Лит. соревнования на портале ЧХА 024. Синематограф.


Лит. соревнования на портале ЧХА 024. Синематограф.
Николай Виноградов

«Удар Герметика»


Сначала читалось трудновато. А всё потому, наверное, что ум у меня много ленивее тела, и это с детства так. Всегда почему-то было легче дров напилить, наколоть, чем вникнуть в суть какой-нибудь геометрической задачи с применением тригонометрии.
Прочитав более десятка непонятных слов в самом начале текста, подумал: «Ну, Олег в своём репертуаре, блин! Если и дальше так пойдёт, то я этот рассказ дня два читать буду». На названия вообще перестал внимание обращать, всё равно не запомню. Дай Бог имена бы не путать, кто есть кто.
Это очень похоже, как я однажды сунулся ради интереса найти и прочитать научное определение судьбы. Там было написано конкретно следующее (лучше не читайте, только время зря угробите):
«Судьба — это универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью; философско-мифологич­еское­ понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии; философско-мифологич­еская­ персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космоса. Конституируется в контексте культурной доминанты детерминизма, понятого в качестве принудительной каузальности, предполагающей наличие внешней детерминанты любого процесса, артикулируемой в традиционной культуре в качестве субъекта соответствующего действия причинения...»
Там ещё продолжение было, но мне хватило и этого. «Ну ё на фиг, это научное определение судьбы! — подумал я. — Обойдусь! Судьба — она и есть судьба!»
С первых строк мой ум стенал, примерно, как и в попытке понять это определение судьбы. Мы здесь все друзья-коллеги-едино­мышленники,­ и думаю, Олег с Мананой на меня не обидятся, если скажу, что вот таким началом они рискуют потерять часть своих потенциальных читателей, как я, «ленивых умом». Таких надо брать «живьём» с первых строк. Почему бы сразу не заинтриговать меня, например, этой кровавой сценой, где богатый клиент был зарезан ножом в печень? Да ещё и прямой речью, чтоб мозги у меня вообще не напрягались. А потом постепенно, малыми дозами, мне можно было бы легко «навтулять» и все эти «пенулы» с «тогами-протекстами»­ и пр. Я сразу бы впал в гипноз от этой сцены. (Как впадал в него в свои юные годы от такого авторского приёма, например, у Луи Буссенара в «Похитителях бриллиантов»)
Но в это состояние всё-таки впал, заставив свой ленивый ум шевелиться. Геомертическая задачка легко решилась и показалась очень интересной.
Замечательный рассказ! Никто не может доказать, что всё было совсем не так, как придумали Олег с Мананой, а я настолько им поверил, что тени сомнения даже не возникло. Живо перед глазами представился весь быт жителей задворков Рима того древнего времени. Дикость и варварство! Но это было так, я верю и не сомневаюсь. Чего уж говорить о древнем Риме, когда ещё не так давно, в годы моей молодости, как поговаривали моряки, в Кейптаунском порту, выйдя в одиночку слегка «под шафе» из портовогой таверны, «при нависших сумерках» можно было легко получитить подлый удар ножом хоть в правое, хоть в левое подреберье, пропадя на чужбине ни за грош. Можно подумать: «О времена, о нравы!», но мы-то точно знаем, что времена здесь не при чём, а просто, «Бытие определяет сознание!» Где-то и в наше время люди имеют «бытие» ещё хуже, может быть, чем плебсы на задворках древнего Рима.
Вот и с ещё одной стороны нам был показан Калигула. В свою родную сестру был влюблёл до такой степени, что убил из ревности талантливого юношу, да ещё таким изощрённым «ударом Герметика»! (А как он убил его друга-напарника не сказано). Вот он каким был-то, оказывается — Гай Юлий Цезарь Август Германик, Калигула! Две тысячи лет прошло, а мир не может забыть этого человека, который за всего двадцать девять лет жизни, четыре года своего правления Римом, смог столько ужасов натворить, что до сих пор мы все содрогаемся. Больной на всю голову! Отмороженный! Потому, наверное, и смерть такую принял. Собаке собачья смерть! Таких «Калигул», правителей-тиранов, история никогда, наверное, не забудет. Историки и писатели будут добывать всё новые подробности из их жизни и сочинять романы.
Одним словом — труд достоен всяческой похвалы и по сюжету, и по художественности. Очень интересный рассказ!

«Тихоокеанские каникулы».

Ожидал услышать, как обычно, о жизни моряков торгового флота, но услышал нечто другое. Если в жанре «О жизни» качество сочинения условно можно принять за отношение количества предложений к остроте душевных чувств, вызванных у читателя по прочтении этих предложений, то в жанре «Приключения» в знаменателе, наверное, должно стоять количество интересных приключений с героями.
Как же сахалинцам не быть рыбаками, если сам остров из космоса на рыбу похож?
Бывал на Сахалине несколько раз, но всегда зимой, даже на берег не охота было сходить. Один раз довелось осенью, то ли в Корсакове, то ли в Холмске, не помню. Прифрантились все, наодеколонились, решили в кабачке посидеть. Вышли из порта, стоим на остановке, впереди огромная грязная лужа. Вдруг откуда ни возьмись такой резкий порыв, словно ветер специально эту лужу собрал и выплюнул в толпу на остановке. Такое хорошее мероприятие сорвалось! Был наслышан, конечно, о дикой, удивительной природе острова, но прочитав повесть, понял, что мало чего слышал. Много нового и интересного узнал.
Казалось бы, вот раньше Даниэлю Дефо везло, необитаемых островов тогда было полно. Сажай своего Робинзона Крузо на один из них, и все дела. А сегодня даже вшивого островка не сыщещь, где бы на них курортники дикарями не притворялись.
Не один ли это из тех трёх (или четырёх?) островов, что Япония до сих пор пытается у России назад выклянчить? Всё в этой повести имеется, и пираты «Острова Сокровищ», и Робинзон с Пятницей-Люськой, и золотые клады индейца Джо в пещере Тома Сойера с Бекки Тетчер, и счастливый конец, где добро побеждает зло.
Замечательная повесть, и сказать больше нечего! Был бы каким-нибудь редактором издательства, непременно предложил автору за неё приличный гонорар. Не знаю, к чему и придраться даже. Но нужно! А раз нужно, то попробую.
Некоторое сомнение вызвала система сигнализации. Сталистая проволочка из полевого телефонного провода натягивалась и замыкала контакты реле. Но система же не электрическая, а чисто механическая. Для чего же это реле? И потом, учитывая достаточно большое расстояние от сталистой проволоки под водой до механического колокольчика, система вряд ли бы сработала. Полевой провод должен быть проложен «внатяг», все провисы и изгибы не позволили бы при такой длине колокольчику зазвенеть. Нужна элементарная батарейка с лампочкой. Очень подробное описание системы катакомб. То вниз, то вверх, то вправо-влево. Сначала пытался мысленно представлять, а потом запутался и перестал вникать. Поверил автору на слово. Также очень подробно рассказано о дизельных движках. Сразу видно, что не юноша, а опытный механик рассказывает. А шланг от патрубка катера, что герой в озеро бросил, вряд ли без акваланга кто-то отыщет. Очень быстро как-то герой доверился незнакомым людям, дав им в руки оружие. Как знать, кем могли оказаться эти мирные туристы. Могли ненароком и себя ранить, не все же у нас такие великие знатоки оружия. Как-то поверхностно описано, а потому и не совсем понятно, на что они напоролись, то ли на мель, то ли это бревно днище вспороло. Что, так быстро судно затонуло, что и жратвы с водой не успели на плот захватить? Хотелось бы этот эпизод подробнее. Вот это поступление героя в мореходку немного не понравилось, словно по блату. Пусть бы он с этой женщиной, преподавателем математики, вновь увиделся на первой лекции в мореходке. Лично мне так было бы приятнее. Но это всё мелочи, мои личные придирки, о которых можно было бы и вовсе не говорить, не выполнял бы я здесь функцию критика. Зато моя совесть теперь чиста, хоть маленько, но покритиковал.

Фильмы по обоим этим произведениям с большим удовольствием посмотрел бы в кинотеатре. Ника или Оскар им был бы обеспечен. Голосовать не стану, остановлюсь лишь на высказывании своего мнения. Причину объяснил ранее, конкурс есть конкурс. Правила и условия были указаны ещё до его начала, и я со своим голосом кроме помех ничего хорошего не создам. Если это так принципиально, то голосую опять за ничью.

Олег Фурсин.

Доброго субботнего вечера, дамы и господа!
Спасибо за прочтение, спасибо за оценки, за похвалу и неодобрение,
за то, что интересуетесь нами и даете оценки...
Очень интересно слышать ваше мнение о том, чем мы занимаемся...
Но каждому — по ответу...

"Никто не может доказать, что всё было совсем не так, как придумали Олег с Мананой, а я настолько им поверил, что тени сомнения даже не возникло. Живо перед глазами представился весь быт жителей задворков Рима того древнего времени"...
Спасибо, Николай Николаевич! За то, что верите! За то, что рассказали об ударах под подреберья: мы о них не знали… пока не сели писать. Вдруг почему-то стало ясно, что так, а не иначе...
Чужакам везде и всюду надо быть осторожнее! "Времена всегда одинаковые", помните фразу из культового кино? Погружение в чужую жизнь всегда адреналиновое, особенно когда — в сомнительный квартал или на чужой злачный берег. А про задворки римские — читано-перечитано, тут и впрямь можете верить. Вообще, Тиберий-император, страшно боящийся заговоров, как все тираны, запрещал "едальные" места. Он ратовал за домашнюю пищу, за семейный, так сказать, уют и быт, прямо рекомендовал своим поданным питаться дома и в кругу семьи. Но он был на Капри, а Рим был у себя дома — в Риме...

Николай Николаевич Виноградов.

А почему вы так кропотливо именно Калигулу изучаете? Наш Ваня Грозный не хуже был, в юности тоже хорошо баловался, давя горожан каретой, гоняя на своей тройке по Москве. И много чего ещё «нахулиганил». Глаза выколол, например, великому архитектору, создавшему собор Василия Блаженного. Отрубил голову настоятелю Псковско-Печорского монастыря, игумену Корнилию. А Корнилий подобрал скатившуюся с плеч голову и дошёл до самого алтаря, где и упал замертво. А потом Иван Грозный раскаялся и с тех пор пытался замолить свой грех богатыми подношениями храму. Дорогу, по которой шёл игумен, прозвали с тех пор «кровавым путём» и до сих пор убирают цветами. Самого мученика Корнилия канонизировали. Чего-то ещё «нахимичил». Не он ли своего сына убил? Да мало ли в истории таких тиранов было, а вам почему-то Юлий Цезарь больше по душе.

Олег Фурсин.

Ох, Николай Николаевич, Вам почему-то при всей Вашей простоте ( о которой Вы трубите, да только я ее не найду никак, наговоры все это или выбранная роль) вечно удается задать тот самый вопрос. Не в душегубстве дело. Не душегубов описываем. Книга моя основная и любимая — та, что "нетленкой" зовется человеком творческим, пусть с насмешкой над собой, но любовно и с надеждой — о зарождении христианства. С ретроспекцией и уходом в будущее, лет этак триста отрезочек. А история, как не крути, с зарождением христианства вот просто в Рим упирается, как не крути. А Рим — это императоры. Калигула, Клавдий — императоры Рима, Элий Луций Сеян — временщик Тиберия, тоже мой основной герой, без него не было бы эпохи. Ну, и так далее. Это просто здесь вам на сайте с Калигулой "повезло", я его выдаю. А так-то их много у меня, римлян, на вас войной идет...

А почему о христианстве, я уже как-то отписывался. Есть у меня рассказ такой, "ИНВ. № 54 "называется, помнится, хвалила его Лана Гайсина, а для Вас это — рекомендация, и для меня тоже. Я там объясняю, как случилось, что вопросик этот больной для меня. Я Вас приглашаю, если интересуетесь. Он короткий, и он не исторический. Но в нем много меня.
Вы нас простите, что мы не вышли на гостиную крупной прозы пока. Оба работаем, а Манана и вовсе в Газпроме, это ответственно, ей неуютно пока и страшно, тем более, профессию на 2.5 года пришлось покинуть, она вся дерганая и нерабочая, и я теперь как без рук. Нет, без языка....
Есть надежда, что привыкнет, и получится время рабочее выкроить на все проекты...

Николай Николаевич Виноградов.

Прочитал «ИНВ. № 54». Хороший рассказчик умеет интересно рассказать даже, казалось бы на первый взгляд, совсем ни о чём. Или сразу всё обо всём, это кому как.
Я вот тоже всю жизнь атеистом прожил, но никогда не отвергающим Бога. Кем же ещё нам было быть, если пришлось пройти все стадии от октябрёнка до члена ВЛКСМ или КПСС? И все попы тогда были либо переодетыми КГБистами, либо коммунистами. А теперь вот нравятся песни иеромонаха Романа в его собственном исполнении под гитару. У него и голос отличный, и на гитаре он прекрасно аккомпанирует себе переборами.

…Без Бога нация- толпа,
Объединенная пороком.
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой
Пока не обратится к Богу...

Начало нашей эры, зарождение христианства, господство Римской Империи, всё, конечно неразрывно связано. Кажется, что в этой теме всё давным давно уже найдено, экранизировано и подробно описано, любой «читай — не хочу!». Даже с анализами и доказательствами неизбежного распада империи. Трудно, наверное, «выкапывать», что-то новое. И Калигулу не Вы первый «очеловечиваете». Только спорный это вопрос, наверное, «обелять» варвара-тирана? Пусть он и завоеватель великий, и книги даже писал, но больной же был. В наше время возомнившие себя Богом, всякие олицетворения общественных законов, в психушках неизлечимо лечатся. Там не то что Нептунов, даже простых Наполеонов, говорят, полно. Эдак в любом изверге-маниаке можно чего-нибудь человеческое «откопать».



Рубрика произведения: Проза -> Статья
Ключевые слова: Рецензия, рецензент.,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 47
Опубликовано: 13.07.2016 в 09:16
© Copyright: Олег Фурсин
Просмотреть профиль автора






1