ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ ПОД УГРОЗОЙ. Виолетта Баша, газета "Единая Россия"


ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ ПОД УГРОЗОЙ. Виолетта Баша, газета "Единая Россия"
События, описываемые в статье, относятся к 2004 году.
Однако, к сожалению, они не потеряли актуальность и сейчас.

***

Действительно ли Россия собирается ликвидировать важнейшую составляющую своего ядерного щита?

Ядерный щит России состоит из трех частей: стратегическая дальняя авиация (ДА), несущая ядерные боеголовки, межконтинентальные ракеты и ядерные подводные лодки. Значение первой трудно переоценить: без дальних стратегических бомбардировщиков меняется сценарий нанесения превентивного ядерного удара.

Нанесение ракетно-ядерного удара необратимо: в отличие от ДА ракеты невозможно вернуть. ДА позволяет остановить ядерный конфликт в зародыше. Достаточно бомбардировщикам, несущие ядерные боеголовки, взлететь, чтобы противник отказался от своих намерений. Между тем, согласно сообщению ряда интернетовских информационных агентств, Главком ВВС Владимир Михайлов заявил о замене единственного нашего серьезного потенциала стратегической дальней авиации – бомбардировщиков ТУ22М3 на новые истребители СУ-34, предназначенные для других задач.

Таким образом, Россия может остаться без наиболее гибкого средства сдерживания ядерного конфликта.


***
В декабре 2003 года с аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединения, входящего в холдинговую компанию «Сухой», взлетел первый серийный самолет СУ-34. За его получасовым полетом наблюдал главком ВВС Владимир Михайлов. Он и начальник Генштаба Анатолий Квашнин остались довольны - результаты превзошли требования технического задания. На самолете установлены модернизированные комплексы бортового оборудования, прошедшие государственные испытания и получившие предварительное заключение ВВС России. По мнению специалистов, эту машину, названную разработчиками ударным авиационным комплексом, по уровню ее радиоэлектронного оборудования можно отнести к истребителям поколения 4++. Бомбардировщик способен уничтожать цели в любых метеоусловиях днем и ночью, наносить высокоточные удары по наземным целям на расстоянии до 250 километров и по воздушным целям. Вместе с тем самолет способен на низковысотные полеты с обходом и огибанием рельефа. По мнению специалистов, эта машина не имеет зарубежных аналогов. Поставки серийных СУ-34 нашим ВВС начнутся уже в текущем году. Как заявил Владимир Михайлов, новым поколением штурмовиков в первую очередь будут оснащаться отечественные ВВС, а производство СУ-34 рассматривается как одна из приоритетных программ. С 1993 года в Новосибирске построено восемь образцов этих машин. До начала 2006 года планируется построить до десятка новых самолетов.

***

Предполагается, что СУ-34 придут на смену фронтовым бомбардировщикам СУ-24, что естественно. У специалистов вызвало недоумение другое. Согласно сообщению информационного агентства в интернете «Авиапорт. Ру», на итоговой пресс-конференции по поводу опытного полета СУ-34 главком ВВС Владимир Михайлов заявил, что эти новые истребители-бомбардировщики придут на смену дальним бомбардировщикам ТУ-22М3. Что это, оговорка или реальные планы? По мнению специалистов, СУ-34 – высоко эффективная машина, однако, эти два бомбардировщика вряд ли сопоставимы.

Главный конструктор и первый заместитель Генерального директора «ОКБ Сухого» Алексей Кнышев прокомментировал отличия так: «Эти машины дополняют друг друга». Заместитель генерального директора «ОКБ Сухого» - директор программы СУ-34 Сергей Коротков пояснил: «Класс этих машин – различный. ТУ22М3 сейчас не производятся, и рано или поздно уйдут. СУ-34 способны выполнять совместно с другими авиационными комплексами большинство их задач».
По данным международного справочника «Military aircrafts» на вооружении ВВС РФ находится 68 ТУ-22М3, 65 таких машин есть у нашей морской авиации. Странно считать равноценной замену такого количества ТУ22М3 всего на десять СУ-34. Если речь идет о большем количестве машин «Сухого», следует отметить, что СУ-34 появляются на свет в количестве менее десятка в год. Кстати, эти машины «Сухого» предназначены для замены 395 штук близких им по классу СУ-24. Но главное даже не в этом.

Ситуацию комментирует академик Российской академии космонавтики Валентин Белоконь: «Обе машины хороши по-своему. Я не могу согласиться с мнением директора программы СУ-34 о том, что эта машина способна решать все задачи, которые способен решать ТУ22М3. СУ-34 относится к самолетам весом до 45 тонн, туполевская машина весит свыше 126 тонн. Машина «Сухого» в состоянии поднять не более 9 тонн вооружения. Боевая нагрузка у него располагается снаружи, что уменьшает маневренные и скоростные качества. Боевой радиус СУ-34 не более 1100 км, у ТУ-22М3 с 24 тоннами нагрузки аналогичный параметр 2200 км. Его максимальная скорость на 440 километров в час превышает этот параметр у СУ-34. Упомянутый бомбардировщик «Туполева», имеющий по классификации НАТО наименование Backfire, давно пугает Запад тем, что, будучи средним самолетом, имеет на внутренней подвеске бомбовую нагрузку, равную такой нагрузке 220-тонного американского «стратега» В-52. Аналогичных нашему туполевскому «бэкфайеру» бомбардировщиков не имеет ни одна страна, кроме России. У американцев, например, есть или стратегические бомбардировщики, или «малые» истребители. По сути, лишившись своих уникальных бомбардировщиков, Россия теряет важнейшее средство военного присутствия в прилегающих регионах начиная с Европы. Отказываться от этой системы вооружения можно было бы, если бы Россия имела базы в дружественной Югославии, которая во время НАТОвской агрессии выразила намерение стать третьим участником союза России и Белоруссии. Однако этот шанс был нами упущен.
Приводится аргумент, что ТУ22М3 –устаревшая машина. Однако оба типа бомбардировщика одинаково молоды: СУ-34 является модификацией СУ-27, созданного как и ТУ22М к 1977 году. К тому же ТУ22М3 был принят на вооружение в 1989 году, то есть даже позднее чем, СУ-27, принятый на вооружение в 1982 году. Всего ТУ22М выпустили в количестве более 500 штук. Так что замена их на «сушки» потребует около полувека. Кстати, произведенные к 1962 году американские самолеты В-52, США намерены эксплуатировать до 2045 года».
По мнению Белоконя, уничтожение наших дальних бомбардировщиков ставит под угрозу безопасность России. Надежду на здравый смысл подают более ранние высказывания руководства Минобороны.

Главком ВВС России Владимир Михайлов подчеркнул, что наши военно-воздушные силы «обладают достаточным боевым потенциалом для выполнения задач по отражению агрессии против России локального и регионального масштаба с применением как обычного, так и ядерного оружия». Для решения задач по сдерживанию потенциального агрессора, по данным Минобороны РФ, мы имеем ракетоносную авиацию дальнего действия, включающую более 60 бомбардировщиков ТУ-22М3.

Рассказывая о роли ДА в современной политике ядерного сдерживания, командующий 37-й воздушной армией ВГК (СН) генерал-лейтенант Игорь Хворов назвал ТУ-22М3 «одним из главных ударных самолетов». Согласно высказыванию заместителя главнокомандующего ВВС по авиации генерала Александр Зелина, предполагается модернизация дальних самолетов ТУ-22М3 путем их довооружения обычным высокоточным оружием нового поколения.

Информацию о высказывании Владимира Михайлова, появившуюся во Всемирной Паутине, пресс-служба ВВС РФ прокомментировала так: «Не стоит доверять некоторым интернетовским агентствам. Речь не идет об уничтожении ТУ22М3. Они еще прослужат лет 20. Речь идет об их модернизации. Что же касается СУ-34, то они не предназначены для задач дальней авиации, они заменят СУ-24».

Сенсация не состоялась. И слава богу. Хотя… обычно слухи не рождаются на пустом месте. И как правило их распространение имеет определенную цель.

---

На фото - Ту22М3 в полете

Между тем, на военном аэродроме в Полтаве 30 сентября 2003 в присутствии посла США на Украине Джона Хербста разрезан очередной тяжелый бомбардировщик ТУ-22М3. С ноября прошлого года здесь ликвидировано 12 таких машин. Финансирование ликвидационных работ осуществляется за счет средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения от 25 ноября 1993 года между Украиной и США «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращении распространения оружия массового уничтожения».

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ

История создания Ту22М3 начинается с машины Ту22 - тяжелого бомбардировщика.
Уже в первой половине 60-х назрела его модернизация.

Финансирование новых образцов вооружений в СССР в тот период санкционировалось постановлением Правительства и ЦК КПСС. Не всегда было легко получить такую санкцию. Разработчики Ту22 пошли в обход.

КБ и заказчик - главком ВВС П.С. Кутахов приняли решение, что работы над новым бомбардировщиком будут вестись в рамках модернизации уже существовавшего проекта Ту 22 с особым шифром , что значит "модифицированный".
А.Н. Туполеву удалось убедить Хрущева в том, что такая модификация крайне необходима и поможет создать более эффективный ударный авиационно-ракетный комплекс.

ГЛАВНАЯ ИЗЮМИНКА НОВОГО ПРОЕКТА - КРЫЛО С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ.

На самом деле стоило вести речь даже не о модификации, а о новой машине, имеющей ряд прорывных, новых технических решений.
Проект машины получил на фирме обозначение "АМ".

Главным конструктором проекта был Д.С.Марков. Однако разговор и само проектирование новой машины было почти нелегальным - официально и во всех отчетах машина проходила как "модификация".
Наконец 28 ноября 1967 года появилось постановление Совета Министров по новой машине.
К этому времени Ту22М была создана как практически новая машина. Все, что сохранилось в ней от Ту22 - это был бомбоотсек.

ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ НОВОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ БЫЛО ТРЕБОВАНИЕ ДАЛЬНОСТИ ПОЛЕТА.

Поэтому пришлось решать много новых технических задач.

Перечислю главные находки в проекте.

---

Цитирую

"ВВС требовался бомбардировщик с дальностью полета не менее 5000 км, скоростью полета на большой высоте до М=2, возможностью полета на малых высотах с околозвуковой скоростью при прорыве системы ПВО противника и бомбовой нагрузкой 20 т.

При проектировании по сути нового бомбардировщика многое пришлось делать впервые. Был разработан надежный механизм синхронного отклонения крыльев на одинаковый угол, мощный шарнирный узел. Для обеспечения возможности посадки на грунтовые аэродромы трехосные тележки основного шасси были выполнены с раздвижной средней парой колес. В хвостовой части фюзеляжа разместили объемистый контейнер тормозного парашюта. Для взлета с коротких ВПП можно было использовать подвесные стартовые ракетные ускорители."

http://www.titus.kz/?type=fly&previd=14048

Задача повышения дальности полета было непростой.
И требовала массы технических решений.

Цитирую источник:

"Размещение двигателей в фюзеляже потребовало решить вопросы устройства воздушных каналов большой протяженности. Для обеспечения достаточного расхода воздуха через двигатель на земле и малых скоростях полета по бокам фюзеляжа оборудованы дополнительные воздухозаборники, закрываемые створками.
Для повышения дальности полета использованы все резервы планера. Помимо фюзеляжных баков, топливо заливается в кессоны центроплана и консолей крыла, а также в баки, помещенные в мощном форкиле. Была предусмотрена и возможность дозаправки топливом в воздухе, для чего устанавливалась топливоприемная штанга.

Экипаж размещался в двух кабинах, обеспечивающих ему достаточные удобства в работе. Новые катапультные кресла обеспечивали покидание самолета с нулевой высоты при минимальной скорости 130 км/ч. В результате был создан фактически совершенно новый самолет, имевший очень мало общего с Ту-22".

http://www.titus.kz/?type=fly&previd=14048

Обратите внимание и на ВОЗМОЖНОСТЬ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ С НУЛЕВОЙ ВЫСОТЫ ПРИ МИНИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА.
НА ВОЗМОЖНОСТЬ ДОЗАПРАВКИ В ВОЗДУХЕ - ЭТО ВАЖНЕЙШЕЕ ТРЕБОВАНИЕ ДЛЯ БОЕВЫХ МАШИН КЛАССА СРЕДНЕЙ И ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ.

Итак, старт и историческая веха:

30 августа 1969 года экипаж летчика-испытателя Борисова выполнил первый полет на новой машине.

МАШИНЫ ТУ22М ОТНОСЯТСЯ К КЛАССУ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ ( СА).
Этот класс машин способен выполнить например боевые задачи по Европе.

МОДИФИКАЦИЯ ТУ22М2

"В ходе испытаний было решено усилить конструкцию форкиля, снять контейнер тормозного парашюта, а его место использовать для пушечной установки УКУ-9К с двумя пушками ГШ-23 для защиты задней полусферы. От раздвижных пар колес на основных стойках шасси отказались. Доработанный самолет в окончательном варианте получил обозначение Ту-22М2.Впервые продемонстрирован публике в 1992 году на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания).

Ту-22М2 мог использоваться как ракетоносец и как бомбардировщик. В первом варианте на самолет можно было подвесить до трех ракет Х-22 (в перегрузочном варианте): одну в полу утопленном положении в бомбоотсеке и две на подкрыльевых пилонах. Во втором — масса максимальной бомбовой нагрузки достигала 21 т. Во время испытаний, проводимых на одном из полигонов в присутствии первых лиц государства, в том числе Л. Брежнева, экипаж летчика Б. Подчиненова сбросил 20 т бомб, превратив в развалины танки и БТР на глазах всех присутствующих.

Войсковые испытания Ту-22М2 проводились личным составом гвардейского тяжелобомбардировочного полка, которым командовал П. Дейнекин — будущий главком российских ВВС. В 1976 году самолет был принят на вооружение и сразу же завоевал любовь и уважение у авиаторов, высоко оценивших легкость его управления, хороший обзор из кабины, совершенный прицельно-навигационный комплекс. По боевой эффективности намного превосходила Ту-16 и Ту-22 и была самым мощным бомбардировщиком средней дальности"

http://www.titus.kz/?type=fly&previd=14048

ТУ22М2 - МАШИНА С
НИЗКО РАСПОЛОЖЕННЫМ КРЫЛОМ ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ.

УГОЛ - ОТ 20 ДО 60 ГРАДУСОВ.

Теперь о вооружении.

Основным вооружением Ту22М2 является ракетный комплекс с крылатой ракетой Х-22. Общая масса бомб (ядерные или обычные бомбы различных типов), размещенных в бомбоотсеке и на внешних узлах подвески, достигает 21 т.

Бортовое оборудование позволяет применять самолет в любых погодных условиях.

__-

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВОКРУГ ТУ22М2-ТУ22М3.

Разумеется, новый проект привлек самое пристальное внимание США.

Развед-службы НАТО и Штатов многое бы дали, чтобы получить все его данные и характеристики.

Первый его снимок разведке США удалось сделать в 1970 году прямо на заводском аэродроме в г. Казани.
Однако, снимок мало что дал американцам. Он был сделан не с близкого расстояния.

Не было информации о тактико-технических данных.

До 1976 года снимков с близкого расстояния амерканцам сделать не удавалось.

В США новый, пугающий натовцев и американцев проект был назван "Бэкфайер" - (обратный огонь, или огонь назад).

Шли переговоры по подготовке договоре ОСВ2.
В ходе которого были наложены запреты на количество боевых машин ДА ( Дальнего радиуса действия, это примерно 9 тысяч километров).

Но Ту22М2 относится к СА, и не должен бы подпадать под действие ОСВ2.
Американцы давили. СССР держало удар. Аргумент американцев, требовавших причислись его к ДА состоял в возможнсти дозаправки в воздухе и других параметрах, делавших машину по их мнению угрожавшей безопасности США.

США требовало

СНЯТЬ С МАШИН СИСТЕМУ ДОЗАПРАВКИ В ВОЗДУХЕ.

Советская сторона настаивала на том, что ТУ22М2 не подпадает под действие ОСВ2.

Итог переговоров был таков.

СССР разрешалось выпустить не более 400 машин класса ТУ22М2. И снять систему дозаправки в воздухе.

Однако договор в действие так и не вступил
( к счастью).

Почему машина, формально относящаяся к классу средней дальности (СА) так пугает США и пугает до сиз пор?
СССР было выгодно формально отнести Ту22М2( Ту22М3) к классу СА, чтобы выпуск машин не подпадал под договоры об ограничении стратегических вооружений.
Но америкосы правильно почувствовали угрозу этой машины. Оснащенная системой дозаправки в воздухе, она способна выполнять задачи ДА, то есть входит в класс вооружений, составляющих наш ядерный щит. Так что, в моей статье
( согласно мнению воен-экспертов) ошибки нет - Ту22М3 - составляющая нашего ядерного щита.
И именно на нее и идут массированные нападки с целью сократить ее численность.

ТАК КАКОВА ЖЕ ЧИСЛЕННОСТЬ ТУ22М3 ( и ТУ22М2)?

ВСПОМНИМ, ЧТО СОГЛАСНО ОСВ2 СССР БЫЛ РАЗРЕШЕН ВЫПУСК 400 МАШИН ЭТОГО КЛАССА.

ХРОНИКА ПРЕДАТЕЛЬСТВ


"К середине 90-х годов ещё далеко не старые Ту-22М2 уже не летали и начали активно утилизироваться. На части машин были обнаружены трещины в конструкции крыла, но причины столь оперативного уничтожения большого парка самолётов были, скорее, политические"

( источник - Википендия)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-22%D0%9C

ВВС России располагает 70 самолётами Ту-22М3, 83 самолёта имеются в распоряжении авиации Российского Военно-Морского Флота.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-22%D0%9C

( на 2011)




Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Ключевые слова: Виолетта Баша, публицистика, ядерный щит России под угрозой, Ту22М3, Ту-22 М3, Единая Россия, оборона и безопасность, Главком ВВС России Владимир Михайлов,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 72
Опубликовано: 16.07.2016 в 09:44
© Copyright: Виолетта Баша
Просмотреть профиль автора






1