Что такое объективность?


Однажды, в общении с интересным и образованным собеседником, мне пришлось столкнуться с утверждением, что никакой объективности ни в чем не существует, что все наши суждения и оценки целиком субъективны. Это побудило меня рассмотреть понятие «объективности» более внимательно и применительно к разным областям жизни и знания.

1.Объективность в естественных науках.
Здесь критерием объективности является соответствие теории фактам, практическая ценность научного познания, помогающего улучшить и облегчить жизнь, а также математическая обоснованность теории. Как писал И.Кант:
«В каждой науке, собственно науки содержится столько, сколько в ней содержится математики».
Полагаю, есть основания утверждать, что естественные науки более или менее объективны.

2.Объективность в эстетических оценках.
На первый взгляд все эстетические оценки исключительно субъективны. Но только на первый взгляд. Из двух человек, потребителей культурной продукции, тот способен «объективнее» оценить, скажем, музыкальное произведение или роман, чей эмоциональный, эстетический уровень развития лучше соответствует эмоциональному уровню композитора и писателя. Миллионы людей не воспринимают классическую музыку и, соответственно, не могут ее оценить по достоинству, по причине недостаточного эстетического развития.

Из двух человек, с примерно одинаковым развитием и вкусом, тот способен лучше, «объективнее», оценить творчество писателя, композитора, кинорежиссера, кто лучше знаком с их произведениями. Одной книги, одной песни или одного фильма недостаточно для «объективной» оценки чьего – либо творчества.

3.Объективность в политике.
Здесь, полагаю, более объективно оценивать политиков и их борьбу между собой может тот человек, который сам стоит вне политики и является незаинтересованным лицом.
Такой наблюдатель способен давать более или менее точные, «объективные» оценки и характеристики политикам и их действиям. Сами участники политической борьбы по отношению друг к другу обычно совершенно необъективны.

4.Объективность в метафизике.
На мой взгляд, объективность в метафизике невозможна в принципе. Нет критериев опыта, невозможно использовать математику, а выбор философии, как справедливо писал Фихте, зависит от того, каков сам выбирающий.

5. Объективность в этических оценках.
На мой взгляд, она то и характеризует человека разумного. Подобная объективность – очень редкое качество. В ее основе лежит способность самосознания и особого рода интуиция, которую условно можно назвать нравственной интуицией. Эти качества являются врожденными, их можно развить, если они заложены в человеке, но вряд ли возможно привить воспитанием, если от природы их нет. Большинство людей, к тому же, не хотят знать о себе правду и сами от себя ее скрывают, а те, кто готов смотреть правде в глаза, часто заблуждаются относительно себя, не видят себя со стороны. Это и понятно. «Амплитуда объективности» в этических оценках может колебаться в широких пределах от людей, «которые всегда правы», то есть дураков, до гениев самопознания наподобие М.Монтеня, Дж.Кришнамурти и других.

Наверное, правильно будет сказать, что человек ни в чем не может быть АБСОЛЮТНО объективным, всегда в его оценках будет присутствовать доля субъективности. Этим и объясняются мои кавычки, при рассмотрении типов объективности. Однако и отрицать понятие объективности, полагаю, нет смысла.



Рубрика произведения: Проза -> Статья
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 65
Опубликовано: 14.07.2016 в 17:21
© Copyright: Евгений Терещенко
Просмотреть профиль автора






1