Мой взгляд на рассказ В. Баши Одно лето в аду



Не часто со мной это бывает, но во многом согласен с Павловским. Хотелось бы добавить буквально несколько слов. Помните фильм «Старшая сестра», в котором роль Нади сыграла Т. Доронина, и её, не менее знаменитый, чем гамлетовский монолог. «Любите ли вы театр? Любите ли так, как я его люблю?» С этого же вопроса начинает и Баша.
А дальше описывается мечта любой женщины о романтическом свидании. В лакировочном стиле «Кубанских казаков». И не в сумеречном кафе, а в английском замке с готическими стульями, чашечками из саксонского, или китайского фарфора. Заметили, о посетителях ни слова. В кафе на фарфоре не подают. Игрушечные блюдца с крошечными пирожными, это можно отыскать и в кафе. Про немецкую точность, с какой отмерена травка, это тоже штамп и мечта. Кто видел как отмеряют? Бутылка тёмного стекла всегда к месту, но почему она заветная? Может быть, сами принесли «Мадам Клико» из загашника? И наконец, сорокадвухлетний тевтонский рыцарь с незнакомым почти лицом,(но явно чувственный интеллектуал) вы только вдумайтесь…. читает Ницше! Видимо одно из двух - или «Как философствовать молотом», или «Элинство и пессимизм". Чуть больше четверти века назад, это был бы «Капитал» Маркса, или доклад Горбачева на пленуме ЦК.
Ну дальше продолжение театрального действа и вопрос Дорониной - Любите ли вы запивать холодным шампанским балтийский закат? Так и хочется с сарказмом (без него никак) ответить – любим, графиня, но согласны и на теплый «Солнцедар» из горла.
И последнее. Своё трясущееся и бледное тело надо щадить. При ветре, даже в солнечную погоду, на балтийском берегу не жарко, а сколько нужно шампанского усвоить, чтобы в бикини увидеть себя со стороны, да ещё бледнеющей в сумерках, я даже примерно не могу сказать. Весь рассказ не прочел, только то, что разбирает Павловский. И скажу исключительно свое мнение. Если бы сразу было сказано, что речь идёт о мечте женщины. Такой ей представляется первое свидание со своей сорокадвухлетней мечтой, я бы сказал: – бывает и имеет право быть в качестве устного рассказа подруге. Но как литературное повествование это, на мой взгляд, просто снобизм чистой воды с липкой патокой.





Рубрика произведения: Разное -> Критика
Количество рецензий: 19
Количество просмотров: 105
Опубликовано: 20.07.2016 в 20:49

Олег Павловский     (20.07.2016 в 22:02)
Тут немного другое... Касательно «мечтов», так они на лицо, слишком стандартный и полный набор
«достоинств тевтонского рыцаря» (судя по всему, пистончик он нашей мечтательнице все же поставил
виртуально, так сказать, то есть в ее мечтах!). Так что никакой документалистики - все вранье от
начала и до конца. Типичная «интеллигенщина» самого низкого пошиба - фильмы с Т.Дорониной,
«Еще раз про любовь», к примеру, тоже об интеллигентах, но не до такой степени картонно-театральных.
Без «бикини» тоже не обошлось - «интеллигентно», однако!

Что касается текста. Преамбула завязана на довольно обширном лирическом отступлении, в котором
кофейные чашечки с викторианскими стульями плавно переходят в запиваемый клико прибалтийский закат.
Мечты, мечты, где ваша сладость? - так и хочется сказать. Сорокачетырехлетняя нимфетка задыхалась
от половой истомы, но истома эта затянулась лет этак на пять... Мастерством, конечно, и не пахнет -
такое многословие не простительно никому, даже нимфеткам. Ну, а дальше, - что и следовало ожидать,
виртуальный адюльтер в романтических тонах. Сюжета нет как такового. Согласен, бывает и бессюжетная
проза - миниатюра или «роман вне (без) романа, зафиксированный поток сознания, но не в этом случае,
«это» - все-таки рассказ...

«Рассказ построен как музыка, симфония, трехчастная и более форма, насыщенная мысль, и без малого
сорок лет, описанных в нем. Три поколения».

Музыки здесь прямо скажем немного, а вот прерывистого бормотания под соусом интеллектуальной
беседы предостаточно - прием известный - так «многозначительнее», но и многозначительность,
это полеты кретина во сне и на яву... как правило. Какие еще сорок лет, бикини и туфли на шпильках
не оставляют места ни для чего, кроме неистребимого желания эти бикини поскорее снять!

«Уверена, что анализируя рассказ "Одно лето в Аду", будут написаны курсовые и дипломные работы».

Самоуверенности нашей нимфетке-нимфоманке с подростковым мышлением не занимать...

.



Виолетта Баша     (21.07.2016 в 02:30)
Так и не прочитал, алкаш.

Цитирую классику ( ОДНО ЛЕТО В АДУ)

- Конечно, Эви. Именно это я и хотел сказать. Вы филолог из Москвы и вам двадцать пять. И вы не любите Цветаеву.
- Да.
- Вы, конечно, любили Цветаеву, но давно. Вам кажется, что ее надрыв неприличен.
- Да.
- А теперь вы предпочитаете Ахматову.
- Да.
- Светает, от твоих волос светает…
- Петра Вегина я тоже люблю. Но я не филолог, математик. И мне двадцать восемь, мессир…
- Алекс, меня зовут Алекс.

НИМФЕТКЕ 28 ЛЕТ, И ВСЕ ЭТО БЫЛО В РЕАЛЬНОСТИ, В 1984 ГОДУ
Тебя, как старого импотента, видимо, очень волнует, вставил или нет.
Увы, да, но не ты.

Олег Павловский     (21.07.2016 в 06:12)
Ты насчет пистончика? так не было никакого пистончика, и собачки тоже не было -
это плод твоей эротической фантазии типа :
тевтонский рыцарь, черный дог, и "она прижалась к нему..."

- Ах, что я с табой сейчас сделаю! - воскликнул он, выхватывая из ширинки резиновый фаллос
как тевтонский рыцарь выхватывает меч. И она отдалась ему, трепеща...

__________________________________________________________

У "старого импотента", между прочим, трое детей и уже трое внуков.
А у вас, прекрасная маркиза? Все хорошо, все хорошо? Рад за вас...



Виолетта Баша     (21.07.2016 в 14:58)
все было и воспроизведено до мелочи,в деталях. Какие еще вопросы. Мне 29 лет, лето 1984, ( в рассказе 28) Юрмала, я отдыхала в пансионате около станции, у него - домик в Булдури, "Алекса" звали Михаил, врач, сын "лесного брата", старика тоже помню, и предложение мне даже сделал, а второй прототип - Алекс Григорьев, он в этой истории не участвовал ( имеется в виду 1984), но он работал на радио "Свобода", в программе "Балтийский Маяк", Пистон Ростиславович, где твоя страшненькая блядища кажется врала про СССР ( пристрелить надо бы суку только за это), и был активистом "Народного фронта" Латвии. Он был женат на моей университетской подруге в те годы, а спустя 20 лет выступил в защиту прав русских в Латвии и потерял все должности в политике и главреда русской газеты там же, в Латвии.

Впрочем, тебе ведь правда не нужна, тебе, старому похотливому импотенту лишь бы покиздеть.
Ржу над тобой, козлик ты вонючий.
Кстати, в молодости я была одной из самых красивых девушек в МГУ,так что можешь трындеть дальше, но у тебя на меня в те годы шансов ноль. Я таких страшненьких жидочков к себе не подпускала.

Сикорски     (21.07.2016 в 20:46)
"Я таких страшненьких жидочков к себе не подпускала."
Мало того, что это звучит просто омерзительно, но чисто технически - может зря? Может, зря не подпускали? Может, они намекнули бы Вам, что с врагами можно и нужно взаимодействовать? Может, сделали бы Вас увереннее в себе и Вы бы поняли, что тому, что Вы пишете объяснялки не нужны и не помогут?
Вы с Павловским делаете тут одно дело - пытаетесь возглашать свою былую, по ходу, не существующую славу. Это не интересно никому, кроме вас. Различает вас одно -словупотребление. Что важно, когда люди общаются написанными словами. Олег все-таки придерживается личных оценок, Вы обобщаете, или не замечаете этого, что еще хуже.
Что касается рассказа, я прочла. И я нашла пару слов в Вашу защиту, но поскольку сетература жанр смешения человека и писателя, пара Ваших отличных образов в рассказе потонули в "жидочках".

Олег Павловский     (22.07.2016 в 13:06)
«Вы с Павловским делаете тут одно дело - пытаетесь возглашать свою былую, по ходу,
не существующую славу. Это не интересно никому, кроме вас.»

Светлана, отчасти и верно, но не совсем. «Славу» мне семь лет создавали вот эти самые -
«Вячики и Виолетты», один как угорелый носился с «березовым прутом», другая писала мне
дифирамбы «с оборотом на себя», чем и вызвала «справедливое негодование паствы» и массу
«наездов на меня», а на наезды, хочешь ты этого или не хочешь, приходится отвечать.
Так что все верно, но акценты расставлены неправильно.

Слава на интернет-ресурсах штука сомнительная, значение имеет только общее количество
прочтений при условии, что автор их себе не накручивает написанием тысяч «рецензий»
и отзывов. Как вы можете заметить, я эти не занимаюсь. Славу тебе создают преимущественно
интернетные шавки, ну что ж - негативное мнение иной раз и лучше мнения позитивного, надо
только помнить, где ты находишься, а находишься ты на помойке, и после семи лет пребывания
на этих (да-да, и на этих тоже) ресурсах уходить - это было бы неправильно, Аудитория у меня
не маленькая, и 2% читателей (то есть людей) все-таки думают (еще «2% думают, «что они думают»,
остальные готовы умереть, лишь бы ни о чем не думать - Б.Рассел, и я все более убеждаюсь
в том, что он был прав).
На других ресурсах с «нормальной репутацией» картина совершенно другая,
с точностью до наоборот.

Признаться, я бы не отказался от славы в Сети, если она заслужена и это признание людьми
одаренными и, конечно, профессионалами. Членство в СП - это чаще всего - ничего, это не
авторитет, равно как и купленные медальки, дипломчики, статуэточки и «золотые перья» -
или полученные иным путем, в таких «путей» сколько угодно. По сути, в лице Виолетты и ей
подобных мы имеем дело с самозванцами и лжецами, к сожалению.

Относительно профессионализма и таланта, так для этого и существуют авторские тексты,
и никакой рекламы не требуется. Мастера прекрасно понимают мастеров и отдают им должное.
А моськи очень любят лаять на слонов, это их прерогатива

Светлана, вы считаете себя способной оценить чужой труд? Если да, - прекрасно.
Если нет, - то с этим уже ничего не поделаешь.

Сикорски     (23.07.2016 в 17:25)
Олег, мне кажется, мы по-разному воспринимаем сеть... Она выставляет на показ то, что для читателя было скрыто - автора. Когда читаешь чудную лирику автора, а потом его же почти мат на форуме, становится не ясно в какую латынь верить. Отдаешь предпочтение, конечно, стихам, но послевкусие остается.
Способна ли я оценить чужой труд? Наверное, да. Я очень тепло отношусь к так называемым графоманам, ибо вполне себе представляю, что означает сочинение стиха. Выход за пределы обыденности. Слово, как способ общения с миром.

Олег Павловский     (23.07.2016 в 17:58)
«Чудная лирика и почти мат?»
Это если только «почти».

« - Ну, что же это за профессия, это просто служба такая.
- И долго вы собираетесь так это просто служить? »



Олег Павловский     (21.07.2016 в 15:14)
Я всегда говорил - предложи дуре написать о Любви, или она это сделает по своей
собственной инициативе, но в любом случае все закончится трусами с шоколадом.

Вениамин     (21.07.2016 в 07:39)
"бледнеющее в сумерках худенькое тело" Ах, поза хороша!А ножка правая край юбочки вздымает и выступает за неё живот. Кофтёнку правда дева не стирает, хоть пропитал подмышечками пот. И у креста она само собою, осталось лишь могилочку разрыть и в полной мере проявить заботу о том, кто под крестом лежит.

Пузатая арийка в мятой юбке,
Отнюдь не блещущая красотой,
Кроме жидов любому даст за рубель,
Немедленно и под любым кустом

Виолетта Баша     (21.07.2016 в 14:58)
Веня, вонючка ты престарелая, и ты туда же со своим поцем!

Вениамин     (21.07.2016 в 15:46)
С чужим тебе предоставляю дуре
Пошарь у рыцарей из латышей
Рыгнув, поведай о птифурах,
Нажравшись до отвала щей.

***
Кто заявляет, что красив,
Не только глуп ещё спесив.

О чем можно говорить с литератором, который пишет:"Разломанной надвое, как треснувшая статуэтка» Не всякому писателю дано понять, что разломанная и треснувшая, это две разные статуэтки. И:"напоказ счастлива, как треснутая ваза, покрытая глазурью".Не годится даже в качестве метафоры.Если конечно у человека нет раздвоения сознания. У статуэтки даже треснутой вообще сознание отсутствует. Я проверял еще в детстве молотком. "Бывший философ" из "авторитетов"её просто с человеком спутал. В 90 это бывало сплошь и рядом.

Олег Павловский     (22.07.2016 в 13:22)
"сознание у статуэтки или вазы, разумеется, отсутствует - во всяком случае сопоставимое с человеческим сознанием. Но любой неодушевленный предмет несет в себе закодированную и структурированную определенным образом информацию, а нередко и солидный запас энергии.
Но это к делу не относится... конечно.

Вениамин     (23.07.2016 в 09:00)
Нет, я, Олег, о красивости, которая имеет четкое название - литературщина. Булгакову понадобилось меньше красок для описания Пилата, чем Баше для описания ужина в кафе. У Пилата легким штрихом указан яркий подбой его плаща. Об остальном мы должны догадаться сами. Вплоть до выражения лица. Ну, какое оно должно быть у человека, испытывающего постоянную головную боль? Да и пёс введён в действие, чтобы показать, что человеческие слабости прокуратору не чужды, но и чтобы подчеркнуть одиночество этого незаурядного человека. Для написания красивостей ни таланта, ни мастерства не надо. Ну, например. Багряный диск луны зловеще освещал скалистые уголки балтийского залива. Холодящий сумрак позднего вечера касался своей траурной каймой прибрежных скал, отчего они выглядели загадочно устрашающими. Море, с бормотанием неведомого зверя, обрушивало пенистые буруны на пустынный в это время года берег. Казалось в ушах звучит вагнеровский «Полёт валькирий».
Впрочем, прикрыв рукой, слезящиеся от колючего ветра глаза, можно было кое-что разглядеть. На камне, который волны превратили в круглый валун, подложив под себя томик Шопенгауэра, сидел сорокадвухлетний, атлетически сложенный, тевтонец из местных. Он, с легким местным прононсом, тенором, в котором отчетливо прослеживались металлические нотки лесного брата и радиожурналиста, читал афоризмы Ницше. Ему трепетно внимала тщедушная, чувственная интеллектуалка со значком выпускницы МГУ на мини бикини. Её тело в холодном вечернем сумраке окружающего мира бледнело с каждой минутой всё сильнее и сильнее, отчетливо выдавая в ней кандидата физико- математических наук.И вместо трёх публикаций необходимых для защиты, она имела три тысячи. Холера ясна!
Когда Виолетта называет своё творение утонченной литературной классикой и пророчит, что его будут изучать в своих рефератах студиоры, мне припоминается Жданов, который «наигрывая одним пальцем на рояле, объясняет Прокофьеву, Свиридову и Шостоковичу!!!, что музыка должна быть изящной!» Если она имитирует броуновское движение, это какофония, которую советские люди не примут. Шостакович после этого, в предынфарктном состоянии, возмущенно цитировал партайгеноссе Жданова. Изящной, понимаете ли, должна быть и не какой другой! Изящной и только!
Но о чем мы говорим, у Эренбурга, Твардовского, Симонова вместе, за четыре года войны, меньше публикаций, чем у Баши. Разве это не потрясает!

Олег Павловский     (23.07.2016 в 10:04)
Может и хорошо, что я не стал открывать тему и вообще писать о прозе Виолетты. Это могло бы показаться чем-то вроде мести с моей стороны, а чему тут мстить?
Скидку на «женственность» я тоже вынужден сделать - не женское это дело литература и искусство, за редким исключением, Любое изложение требует в первую очередь известной скромности. Если автор передает сильные чувства, если эмоции зашкаливают - такое возможно - другое дело, здесь допустимо и обилие эпитетов, и иных средств. Дело не в том, что мне не дано понять «изысканнейшую умную прозу» - читатели не поймут, зачем столько «прибамбасов» для описания, в общем-то, заурядных явлений (это я в части «кофеюшек и чашечек со стульчиками»). Неизбежно складывается впечатление, что мир автора и его лирических героев ограничен немногими атрибутами интеллектуального безделья. Никаких тут трех поколений или отрезка жизни в сорок, или сколько там лет - читатель не обязан делать «калькуляцию» и считать, кто, когда был красноармейцем, а кто «лесным братом», читатель вообще ничего не обязан. Интеллект как бы подразумевает и какое-то содержание, кроме названий (обозначений) имен Ницше, Конфуций, Рембо... Читатель, вероятно, должен пасть ниц пред величием Автора только услышав волшебное слово «Рембо»?
Искусственный, рафинированный и скорее всего выдуманный автором мирок может показаться изысканнейшим, разве только, ограниченному «интеллигенту». Талант легко контактирует с окружающим миром и без подручных средств из птифур и чашечек с кофеечком. А что, компот или кружка киселя так уж и «неинтеллигентно»? Видимо, неинтеллигентно...
Ну ладно, пусть «изысканнейшая» (это для кого - как), но причем здесь умная проза? Что такого важного и интересного смог сообщить автор, кроме невнятных намеков на то - поставил ей пистончик или еще не поставил, но обязательно поставит этот (разумеется) тевтонский рыцарь - на меньшее она не согласна.
Было бы любопытно, конечно, прочитать реферат, а еще лучше диплом на тему: «Виолетта Баша и ее изысканнейшая умная проза».






1