О стайной природе аристократизма


В своей предыдущей заметке "О преимуществе классового общества", я выразил свое отношение к сословному обществу, остановившись на одной его положительной стороне. Но наряду с положительной стороной, у такого общества есть и свои недостатки, главным из которых является фиксированное неравенство, разделение людей на высшие и низшие сорта.

На мой взгляд, иерархия авторитетов, свойственная аристократическому обществу, берет начало в животном царстве. В стае хищных животных всегда есть вожак, наиболее сильный и зубастый, который является безусловным авторитетом среди своих сородичей. Его все бояться и слушаются. Аналогичные отношения складывались и у людей диких или полудиких. Высшим авторитетом для них являлся авторитет силы. Кто оказывался сильнее и отважнее в бою, тот и становился главным авторитетом в обществе, вождем, царем.

Но проходило время, люди менялись, становились сложнее, утонченнее, развивались в сторону более гибкого интеллекта. Усложнялась структура общества, изменялся характер экономических отношений. И вдруг, в какой-то момент времени, выяснилось, что кроме иерархии силы существует еще и иерархия ума. Выяснилось, что те авторитеты, которые обладают львиным сердцем, крепкими мускулами и мастерством во владении оружием, могут быть элементарными дураками. Возникла необходимость, в некоторых случаях, свою правоту доказывать с помощью аргументов, а не принуждать ее признавать с помощью силы.

Обычай дуэли, о котором с сожалением вспоминают некоторые современные забияки, при некоторых его плюсах, на самом деле и являлся, в последний период своего существования, пережитком времен культа силы. Очень убедительно об этом написал
А.Шопенгауэр, в "Афоризмах житейской мудрости", где он этот обычай очень остроумно высмеял.

С усложнением жизни никакие войны или революции уже не возвратят, по крайней мере, в христианских странах, монархической формы правления, во главе с сословными аристократами. Люди, в основной массе, отошли от животного царства далеко и вряд ли вернуться к узаконенному разделению на сорта. Уже учение Иисуса о равенстве людей перед Богом, их родстве и братстве, демократично, по своей сути, и враждебно сословной иерархии. Поэтому, мне кажется, современные демократии достаточно устойчивы и, вероятно, долговечны, ведь даже в тех государствах, где сохранились конституционные монархии и наследственные аристократы, страной управляют не они, а парламенты, избранные премьер-министры, суды и другие демократические институты.



Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 53
Опубликовано: 16.07.2016 в 19:17
© Copyright: Евгений Терещенко
Просмотреть профиль автора






1