ИСПЫТАНИЕ КРАСОТОЙ


.
Путешествие

ИСПЫТАНИЕ КРАСОТОЙ
______________________________________________________________________________


ТАЛАНТ, КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА МАТЕРИИ

Если мы задумаемся, кто, когда и каким образом воздвигал дворцы и храмы,
делал научные открытия, создавал величайшие в мире теории и учения,
произведения литературы и искусства, то мы заметим, что во главе того или
иного достижения человечества стояли очень немногие люди. Таких людей
принято называть одаренными, талантливыми и даже гениальными (гениями).
Все объекты и предметы живой и неживой природы мы считаем объектами
материальными, а материю (вспомните уроки в школе) объективной реальностью
данную нам в ощущениях, и это, в общем, верно.

Но и с древнейших времен люди все-таки понимали, что материя может быть
не такой уж и материальной, и, тем не менее, существовать и ощущаться человеком.
Музыка материальна? Да, если понимать ее как звук, колебания воздуха и звуковое
давление. Картина, скульптура или
 искусно выполненная чугунная ограда позволяют
даже потрогать их руками. А как быть с литературой, особенно с поэзией, которая
многое доносит до нас в переносном смысле, то есть неконкретном, однако
воздействие ее на человека весьма ощутимо?

Еще более ощутимо действие медитации (сосредоточения, созерцания),
молитвенного стояние или азартные зрелища – это разные вещи, но сходные
по своей структуре. Если мы задумаемся, а что в этом мире более всего
запоминается, а значит, и воздействует на сознание человека и человечества,
то к удивлению своему обнаружим, что на первом месте окажутся религиозные
(философские) учения, на втором литература и искусство, тогда как мало кто и
вспоминает о такой уникальной постройке, как Эйфелева башня или об открытие
свойств Радия, хотя достижения науки и техники в гораздо большей степени
способствуют развитию ремесел, машинного производства и… чтобы сытно поесть,
поспать в тепле и уюте, и «кое-что еще…». Следовательно, две основополагающие
силы, развивающие и совершенствующие цивилизацию и материальный мир,
располагаются где-то рядом с товарным производством и строительством, не
имеют к ним прямого отношения, по сути – ничего не производят, но ценятся очень
высоко.

Надо сказать, что религия, как политическая и управляющая система ничем,
по существу, не отличается от коммунистической теории, учения Конфуция или
философии вообще. Политика и все что стоит перед политикой – экономика и
социальное устройство общества, это всего лишь инструменты для обеспечения
базовых потребностей и производства всех производимых для себя людьми
материальных
благ.

Иными словами то, что мы относим к сфере сознания и духовности, предшествует
всему материальному, находится как бы над ним и управляет им, хотя это может
быть и не так уж заметно. 
Организация зрелищ и развлечений тоже также скорее
можно отнести к чему-то если и не духовному, но необходимому для
нормального существования человеческого общества, будь то пляски дикарей,
классическая итальянская комедия дель арте (в качестве массового зрелища и
действия) или футбольный матч с участием команд международного уровня.
Стало быть, сознание все-таки первично, даже если это просто желание купить
квартиру или автомобиль. Не осознав необходимость, а также и возможные
удовольствия от достижения цели, едва ли мы когда-нибудь ее достигнем.

Причем здесь талант? А притом, что талант, это кратчайший путь к познанию и
достижению результата. Мы как-то не говорим о талантливых вагоновожатых
или носильщиках, но в науке и искусстве для достижения цели талант конечно
необходим в большинстве случаев, особенно если и сама цель
еще не окончательно определена. Согласно определению великих мыслителей
от Платона и Плотина до Вернадского и Бергсона, цель самой Вселенной,
это – Творчество, развитие и совершенство.




СОТВОРЕНИЕ МИРА

Большинство современных ученых в этом вопросе придерживаются как мнения
неоплатоников, так и бергсонианцев, позиции академика Вернадского, Ле Руа и
Шардена. Бог, как таковой, не обязательно некий полумифический объект по образу
подобный человеку, однако «видимый же всем и не видимый». Бог скорее некая
условная величина, присутствующая везде и всем управляющая. Еще Плотин
определял это основополагающее Начало, как Единое, к единению с которым
стремится Разум, преображенный в Дух, то есть сконцентрированное Сознание
в высшем его проявление.

« Плотин писал об истечении непознаваемого Единого, создающего все сущее.
Сначала создается мировой Ум, представляющий собой совокупность множества
идей. Ум порождает мировую Душу, которая, одушевляя неживое вещество,
творит чувственный мир. Однако, достигнув определенной ступени развития,
существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и
стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Полное слияние
с Единым, осуществленное в космическом масштабе, в принципе аналогично
схлопыванию Вселенной.

Эволюционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского повторяет
основные положения неоплатонизма.
Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описаны авторами
теории Ноосферы на уровне современного научного знания, но принципиальная схема
их концепции соответствует принципам неоплатоников.

Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума,
чтобы затем приобщиться к Единому. У авторов теории Ноосферы человек
также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге (
Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, двигаться
в направлении постижения Божественных законов (Вернадский)»

Вероятно, академик Вернадский все же более других придерживался
именно естественнонаучных взглядов, что, в свою очередь никак не
противоречит ни богословию, ни современной науке.
Бог уже представляется как объективная реальность и, наконец, становится
ПОЗНАВАЕМ, вопреки утверждениям теологов-монотеистов. БОГ как бы объединяет
в себе вселенский Разум, Дух и объединяющее и созидающее Начало всех Начал, то
есть выделяемое еще Плотином ЕДИНОЕ. Продолжая и развивая учение Платона, Сократа
и «досократиков», Плотин был одним из наиболее известных философов-неоплатоников.

Как видим, теоретикам христианства было, откуда черпать свои формулировки и,
в соответствии с привычкой теологов их искажать и переделывать, но уже совершенно
в других целях. Если Сократ и его последователи были свободны в выражении своих
идей в лоне политеизма, то монотеисты являли собой уже политическую систему и власть,
а не философскую школу.

«Идеи Плотина были восприняты Ле Руа, Вернадским и Тейяром де Шарденом
в бергсонианском духе. Влияние Бергсона на создание теории Ноосферы заключалось,
главным образом, в выдвинутом им положении о «творческой эволюции».

По его мнению, жизнь – такая же «вечная составляющая бытия, как материя и энергия»,
а ее развитие связано с творческим порывом космического значения.

В то же время, если Ле Руа и Тейяр де Шарден развивали свои концепции
в рамках католического модернизма, Вернадский опирался на круг научных
и религиозных идей, выдвинутых русским космизмом. Теория «экстрема» –
лучезарной духовной личности в составе бессмертного человечества –
А.П. Сухово-Кобылина («Учение Всемира»), получившая оригинальное
развитие в трудах Н.Ф. Федорова и материалистический панпсихизм
Циолковского были творчески переработаны Вернадским, который учел
прозрения Флоренского, писавшего ему в 1929 о существовании в биосфере
«того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. ... особой части вещества,
вовлеченного в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа». Вернадский
истолковал эту идею в свете собственной теории развития биосферы Земли».

Как видим, рассматривать какую-либо гипотезу без рассмотрения теории Ноосферы
уже не представляется возможным. Наиболее полное воплощение теория Ле Руа нашла
в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза
(оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития Ноосферы будет
слияние с Богом.
Вернадский придерживался несколько иного мнения, полагая, что природа косного
и живого вещества различна и НЕ РАССМАТРИВАЛ НООСФЕРУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ЭСХАТОЛОГИИ.

Я думаю, что в этом вопросе следует согласиться с профессором А. В. Шабага.
В наше время любой вопрос о сотворении мира и возникновении жизни в любой
точке бесконечной Вселенной рассматривать вне теорий о Биосфере и Ноосфере
Земли также было бы некорректно. Вселенная едина и каждый из нас, как и все живое
и неживое на Земле является ее частью неотделимой от целого.




ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА?

Если мы попробуем сравнить произведения живописи, скульптуру, музыкальные
композиции или литературные произведения, то сразу з
аметим, что все они что-то
сообщают нам, но кроме высокой степени информативности обладают заключенной
в них самих энергией, которая передается зрителю, слушателю или читателю.
Но характеристика произведения искусства будет не полной, если мы оставим без
внимания некий образ или картину события, действия, как в реальном осязаемом
мире, так и в мире нашей фантазии или интуиции – инструмента познания без каких-
либо дополнительных средств, без красок, холста, бумаги. Эти три ипостаси находятся
в тесной связи и Гармонии, то есть появляется еще одно понятие – Красота.
«Если формула красива, то она – верна».

Это определение Эйнштейна, в общем, соответствует действительности
и охватывает почти все области человеческой деятельности – науку, искусство,
ремесла и всю жизнь социума, и законы этой жизни.

Что мы получили в результате? А получили мы Информацию, Энергию, Картину жизни,
которые находятся в единстве, гармонии и потому представляют Красоту.
И для достижения результата на самом высоком уровне уже недостаточно простого
умения и некоторых знаний, для этого необходимо Мастерство. Мир, как и символ
Инь – Янь, по-видимому, делится на две части во всех своих ипостасях,
как и эстетические категории: прекрасное – безобразное, на великое и малое,
добро и зло.

«Мне снились сердце, вкус и разум,
мне снилось Мастерство»…

Добро и Зло не существуют друг без друга, но в основе Мира и Творчества лежит
все-таки изначальное стремление к Добру, тогда как Зло – инструмент Разрушения,
однако и здесь следует отметить, что разрушение, – это тоже большое искусство,
которое в свою очередь является как бы «отрицанием отрицания, ему предшествующего».

Композиция группы Пинк Флойд «Нежный звук грома» прекрасный тому пример –
разрушение стереотипа вновь создает Гармонию и Красоту, и таким образом
также возвращается к Созиданию.

Так, что же такое – произведение искусства? А произведение искусства,
это не только прекрасная статуя, картина, поэма или музыкальная симфония,
произведение искусства – это социальный Феномен.




ЕЩЕ ДВА СЛОВА О ТАЛАНТЕ

Понятие Злой Гений чаще употребляется нами в переносном смысле, чем в прямом.
Ничем неограниченный талант, мастерство и гениальность Творца самодостаточны и
не вступают в противоречие с окружающим миром, это мир вследствие
его изначальной хаотичности и пока еще неосознанному стремлению к Гармонии
создает себе и творцам преграды и трудности, которые иногда именуют
«муками творчества» или как-нибудь еще.

Известно, что для того, чтобы ощутить непреодолимое стремление к Любви,
бывает необходимо, сначала опустится до самых глубин Зла. Это до некоторой
степени объясняет, почему Художник может напиваться до бесчувствия,
скандалить и искать на свою голову приключения, которые кроме неприятностей
ничего ему не принесут.

В конечном счете, все определяется Результатом и если в конце этого пути все же
рождается произведение, а не поделка дилетанта, то перед вами – художник, а если все
наоборот, – то дилетант, заурядный скандалист и болтун. Мастер восхищается творением
своего собрата – мастера, и готов перед ним преклониться.
Социального паразита и неумеху красота и гармония раздражают, Красота – понятие ему
не свойственное, и может вызвать у дилетанта неприязнь, злобу и ненависть, которые,
часто ошибочно, называют завистью, а чему завидовать?
Непонимание – вот причина раздражения. Способность понять и восхититься Красотой
сродни таланту самого Творца.




МИРОМ ДВИЖЕТ ЛЮБОВЬ?
_________________________________________________________________________

Вероятно Любовь, это высшее проявление добра и стремления к нему.
Изначально Добро ведет себя неизбирательно, и его идеалом является Гармония,
объединяющая все части Целого, которое на самом деле является хаосом. Хаос,
это скорее космическое понятие, чем просто беспорядок на кухне.

Виктор Соснора. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПИГМАЛИОНА…

_________________________________________________________

М. Борисовой


Теперь — тебе: там, в мастерской, маски,
тайник и гипс, и в светлячках воздух...
Ты Галатею целовал, мальчик,
ты, девочка, произнесла вот что:


«У нас любовь, а у него маски,
мы живы жизнью, он лишь труд терпит,
другую девушку — он мэтр, мастер, —
ему нетрудно, он еще слепит!»

Так лепетала ты, а ты слышал,
ты пил со мной и ел мои сласти,
я обучал тебя всему свыше, —
мой мальчик, обучи ее страсти!

Мой ученик, теперь твоя тема,
точнее тело. Под ее тогой
я знаю каждый капилляр тела,
ведь я — творец, а ты — лишь ты. Только

в твоей толпе. Теперь — твоя веха.
И молотками весь мой труд, трепет,
и — молотками мой итог века!
«Ему нетрудно, он еще слепит!»

Теперь — толпе. Я не скажу «стойте».
Душа моя проста, как знак смерти.
Да, мне нетрудно, я слеплю столько...
Скульптуры — что там! — будет миф мести.

Теперь убейте. Это так просто.
Я только тих, я только труд — слепо.
И если бог меня лепил в прошлом —
Ему нетрудно, Он еще слепит!


_________________________________
1969 (1970)


В общем, равнодушие творца к мнению толпы хорошо известно и в прошлом, и в настоящем,
ничего не изменится и в будущем, ибо это единственное условие: прислушиваясь только
к своему голосу и к голосу бесконечного Мира, увидеть, услышать, ощутить вкус и цвет,
и даже запах Прекрасного, как запах ладана, и передать и оживить этот кусочек Бытия,
имя которому – Вечность. Здесь уже не до разборок.


Душа моя, проснись, – еще не вечер,
и в клочья не разорвано трико –
свистки трибун, и флаг судейский клетчат,
до финиша уже не далеко…

Пока скопцы с Любовью сводят счеты
и миг дрожит слезинкой на щеке,
как глухари гнездятся звездочеты
на шаг… и от судьбы невдалеке,
пока слеза горька как перец красный
и час застыл, и мелок циферблат…
– Ваш пистолет заряжен не напрасно
в чужбине, где НИКТО не виноват?
В стране, где мелок бес и голос выспрен –
едва зарозовеют небеса,
ваш шаг, Дантес, уже гремит как выстрел
над речкой, где НИКТО не воскресал…

Гармония с миром и рождение Красоты в конечном счете означают и смерть Творца,
и неизбежное его воскрешение.






ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ
_________________________________________________________________________________

Современные исследователи уже вполне серьезно утверждают, что строение мира,
Вселенной по сути своей нематериально в привычном понимание нами, землянами,
материи, как видимой и осязаемой субстанции. В общем, здесь ничего необычного нет.
В детстве, когда мне объяснили, что Вселенная бесконечна с помощью очень простого
аргумента: космос, планеты, звезды, а дальше ничего нет – пустота, а что такое Пустота,
а пустота – это пространство, которое бесконечно потому, что ничего нет… Мне стало
как-то нехорошо, детский ум не может так это легко отказаться от привычного
представления о мире видимом, измеряемом и конечном.
На уроках астрономии мы уже не обращали внимания на это обстоятельство –
ну, бесконечна и пусть себе, у нас есть дела и поважнее.


А между тем представление о конечном или бесконечном мире меняет и его парадигму.
Доказать, что мир все-таки конечен невозможно, но от этой истины мои сегодняшние
оппоненты отмахиваются, как от чего-то мало значащего. В свою очередь любые
рассуждения о Боге, как Едином и безначальном как бы «свойстве» нашего мира
вызывают у них злобу и отвращение, – и в самом деле, а где же получать отпущение
грехов, Спасение (от мук), как не под епитрахилью священника, это что же такое
получается, на звезды молиться и просить, что ли?


Да нет, у звезд ты едва ли что выпросишь, если твое сознание не измениться в сторону
Любви и Добра, о чем в несколько иной форме талдычат христианские попы, но у попов
другие заботы – мощну набить, например, а касательно отпущения грехов, это никогда не
поздно будет сделать.


Ну, то, что человек грешен, про то мы знаем, но знаем мы и то, что грех его селится в его
сознании, а не в том, что он НАСТУПИЛ КОТУ НА ХВОСТ.


Я уже писал, что Сознание и его концентрация (а это подтверждают и древние,
и современные ученые) является единственным орудием и первопричиной всего сущего.
Говоря о душе, вероятно, следует говорить в первую очередь о чувствах, но одной только
«душевности» явно недостаточно – разум человеческий должен понять и подчиниться
простой истине: мир такой, каким ты его видишь и понимаешь, а ты сам такой,
какой и твой мир.






Человек и Земля, на которой он обитает – суть, часть бесконечного и единого мира.
Признав себя как неразрывную часть Бесконечного, ты и получишь то, что заслуживаешь,
– за любовь – Любовь, за озлобленность – геенну огненную, и никаких тебе чертей и прочих
сковородок, – это сказки для детей… а душа...
(или сгусток электромагнитного и информационного поля в человеке),
по-видимому, не распадается после его смерти в теле, потому и муки будут бесконечны.
Существует много разных толкований этого понятия в эзотерике, но нас более интересует

научное объяснение.

Можно взять пробы Лунного грунта, можно… да многое, что можно сделать, но если понять,
а современная наука это подтверждает, понять что атом любого вещества – это пустое
пространство, огромность которого все-таки ограничивается ничтожно малыми размерами
самого атома, а совсем не «нечто» тверже алмаза, то и наши представления о природе
вещества и материи могут измениться. Ведь трудно себе представить, что Сознание
способно воздействовать на твердую частицу, а вот если эта частица – свободное
пространство, то тут уже можно и призадуматься.


Безусловно, сталь режет сталь, и яблоко может быть сладким и сочным, да, может,
а кто бы спорил? Но если все это лишь плод нашего сознания и Сознания Вселенной,
то и само Творчество представляется уже не повторением однажды заученных правил,
а чем-то иным, возможно Прекрасным. То, что творчество, это плод нашего сознания,
как будто понимают все, здесь нет противоречий. А вот с тем, что Творчество каким-то
образом связано с единой Вселенной, и никакие догмы и приемы не помогут, коли, этой
связи не было, и нет – с этим согласится далеко не каждый, считающий себя творцом.
Значит все насмарку, все эти словари и энциклопедии, если нет чего-то б`ольшего,
которое в конечном счете все и определяет.


Бог – есть Любовь, так говорят священнослужители.Но они не могут или не хотят
объяснить, что это значит.
Любовь способна к жертвенности,
а пожертвования, тем более нарисованному ими богу,
никак не идут в разрез с интересами церковников. Мы только и слышим
о многочисленных жертвоприношениях вплоть до кровавых приношений
в жертву
собственных детей в еще дохристианском мире. А кто-нибудь сказал, что в жертву Единому
следует принести свое Сознание и свой Разум, и никакие золотые кружочки их заменить
не могут?
Нет, сначала кружочки, а мысли – мысли, это как бы само собой, без мыслей и кружочков,
поди, не принесут… Это самое слабое звено в любом эсхатологическом учении,любой
конфессии. Любовь, и любовь к Богу, и спасение души, получается, можно купить?
Ну, это вряд ли…


А какова роль информации, и что это такое? Нетрудно догадаться, что информационная  
составляющая определяет свойства любого вещества, любого предмета или живого
существа. Получается, что Информация и Сознание, способное эту информацию изменить,
вкупе являются созидающим Началом
. И никакие возражения здесь неуместны.
Резец
обрабатывает стальной вал? Да, это так, но это лишь завершающая стадия
процесса, первона
чальны все-таки вал и резец, и все предшествующее их существованию.
Против этого трудно возразить.




ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА. Да, чудотворная, можете не сомневаться.
Долгие годы я приходил в Князь-Владимирский собор в Ленинграде к иконе Божьей Матери
Казанской, чудотворной, и ведь помогала, помогала даже уверовавшему еще слепо, еще не
имеющему многолетнего молитвенного опыта – она многим помогала…


Я не достоин милости Твоей,
Пречистая Небесная Царице,
последний из последних мытарей...
и все же научи меня молиться!

Горячий воск не обожжет руки,
да не остудит душу белый ладан...
Твои шаги, Пречистая, легки
над куполами северного града.

И я молюсь, и в грудь себе бия,
я слышу, как дожди заморосили,
как дышит обнаженная земля –
больная православная Россия.

Не долюбил, не ведал, не просил
– Не попусти, Господь, недоброй воли!
Досто
йно ли, Заступнице? Прости...
«Достойно есть... воистину»... – глаголю.


Чудо, скажете? Чудес на свете не бывает, за исключением, разве, Любви и Красоты…
Сотню лет перед иконой этой молились многие тысячи людей, приносили к ней свои
беды и радости, свою благодарность и
печаль. И дело здесь не в самой Богоматери –
захотели люди – будет Вам и Матерь Божья, дело не в этом. Церковь сильна своей
соборностью.




Литургия, всенощная, акафисты и молебны всем миром (коллективом) создают биополе
очень высокой напряженности, и этот участок информационного поля входит в контакт
с информационным полем Земли и Вселенной. Это и есть Вера, а не то, что вы прочитали,
услышали и повторили, дескать, «боженька поможет»! Да нет, помогаем себе мы сами,
а вера (надежда и мечта) лишь заставляет нас на мгновение вырваться из своей оболочки
и соединиться с Единым. В этом смысле все религии, даже вера дикарей, по сути своей
одинаковы. Разделение происходит на светском уровне, религиозный фанатизм – тоже,
потому что религиозный фанатизм порождает ненависть, а для Любви места уже не остается.


Правильно говорят: намоленная икона, евангелие, молитвослов… они аккумулируют нашу
энергию, они же ее и отдают! 
Преподобный Серафим Саровский мог «говорить» даже с диким
медведем, не говоря уже об одомашненных животных, а на каком, простите, языке? Интуиция,
телепатия?
Да нет, на языке Любви.


Св. Серафим обладал сильнейшим биополем и аурой, и дикие звери понимали его мысли
без слов и сами шли к нему. Львов ведь совсем необязательно убивать, со львами можно
и ладить лучше, нежели с некоторыми двуногими, именующими себя людьми. Это очень
хорошо знают дрессировщики (укротители). Простой деревенский мужик никогда не ударит
лошадь, не обидит ни корову, ни овцу и совсем не потому, что они приносят ему какую-то
пользу, а потому, что ему с ними – жить.

(С цветами и аквариумными рыбками тоже надобно уметь жить, а не только их разглядывать).

Любовь и Красота как две сестры. Неслучайно люди спокон веков украшали храмы, ризы
и
Иконостас, золото, запах ладана… Человек изначально стремится к Красоте так же, как
он стремиться к Любви. Любовь и Красота, это тоже Информация, запечатленная на картине,
иконе...  в старом альбоме с семейными фотографиями



                                ____________________z____________________






.



Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 50
Опубликовано: 15.07.2016 в 05:46
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора






1