таланты, заводить семьи и растить детей, которые хотят доверять властям, а не враждовать с ней. А люди у нас православные в своем большинстве. Хочешь - не хочешь, а если планировать успех и доверие в управлении государством, то нужно в идеологическую базу включать православный компонент.
Иными словами, строй православного мировоззрения должен пронизывать государственную идеологию. Если вера православная будет в основании государственной идеологии, то будет выполнена первая заповедь о любви к Богу.
Вторым важным моментом является принцип социальной справедливости. Эта идея была выстрадана народом, да и всем человечеством исторически. Социальная несправедливость, когда даже в Ветхом Завете Господь обличал обижающих сирот и поедающих дома вдов, когда брат брата обирал и отнимал последнее, когда дикая эксплуатация людей себе подобных убивала надежду, она стала камнем преткновения и в царской России. Одним из достижений Октябрьской революции, как реакции на социальную несправедливость со стороны тех, кто в первую очередь должен был её являть, можно считать то, что по закону человек имеет право на свободный труд и другие основные права. Цели, которые ставили социальные учения прошлого, такие как социализм и коммунизм, были благородны, но их ошибкой было то, что в них не было Бога, что в конечном счете и погубило эти начинания. Тем не менее, эти учения подняли тему социальной справедливости и любви к ближнему не на словах, а в принципах государственной системы как должное правило жизни. Они желали добра людям по-человечески, но допустили ошибку. Ошибка их была в том, что они упустили из виду природу духа человеческого и природу Духа Божьего. Тем не менее, исходя из второй заповеди Бога о любви к ближнему как к самому себе, примем постулат о социальной справедливости как втором основании государственности.
Итак, мы имеем две аксиомы, которые суть две главные Божии заповеди: духовный (вера в Бога) и нравственный (поведение, как любовь к ближнему) фундамент общества. Чтобы эти скрепы общества были самовоспроизводимы, необходимо дать возможность им материально обеспечиваться, т.е. экономически быть оправданными. Это нужно для того, чтобы было выгодно поступать нравственно, т.е. чтобы богатели делающие добро, а делающие зло беднели.
Суть идеи общества проста: соборность, Вера, социальная справедливость. Поясню поподробнее.
Соборность, общинность, коллективизм присущи русскому народу. Вообще человек – существо социальное, в его природе жить в обществе. Чем сильнее община, тем защищеннее каждый её член. Каждый член общины вкладывает свои таланты в общее дело, а глава общины распределяет блага в пользу всей общины и особо нуждающимся. Глава общины пользуется доверием её членов, обеспечивает управление ею и контакты с другими общинами. Общие средства он использует для обеспечения безопасности и выживаемости общины. В то же время всегда существуют индивидуальности, которые заметно выделяются на общем фоне. Взаимное служение общины и личности суть основа успеха всех и каждого.
Вера – это дух, душа, цемент народа. Вера дает смысл жизни каждому человеку и общине в целом. Спасающиеся спасаются вместе, в общине и помогают друг другу в разных обстоятельствах. Вера – сильнейший мотиватор действий членов общины.
Социальная несправедливость – камень преткновения русского самодержавия, из-за которого смогла состояться революция 1917 года. Большевики били на несправедливость в том, что трудящиеся не имели плодов труда, а нетрудящиеся поедали дома сирот и обирали народ. Народ пошел за большевиками именно по этой причине, поскольку видел несоответствие у власть имущих между заповедями Христовыми о любви к ближним и ограблением народа с их стороны. Поэтому и запад перенял социальные программы СССР, чтобы не создавать повторения событий. Поэтому социальная составляющая обязана присутствовать в модели государства.
Итак, идея соборности утверждает, что народ – это большая семья, живущая по закону коллектива. Коллектив имеет структурированность, лидеров, ведомых. Естественно, что у семьи есть отец, глава семьи. Это царь, монарх (постоянный отец), президент (временный отец). Вера питает дух народа, наполняет смыслами само существование народа и позволяет самоотождествляться, делает народ народом. Это требование заповеди любви к Богу. Социальная справедливость требует лишь одного: выполнение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Таким образом, государство можно построить на этих трех китах: Любовь к Богу, любовь к ближнему и человеческая семья. Или Вера, братство, соборность.

Принцип власти
В данной статье ставится цель показать, что управление (власть) возможна в абсолютном смысле лишь в одном случае, а именно, если властвующий есть Троица. Как строить управление обществом, как форма власти оптимальна с точки зрения эффективности управления и с точки зрения заботы о людях?
Для пояснения мысли зададим себе вопрос: какой должна быть власть, кому она должна принадлежать и сколько воль необходимо для того, чтобы принимались решения и управление было непрерывным? Предполагается, что решения принимает (принимают) разумные существа, обладающие свободной волей. Возможны следующие варианты:
1) Единовластие – власть одного лица.
2) Двоевластие – власть двоих.
3) Троевластие – власть троих.
4) Четверовластие – власть четверых и т.п.
Начнем рассуждения с п. 1. В качестве критерия пригодности власти возьмем возможность непрерывного управления, т.е. выбор решения «за» или «против». То и другое решение являются решениями. Не важно, за или против того или иного решения выступают стороны, если решение принято, то оно есть решение.
Итак, единовластие. В этом случае решение принимает одно лицо. Оно может принимать как решения «за», так и «против» относительно потребности системы. Правитель может управлять эффективно, также и возможны ошибки, приводящие к конфликтам внутри системы (государства). Исторически принцип единовластия доказал свою эффективность, но подвергся критике со стороны демократической теории как слабый с точки зрения сильной зависимости от личных качеств правителя. Так, слабый правитель не мог обеспечить защиту подданных, не очень умный не мог эффективно управлять и т.д. С другой стороны, одаренный правитель мог очень много сделать для своего народа. Таким образом, единовластие жизнеспособно при условии талантливости правителя и наличия сильной политической воли.
Цепочка решений правителя может иметь следующие схемы:
++++--+-----+++++---++++++++++++++++++++++++ хороший сценарий
+++---+++--+++-----------------------------++--------------- плохой сценарий
Управление сильно зависит от личности правителя.
Двоевластие. В этой модели решения «за» и «против» принимаются двумя лицами. При обоюдном согласии проблем нет: два плюса или два минуса это решения плюс и минус соответственно. Когда же плюс одного приходится на минус другого, то ситуация заходит в тупик. Таким образом, двоевластие неустойчиво и нежизнеспособно. Первый же конфликт разрушит её.
Цепочки решений:
1 лицо ++ - -
2 лицо + - + -
Общее решение + ? ? –
Троевластие. В этой модели конфликт, возникающий в результате противоречия между двумя снимается третьей стороной, которая принимает решение одной из сторон. Таким образом, решение принимается двумя голосами против одного. В этой модели решение принимается всегда. Схема цепочек решений:
1 лицо + + + + - - - -
2 лицо + + - - ++ - -
3 лицо + - + - + - +-
Решение + + + - + - - -
Четверовластие. Здесь опять четное число лиц и возможны ситуации противоречия, когда «за» и «против» в одинаковом количестве.
Сразу же видно, что четное число лиц может привести к невозможности принятия решения, т.е неопределенности решения при раскладе 50/50. Поэтому далее ограничимся нечетным числом лиц.
5 лиц. Ситуация похожа на случай 3х лиц в том смысле, что нечетное число лиц исключает неопределенность решения. Однако, среди 5ти лиц возможны коалиции, т.е. временные союзы, группировки лиц, лоббирующих определенное решение против остальных. В этой связи сложность принятия решения и борьба между коалициями может затормозить нормальный процесс управления. Межкоалиционная борьба приводит принятие решений в пользу тех или иных коалиций, а не всей системы в целом. Таким образом, часть подчиняет себе целое. Возможно также, что может быть принято решение, удовлетворяющее не большинство, а ту часть лиц, коалиция которых больше, чем другие в отдельности. Манипулирование лицами и влияние на их волеизъявления позволяют принимать нужные кому надо решения.
7 лиц и более. Коалиции и еще раз коалиции играют в таких моделях определяющую роль. Чем сильнее коалиция, тем больше «голосов» получает решение, выносимое на принятие.
Итак, рассматривая властную структуру с точки зрения её численности, мы видим, что единовластие – это принцип монархии, многовластие – принцип демократии. Монархия может ошибаться, но главное её преимущество – это единство цели и воли к её достижению. Если каждый тянет одеяло на себя, то управления нет. Демократия не способна выйти из непрекращающейся войны коалиций и, как следствие, смены одной коалиции другой на выборах, в результате чего страдает вся система. Сменяемость власти при демократиях не позволяет делать планирование далеко на будущее, поскольку нет гарантий того, что дело будет завершено. Таким образом, чистый демократический принцип управления не способен дать стимул развития общества.
Оптимальной видится модель, сочетающая в себе ту и другую модели. Единство власти позволяет вести линию на длительную перспективу и быть уверенной в том, что цели будут достигнуты и дела будут доделаны. Участие нескольких лиц в управлении способно снизить риски неправильных решений и обеспечить всесторонний анализ текущей ситуации. Минимальная демократия – это 3 лица. Вообще это ещё не демократия, а власть троих. Однако, и в этом случае может случиться ситуация, когда каждый их троих будет при своем мнении. Например, по конкретному вопросу у всех будут разные (как минимум 3) мнения. Решение проблемы видится в следующем. Пусть имеется еще одна сторона, стоящая над этими тремя. Эта сторона выносит троим вопрос на обсуждение, а трое после анализа и обсуждения принимают каждый решение «за» или «против». Четвертая сторона делает структуру четной и она рушится. Таким образом, трое, имеющие одинаковые возможности, но разную волю, не могут обеспечить принятие решений.
Кажется понятным, что лица власти, которые находятся в равных отношения друг с другом не могут обеспечить устойчивость управления. Стоит остановиться на таких структурах, в которых имеется иерархия, с одной стороны, и равноправие с другой.
Иерархия. Иерархия устанавливает отношения подчиненности одних другим. В нашей модели, в которой мы хотим сочетать принцип единовластия и снизить риски управления, можно предположить, что есть лицо, занимающее в иерархии высшее место и мнение которого имеет наибольшую силу. Остальные два участника структуры также принимают участие в принятии решений, но последнее слово остается за высшим лицом. В ходе обсуждения проблем стороны приводят аргументы в ту или иную пользу, анализируют со всех сторон ситуацию, потом высказываются «за» и «против». Взвесив все доводы сторон, высшее лицо принимает решение.
Существенным является принцип построения иерархии. Иерархия является крепкой при условии, что она сама себя держит. Сама возможность обсуждать проблемы возможна у свободных лиц, а свободные лица могут быть в отношении подчиненности только по доброй воле, т.е. по любви друг к другу. Да и сам дух обсуждения проблем должен быть духом конструктивным, нацеленным на общее дело, которое полезно всему обществу. Если же среди властных лиц есть дух разделения, то такая система неустойчива и разрушается сама собой, несмотря ни на четность, ни на нечетность числа лиц её составляющих.
Сделаем выводы: большие системы порождают коалиции, которые ведут войны между собой и сменяют друг друга во власти, что негативно сказывается на продуктивность управления обществом и его (общества) жизни.
Единовластие позволяет вести единую политику управления, но высок риск ошибок.
Единовластие с иерархией позволяет принимать обоснованные решения, что само уже снижает риски ошибок и сохраняется единство управления.
Дух единства, воспроизводимый в иерархии, позволяет решать проблемы в пользу всей системы в целом, а не лоббировать интересы отдельных коалиций.
В православном богословии Бог Троица управляет вселенной. Отец рождает Сына, Дух Св. исходит от Отца. Все Лица Пресвятой Троицы управляют вселенной. Управление миром Богом Троицей оптимально.
Можно задать вопрос: возможно ли на земле устроить оптимальную власть, наподобие небесной? Ответив на этот вопрос, мы получим ответ на другой: возможно ли на земле построить идеальное общество, с идеальным управлением, которое способно решить вечные вопросы человечества?
В американской жизни государством управляет масонская иерархия. Она является гарантом единства власти, которая обеспечивает её преемственность. Иначе Америка никогда не смогла бы устойчиво и целенаправленно развиваться как самостоятельное государство. Усеченная пирамида и глаз Большого Брата в треугольнике над ней на однодолларовой купюре символизируют власть масонской иерархии над американским обществом. И если на небе Троица управляет миром, то на земле масоны пытаются реализовать «коллективный мозг» из своей иерархии, который призван управлять государственной жизнью человечества.
Однако человек грешен и в силу этого невозможно построить такое идеальное общество, так как каждое новое поколение будет проходить такой же путь от состояния падения до спасения (если вообще будет спасаться). Управление людьми – это всегда принуждение, прямое или опосредованное. Прямое принуждение – это когда заставляют силой оружия или кулака выполнять волю принуждающего. Опосредованное управление – когда с помощью манипуляций, приманок и соблазнов вызывают в человеке желание сделать то или иное действие, которое должно пойти по определенному сценарию поведения. Одним требуется один способ, другим – второй.
Получается тройственная модель: начальник и два его заместителя, с которыми он советуется по важным вопросам. Эта схема существует давно и является жизнеспособной. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы во властных структурах царил дух любви и созидания. Но в жизни часто бывает, что кто-то становит себя выше других и хочет единоличной власти и выступает против главы иерархии. Возникает конфликт. Ситуация может разрушить систему и система избавляется от гордеца.
Повторюсь, что система живет при таком управлении, в котором присутствует дух взаимной любви и созидания. Тогда решения принимаются исходя из общей пользы. Так, в христианской Троице у всех Лиц одна воля, все Лица хотят одного и того же, поскольку Бог есть Любовь. Такие системы держатся за счет внутренних сил взаимного притяжения. Если в системе дух соперничества и разделения, то решения принимаются в чью-то пользу, а не в общую, если вообще принимаются. Такие антисистемы разваливаются сами по себе, отталкивают свои части друг от друга, если не поддерживаются внешней силой. Внешней силе, чтобы поддерживать систему в равновесии, необходимо манипулировать элементами и подпитывать их материально. Убери поддержку – и все развалится. Пример системы: приход храма, община. Пример антисистемы: тюрьма, толпа на митинге.

Диалектика
Речь пойдет о … театре. Не пугайтесь, не о современном театре, а о Театре, каким он был изначально. Насколько мне известно, театр родился у древних греков. Греки изображали героев, богов и смертных, их жизненные перипетии. Ключом к пониманию театра надо полагать мистерию спасения. Сейчас поясню. И в египетских верованиях, и в древнегреческих мифах, и во всех буквально языческих религиях красной нитью проходит переживание мистерии о неком событии, имевшем место в далеком прошлом, из-за которого у людей появились нынешние проблемы. Поскольку прошлое не вернуть, а последствия уже проявились, и в подсознании и генной памяти в архетипах мышления содеянный грех живет неосознанно, то требуется периодически переживать то самое событие, чтобы вспомнить его, осознать и попытаться изжить его в себе, как бы стереть из своего подсознания сознательным усилием. Для этого существовали мистерии у посвященных, а для людей внешних, профанов, эти знания и опыт разыгрывались в виде театральных сцен. Назначение сего только положительное, данная процедура с обязательным счастливым концом способна очистить душу в катарсисе. Кроме того, в театре можно проиграть всевозможные сценарии поведения и событий, чего нельзя сделать в обычной жизни. В театре можно моделировать ситуации и отвечать на вопрос, «А что, если будет так? Или вот так? Или этак?» Многие вещи хорошо познаются именно с помощью такой смоделированной ситуации.
Но коренной причиной появления таких мистерий было, конечно, грехопадение Адама. В театре человеки пытались очистить с себя накопившиеся пласты грязи и крови, в мифах древних очень част сюжет со спасителем людей. Да, в те времена хотели очиститься и спастись, и методы с психологической точки зрения правильные, но! Оказывается, просто через театр невозможно спастись. Этого мало. Нужна была действенная сила, благодать Божия, которая подается истинным Богом, которого древние греки не знали. Интуиция была гениальной, а реальной силы не было.
Знаете, наше православное Богослужение чем-то напоминает театр: пышные декорации в виде икон, свечей, золота, хор, поющий не хуже оперы, одежды священников, предназначенные только для проведения службы, постоянный «репертуар», который переживается еженедельно в воспоминание креста Господня и Воскресения. И впрямь театр! Но! Это – священный, настоящий Театр, это священнодействие! В нашем Богослужении мало того, что переживаются узловые точки истории мира и человека, но вливается в человека действительная Божественная сила, благодать Божия! И это не пустые слова. Любой церковный верующий христианин это подтвердит.
Теперь второй момент. Он напрямую связан с первым. А как, спросите вы, действует благодать? В чем отличие, скажем, китайского цигун или у-шу, йоговской практики от благодати христиан? Вот какие мысли пришли на этот счет. Да, действительно, цигун и йоги имеют дело с энергетикой и весьма сильной. Согласно китайской медицине, у человека есть биологически активные точки на теле, имеется система меридианов, соединяющая эти точки. В Китае эта медицина с древности лечит людей и весьма успешно. Да и в наше время существую сотни школ, основывающиеся на данной системе.
Да, это так. Это естественные, природные энергии человека, данные ему от рождения. Это его часть, духовная часть. Если хотите, ментальная часть (или еще глубже). Но это – естественная, природная часть человека, т.е. тварная. Эта система является духовной структурой внутреннего человека, говоря христианским языком. Это просто есть, данность. Но! При крещении подается благодать. Куда? В дух человеческий, т.е. благодатные энергии впускаются, вливаются через биоточки в эти самые меридианы и благодатная энергия остается в нашем организме, потому что её запечатывают в таинстве миропомазания. Помните, говорится: печать дара Духа Святаго. Это чтобы она, благодать, никуда не вытекла и не девалась. Потом по мере роста духовного количество благодати должно возрастать и накопиться достаточно, чтобы всю вечность можно было на ней держаться (вспомним учение преп. Серафима о смысле христианской жизни, беседа с Мотовиловым). А у китайцев нет крещения, и поэтому я не знаю, есть ли у них благодать – нетварная энергия Бога.
Раз уж мы заговорили о Китае, нелишне будет упомянуть их философский символ Инь-Ян. Этот символ вам хорошо известен. Я когда-то спрашивал у китайской студенческой пары о философском значении этого символа. Они сказали мне: О! Это очень глубокий символ, в двух словах его не рассказать. Я все-таки попытаюсь разобраться в двух словах о его смысле.
Символ, изображенный на рисунке выше представляет двух рыб, символизирующих женское и мужское начало. В мужском есть часть женского и в женском есть часть мужского. В этом никто не сомневается. Но это по поверхности. В действительности, как мне кажется, символ изображает дуализм, имеющий место в видимом мире. В нашем материальном мире все разделено на противоположности. И эти противоположности почему-то борются между собой, а жить друг без друга не могут. В этом тайна, приоткрытая Карлом Марксом в своем диалектическом материализме. А я говорю, что это Бог создал из ничего эти разноименные величины, чтобы они тянулись друг к другу и отталкивались, создавая движение, которое есть сущность жизни. Это притяжение и отталкивание противоположностей есть сила всемирной любви, которая движет всем миром. Ведь противоположности снимаются диалектически, а потом снова появляются на другом уровне. А количественные изменения перерастают в качественные. Это не Карл Маркс открыл, это закон жизни и ничего противного Богу в этих философских законах нет. Я бы даже сказал, что эти законы философии – это свойства Бога, но взятые отдельно друг от друга и от Целого.
Так вот, в китайском символе изображена жизнь, созданная Богом. В этом символе не нужно искать борьбы добра и зла, это из другой оперы. Понятие жизни, как мне кажется, значительно шире категорий добра и зла. Изначально зла не было, а противоположности, составляющие жизнь, были. Существование противоположностей задумано Творцом, как необходимое условие развития и роста. Зло же есть проявление воли свободного разумного существа вопреки воле Бога, т.е. против законов жизни. А значит, зла неминуемо ведет к отрицанию жизни, а это есть смерть. Другими словами, Бог показал, как надо жить. Нашелся один, который сказал, а я вот так хочу, иначе. А иначе уже неправильно, будет нехорошо. Что и получилось.

Первая любовь
На этот раз речь пойдет о Господе нашем Иисусе Христе. Недавно, когда сын просил помолиться о том, чтобы ему хорошо дышалось в садике и я начал молиться как бы отделываясь от его просьбы, как поймал себя на мысли, что кое-как молиться нельзя, даже по таким, казалось бы, пустякам. И вот почему. Дело в том, что как мы формулируем мысль в молитве, так её и слышит Бог! Более того, как наше сердце формулирует мысль в молитве, так её и слышит Бог! Помните в Евангелии слова: «…как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен…». Это слова Бога! Это слова Христа. Но меня поразили не столько эти слова и необходимость точно выражаться в молитве, сколько то, что эти слова были сказаны Иисусом – Сыном Божиим, Богом, воплотившимся на земле и ходившим по земле и говорящим с людьми. Вот что меня пронзило и обрадовало! Представляете, сколько лет я - верующий человек, столько книжек прочитал православных и верую, что Иисус есть Сын Божий, а только сейчас эта истина осветила меня всего, прошла через меня. Вот я пишу вам, а сам как пьяный от радости.
Вот так. И еще одна радость у меня. Сегодня мы с женой ездили на выставку фиалок в Ломоносовский ДК в Варавино. Фиалки великолепные, никогда подобного не видел, красота, нежность, тонкость – поэзия, одним словом, фиалки. Мы даже купили два горшочка с детками фиалок. После выставки пошли в Молодежку – торговый центр – за продуктами. Проходя мимо иконной лавки (иконные лавки сейчас, слава Богу, имеются в почти любом торговом центр), моё внимание обратила на себя плащаница – переливающееся изображение Туринской плащаницы (негатив) и Иисуса Христа (икона по плащанице). Видимо, это изображение есть реконструкция образа Христа на плащанице. Такого образа я не видел еще! Смотришь, и глаз оторвать не можешь! Чем дольше смотришь, тем больше умиляешься. Да, правду поют в псалмах и молитвах православные: «…и зрети доброту лица Твоего неизреченную…». Когда просто смотришь на лик Христов, так хорошо становится, сладко.
И вот еще что хотел вам поведать. Представляете, я нашел параллель между монашеской и мирской жизнью. Сейчас объясню. Когда-то я читал у св. Силуана Афонского мысль о том, что в начале монашеского пути Господь дает большую (первую) благодать подвижнику. И подвижник, словно на крыльях, летает от счастья. Но потом скоро, будучи не укорененным и не укрепленным в благодати из-за прегрешений и невнимания теряет эту благодать. Тогда начинаются поиски утраченной благодати, которые могут продолжаться многие годы, полные искушений и больших подвигов. Лишь пройдя через многие искушения и научившись ценить и беречь себя для Бога, монах становится способным не расплескать дар Божий – благодать Св. Духа. И живет уже радостно и других радует.
В миру тоже есть аналогия - в семейной жизни. Всем известно, что первая любовь, влюбленность может дать крылья молодым, они готовы горы свернуть. Они женятся, год-другой, родятся дети. И любовь куда-то исчезает, одни заботы, заботы, да работа. Супруги, много лет прожившие в браке говорят, что любви у них уже нет, есть привычка жить вместе. А мне кажется, что здесь много общего с монашеским путем. Любовь, чувства, приводящие к решению жить вместе, как муж и жена, это как первая благодать монаха. Первые годы брака – это период, когда благодать дается даром, для вкушения, на пробу. Потом, когда встают серьёзные проблемы: дети, разногласия, ссоры, порой финансовые трудности, чувства гаснут. Кажется, любовь кончилась, её не вернуть, а как хочется, чтоб сердце пело! И начинаются взгляды налево. Вот тут многие ломаются и брак распадается. Здесь как раз и нужен христианский подход, то есть рассматривать брак как полигон для спасения, для стяжания благодати, а не цветник удовольствий. Та привычка жить вместе, о которой известно всем супругам со стажем, все-таки является проблеском той самой укорененной любви, которая дается после многих лет труда. Ведь семья не распалась, не осквернилась, люди прошли путь от и до вместе, служа друг другу. А за праздничным столом и в минуты близости и тревог оказывается, что приходят новые, не такие яркие и очевидные, а глубинные и сильные чувства, которые уже действительно вошли в плоть и кровь супругов, и стали привычкой, второй натурой человека. Как звучит: я привык любить тебя? Да, любовь нужно уметь понести, она тяжела, любовь нужно доказать делом. Вот нам Господь и дает шанс доказать любовь к Нему и нашим близким делом через трудности и радости, чтоб в конце жизни можно было как бы сказать: вот, я любил тебя, ты это видишь, я это доказал. И значит, спасен.
Как видите, параллели очевидны. Ведь даже в браке нужно искать Христа, а не жену или мужа или детей или себя, любимого. У венчанных супругов как? Между ними – Христос. Это не пустые слова, супруги должны относиться друг к другу через призму веры. И такое отношение способно раскрыть настоящую любовь мужа к жене и жены к мужу, и родителей к детям. Тогда все по-настоящему, по-человечески, как Бог задумывал. Когда живешь сейчас, не замечаешь того счастья, в котором пребываешь. Через несколько лет сегодняшние годы покажутся раем, и чем труднее были они сейчас, тем слаще будут они потом. Как говорит мой отец: семья – это трудное счастье, но ничего счастливее семьи нет. Береги семью!

Дмитрий Щелин
28.10.2009 3:33
Заключение
Важным выводом из написанного я считаю мысль о том, что в деле государственного строительства и патриотической деятельности нужно опираться не на чувства ненависти на религиозной и национальной почве, а на чувства любви к жизни, своему Отечеству, своему народу, семье, Богу и близким. Нынче любят повторять, что человек является мерилом всего. Если учесть, что у человека есть душа и жажда Бога и истины, то тогда и на этой идее вполне возможно построить что-то доброе и хорошее. Осмыслению путей созидания нашей жизни и были посвящены эти короткие очерки.



Рубрика произведения: Разное -> Философия
Ключевые слова: Россия, Православие, будущее, земля, Дух, Бог,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 61
Опубликовано: 20.07.2016 в 23:10
© Copyright: Пифагор Ортодокс
Просмотреть профиль автора






1