Пенсионные страдания Российской Федерации


Шенин Игорь

ПЕНСИОННЫЕ СТРАДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



(Частный случай законотворческого маразма. И попытка его исправить.)


Кто-нибудь сегодня в здравом уме и твёрдой памяти верит в то, что нынешний закон о пенсиях является последним в череде законов, регулирующих нищенские суммы, выплачиваемые государством нашим старикам. Сколько же можно издеваться над народом? Ведь закон о пенсиях — это один из тех законов, которые должны приниматься редко и надолго. Человек на десятилетия вперёд рассчитывает свои пенсионные варианты, а власти раз за разом ставят на всех этих расчётах жирный крест. Ну нельзя же так!

Мало того, если уж стали менять пенсионные законы как перчатки, то пусть новые законы будут действовать лишь для тех людей, кто только начинает свою трудовую жизнь. Для остальных же эти законы не должны сменять друг друга, а должны действовать параллельно. То есть, если человек начал трудиться при одном пенсионном законе, то он имеет право в конце своей трудовой деятельности получать пенсию именно по этому варианту закона. И только сам человек должен решать, переходить ли ему на какой-то из более новых вариантов расчёта пенсии или нет. Только так и должно быть в нормальной стране…

Ладно, поговорим о том чуде, которое именно сегодня является нашим законом о пенсии. Кто-нибудь, без бутылки, смог разобраться в тех расчётных формулах, которые наши законописцы напичкали в его текст? А ведь это такой закон, в котором нужно уметь разбираться всем. Разве таким должен быть закон о пенсиях, закон, который в отличии от многих других, выдаваемых Думой на гора, действительно касается всех и каждого. Очевидно, что нет… Закон о пенсиях обязан быть максимально простым, а расчёт пенсии — понятным для всех.

Но нашим бюрократам лишь бы только всё запутать, чтобы люди ничего не понимали в законах и чтобы было легче их обирать, «помогая» разруливаться в ворохах входящих и исходящих бумажек. И именно при оформлении пенсий наиболее позорным образом проявляется чиновничий паразитизм. Как же они придираются к каждой закорючке! А ведь все эти бумажки заполняют не наши старики, а такие же бюрократы, только сидящие в других конторах. Молоденькая девочка из отдела кадров что-то напутала в записи в трудовой книжке, а отвечает за её ошибку ни в чём не повинный человек. Многие из таких ошибок очевидны и не требуют какого-либо подтверждения (например, нанимался на работу в ТОО, а увольнялся из ООО). Нет, надо всех стариков гнать в суд, чтобы доказывать очевидное! А некоторые пенсионеры, глядишь, и не пойдут, и их стаж уменьшится на несколько лет, и пенсия сократится на некоторую сумму. Красота!

Создаётся впечатление, что работники пенсионного фонда получают премии за каждого обманутого старика. Хотя, зная наш чиновничий аппарат, скорее можно предположить, что этих работников самих наказывают за каждого необманутого пенсионера. Позор!

Что-то надо со всем этим делать. Но помимо обозначенных выше недостатков нашей пенсионной системы, есть ещё один (не такой очевидный), о котором также хотелось бы немного поговорить.

Сегодня величина пенсии как бы зависит от времени трудового стажа человека и размера его заработной платы (прямо скажем, зависит мало, так как сами пенсии маленькие). Правильно ли это? Если к трудовому стажу никаких претензий нет, тут всё закономерно (чем дольше работал на благо общества, тем больше должна быть и пенсия), то вот с зарплатой не всё так очевидно.

Обществу необходимы представители разных профессий: нужны академики и нужны доярки, нужны космонавты и нужны дворники… И с этим, похоже, никто и ничто не спорит. Никто и ничто, но только не закон о пенсии. Этот закон ущемляет права людей с более низким заработком, как будто они не занимались всю свою жизнь нужным для страны делом. При этом, если государство почему-либо более высоко ценит труд академика, чем труд доярки, то оно и платит академику много больше. И ничто не мешает тому же академику отложить излишки средств на благополучную старость.

Почему власти всё же делают пенсии зависимыми от зарплаты? Здесь, наверное, работают два момента. Первый, с большой заработной платы отчисляются и большие суммы в пенсионный фонд, поэтому вроде как будет справедливо, если человеку, которому начисляется солидная зарплата, впоследствии дадут и солидную пенсию. Второй момент, человек привык жить богато, а с выходом на пенсию у него снизится доход до уровня «обычного» россиянина, и ему это не по нраву.

Что можно сказать про эти два «момента»? Первое, повышенные (заметьте, не в процентах, а в абсолютных цифрах) отчисления в государственный пенсионный фонд надо воспринимать как некий социальный налог (тем более, что у нас нет прогрессивного налогообложения). Второе, человек с большими доходами (в отличие от работника с маленькой зарплатой) имеет возможность самостоятельно перечислять некоторые дополнительные суммы в различные пенсионные фонды. И в этом случае у состоятельного человека впоследствии будет более высокая, чем у других людей, пенсия.

Таким образом, пенсии вполне можно начислять с учётом только трудового стажа пенсионера, исключив из расчётов его былые заработки (хотя в конце этой статьи, в качестве альтернативы, приведён и вариант начисления пенсий, учитывающий заработную плату). Здесь мне могут возразить, что такая частичная «уравниловка» в пенсиях приведёт к серым зарплатам, ведь наши власти зависимость пенсии от заработка почему-то считают эффективным средством в борьбе с зарплатами в конвертах. Наивные! Есть более лучшие методы лечения этой болезни. Вот один из них, пользуйтесь на здоровье.

Ввести уголовную ответственность за серую зарплату (уклонение от налогов как-никак), и за это преступление применять наказание в виде конфискации предприятия (с посадкой «бизнесмена» или без таковой). Но это только половина дела. Человеку, сообщившему о правонарушении и, по возможности, помогшего с помощью соответствующих оперативных мероприятий изобличить преступника, должно полагаться денежное вознаграждение в размере умноженной на двести его официальной зарплаты (выплачивает государство из средств, полученных от продажи таких предприятий). Даже если, к примеру, это будет смешная сумма в 7500 рублей в месяц (МРОТ сегодня), то при умножении на 200 она превратится в полтора миллиона. Солидная прибавка!  И заметьте, двести МРОТ — это во всех случаях наименьшая выплачиваемая сумма. При таком раскладе любой бизнесмен, желающий практиковать зарплаты в конвертах, должен быть на сто процентов уверен в каждом своём сотруднике, что он его не сдаст. А это нереально!

Итак, при умной работе властей исключение заработка при подсчёте пенсий не приведёт к серым зарплатам. Также при умном распоряжении деньгами людьми с большими доходами исключение заработка при подсчёте пенсий не ударит по их благосостоянию в старости. А городить весь огород только из-за мизерных зарплат простых работяг не имеет смысла. Здесь же необходимо вспомнить и про то, какие порой возникают сложности у наших стариков с доказательством величин своих былых зарплат…

С учётом всего вышесказанного можно предложить следующий вариант трудовой пенсии по старости.

Пусть пенсия состоит из трёх частей: социальная по возрасту (Пв); трудовая (Пт), зависящая только от стажа; и страховая (Пс), определяемая добровольными взносами в те или иные пенсионные фонды.

Первая часть (Пв). С наступлением пенсионного возраста (сейчас это 55 и 60 лет) каждый гражданин России должен получать социальную пенсию, равную прожиточному минимуму для этого возраста и конкретного региона, где живёт пенсионер. Если сегодня государство не может столько выплачивать, то пусть пока платит хотя бы часть, но пообещает, что когда экономика улучшится (если это когда-нибудь вообще с нами произойдёт), то выплачивать дожившим до пенсии старикам будут полную сумму. Для этой составляющей пенсии можно, на всякий случай, ввести ценз оседлости в десять лет пребывания в нашей стране, а также и другие ограничения, например, на наличие минимального трудового стажа (пять или десять лет).

Вторая часть (Пт). Когда человек имеет трудовой стаж (хотя бы один год), то он получает трудовую пенсию. За каждый полный год трудового стажа начисляется доля от прожиточного минимума (М). Например, если это будет 1/20 (другими словами, действующий прожиточный минимум для пенсионеров в данном регионе надо умножить на 0,05), то за 20 лет стажа трудовая составляющая пенсии будет равна прожиточному минимуму, а за 40 лет — соответственно в два раза больше. Для произвольного же числа лет (Л) стажа применяется формула:

Пт = Л*М*0,05

Просто и ясно! Конечно, сегодня власти множитель 0,05 не примут, но пусть, как и в случае с социальной частью, пообещают со временем данный множитель увеличивать.

Третья часть (Пс). Если человек добровольно делал взносы в какой-либо пенсионный фонд (или ещё куда-либо), то он, естественно, получает страховую пенсию (с того возраста, который прописан в условиях договора). Таким образом, люди с большими доходами, в отличие от остальных, имеют возможность заранее побеспокоиться о своём благосостоянии в старости.

Вот и все основные моменты. Что ещё можно к ним добавить? Пройдёмся тезисно по некоторым нюансам применения этого закона.

Платить старикам, проработавшим на страну полжизни, меньше прожиточного минимума — безнравственно. Чтобы этого не допустить, первые две части пенсии (Пв + Пт) пожилому человеку, имеющему хотя бы двадцать лет трудового стажа, не должны в сумме давать меньше прожиточного минимума.

Женщинам (одному из родителей) за каждого рождённого и воспитанного ребёнка обязательно нужно засчитывать определённый трудовой стаж. К примеру, если вырос нормальный человек, то женщине при достижении ею пенсионного возраста набавляют несколько (где-то от 5 до 10) лет стажа. Если же вырос неблагополучный человек (серьёзная судимость, вконец сколовшийся, спившийся и т. д.) или же, увы, ребёнок погиб по родительскому недосмотру, то женщине в таком случае ничего не полагается.

Есть перечень профессий (например, шахтёры), категория территорий (север) и событий (военные действия), когда за год работы надо давать больший срок трудового стажа. Мало того, для некоторых профессий (пожарники, балерины) необходимо уменьшение возраста начала выплаты трудовой составляющей пенсии. Хотя для этой категории работников можно применить и иной вариант. Какой?

Итак, грубо говоря, мы не можем требовать от балерины до 55 лет крутиться на пуантах. И здесь нам в состоянии помочь профессиональные (корпоративные) пенсионные фонды. Другими словами, мы опять будем иметь дело с рассмотренной выше третьей (страховой) частью пенсии, которая, как говорилось, может предполагать выплату с любого возраста. Такие пенсии могут быть или пожизненными, или выплачиваться до наступления общего пенсионного возраста (то есть до 55 или 60 лет) — всё зависит от вида страхования.

Другие социальные пенсии (по инвалидности, по утере кормильца…) при достижении человеком пенсионного возраста заменяются на общую социальную, если последняя выше.

Платить ли пенсию работающим пенсионерам? Самый выгодный для государства вариант — это не платить. И, соответственно, можно подумать, что самый невыгодный вариант — это, наоборот, платить. Но это ошибка, так как самый невыгодный вариант — платить пенсию неработающим пенсионерам. Таким образом, отказываясь платить пенсию работающим пенсионерам, государство часто в замен получает самый невыгодный вариант из трёх имеющихся: не платить работающим пенсионерам, платить работающим, платить неработающим.

Закон о пенсии должен быть единым для всех. Да-да, и для «слуг народа» тоже! Если же эти «слуги» хотят себе особо больших пенсий, то пусть создают свой корпоративный пенсионный фонд.

Некоторые, не будем показывать на них пальцем, ратуют за повышение пенсионного возраста, и даже решили начать с себя любимых. Что за смех? Этих деятелей поганой метлой не выгонишь с их насиженных кресел, они готовы сидеть в них до гробовой доски. А вот если послать этих же самых деятелей к станку на завод или на трактор в поле, то после первого же рабочего дня они запоют совсем другие песни…

Наконец, если всё же хочется при начислении пенсий учитывать ещё и зарплату, то, дабы избежать подсчёт жалких копеек у тех, кто не имел существенных доходов, стоит ввести такой учёт только для людей, которые эти существенные доходы имели. Итак, если за расчётный период (например, пять календарных лет подряд) средний доход (Д) в месяц какого-нибудь пенсионера составлял более пяти МРОТ (минимальный размер (Р) оплаты труда, который сегодня равен 7500 рублей, а во времена СССР, если не изменяет память, Р = 70), то трудовая часть его пенсии (Пт), подсчитанная по формуле в начале статьи, умножается на коэффициент (К). Данный коэффициент вычисляется следующим образом: средний доход делится на пять МРОТ (МРОТ, естественно, тех лет).

К = Д/(5*Р)

Наконец, если всё-таки есть зуд считать доходы поголовно у всех пенсионеров, то упомянутый коэффициент К придётся определять по другому: в знаменателе всё те же пять МРОТ, а в числителе к средней зарплате ещё прибавлять четыре МРОТ.

К = (Д + 4*Р)/(5*Р)

Здесь можно ввести и ограничения, к примеру, когда общий трудовой стаж меньше десяти лет, то К = 1. Хотя, ещё раз подчеркнём, лучше бы все эти зарплаты вообще не учитывать…

Подведём итог сказанному. Нынешний закон о пенсиях на полном основании можно признать образчиком бюрократической мысли, доведённой до абсурда. Если же всё-таки власти решат оставить это недоразумение в силе, то пусть хотя бы перестанут издеваться над стариками, придираясь к мелким недочётам в их бумажках. Пусть дадут возможность пожилым людям, пережившим несколько пенсионных законов, право выбора того из них, по какому они будут получать свою пенсию. Однако самым лучшим подарком народу от власти станет отмена этого законотворческого чуда.


Шенин Игорь Александрович
http://www.litprichal.ru/users/peshehod/
10 июля 2016



Рубрика произведения: Проза -> Статья
Ключевые слова: пенсия, закон,
Количество рецензий: 0
Количество просмотров: 36
Опубликовано: 10.07.2016 в 18:46






1